ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
13 января 2018 г.

Пословицы как отражение христианских заповедей и евангельских изречений

Чёрный Роман Сергеевич, 10 класс, МБОУ «Средняя школа № 21», город Нижневартовск, Тюменская область, Россия

Научный руководитель: Винтоняк Елена Викторовна, учитель английского языка, МБОУ «Средняя школа № 21», город Нижневартовск, Тюменская область, Россия

 

Пословицы как отражение христианских заповедей и евангельских изречений

Пословицы как отражение христианских заповедей и евангельских изречений

      I. Теоретическая часть.

1.1.Главные ориентиры христианской жизни.

Основы христианской жизни усваивались русским народом в процессе христианизации. Священное Писание и Православная культура формировали не только религиозное, но и обыденное сознание русского народа, побуждали к осмыслению бытия в категориях добра и зла, истины и заблуждения, правды и лжи, греха и праведности.

 Согласно христианскому  учению настоящая христианская жизнь может быть только у того, кто имеет в себе веру во Христа и старается жить по этой вере. Добрые дела  есть выражение любви к Богу и ближнему, а любовь есть основание всей христианской жизни. Человек получил от Бога особые средства для того, чтобы различать добрые дела и злые. Средства эти: совесть – закон Божий внутренний и заповеди Божии. Заповеди Божии даны были в Ветхом завете (их подробное описание в практической части данной исследовательской работы).

 Суть христианской веры для человека кратко и ясно выражена в  десяти Божьих заповедях [Исход,20] - главных христианских наставлениях, легших в основу христианской жизни. На вопрос одного юноши: « Что мне сделать доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» - Спаситель  прямо говорит: «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» [Евангелие от Матфея19,16] Более того в Новом Завете Христос учит исполнять эти заповеди гораздо совершеннее, чем их понимали до Него.Господь призывает верующих избегать нарушения заповедей не только делом, но и в мыслях и желаниях, требуя чистоты сердца.

 В Евангелии (Новом Завете)  на вопрос о том, какая заповедь  больше всех в законе Иисус  говорит: « Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душою твоею и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая  подобная ей: возлюби ближнего твоего как самого себя. На этих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» [Евангелие от Матфея22, 35]. Это значит: все заповеди закона говорят нам о любви. Если бы мы имели в себе такую любовь, то не могли бы нарушить все остальные заповеди, т.к. все они есть отдельные части главной заповеди Иисуса Христа – любовь к Богу и ближнему.

Святой Апостол Иоан Богослов разъясняет: «Кто говорит: «Я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит».  Таким образом, любовь к Богу и ближнему - это главные ориентиры христианской жизни.

1.2.Культурологический взгляд на пословицы в контексте христианской веры.

Культура русского народа неразрывно связана со Священным Писанием.  Усвоение русскими христианской догматики существенно изменило ценностную систему и оценку различных жизненных ситуаций, что приводило к появлению пословиц соответствующего содержания. На обилие русских пословиц библейского содержания указывают многие исследователи. "Христианское мировоззрение, - пишет А.А.Коринфский в книге "Народная Русь", - нашло слишком много родственного в русском народе и быстро приросло к его стихийной душе… ".

Тексты, входящие в Священное Писание оказали огромное влияние на культуру и духовную жизнь русского человека. Перевод Евангелий, выполненный в IХ в. Кириллом и Мефодием, а затем и всей Библии, преобразил образ славянской мысли. Осуждение греховного поведения людей (злопамятности и мстительности,  осуждения, жадности и сребролюбия, гордости и высокомерия), а также восхваление добродетелей (умеренность в поступках и желаниях, незлобие и др.) содержится во многих  пословицах библейского происхождения.  Тематика пословиц этого типа разнообразна, как разнообразна тематика книг Ветхого и Нового заветов. Каждая такая пословица,  как сжатая иллюстрация основ христианской жизни. В русском пословичном фонде пословиц на тему десяти заповедей чрезвычайно много. Выражая христианское понимание добра и зла, большинство из них передают смысл той или иной заповеди: Сгубить легко, да душе каково. // Воровство - последнее ремесло. // Где любовь, там и свет. // С богом пойдешь - к добру путь найдёшь. Под влиянием христианской веры существенно меняется народное представление о смерти и загробной жизни. По Библии, верующим вХриста и соблюдающим его заповеди даруется вечная жизнь. Для праведников открываются врата райского блаженства, для грешников же уготованы муки ада. Эта мысль проводится во многих народных пословицах: Смерть - душе простор. //Каково житье, таково и на том свете бытье.

