Бондарь Инна Владимировна, учитель музыки, зам по ВР, "Общеобразовательная средняя школа №3", Казахстан, Карагандинская область, г. Балхаш
Быть патриотом своей Родины –
это носить Казахстан в своем сердце!
Н. Назарбаев
Цель: расширять понятие «гражданин»; формировать качества гражданина, ответственного за судьбу своей Родины и мира; воспитывать чувство любви к Родине, стремление преданно и бережно относиться к своему Отечеству.
Учитель:: Сәлеметсіздер ме, қүрметті балалар және қадірлі қонақтар!
Здравствуйте, дорогие гости, ребята! Я хочу, чтобы вы все друг другу улыбнулись, и тепло от ваших улыбок было на протяжении всего класса, я желаю вам успехов, плодотворной работы!
Чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить на классном часе, я предлагаю вам посмотреть фрагмент видеоролика – 1 мин (ролик о Казахстане)
- Правильно , Мы собрались сегодня вместе, чтобы выразить бескрайнюю любовь к нашей Родине, поговорить о гражданах странц, каким должен быть гражданин своей Родины и его роль в современной жизни общества. На классном часе мы с вами будем развивать умение мыслить, высказывать свои мысли вслух, работать в группах.
- Ребята, наше государство молодое, но оно за 25 лет достигло больших глобальных результатов. Более чем в 40 странах мира Казахстан открыл свои дипломатические представительства, стал полноправным членом ООН, ОБСЕ, участником важнейших международных конвенций, договоров. В этом году в Астане проведена Международная выставка «ЭКСПО». Формируется и развивается национальная модель образования. В обществе сохранена политическая стабильность и межнациональное согласие.
Как вы думаете, ребята, почему за такой короткий срок наша Республика достигла таких результатов и стала узнаваема во всем мире? (2 мин)
Ответы детей ( грамотной политики Президента, любви к Родине, ответственности, стремление жить в мире и согласии, дружбе)
ВЫВОД: Действительно, благодаря нашим гражданам, любви к Родине, дружбе народов ,грамотной политики Президента достигнуты такие результаты.
Вот сегодня мы и порассуждаем
– Каким должен быть настоящий гражданин Республики Казахстан?
- Как стать гражданином?
– Что вы можете сделать для своей Родины как школьник, и как гражданин?
Ребята, а кто такой гражданин? Кто такой Патриот? Личность? Мы узнаем, поработав в группах.
но прежде, чем начать работу, скажите, что мешает работать в группе (ответы детей: шум, перебивание друг друга, критика, споры)
А что помогает работать в группах ( ответы детей: поддержка, уважение, тактичность, умение слушать друг друга
ВЫВОД: Правильно, Вот вы и сами выработали правила, по которым мы будем работать.
А теперь задание вам: Одной группе раскрыть понятие кто такой «Гражданин», другой «Личность», третий «Патриот»
Защита кластеров(3 мин)
Вот мы и узнали, кто такой Патриот, Гражданин, Личность
Итак, Гражданин должен обладать определенными качествами, давайте попробуем выявить какими качествами должен обладать гражданин с помощью кроссворда, который я вам предлагаю – (3 мин)
КРОССВОРД
1. Любовь ко всем людям, человечность. (Гуманизм)
2. Если люди тебя уважают,
Часто просят дать им совет.
И тебя очень многие знают
Значит, завоевал ты …(Авторитет)
3. Это качество ассоциируется, прежде всего, с мамой, которая оберегает вас всю жизнь. (Заботливость)
4. Почтительное отношение, основанное на признании ч.л. достоинств. (Уважение)
5. Качество, характеризующее человека на которого всегда можно положиться. (Надежность)
6. Какое чувство испытывает человек к другому человеку за оказанную помощь, поддержку. (Благодарность)
7. Правдивость-(Честность)
8. Синоним к слову “индивидуальность”. (Личность)
9. Человек, который отвечает за свои действия и поступки (Ответственность)
ВЫВОД: Теперь мы с вами знаем, какими качествами должен обладать настоящий гражданин. Именно из таких граждан должно состоять государство.
Ребята, мало иметь такие качества, можно имея их, ничего не делать. А какими же ещё принципами должен руководствоваться гражданин Родины.
Вам предлагаются высказывания великих людей, выберете два из них и Обоснуйте.
