Кудабаева Айгерим Кайратовна, воспитатель предшкольной подготовки, КГУ "Комплекс Степновская основная школа-детский сад"
«Игра — путь детей к познанию мира,
в котором они живут и
который призваны изменить».
А. М. Горький
Игра для ребенка дошкольного возраста – наиболее естественный вид деятельности. Благодаря игре развивается образное и логическое мышление, речь и воображение. Кроме того, в игре ребенок осваивает систему человеческих отношений, в конечном итоге постигает «взрослые» смыслы жизни.
Но это происходит тогда, когда она включается в организуемый и управляемый педагогический процесс. Мы – педагоги учим детей играть, создавать, по словам А. С. Макаренко, «хорошую игру». Руководя игрой, воздействуем на все стороны личности ребенка: на его сознание, чувства, волю, поведение, используем ее в целях умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.
Например, я стараюсь, что бы в процессе игры уточнялись и углублялись знания и представления детей. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в игровые действия. Давайте посмотрим, что же происходит сегодня с игрой! Сегодняшний, современный ребёнок совершенно по - иному представляет себе ИГРУ, вне педагогического руководства игры детей могут иногда оказывать и нежелательное влияние и всё больше его затягивают «компьютерные игры» и с чем мы сталкиваемся? Вот тут давайте вспомним слова Н. К. Крупской, которая писала: «Есть игры, вырабатывающие жестокость, грубость, разжигающие национальную ненависть, плохо действующие на нервную систему, вызывающие азарт, тщеславие. И есть игры, имеющие громадное воспитывающее значение, укрепляющие волю, воспитывающие чувство справедливости, умение помогать в беде и т, д. и т. п.». И нам педагогам очень сложно современного ребёнка настроить на положительную игру, добрую, жизненную игру следуя программе. Если ребёнок играл, предположим, в «плохую компьютерную» игру дома и притом она ему очень нравилась, то, конечно же, сложно перестроится на игру в детском саду, возникает просто не понимание той игры, которую предлагаем поиграть мы – педагоги! Уходит уйма времени и сил, что бы расположить ребёнка к себе и помочь детям в организации игр и объединению их в игре.
Становясь участником игры, ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с другими, подчиняться правилам, которые устанавливаются в игре.
Чтобы использовать положительное влияние игры и не допустить возникновения нежелательных игр, нужно учить детей различать, что хорошо и что плохо, воспитывать активное стремление к хорошему и неприязнь к плохому. С этой целью мы - воспитатели через игру и в игре раскрываем детям смысл тех или иных положительных фактов, вызываем у ребят желание подражать им и тем самым формируем их отношение к тому, что отображается в игре.
Мы широко используем игру как средство физического воспитания. Большинство игр требует активных движений, которые усиливают кровообращение, способствуют более полному и глубокому обмену веществ.
Я, играя, стараюсь создавать у них радостное, бодрое настроение в игре, а положительное эмоциональное состояние - это залог полноценного физического и нервно-психического развития ребенка и вместе с тем условие воспитания жизнерадостного, доброжелательного характера.
Например, мы с детьми с удовольствием играем в такие игры, где можно проявить свою фантазию и творчество.
С помощью игры ребенок познает самого себя и окружающий его мир, развивает свои физические и умственные способности, учится общаться с окружающими, демонстрирует свой характер. Поэтому игра для ребенка - это не просто игра, это жизнь, это необходимое условие для нормального роста и развития.
Список используемой литературы.