Важная христианская идея пословиц - смирение. Призывом сохранять внутреннее смирение, а значит, сохранять гармонию с внешним миром звучат многие народные пословицы: Терпение и труд всё перетрут. // Кто живёт тихо,тот не увидит лиха.// Кроткое слово гнев побеждает.//Смирение - молодцу (девушке) ожерелье.// Покорную голову и меч не сечёт.// Смиренный духом - не унывает.

Большое количество пословиц, в которых обозначаемые  ситуации оцениваются с позиций христианской веры, говорит о том, что ко времени широкого употребления  этих пословиц христианская культура стала нормой народной жизни. Мудрые изречения пословиц воздействовали на чувства, сознание и поведение человека, формировали его нравственную культуру. Содержащиеся в этих пословицах суждения могли формироваться  в народе самостоятельно, исходя из жизненных наблюдений без опоры на библейский текст. Подобным житейским наблюдениям народ находил в Библии лишь подтверждение.  Само наличие таких смысловых совпадений говорит о близости христианских идей народному духу, народной мудрости, отражаемой в пословицах.

2. Практическая часть

2.1. Пословицы как  иносказательное выражение христианских заповедей.

В русском пословичном фонде пословиц на тему десяти заповедей чрезвычайно много. Каждая такая пословица,  как сжатая иллюстрация основ христианской жизни. Раскроем смысл десяти  заповедей, данных через пророка Моисея и записанных в Ветхом Завете, а затем, соотнесём их с той или иной пословицей (полный  перечень пословиц  размещён в приложении).

1-я заповедь: «Я Господь, Бог твой: да не будет у тебя других богов, кроме Меня».Эта заповедь повелевает любить Бога больше всего и кроме Него, Творца всего мира, не воздавать никому Божеской почести. Святых угодников Божиих следует тоже почитать, но не так, как Самого Бога, а как людей более угодных Богу, как молитвенников и заступников  наших  перед Ним.

 Пословицы:  Жить – Богу служить.// Милостив Бог, а я по его милости, не убог.// Ни отец до детей, как Бог до людей.// От бога отказаться - к сатане пристать.

 2-я заповедь: «Не сотвори себе кумира (идола) и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им». Так как в мире всё сотворено Богом, то Ему одному следует поклоняться. Делать идолов и поклоняться всему тому, что сотворил сам Бог, не следует. Эта заповедь предполагает также то, что человек не должен служить своим греховным страстям как идолам: чревоугодию, сребролюбию, гордости, тщеславию и т.д. Гордый человек из самого себя делает идола.

  Пословицы : Глупая баба и песту молится.//Свободный человек ничего не боится.//Умеренность - мать здоровья.

3-я заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно». Третьей заповедью запрещается произносить имя Божие напрасно, без должного благоговения (в пустых разговорах, шутках, играх).Эта заповедь запрещает такие  грехи как божба, т.е. легкомысленное употребление клятвы в обычных разговорах, богохульство- дерзкие слова против Бога, кощунство, когда о священных предметах говорят шутя или насмехаясь, нарушение обетов, данных Богу.  Кроме того, эта заповедь учит бережному и внимательному отношению ко всем своим словам. 

Пословицы: Кто Бога всуе призывает, всуе свой век проживает.// Блюди хлеб на обед, а слово на ответ.

 4-я заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его (т.е. проводить его свято): Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя... Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его». Эта заповедь предполагает то, что всю неделю, кроме седьмого дня, человек должен добросовестно работать, а в воскресенье - особо послужить Богу добрыми делами и молитвой. Под именем седьмого дня нужно подразумевать не только воскресный день, но и другие праздники установленные Церковью, как и в Ветхом Завете под именем субботы разумелись святые праздники. В Ветхом Завете седьмой день – суббота. В Новом Завете, со времён  святых апостолов, стал праздноваться первый день недели, воскресение - в воспоминание  Воскресения Христова.

Интерпретацией этой заповеди, являются такие пословицы, как: Богу молись, а сам трудись.// Не хлебом живы, молитвою. //Кто от своего труда питается, тот каждый день причащается.

5-я заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, да благо тебе будет, и чтобы продлились дни твои на земле». Почитать родителей значит : любить их, быть почтительными, не оскорблять их ни словами ,ни поступками, слушаться их, помогать. Заботиться, когда они находятся в нужде, болезни и старости, также молиться за них Богу как при жизни их, так и по смерти.

Уважение, и любовь к родителям раскрываются в следующих  пословицах: Живы родители — почитай, померли — поминай.//. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.// Нет родителей - нет покровителей.