“НЕ ДЕЛАЙ ДРУГИМ ТО, ЧЕГО НЕ ПОЖЕЛАЕШЬ СЕБЕ” (Конфуций)
“ПРОСЫПАЯСЬ УТРОМ, СПРОСИ СЕБЯ: “ЧТО Я ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ?” ВЕЧЕРОМ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ЗАСНУТЬ: “ЧТО Я СДЕЛАЛ?” (Пифагор)
“СТАРОСТЬ УВАЖАТЬ - МОЛОДОСТИ ДОЛГ” (пословица)
“ЗАКОНЫ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ДЛЯ ВСЕХ ОДИНАКОВЫЙ СМЫСЛ” (Монтескье)
“БУДЕМ ИЗМЕРЯТЬ ЖИЗНЬ ПОСТУПКАМИ, А НЕ ВРЕМЕНЕМ” (Сенека).
“ЕСЛИ ДЕЙСТВОВАТЬ НЕ БУДЕШЬ, НИ К ЧЕМУ УМА ПАЛАТА”
(Ш. Руставели).
Работа в группах и защита принципов (3 мин)
ВЫВОД: Да, ребята, благодаря таким принципам, человек может достигнуть результатов.
В каждом государстве существуют свои законы, так называемый КОДЕКС ЧЕСТИ. Я предлагаю вам три первых пункта:
СТРЕМИСЬ СДЕЛАТЬ ЭТОТ МИР ЛУЧШЕ ДЛЯ ВСЕХ.
ДЕРЖИ СВОЕ СЛОВО.
РЕШАЙ СПОРЫ МИРНЫМ ПУТЕМ.
Допишите следующие 2, которые, вы думаете, необходимо выполнять в государстве (дети обдумывают и записывают). – 3 мин
ВЫВОД: Правильно ребята, каждый гражданин своей Родины должен соблюдать такие правила кодекса Чести, которые вы предложили.
Ребята, а какая национальная идея воплощает патриотизм, гражданственность, общность истории, культуры и языка? («Мәңгілік Ел») Наш президент говорит: «Нас объединяют, во-первых, общая любовь к нашему общему дому - Казахстану. Во-вторых, общественное согласие по отношению к истории нашей древней земли и развитию языков. В-третьих, глубокая вера в настоящее и великое будущее нашего государства и ее граждан. Это и есть основа нашей Вечной Родины − Мәңгілік Ел».
У каждого человека, у каждой семьи, есть что-то главное, что нужно сохранить, что ценится больше всего.
- Каковы ценности вашей семьи, что для вашей семьи главное?
Ответы детей: (дом: родные и любимые люди, поддержка, забота, любовь, тыл…)
Наша страна – это тоже большая семья. У нее тоже есть главные ценности, которые входят в идею «Мәңгілік Ел»
- Сколько ценностей в «Мәңгілік Ел» вы узнаете, если назовёте волшебное число, разгадав загадку (семь)
Вот ценности«Мәңгілік Ел» , которые должен знать, преумножать, сохранять каждый гражданин. Это
Еще разработана программа «Рухани жаңғыру», то есть «Духовное обновление», которая призывает всех граждан знать, традиции, обычаи и культуру своего народа, изучать исторические памятники и достопримечательности нашего Казахстана, свою малую Родину
Ребята, как вы думаете, какие духовные ценности должен воспитать в себе гражданин, чтобы реализовать ценности «Мәңгілік Ел» и проекты программы «Рухани жаңғыру»?
Я предлагаю вам написать на сердечках ценности и прикрепить их на карту Казахстана
(Ребята выбирают ценности, которые демонстрируются на экране, после чего
Трудолюбие, честность и образованность, толерантность, любовь к общему делу, согласие, доброта, помощь, милосердие
5 слайд. «Мәңгілік Ел» - это национальная идея:
ВЫВОД: Правильно, ребята, обладая и развивая в себе такие духовные ценности, мы можем реализовать патриотическую идею Мәңгілік Ел
-Сейчас я хочу сравнить наше государство с деревом. Дерево крепко корнями, а государство- своими гражданами. Наше государство как это дерево уверенно и прочно занимает достойное место в мировом сообществе. И сейчас, я предлагаю вам на стикерах написать: Какой вклад вы сможете внести в процветание нашей Родины, сделав тем самым нашу страну богаче и краше, что бы вы сделали полезного для своей Родины, своего народа?
ВЫВОД: Посмотрите ребята, какое красивое, цветущее и плодоносное стала наше дерево. Итак, же наше государство будет процветать и становится богаче, если все ваши мечты, которые вы здесь отразили, воплотятся в жизнь.
Известный во всем мире казахстанский писатель и общественный деятель М. Шаханов говорил: «Если не дорог тебе твой край, где ты босиком обегал каждый уголок, если не чтишь ты законов своего народа и не любишь свой отчий дом, ты зря живешь на свете: иссохнет твое сердце, зачерствеет твоя душа и не воздастся тебе от щедрости земли, от ее красоты, от ее изобилия».
– Как вы думаете, к чему призывает автор этих строк?
