Оразаева Айнур Алтынгазыновна, преподаватель по классу фортепиано. КГКП "Дворец творчества школьников", Казахстан, Восточно-казахстанская область, Кокпектинский район, с.Кокпекты
Эссе "Профессия - преподаватель по классу фортепиано и музыкальный руководитель"
Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку.
Что такое - эта музыка?
Расскажите мне скорей.
Птичьи трели - это музыка,
И капели - это музыка,
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей.
Видишь, лист кленовый кружится,
Тихо кружится под музыку.
Видишь, тучка в небе хмурится -
Будет музыка дождя.
И у ветра, и у солнышка,
И у тучки, и у дождика,
И у маленького зернышка
Тоже музыка своя.
Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку.
Своё сочинение хочу начать со строк «Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка» -писал выдающийся педагог В.Сухомлинский
Моя профессия –это преподаватель фортепиано и музыкальный руководитель. Звучит сухо, бездушно, однолико, однако копните глубже и вы узнаете, что в этих двух словах кроется истина. «Музыкальный» - прекрасный, чувственный, ласковый, игривый. «Преподаватель» - подающий руку незнающему, боящемуся, и ведущий в новое, неизведанное, прекрасное. Мы дарим свет. Учим любить, понимать, сопереживать, чувствовать. Таким образом, мы, музыканты, создаем гармоничную личность, которая в будущем всегда будет находить выход из любой ситуации с достоинством, честью. Мы окрыляем, даем возможность взлететь над миром и увидеть всю красоту мироздания. Конечно, не в буквальном смысле. Нами руководит музыка…
Когда-то, 35 лет назад, мама привела меня в музыкальную школу. Что это такое, я не знала. Знала только, что меня будут учить музыке. Это был новый для меня мир. Мир чудес, волшебства, сказочных превращений. Я научилась чувствовать окружающее меня мироздание, не просто видеть, осязать, но и чувствовать внутри себя, пропуская через сердце и душу. Я научилась сливаться с музыкой. Немного повзрослев, я поняла, что музыка – это возможность проанализировать некоторые ситуации с точки зрения прекрасного, неповторимого.
Прошли года, и судьба привела меня в стены детского сада «Шуақты Шұғыла». И жизнь приобрела новый смысл! Начался новый этап. Этап становления меня как волшебника, дарящего детям сказку. В первый же день, видя восторженные глаза малышей, я поняла, что не имею права обмануть надежды этих преданных созданий, всецело верящих взрослому человеку.
В моей профессии соединены воедино два больших чуда - дети и музыка. Есть ли профессия лучше?
От меня зависит поможет ли музыка развивать лучшие качества дошкольников, душевную чуткость, доброту, восприимчивость к прекрасному. Робко и неуверенно знакомятся малыши с музыкой. Кто-то зовет маму, кто-то плачет, а через пару минут уже улыбаются сквозь не просохшие слёзы, весело смеются, повторяя за мной ладушки, ладошки хлоп. Я вижу, как под моим влиянием музыкальных занятий, развивается личность ребенка, певческие и двигательные навыки, улучшается память и внимание.
Мои малыши растут и моё профессиональное мастерство растет вместе с ними, благодаря музыке и моим малышам во мне не исчезает способность смотреть на мир глазами ребенка. Какая это благодарная профессия – музыкальный руководитель. С радостью и гордостью я смотрю на детей старшей группы, как они четко двигаются под ритм марша, как звонко и весело поют песни, а самое главное музыка стала их частью жизни. Я научила чувствовать красоту и гармонию мира. Я воспитываю разностороннюю личность, умеющую понимать и принимать прекрасное. Жить в гармонии с собой, со своим внутренним миром, только самое позитивное, яркое и жизни утверждающее.
Сейчас я работаю преподавателем по классу фортепиано во «Дворце творчества школьников», и также считаю своей обязанностью развивать в детях не просто любовь к музыке, но и любовь к родному языку, традициям нашего народа посредством музыкального языка, развивать национальное самосознание. Поэтому приступая к разучиванию тех или иных национальных музыкальных произведений, я прежде всего провожу беседу с детьми о национальных традициях, о принадлежности детей к народности. Ребята с удовольствием, перебивая друг друга, рассказывают о своих семейных традициях, праздниках. Поначалу это сбивчивая речь, эмоциональный наплыв из-за желания рассказать как можно больше. Но со временем мы учимся правильно выражать свои эмоции, правильно говорить. И это помогает мне при разборе текста песни. Ребята уже понимают, о чем произведение и уже могут сами соотнести слова и музыку. Что именно хотел композитор передать музыкой и почему автор применил именно эти музыкальные средства. Так, к концу этапа «пение», ребенок сам делает открытие об образности, сути данного произведения и соответствия музыки и текста.