6-я заповедь: «Не убивай». Эта заповедь гласит о том, что человеческая жизнь – величайший  дар Божий, и только Бог волен решать, кому это дар дать, а у кого забрать. Человек  виновен в убийстве и тогда, когда сам не убивает, но способствует убийству. Самый страшный из всех грехов против шестой заповеди – самоубийство, так как исключает возможность покаяния. Грешит против шестой заповеди тот, кто питает к другим ненависть, зависть и злобу, заводит ссоры и драки, огорчает других. Евангельский закон Христов говорит: «Всякий ненавидящий брата (ближнего) своего, есть человекоубийца»  [Евангелие от Иоанна 3,5]. Эту заповедь иносказательно выражают пословицы: Сгубить легко, да душе каково.// Удавился, так сатане обручился.//На убийце кровь, кровь пути кажет.

 7-я заповедь: «Не прелюбодействуй». Заповедь предполагает чистоту, верность и любовь между людьми, состоящими в законном браке. Неженатым же Бог повелевает соблюдать чистоту мыслей и желаний – быть целомудренным в делах и словах, избегать соблазнительных зрелищ, безнравственных книг, картин и т.д.  

 Эта заповедь была укоренена в русской культуре, свидетельством чего можно считать целый ряд существующих пословиц: Выбирай жену на целый век.//Где любовь, там и свет.//Любящих и бог любит.//Муж и жена - одно дело, один дух, одно тело.

8-я заповедь: «Не кради». Эта заповедь запрещает кражу как явную, так и тайную: воровство, грабёж, тунеядство и требует неукоснительной честности в самых незначительных житейских делах. Говорит о том, что всякая попытка извлечь выгоду за счёт кого-то, также является грехом.

Доказательством того, что воровство порицалось в русской культуре,  служат пословицы: Без спроса взял, да не сказал - так украл.// Воровство - последнее ремесло.// Вор ворует, а мир горюет. Чтобы не грешить против этой заповеди, нужно любить другого, как самого себя, и не делать другим  того, чего сам себе не желаешь.

9-я заповедь: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». Девятой заповедью Господь Бог запрещает говорить ложь о другом человеке и вообще всякую ложь, наговаривать, сплетничать, злословить, клеветать.  Также не следует укорять и осуждать других, если мы не призваны к этому по своему положению и должности.  «Не судите, да не судимы будете» – говорит Спаситель. Согласно  этой заповеди, не  осуждением, не укоризною или насмешками исправляется ближний, а любовью, терпением, снисходительностью и добрым советом. Надо также всегда помнить, что каждый из нас имеет довольно много важных слабостей и недостатков. Иносказательное выражение этой заповеди находим в пословицах:  Лихо будет тому, кто неправду делает кому.// Раз солгал, а на век лгуном стал.//Кто вчера соврал, тому и завтра не поверят.

10-я заповедь: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни села его,  ни раба его … ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего». Грех против этой заповеди называется завистью. Десятая заповедь призывает христиан всегда быть довольными  тем, что имеют, благодарить за это Бога, а чужого никогда не желать и не завидовать тому, кто живёт в большем достатке.

Отражением этой заповеди служат такие пословицы: Кто чужого желает, скоро свое потеряет. //Злой плачет от зависти, а добрый от радости.//  В чужих руках пирог велик и др.

Как видим, в русском языке есть много пословиц, передающих основной смысл христианских заповедей. Каждая такая пословица,  как сжатая иллюстрация основ христианской жизни.

2.2.Иллюстрации евангельских изречений в пословицах.

Особенно близки пословицам мудрые библейские изречения.  Рассмотрим  несколько примеров, демонстрирующих точность и выразительность  пословиц  в  интерпретации некоторых цитат из  Нового Завета. Изречению  «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» [Евангелие от Иоанна 15,13]  близки по смыслу пословицы: Сам погибай, а друга выручай.// Друзья познаются в беде.//Товарищ за товарища в огонь бросится.// Где дружбой дорожат – там враги дрожат. Смысл изречения "Не судите по наружности" [Евангелие от Иоанна 7,24]  передают пословицы: Не все, что серо, волк.//  Не все то-золото, что блестит. // С виду - малина, а раскусишь - мякина и др.

Выраженное в пословицах народное понимание христианских истин почти не отличается от библейской трактовки. Например, слова Иисуса во время его искушения дьяволом: «Ни хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих»  [Евангелие от Матфея 4,4 ] нашли отражение в пословице: Не хлебом живы, молитвою. Данная пословица абсолютно  точно передаёт глубокий смысл слов Спасителя: чтобы быть по – настоящему живым, человеку нужно иметь связь с источником жизни, которым является Бог. И душа человека живёт, пока сохраняет эту связь.

