Рогожникова Людмила Александровна, учитель начальных классов, МАОУ "Город дорог", Пермь.
«Ломаная. Обозначение ломаной. Длина ломаной»
Тип урока – урок «открытия» нового знания.
Для достижения целей урока используется технология деятельностного метода; фронтальная, индивидуальная, групповая формы работы.
Цели: Образовательные: Сформировать умение вычислять длину незамкнутой ломаной линии и периметр многоугольника. Закрепить представление детей о ломаной (незамкнутой) и о многоугольнике как замкнутой ломаной линии.
Развивающие: Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и групповой работе.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Демонстрационный и раздаточный материал:
Ход урока:
Устный счёт .
Вставить пропущенное число или знак.(слайд 1)
В начале урока вас встречают необычные птички. Чем они необычны? (Они состоят из геометрических фигур).(слайд 2)
-Назовите фигуры, из которых они состоят .
-Эти птички приглашают вас сегодня вновь побывать в стране Геометрии. У вас есть желание там побывать? (Да).
-Посмотрите ещё раз на человечков и скажите, чему сегодня будет посвящён урок? (Геометрическим фигурам)
-Верно. И вы узнаете о геометрических фигурах что-то новое.
-С чего начнёте? (С повторения необходимого).
-Зачем нужно повторять необходимый материал? (Это пригодится для понимания нового).
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
1.Повторение знаний о некоторых геометрических фигурах, измерение длин отрезков.
Работа с интерактивным пособием.
Назовите, какие фигуры изображены. Какие из них мы можем измерить?
Вспомните, как измерить длину отрезка? (Надо взять линейку, совместить 0 с началом отрезка и посмотреть, какому числу на линейке соответствует конец отрезка). Возьмите карточку.
-Чему равна длина отрезка на карточке? (4 см) Какую фигуру называют ломаной? (слайд 3
Отложите карточку с отрезком в сторону. Что общего у всех оставшихся фигур? (Это ломаные линии)
-Из каких фигур состоит любая ломаная линия? (Из отрезков)
-На какие группы можно разбить все ломаные на карточках? (На незамкнутые и замкнутые ломаные линии)
-Разложите карточки на две группы по этому признаку.
Какую из фигур называют замкнутой ломаной . (слайд 4)
Соотнесите чертёж ломаной с количеством звеньев
3.Задание для пробного действия.
-Возьмите карточку 6. Как называется изображённая на ней фигура? (Незамкнутая ломаная линия)
-Назовите её. (Ломаная ABCDE)
-В качестве задания для пробного действия я предлагаю вам найти длину этой незамкнутой ломаной линии. Что в этом задании для вас ново?(Нам никогда раньше не приходилось находить длину незамкнутой ломаной линии)
-Хотите попробовать?
-Пробуйте (Учащиеся выполняют задание)
-Какова длина незамкнутой ломаной линии ABCDE? (11см,10см, 16см…)
Учитель фиксирует на доске все варианты ответов детей.
-Что видите? (По-разному нашли длину незамкнутой ломаной линии)
-Поднимите руку, кто может доказать, что правильно действовал при определении длины незамкнутой ломаной линии.
-Вы не подняли рук, значит есть затруднение. В чём? (Не можем доказать, что правильно действовали при нахождении длины незамкнутой ломаной линии)
Затруднение вы зафиксировали. Что дальше? (Надо понять причину затруднения)
III.Выявление места и причины затруднения.
-Давайте думать. Какое задание вы выполняли? (Находили длину незамкнутой ломаной линии)
-Расскажите, как вы действовали.
-Было ли место в ходе ваших рассуждений, где вы засомневались?
-Вы легко нашли длину отрезка, периметр многоугольника. Почему же возникло затруднение при нахождении длины незамкнутой ломаной линии? (Нам неизвестен способ нахождения длины незамкнутой ломаной линии)
-Молодцы! Причину затруднения вы выявили. Что дальше? (Надо поставить цель)
IV.Построение проекта выхода из затруднения.
-Какую цель вы перед собой поставите? (Построить способ нахождения длины незамкнутой ломаной линии)
-Дополните тему урока «Длина…( ломаной)»
-Осталось выбрать средства и спланировать свою работу.
При работе с какой линией у вас возникли трудности? (При работе с незамкнутой ломаной линией).
-Значит, что надо повторить? (Что такое ломаная линия, из чего она состоит)
Физкультминутка
V. Реализация построенного проекта.
(Раздать карточки для работы групп)
-Работать будете в группах. Действуйте по построенному плану и создайте эталон нахождения длины незамкнутой ломаной линии.
(Работа в группах)
-Что у вас получилось?
(Учитель приглашает представителя от группы. Остальные группы работают в режиме согласования и уточнения.
В результате согласования создают эталон нахождения длины незамкнутой ломаной линии:
-Итак, как же найти длину незамкнутой ломаной линии? (Надо измерить длину каждого звена, затем сложить длины всех звеньев)
-Молодцы! Вернёмся к карточке №6. Найдите длину ломаной, пользуясь построенным эталоном.
(1 ученик у доски, остальные – в тетради).
-Вот вы и преодолели затруднение. Какова будет цель дальнейшей вашей работы? (Потренироваться в нахождении длины ломаной и периметра).
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1.Нахождение длины ломаной.
-Возьмите карточку №2.Назовите изображённую на ней фигуру. (Ломаная FITPE)
-Из скольких звеньев она состоит? (Из четырёх)
-Что представляет собой каждое звено ломаной? (Отрезок)
-Как будете находить длину ломаной? (Измерим длину всех звеньев, затем сложим длины всех звеньев)
-Выполните это задание.
(1 ученик у доски, остальные – в тетради)
? (Чтобы выяснить, понятен ли нам новый способ)
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа по учебнику. Определение длины ломаных линий,№ 5,6,7
VIII.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-Какую цель вы ставили перед собой на уроке? (Построить способ нахождения длины незамкнутой ломаной линии)
-Достигли цели? Докажите.
-Как найти длину незамкнутой ломаной линии? (Надо измерить длину каждого звена ломаной, а потом сложить длины всех звеньев)
-Какие трудности остались на конец урока?
-Что сегодня на уроке вам не понравилось?
-А что показалось полезным и интересным?
-Как вы оцениваете свою работу как ученика на уроке?