Зердеева Елена Юрьевна, музыкальный руководитель, МБДОУ детский сад №1 "Мамонтёнок", ЯНАО г.Салехард
для детей старшего дошкольного возраста
Проект «Влияние музыки и слов на рост растений» (исследовательский)
Тема проекта: Влияние музыки и слов на рост растений.
Автор – составитель: музыкальный руководитель – Е.Ю. Зердеева; воспитатели – З.Н. Басангова, С.Н. Рожкова.
Вид проекта: исследовательский
Сроки реализации: 3 месяца
Участники проекта: дети, педагоги, музыкальный руководитель, родители.
Интеграция: социализация, коммуникация, музыка.
Актуальность.
Человек дружен с растениями с незапамятных времён, с самого момента зарождения человечества на Земле. Растения - важнейший источник сырья и пищевых ресурсов и жизненного важного элемента - кислорода, без которого не могут существовать животные и человек в том числе. Именно растениям обязан животный мир нашей планеты своим становлением и жизнью. Благодаря растениям земной шар имеет кислородную атмосферу с тонким слоем озона, защищающего живые существа от губительного действия коротковолновых ультрафиолетовых лучей, идущих от Солнца. Цветы растений всегда были символом любви и преклонения, они сопровождали человека на протяжении всей его жизни. На протяжении всей истории развития человечества люди не только любили цветы, но и поклонялись им, одаривая их заботой и вниманием. Для того чтобы вырастить растения, довести до образования совершенного по красоте цветка, цветоводам и растениеводам надо хорошо знать особенности их выращивания, физиологии развития, генетики и селекции. Познание живого мира продолжается бесконечно, и каждый день люди узнают что-то новое о растениях. Музыка, слово и растения, какая может быть между ними связь? Разве растения способны воспринимать слова и музыкальные звуки?
Цель: изучение влияние слов и музыки на состояние и развитие растений.
Задачи:
1) Способствовать нравственному и коммуникативному развитию дошкольников путем расширения кругозора детей. Знакомство с исследованиями Эмото Масару(японский учёный)
2) Провести собственное исследование по изучению влияния музыки и слова на рост и развитие растений;
3)Учить детей быть внимательными к своим сверстникам, к близким людям, совершать для них добрые дела;
4)Побуждать детей к положительным поступкам и делам;
5)Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение, как к себе, так и к окружающим людям и ко всему окружающему миру ребенка.
Значимость:
Наша жизнь плотно связана с музыкой и поэтому, важно знать, как она влияет на растения, как не погубить их.
Оборудование:
- два отводка герани, два цветочных горшка с землёй;
- Музыка Чайковского, детские песни.
Методы исследования:
1)Обзор литературы. Знакомство с исследованиями Эмото Масару - японского учёного.
2)Проведение лабораторного эксперимента с целью выявления различий в развитии растений под влиянием слов и музыки.
Гипотеза: Песня – объединение слов и музыки. А значит, если растения будут «слушать» не просто разную музыку, не просто хорошие слова, а песни, то «эффект будет в два раза больше», т. е. они будут расти гораздо быстрее?
Этапы:
1) Организационный (подбор музыки, растений, литературы)
2) Аналитический (изучение литературы)
3) Практический (изучение влияния музыки на комнатное растение – герань)
4) Заключительный (выводы)
1. Обзор литературы
Несколько лет назад (в 1979 г) информационные агентства мира сообщили о необычной новости: "В знаменитую книгу рекордов Гиннеса занесено имя американского фермера - исследователя Дана Карлсона, вырастившего в домашних условиях самое большое растение в мире. С помощью ежедневного проигрывания растениям музыкальных скрипичных произведений И.С.Баха и А. Вивальди, а также музыки, напоминающей щебетание птиц, и особого раствора для внекорневой подкормки он вырастил растение страстоцвета пурпурного длиной в 180 метров при обычной длине всего 54 сантиметра" (Дубров А.П., 1990).
Музыка и растения… Связь этих слов между собой звучит сначала невероятно. Какая может между ними связь?! Разве растения способны воспринимать музыкальные звуки, мелодии и песни?
Оказывается, люди уже в давние времена знали о необычайной способности растений отзываться на звуки музыки. В древних индийских сказаниях говорилось о том, что бог Кришна своей музыкальной игрой очаровал не только людей, но и окружавшие его растения: травы, кустарники, деревья - они буквально вырастали на глазах людей. Во время игры на арфе, виолончели или скрипке в садах богатых римских патрициев раскрывались розы на виду изумлённых слушателей.
В разных странах мира распространены верования в то, что музыкальное или песенное сопровождение во время посева злаков способствует их последующему благоприятному росту и будущему богатому урожаю. Поэтому до сих пор у многих народов сохраняется своеобразный певческо - танцевальный ритуал как перед посевом семян в почву, так и перед охотой. Например, в прибрежных районах Карибского моря при посадке семян тыквы звучал мужской хор, а при посеве овса предпочтение отдавалось женскому хору. Посев овощных культур сопровождался игрой на дудочках и свирелях. Считалось, что звуки и песни должны умилостивить языческих богов, покровителей растений, от которых зависит будущий урожай.
Т.Ц. Сингх со своей помощницей Стелой Понниах провёл тщательные наблюдения по влиянию на растения звуков различных музыкальных инструментов и музыкальных мелодий. Исследователи проигрывали растениям мимозы и бальзамина древние индийские мелодии.
