Беляева Татьяна Ивановна, учитель истории и обществознания, МАОУ гимназия №23, Краснодар, Краснодарский край.
Цель урока: сформировать у обучающихся 9 класса представления о Конституции Российской Федерации 1993 года как о документе высшей юридической силы, определяющем принципы устройства государства и общества.
Задачи урока:
Обучающие:
– сформировать у школьников представления о сущности терминов «Конституция», «конституционный строй»;
– обозначить для учащихся отличительные черты Конституции от остальных законов Российской Федерации;
– рассмотреть со школьниками территориальное устройство РФ, права и свободы граждан, опираясь на текст Конституции.
Развивающие:
– способствовать формированию у школьников навыков работы с документами;
– развивать умение анализировать подробную информацию и структурировать её в схемы;
– продолжить формировать у девятиклассников навыки грамотной устной речи с помощью методики
публичной демонстрации коллективных результатов работы группы.
Воспитательные:
– воспитывать уважительное отношение к Конституции РФ, основному закону государства;
– способствовать осознанному усвоению гражданских прав и свобод человека, воспитывать уважительное отношение к правам другого человека.
Основные понятия: Конституция, референдум, преамбула, структура Конституции РФ.
Оборудование урока: компьютер; проектор; мультимедийная презентация; брошюры Конституции РФ, рабочие тетради, конверты с заданиями для трёх групп учащихся.
Ход урока.
1. Организационный момент. Приветствие учащихся. Постановка цели урока (слайд № 2).
План урока (слайд № 3).
2. Вводное слово учителя.
Знаете ли вы, что 12 декабря 2018 года исполняется 25 лет действующей Конституции Российской Федерации. Современная Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведённого в соответствии с указом президента Российской Федерации Бориса Николаевича Ельцина от 15 октября 1993 года. Вступила в силу новая Конституция РФ 25 декабря 1993 года, в день её официального опубликования в «Российской газете».
3. Вводная беседа с учащимися 8 «Г» класса.
– Что вы знаете о современной Конституции России?
– Что означает термин «Конституция»?
– Почему нужно знать Конституцию своей страны?
4. Рассказ учителя.
Термин «Конституция» (от латинского Constitutio – установление) имеет многовековую историю, он употреблялся ещё в Древней Греции и Древнем Риме. Однако в современном понимании термин «Конституция» стал применяться в Новое время, когда в Европе произошли буржуазные революции и в Англии, Франции и США были приняты конституции, совершившие государственно-правовые преобразования индустриального общества. Вообще конституция – обязательный атрибут и важнейший институт демократии.
5. Работа в рабочих тетрадях.
Задание учителя: вспомните определение термина «конституция», запишите его в своих рабочих тетрадях.
Задание учащимся: прочтите своё определение, записанное в рабочей тетради.
Краткая беседа с учащимися при зачитывании нескольких вариантов, записанных в рабочих тетрадях.
7. Работа учителя с элементами беседы.
Учитель: главное место в системе российского законодательства государства занимает Конституция. Запишем в тетради определение, что такое Конституция. «Конституция» – основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового статуса личности, институтов гражданского общества, организации государства и функционирования публичной власти.
Задание учащимся: давайте с вами подумаем, чем Конституция отличается от остальных законов. После обсуждения ответов учащихся учитель предлагает посмотреть на доску (слайд № 5) и выписать в тетрадь отличительные черты Конституции от остальных законов.
Краткий рассказ учителя с применением слайдов презентации по истории существования Конституций нашего государства в прошлом: Конституция советской России 1918 года, Конституция СССР 1924 года, «Сталинская» Конституция 1936 года, «Брежневская» Конституция 1977 года.
Задание учащимся: откройте текст Конституции РФ, просмотрите её содержание и попробуйте сформулировать её структурные компоненты.
После прослушивания вариантов ответов учащихся учитель демонстрирует слайд № 9, где обозначены главные структурные элементы Конституции России 1993 года.
8. Работа учителя со слайдом № 10 с опорой на текст Конституции.
Учитель кратко характеризует первые 3 главы Конституции РФ и предлагает учащимся
I, II и III учебных рядов объединиться в 3 команды, выбрать капитанов и взять конверты с творческими заданиями.
Задания для команд класса.
9. Коллективная работа по группам. Учащиеся работают с текстом Конституции и после обсуждения рисуют схемы в своих тетрадях. На доске учитель демонстрирует слайд № 10.
10. Представление созданных учащимися опорных схем в творческой форме.
Эту форму выбирают сами ученики. Это может быть индивидуальная работа лидера команды или коллективное представление своего созданного материала.
11. Заключительная беседа с учащимися и закрепление изученного материала с помощью слайдов мультимедийной презентации.
Учитель демонстрирует слайды мультимедийной презентации № 11, № 12, № 13, на которых представлены опорные схемы по главам Конституции РФ 1993 года. По всем трём схемам идёт коллективное обсуждение и делаются обобщающие выводы.
12. Заключительная беседа с учащимися. Итоговое обобщение по изученному материалу.
13. Подведение итогов урока. Выставление оценок активно работавшим ученикам.
14. Домашнее задание: сделать в тетради опорные схемы по 2, 3, 4 главам Конституции РФ и подготовить краткую характеристику этих глав.