В русском языке есть масса пословиц, передающих смысл библейского изречения из Нового  Завета «Вынь сначала бревно из глаза своего и увидишь, как достать сучок из глаза брата своего» [Евангелие от Матфея 7,3] (выдержка из Нагорной проповеди Иисуса Христа, обращённой к его ученикам и людям, которые ходили за ним): В  своём  глазу бревна не видит, а в чужом соринку разглядит.// В чужом глазу сучок велик. // В чужих руках ломоть велик. Изречение « Не судите и не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы»[Евангелие от Матфея 7,2],очень популярное в народе, отражают пословицы:  Без рассуждения не твори осуждения //  В мыслях неправых не жди советов здравых. Слова Христа «Затвори дверь твою, помолись Отцу твоему... и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» [Евангелие от Матфея 6,6]  абсолютно точно передаёт пословица: Молись втайне – воздастся въяве.

Удивительные по своей образности, точности мысли и выразительности пословицы: От худого семени не жди доброго племени.// Худое дерево с корнем вон. Они иллюстрируют цитаты из Священного Писания:  «Всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» [Евангелие от Матфея 7,17];  «Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь» [Евангелие от Матфея 7,19]. Смысл изречения «Ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано» [Евангелие от Матфея 10,26] очень точно передают пословицы: Шила в мешке не утаишь. //Все тайное становится явным.

 Как видим, в русском пословичном фонде пословицы, восходящие к библейским текстам, образуют обширный слой, помогают лучше понять  основы христианской жизни, а также получить более полное представление о духовном наследии русского народа.

Пословицы, отражающие христианские ценности являются средством приобщения к богатствам Православной культуры. Иносказательно выражая христианское мировоззрение, они направляют к Истине, учат подлинной любви к ближнему, сопротивлению злу в делах, словах и мыслях, помогают осознать,  что морально-нравственные принципы «не лги»,«не кради», «не завидуй», «чти отца и мать» только тогда будут понятны, когда мы на деле, а не только словом будем стараться их выполнять.

Считаем, что задачи исследовательской работы выполнены, цели достигнуты, гипотеза доказана. 

В перспективе планируем расширить  и дополнить данную работу, включив вопросы изучения крылатых слов, выражений и поговорок из евангельских притч.

                                                                        Список литературы

1.Даль В.И.Филиппов А.Н. - 1000 русских пословиц  и поговорок. //Источник информации - Электронная библиотека - http://profilib.com/chtenie/130994/vladimir-dal-1000-russkikh-poslovits

2.Занглигер В. Ф. Автореферат диссертации на соискание ученой степени « Русские пословицы и их отбор для активного усвоения студентами-русистами болгарских вузов», София, 2005//Источник информации - http://cheloveknauka.com/

3.КоринфскийА.А. «Народная Русь»//Источник информации -Электронная библиотека-            http://www.booksite.ru/fulltext/kor/inp/hsky/index.htm

4.Ляцкий Е.Э. О пословицах и поговорках.//Источник информации -http://www.kostyor.ru/student/?n=181

5. Протоиерей Серафим Слободской. Руководство для семьи и школы «Закон Божий».-  Санкт-Петербург: Издательство «Сатись», 2013.

6.Панькова И. И., Райчева А. В.Программа факультатива«Русь святая в пословицах и поговорках».Пояснительная записка.Источник информации -http://pandia.ru/text/78/245/28778.php

  Пословицы как  иносказательное выражение христианских заповедей.

1-я заповедь: «Я Господь, Бог твой: да не будет у тебя других богов, кроме Меня».

Жить – Богу служить.

Кто и в счастье и в горе о Боге помнит, того ни одна беда не сломит.

От бога отказаться - к сатане пристать.

Во зле жить - по миру ходить. Где любовь, тут и Бог; Милостив Бог, а я по его милости, не убог.

Ни отец до детей, как Бог до людей.

Всяк про себя, а Господь про всех.

С Богом пойдешь – до блага дойдешь.

Под Богом ходишь – Божью волю носишь.

Все в мире творится не нашим умом, а Божьим судом.

Тот не унывает, кто на Бога уповает.

Человек ходит, Бог водит.

Кто любит Бога добра получит много.

 2-я заповедь: «Не сотвори себе кумира (идола) и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им».

Глупая баба и песту молится.