Растения бальзамина через 1,5 месяца после ежедневного 25-минутного " прослушивания" игры музыканта на старинном инструменте Вина были выше и на 75% у них образовалось большее количество листьев, чем у контрольных растений (Дубров А.П., 1990).
Эксперименты, проведённые Сингхом, получили широкую известность и вызвали желание у многих исследователей повторить их.
Но в целом проведённые опыты наглядно показали, что эффект биологического действия звуков и музыки на растения имеется, и он связан с характерными звуковыми частотами. Поэтому их подбор должен проводиться избирательно для каждого вида растений. Этот принцип и был положен в основу работ, проводимых канадскими исследователями П. Вайнбергером.
По данным Виктора Михайловича Кандыбы, растения охотно "слушают" музыку Баха и индийские мелодии.
Они ведут себя как животные!
Сравнительно недавно учёные признали, что растения - это вовсе не примитивные создания, а весьма сложные живые организмы, обладающие своими гормонами, мышцами и нервами, имеющие память и музыкальные пристрастия, страдающие от простуды, ненормального пищеварения, инфекционных болезней и даже рака! И при всём при этом некоторые из растений живут до пяти тысячи лет (Репин Г., 2005).
Доброе слово и кактусу приятно
Уже 200 лет назад выдающиеся исследователи предполагали, что многие растения способны узнавать тех, кто с ними хорошо обращается. Проблема чувствительности растений интересовала самых разных людей - не только биологов, но и художников, поэтов. Например, ею всерьёз занимался Гёте, она волновала чудесного нашего сказочника Евгения Шварца.
Сегодня уже можно смело говорить, что наши "зелёные братья" способны любить, чувствовать, переживать, наслаждаться музыкой и даже заранее распознавать добрые и злые намерения людей! Любители комнатных цветов наверняка замечали, что фиалка начинает "хандрить", если её хозяйка надолго уезжает, даже если за нею заботливо ухаживает другой член семьи. И что любимая герань может "обидеться", если её не польют первой. Или что долго живущий в квартире цветок реагирует на болезнь или плохое настроение хозяйки (Эмото М., 2007)
2.1 Методы исследования
Свои исследования мы начали проводить с 15 октября 2018 г. Взяли 2 отводки герани и посадили их в разные горшки. Один оставили в группе, а второй убрали в отдельную комнату. Поливали данные растения через каждые два дня. Измеряла листочки. Результаты наблюдения заносили в таблицу.
Таблица. Влияние слов, музыки и детских песен на растение.
1 растение приносили на музыкальное занятие, в группе – читали стихи, каждое утро здоровались и говорили ласковые слова.
2 растение поместили в изолированное помещение и только поливали.
|
1 растение |
2 растение |
октябрь |
3,2 см |
3,4 см |
ноябрь |
3,3 см |
3, 5 см |
декабрь |
3, 4 см |
3, 5 см |
Конец декабря |
3,6 см |
Цветок неожиданно стал вянуть. |
К концу 3-его месяца у второго растения один листочек погиб и 2 - пожелтели. У первого растения пошли маленькие листочки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полностью подтверждена гипотеза, согласно которой слово и музыка влияет на рост и развитие комнатных растений. Под музыку растения растут лучше, выглядят более здоровыми и красивыми.
Наши песни нравится не только растениям, но и нам, нашим родителям. А самое интересное оказалось то, что песня помогала нам избавиться от усталости, поднимала настроение.
Музыка может быть исцеляющей, успокаивающей и освежающей. Если засыпать под нежную мелодию, будут сниться хорошие сны. Колыбельные песни своим мягким очарованием успокаивают малыша. Стоматологи также используют приятную и успокаивающую музыку, чтобы отвлечь мысли клиента от предстоящей процедуры. Музыка Баха восстанавливает душевное равновесие и помогает подняться над уровнем повседневности туда, где царствует любовь и радость.
Слушайте музыку на здоровье!
Особенно благотворно музыка действует на больных и старых людей. От неврозов и раздражительности помогает музыка Чайковского. Чтобы снять стресс, поставьте музыку Шуберта, Шумана и Листа. Если хотите избавиться от усталости, слушайте «Времена года» Чайковского. Отлично поднимают настроение джаз и блюз. Полонез Огинского снимет головную боль. А музыка Моцарта даже способствует развитию умственных способностей у детей.
Впереди у нас, конечно, новые исследования. Мы хотим узнать, как разные стили музыки влияют на рост комнатных растений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе. 2003. № 5.
Киселева П. В тональности до-мажор // Учительская газета. 2004. 2 марта.
Род 306. Шафран — Crocus // Флора СССР. В 30-ти томах / Главный редактор и редактор тома акад. В. Л. Комаров. — М.—Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1935. — Т. IV. — С. 499—511. — 760 + XXX с. — 5175 экз.
Рукшан Я.Х. Крокусы // Цветоводство: журнал. — 1979. — № 4-5. — С. 18-19.
Полная энциклопедия комнатных растений / Ю.В.Сергиенко. – М.: АСТ, 2006. – С. 93
Современная энциклопедия домашнего хозяйства. Всё о комнатных растениях. – М.: АСТ, 2001. – С. 34-35
Богун А.И., Долгова А.В. Отчего, почему и зачем? М.: Пилигрим, 1997. – С. 133
Крокус, или Шафран // Энциклопедия декоративных садовых растений
Материал из Википедии — свободной энциклопедии