Фендрикова Надежда Сергеевна, преподаватель русского языка и литературы, КГУ "Гимназия № 60", Республика Казахстан, город Алматы
"Инновационные технологии в развитии творческих способностей учащихся на уроках литературы"
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Урок-путешествие
Раздел 2: Литературная поэтическая сказка Тема: А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Урок-путешествие
|
школа: КГУ «Гимназия № 60»
|
|||||
дата: |
ФИО учителя: Фендрикова Надежда Сергеевна
|
|||||
класс: 5 |
количество присутствующих:
|
количество отсутствующих: |
||||
цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке:
|
ПО5 кратко пересказывать содержание произведения по картине АИ2 определять основную мысль произведения АИ 4 Анализ эпизодов АИ 5 характеризовать героев
|
|||||
ПЛАН |
||||||
планируемые сроки |
планируемые действия |
ресурсы |
||||
Начало урока
7 мин |
1.Организация класса 2. Психологический настрой «Дерево добра» Обратите внимание на наше одинокое дерево, на котором одно красное яблоко . Давайте проявим чуткость к дереву , поможем ему стать красивым. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета), который вам нравится по цвету и прикрепить на ветки дерева. Секрет прост….Не важно какой цвет Вы выбрали. Все эти цвета несут позитив и море положительных эмоций. Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий. Давайте назовем наше дерево Деревом Добра. Пусть сегодня Добро поможет провести наш урок на хорошем уровне.
А какое настроение нужно, чтобы наш урок получился удачным? (хорошее) Давайте подарим друг другу хороошее настроение. Улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи. Предлагаю взять для урока такой девиз : « С малой удачи начинается успех». Я желаю Вам много « маленьких удач » на уроке.
3.Выход на тему : Обратите внимание на то, что на дереве всего одно яблоко. Под деревом сундук. Интересно, а в сундуке что есть? Этот предмет необычное свойство имело: Говорить оно умело.
Подскажите ,ребята, зеркало и яблоко знакомы вам?
Сюжет какой сказки они напоминают нам?
Как вы думаете, какая тема нашего урока?
Верно заметили, ребята, сегодня мы проведем урок-обобщение по «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина.
4. Формирование групп. Но перед началом урока давайте сформируем группы. Для этого я прошу ответить о чем идет речь:
1 группа Ты встаешь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий, И, обычай твой любя, Звезды смотрят на тебя. (Месяц)
2 группа … ты ходишь…ходишь Круглый год по небу, сводишь Зиму с теплою весной, Всех нас видишь под собой. (Солнце)
3 группа Не боишься никого, Кроме бога одного. (Ветер)
Формируются группы : «Ветер», «Солнце», «Месяц» |
На доске «Дерево Добра »
Разноцветные листья
Ответ детей
Яблоко Сундук с зеркалом
Уч-ся отгадывают загадки |
||||
середина урока
23 мин
|
Давайте откроем тетрадки, запишем число и тему нашего урока
А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Путешествие по сказке. Эпиграфом к нашему уроку мы возьмем слова грузинского поэта Шота Руставели: «Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет »
Просмотр видеофрагмента
Давайте закроем на мгновение глаза…
Приглашаю всех вас я. В сказку Пушкина, друзья.
Итак, мы в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
Целеполагание По дороге мы должны будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст, делать выводы. Вы готовы? У мудрого автора есть ещё условия. Он любит за работу награждать
Если ответ Ваш будет прекрасный-, То жетон получите красный. Если ответ чуть будет похуже- Зелёный цвет вами заслужен, Ну а если не преодолели преград- Не получите наград !
5. Стадия «Осмысления содержания» Для начала предлагаю вам поиграть. Я читаю строки из сказки, а вы должны дополнять …
Царь с царицею простился, Вот в сочельник в самый, в ночь Издалеча наконец Долго царь был неутешен,
Инсценировка
Обсуждение после просмотра Что чувствует царица, когда слышит слова зеркальца о том, что царевна прекрасна? Назовите глаголы.
Каким цветом можно раскрасить чувства и настроение царицы в этом отрывке?
Как вы думаете добрый человек будет кричать, злиться, ненавидеть, завидовать…..?
Мы все знаем такое выражение «В сказках Добро побеждает Зло». Давайте попробуем определить, что же такое Зло и Добро?
Добро…… Зло…….
Можем ли мы утверждать , что добро и зло являются противоположными значениями? (Да)
А как в литературоведении называются эти понятия? АНТИТЕЗА
Давайте вспомним это определение. (Антитеза – резкое противопоставление образов, понятий).
Я бы хотела узнать, какие Вы черты характера относите к положительным, а какие к отрицательным.
У каждой группы карточки со словами. Подчеркните красным цветом положительные черты характера, а черным- отрицательные. ДОБРОТА ЗАВИСТЬ КРОТОСТЬ ЗЛОБА ЛЮБОВЬ ЭГОИЗМ ВЕРНОСТЬ ПРЕДАТЕЛЬСТВО ОТЗЫВЧИВОСТЬ РЕВНОСТЬ
Формативное Оценивание уч-ся + жетон
Давайте определим Кто из героев является положительным и отрицательным.