Свободный человек ничего не боится.

Умеренность - мать здоровья.

Кто вино любит, тот себя губит.

Курильщики – сами себе могильщики.

Счастлив тот, кто водку не пьёт.

 

Табак и вино с пьяницей заодно.

Коли ешь всё подряд, еда – яд.

Хорошего понемножку, сладкого недосыта.

Сладко есть и пить – себе вредить.

Хлеб да вода - здоровая еда.

Богатством в рай не взойдёшь.

Смирение - молодцу (девушке) ожерелье

      3-я заповедь:«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно».

 

Кто Бога всуе призывает, всуе свой век проживает.

Давши слово, держись.

Ради красного словца не пожалеешь отца.

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

Худые речи слушать неча.

От того, кто сквернословит, здоровье уходит.

Что написано пером, того не вырубишь топором.

Немного слов, да много дела.

Блюди хлеб на обед, а слово на ответ.

Думай дважды, говори раз.

Меньше говорить – меньше греха.

Язык до добра не доведет. Язык мой – враг мой.

Не спеши языком, торопись делом

 4-я заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его (т.е. проводить его свято): Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя... Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его».

 Седьмой день не забывай -  Богу посвящай.

Богу молись, а сам трудись.

Не хлебом живы, молитвою.

Живи - не тужи, добрыми делами Богу служи. 

 

Кто от своего труда питается, тот каждый день причащается.

Труд человека кормит, а лень портит.

Без труда и отдых не сладок.

Без дела жить - только небо коптить

 5-я заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, да благо тебе будет, и чтобы продлились дни твои на земле».

Живы родители — почитай, померли — поминай.

  Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.

Мать — святыня, с ней не спорят.

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает. 

 Нет родителей - нет покровителей

.

 На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.

Ближе матери друга нет.

Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит.

Дитя хоть криво, да отцу, матери мило.

Поперёк батьки  в пекло не суйся.

Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.

Нет родителей - нет покровителей

  6-я заповедь: «Не убивай».

Сгубить легко, да душе каково.

Во зле жить - по миру ходить.

Кто гнев свой одолевает, тот крепок бывает.

Сгубить легко, да душе каково?

И муху убить, так руки умыть.

Удавился, так сатане обручился.

На убийце кровь, кровь пути кажет.

Кто людям зла желает, тот болезни на себя навлекает.

Зол и нравом горяч – не поможет врач.

 Каменному сердцу здоровым не быть.

7-я заповедь: «Не прелюбодействуй».

Выбирай жену на целый век.

Где любовь, там и свет.

Любящих и бог любит.

Муж и жена - одно дело, один дух, одно тело.

Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

 

Где любовь да совет, там и горя нет.

У кого нет жены, у того нет близкого.

С милым мужем и зимой не стужа.

Сварливая жена - в доме пожар.

Не мил и свет, коли  милого нет.

Любовь не знает мести, а дружба — лести.

 

8-я заповедь: «Не кради».

  Без спроса взял, да не сказал - так украл.

Воровство - последнее ремесло. 

Не украл, так взял, а вором стал.

Вор ворует, а мир горюет.

Украсть - в беду попасть.

Заработанный сухарь краденого пирога дороже.

Украдено мудрено, да будет найдено.

Украдешь песчинку - заплатишь полтинку.

Сколько вору ни воровать, кнута не миновать.

На воре шапка горит.

Лучше отдавать, чем брать.

Будь беден, да честен.

 9-я заповедь: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».

 Раз солгал, а на век лгуном стал.

Кто вчера соврал, тому и завтра не поверят.

Кто не врет, тот спокойно живет.

Лжецу и в правде не верят.

Меньше врется - спокойней живется.

 

Лжец - всегда неверный друг, обожжет тебя вокруг.

Неправдой не проживешь.

Лихо будет тому, кто неправду делает кому.

Где нет правды, там и добра нет. 

Тому худа не отбыть, кто привык неправдой жить.

 10-я заповедь: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни села его,  ни раба его …  ничего, что у ближнего твоего».   

Кто чужого желает, скоро свое потеряет.

Злой плачет от зависти, а добрый от радости. 

В чужих руках пирог велик, а как нам достанется, мал покажется.

На чужую кучу нечего глаза пучить.

На чужой каравай рот не разевай.

Любит кричать воробей, что его соловьи затерли, а сам от зависти чирикать разучился.

Завистнику и курица соседа гусыней кажется.

Завистливый злее волка голодного.

Добрая слава лучше богатства.

Не коси глаз на чужой квас.

         

 

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину