Дорошенко Раиса Михайловна, воспитатель старшей группы детского сада, КГКП "Ясли-сад села Иртышск", Казахстан, Павлодарская область, Иртышский район, село Иртышск
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о сбережении и защите окружающей среды.
Задачи:
Формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.
Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
• активизировать словарный запас: загрязнение, фильтр.
Наглядный материал: различный бытовой мусор (бутылка, банки, бумага), карточки и слайды по правилам поведения в лесу, запись: звуки леса, шум реки.
Билингвальный компонент: природа- табиғат, лес- орман, чистый воздух- таза ауа,
Ход ОУД
(Воспитатель с детьми входят в зал под музыку).
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй небо голубое!
Здравствуй милая земля!
Здравствуйте мои друзья!
Воспитатель: Ребята, что такое природа?
Дети: Это лес, деревья, реки, моря, почва, воздух.
Воспитатель: Да, ребята, это поля и луга, солнце и небо, почва и воздух,
все живое. И человек тоже часть природы.
Воспитатель: Для чего человеку нужна природа?
Дети: Любоваться, собирать ягоды, грибы.
Воспитатель: Правильно, она кормит человека, одевает, обувает, дает все
необходимое для жизни.
Воспитатель: Ребята я хочу вам предложить отправиться в гости к природе. Ребята, для начала отгадайте загадку, куда мы с вами отправимся:
Загадка о лесе:
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем! (ЛЕС)
Давайте вспомним правила поведения в лесу.
Воспитатель: посмотрите на экран. На нем изображены какие-то знаки. Как вы думаете что означает этот знак? Перечислите все правила, которые вы знаете.
Воспитатель: Молодцы ребята вы знаете правила поведения в лесу и нам можно отправляться в путь.
Воспитатель: Вот теперь можно отправляться в путь.
Возьмемся за руки, друзья,
И по тропе лесной
Отправимся туда, где лес
Манит своей листвой.
Посмотрите ребята, мы пришли на полянку. А что с ней случилось?
Дети: повсюду мусор
Воспитатель: А что мы можем сделать, чтобы наша полянка стала опять цветущей?
Дети: убрать мусор
Воспитатель: Правильно, ребята мусор бывает разным. Предлагаю научиться сортировать мусор. У каждого вида мусора есть свой контейнер. Запоминайте: синий – для сбора бумаги, желтый – для сбора пластика, красный – для металла.
Игра «Собери мусор»
( дети поочереди берут картинку, называют вид мусора и кладут его в контейнер)
Воспитатель: А теперь давайте очистим поляну от мусора.
Раз, два, три мусор убери
Воспитатель: А если останется мусор на земле?
Дети: Ничего не будет расти.
Воспитатель: А давайте мы с вами оставим здесь знаки о правилах поведения на природе. Как вы думаете, какие знаки мы должны поставить?
Дети: не мусорить, не разводить огонь, не рвать цветы.
Воспитатель: да, правильно ребята.
Воспитатель: Молодцы, ребята, полянку очистили от мусора. Пора продвигаться дальше.
(Звучит музыка, имитирующая шум реки.)
Воспитатель загадывает загадку:
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы дождик лился с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды,
Жить нельзя нам без….
Дети: Воды!
Посмотрите, что случилось с нашей речкой. Она стала очень загрязненная. Из-за этого погибли животные и растения в реке.
Воспитатель: Ребята, действительно, вода должна быть чистой. Как вы думаете, человеку может пользоваться грязной водой?
Дети: Грязную воду нельзя использовать для приготовления пищи, для купания и отдыха.
Воспитатель: Чтобы поправить положение, надо построить очистные
сооружения, посадить по берегам реки защитные лесопосадки, не бросать
мусор в воду.
Посмотрите на столах в стаканчиках какая вода?
Дети:грязная, с примесями.
Воспитатель: А как вы думаете, от чего вода может стать грязной в природе?
Дети: люди бросают мусор в воду.
Воспитатель: А ещё предприятия сливают отходы в реку и загрязняют воду.
Такую воду можно пить?
Дети: Нет.
Воспитатель: Что нужно с ней сделать, чтобы она стала чистой?
Дети: очистить.
Воспитатель: сейчас мы с вами проведем опыт и очистим воду через фильтры.
Воспитатель: Перелейте через свои фильтры грязную воду. Посмотрите, очистилась вода?
Дети: да/ нет
Воспитатель: имя ребенка, какой фильтр был у тебя? И очистилась ли вода? (спросить у каждого ребенка)
Воспитатель: Вот так вода, прежде чем попасть к нам в дом, проходит специальную очистку через фильтры.
Воспитатель: давайте и здесь оставим знак о правилах поведения. Какой знак должен стоять?
Воспитатель: Ребята! Мы должны сберечь природу для нас и наших потомков. Охрана природы – святой долг и обязанность каждого.
А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. (Дети идут за воспитателем и садятся на стульчики).
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Дети: Понравилось.
Воспитатель: Тогда подведем итог. Я буду предложение начинать, а вы продолжите:
- Я узнал на занятии...
- Я удивился...
- Я запомнил…
- Больше всего мне запомнилось…
Воспитатель: Закончить занятие хочется красивым стихотворением:
Давайте будем беречь планету!
Во всей Вселенной красивей нет,
Во всей Вселенной она одна,
Что будет делать без нас она!
Мы рубим лес, устраиваем свалки.
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждет?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же живая!