ВЫВОД:Да, ребята правильно, нужно гордиться своей страной, быть ответственными, любить и беречь свою Родину
–Классный час я хочу закончить историей А. Исаакян. «Самая нужная вещь»
Жил некогда в одной из стран Востока справедливый и мудрый царь. Было у него три сына. Но вот царь состарился и решил передать свое царство тому из сыновей, кто окажется самым способным для этого нелегкого дела. Призвал он сыновей и говорит:
– Дорогие мои сыновья! Вы видите, что отец ваш уже стар и не может больше править страной. Я давно бы отрекся от трона, если бы только исполнилась моя заветная мечта, которая никак не дает мне покоя. Вот я и надумал: тот из вас, кто сумеет исполнить мою мечту, станет править царством.
– Пусть здравствует наш дорогой отец, воля его священна для нас! Что же это за мечта, исполнить которую не смог наш мудрый родитель?
– Видите вон то огромное, вместительное хранилище, построенное мною уже давно? Я мечтал заполнить его тем, что самое нужное на свете, что принесло бы счастье всему моему народу. Хранилище пока пустует. И тот из вас, кто заполнит его самой нужной на свете вещью, пусть унаследует трон. Возьмите из моих сокровищ, сколько чего пожелаете, и отправляйтесь каждый сам по себе из города в город, из страны в страну, отыщите самую нужную вещь и заполните мое хранилище. Даю вам сроку три раза по сорок дней.
Сыновья поцеловали руку отца и пустились в путь. Три раза по сорок дней ходили и ездили они из города в город, из страны в страну, навидались людей диковинных, насмотрелись обычаев неведомых и в назначенный день явились, предстали перед отцом.
– Добро пожаловать, дорогие мои сыновья! Ну и как, нашли вы ту самую, нужную на свете вещь?
– Да, нашли, дорогой наш отец! – отвечали царю сыновья. И отец тотчас повел их к двери хранилища. А там уже собрались все придворные и народу видимо-невидимо. Царь отворил дверь и подозвал старшего сына
– Чем ты заполнишь это огромное хранилище, дорогой мой сын, какой такой самой нужной на свете вещью?
Старший сын вынул из кармана горсть зерна и, протягивая отцу, сказал:
– Хлебом заполню я это огромное хранилище, дорогой отец! Что в целом мире нужнее, чем хлеб? Кто сможет прожить без хлеба? Много я постранствовал, многого навидался, ничего не нашел нужнее, чем хлеб! И тогда отец подозвал среднего сына.
– Чем ты заполнишь это огромное хранилище, дорогой мой сын?
Средний сын вынул из кармана горсть земли и, протягивая отцу, сказал:
– Землею заполню я это огромное хранилище, дорогой отец! Что в целом мире нужнее, чем земля? Без земли нет и хлеба! Кто может прожить без земли? Много я постранствовал, многого навидался, ничего не нашел нужнее, чем земля.
Тогда отец подозвал младшего сына.
– Чем ты заполнишь это огромное хранилище, дорогой мой младший сын?
Младший сын при этих словах решительно переступил порог хранилища, вынул из кармана свечку и огниво, высек о кремень искру, запалил трут, а от него и свечку. Все решили, что он хочет при свете свечи получше рассмотреть хранилище.
– Ну, говори, сын, чем заполнишь? с нетерпением в голосе снова спросил отец.
– Светом заполню я это огромное хранилище, мудрый отец, только светом! Много я постранствовал, многого навидался, ничего не нашёл нужнее, чем свет.
Без света земля не уродит хлеба. Без света на земле не будет жизни. Много я стран обошёл, многое повидал и понял: свет знания – самая нужная вещь. Только светом знания можно править миром.
– Молодец, мой сын! – обрадовался отец. – Ты по праву заслужил и трон, и скипетр, потому что хочешь самого прекрасного, хочешь наполнить своё царство и души людей светом и знанием.
– Да здравствует наш молодой светоносный царь! – с воодушевлением воскликнули слуги и весь народ.
– Согласны ли вы с выбором царя? Почему? (ответ детей)
– Чем бы вы заполнили это хранилище?
Хорошо ребята, молодцы, действительно свет – это знание. Поэтому ваша задача хорошо учиться.
Вам строить новый Казахстан, преумножать ее славу и богатства. Будьте достойны нашей великой страны, ее многовековой истории и подвигов знаменитых предков. Растите хорошими людьми, достойными гражданами Казахстана! Я хочу, чтобы этот классный час побудил вас к активным действиям во благо школы, людей, живущих с вами рядом.
-Итак, я предлагаю закончить наш классный час таким предложением «Я – гражданин Казахстана , потому что……»
Спасибо всем за внимание, за плодотворную работу, желаю всем мира и добра!