А самое главное это «УСПЕХ» всеобщего праздника объединяют, создают позитивный эмоциональный настрой, мотивируют к занятиям.
Я уверена, что нет людей бесталанных, нужно только помочь им раскрыть свои возможности. И тогда любой ребенок, преодолев трудности, познает радость творчества.
Ярким показателем совместной творческой работы с детьми является наша концертная деятельность. На протяжении многих лет, сама, будучи активным участником культурной жизни я стараюсь и своим ученикам привить потребность делиться радостью творчества с окружающими.
Достижения учеников являются одним из критериев оценки деятельности преподавателя.
Мои плюсы в работе:
Я стремлюсь к постоянному профессиональному и личностному росту, так как одно без другого не существует.
Каждый день жизнь ставит перед нами сложные педагогические задачи. Я не могу допустить, чтобы от моей некомпетентности для кого-то навсегда могла быть закрыта дорога к музыке, потеряно желание заниматься творчеством.
Я много учусь, активно использую передовой опыт и новые методики педагогов-новаторов из разных уголков мира. Полученными знаниями, своим опытом делюсь с коллегами. Активно участвуя в семинарах, на конференциях, проводя открытые уроки, мы обобщаем передовой опыт, способствуем его распространению.
Я мечтаю
Я мечтаю, что занятия в нашей школе, искусство оставит в душах детей яркие, светлые воспоминания, которые станут опорой в жизни.
Что встреча с искусством благотворно повлияет на детские души, вдохнув в них любовь, добро, красоту.
Ведь радостное счастливое детство, наполненное интересными событиями, творчеством — залог успешной, плодотворной жизни.
Наверное, многим со стороны кажется, что работа эта легкая, «праздничная», которая не требует исключительных талантов. Ну, подумаешь, что тут сложного: детей развеселить и праздник провести! Но, если взглянуть на это с другой стороны, то мы не имеем права болеть, потому что без нас не будет праздника у детей. Это мы должны все уметь делать: играть на музыкальном инструменте, петь, танцевать, рисовать, шить, стихи сочинять, сценарии писать и тому подобное. Это мы должны всегда улыбаться, поднимать настроение детям и их родителям. Это мы должны постоянно учиться, закупать новую методическую литературу, аудиокассеты, диски и тому подобное. Это мы должны быть всегда красивыми, модно и со вкусом одетыми, потому что музыкальные руководители — «лицо» заведения. Это мы в выходные дни и по вечерам составляем новые сценарии и стихи. Это мы ... да всего и не перечислить.
Уметь отделить главное от второстепенного, хорошее от плохого, красивое от уродливого и научить этому ребят - моя обязанность. Благодаря музыке развивается гармоничная личность. Личность, умеющая находить правильный выход из любой ситуации. Именно этому учу я своих воспитанников. На моих занятиях дети не просто поют, слушают и двигаются. Не просто учатся различать понятия «ритм», «тембр», «жанр». Я воспитываю разносторонне развитую личность, умеющую понимать и принимать прекрасное. Учу жить в гармонии с собой, своим внутренним миром и видеть только самое позитивное, яркое и жизнеутверждающее.
Огромное счастье для педагога видеть счастливые лица детей, их искреннюю, неподдельную радость, когда они делают для себя открытие. Именно это является главным принципом моей работы. Я стараюсь подвести мысли ребенка к открытию, чтобы малыш сам смог прийти к нужному ответу. Такой принцип, я считаю, помогает развивать у детей, фантазию, воображение, внимательность к деталям, а самое главное, уверенность в себе. Ведь сделав открытие сам, ребенок очень гордится собой, своим достижением. Таким образом, по моему мнению, развивается уверенная в себе личность. «Я – сам!» - это шаг к полноценно развитому человеку как физически, так и морально. Это сила воли и духа.
Я – музыкант! И я горжусь этим!.