Критерий:
Метод « Кластер »
1 и 2 группа (Сравнительная характеристика главных героинь) 3 группа Индивидуальная работа на карточках Характеристика героев сказки на соответствие
Дескрипторы : 1.Дают характеристику героям по их поступкам 3.Характеристика героев сказки на соответствие 1.Добрые поступки царевны 2.Злые, черные действия мачехи
Готовит еду Прибирается в доме Любит себя Мачеха любит братьев,родных
Дескрипторы 1.Указывает добрые поступки царевны 2.Указывает злые действия мачехи
Формативное Оценивание уч-ся + жетон
Метод «Проблемная ситуация»
I. Литературные портреты. 1 группа Чей это портрет? Белолица, черноброва Нраву кроткого такого. (царевна)
2 группа Чей это портрет? Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла, Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива. (царица)
3 группа О ком так говорит поэт? «Семь румяных усачей» (семь богатырей)
II. Цифровой бум. 1 группа Сколько дней ждали богатыри, пока царевна не восстанет ото сна? («ждали три дня»)
Количество столбов, на которых висел гроб? (6 столбов).
2 группа Сколько прошло времени, как «царь женился на другой»? («год прошёл как сон пустой»)
3 группа Какое приданое было готово для царевны? (« семь торговых городов да сто сорок теремов»)
III. Почемучка. 1 группа Почему царица велела Чернавке отвести царевну «в глушь лесную»?
2 группа Почему царевна отказала богатырям быть одному из них женою? (« Но другому я навечно отдана. Мне всех милей королевич Елисей»)
3 группа Почему и солнце, и месяц, и ветер помогали королевичу Елисею?
IV. Цветопись. 1 группа Какого цвета брови были у царевны? («черноброва»)
2 группа Какой зависти полна была царица? («чёрной зависти полна»)
3 группа Какого цвета было вино, от которого отказалась царевна? (Зелёного).
Формативное Оценивание уч-ся + жетон
Метод «Найди ошибку»
1. Долго царь был неутешен, Но как быть? И он был грешен; День прошел как сон пустой, Царь женился на другой.(Год)
2. Свойство зеркальце имело: Предсказать судьбу умело. (Говорить оно)
3. Входят семь богатырей, Семь румяных богачей... (Усачей)
4. Братья милую девицу Полюбили. К ней в светлицу Раз, лишь только рассвело, Всех их пятеро вошло. (Семеро)
5. Но живет без всякой славы, Средь зеленые дубравы, У семи богатырей Та, что все ж тебя скромней. (милей)
Формативное Оценивание уч-ся + жетон
Метод «Горячий стул» Капитаны команд. Кто внимательнее? Участники по очереди отвечают на вопросы по «Сказке о мертвой царевне».
1) На что глядела царица, ожидая возвращения мужа? 2) Что делает Елисей перед тем, как отправиться в дорогу? 3) Кто первым встретил царевну на дворе у семь богатырей? 4) Как называлось жилище семи богатырей? 5) Чем занимались семь богатырей? 6) Чем угрожала царица чернавке, узнав что царевна не погибла? 7) Что дала царевна чернице, пришедшей к ней во двор? 8) Чем занялась царевна, ожидая богатырей, перед тем, как попробовала яблоко? 9) Кто приходит к царевне с целью погубить ее? 10. Из чего был сделан гроб, в который семь богатырей положили царевну? 11) Куда семь богатырей отнесли гроб со спящей царевной? 12) Какими были первые слова проснувшейся царевны?
Метод «Совместный поиск»
«Составь предложение»: из данных отдельных слов, стоящих в начальной форме, составить предложение так, как оно звучит в сказке . помолиться усердно Бог королевич Елисей отправиться в дорога за красавица душа невеста молодой
Королевич Елисей, Помолясь усердно богу, Отправляется в дорогу За красавицей-душой, За невестой молодой.
Метод «Карусель» Учащиеся выполняют тестовые задания и обмениваются для взаимопроверки
|
Учащиеся хором отвечют
Отвечают и выполняют задания
|
||||
1 мин.
7 мин. |
Физкультминутка Настало время немного отдохнуть. Давайте закроем глаза….
В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. Люди совершают и добрые поступки, и злые….любят, желают добра, здоровья. И тут же завидуют , обижаются и даже , бывает, ненавидят. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Задумайтесь…Считаете ли Вы себя добрыми?
Открываем глазки…Запишите ответ на этот вопрос. ЭССЕ
А сейчас обратите внимание на эпиграф.
Можем ли мы согласиться с высказыванием поэта Руставели “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?
Перед тем как мы подведем итоги, хочу ознакомить Вас с дом.заданием (составить кроссворд)
|
Закрывают глаза и слушат учителя
Пишут эссе
|
||||
2 мин. |
Так какая же команда стала самой активной и всезнающей…. Не зависимо от результата, я хочу, чтобы вы поаплодировали друг другу…. Вы молодцы!
Наше путешествие к сожалению подошло к концу. Закрыли на мгновение глаза.
Мы снова в школе. Мы – ученики. Но как здорово, что двери в сказку открыты для любого возраста!
Окончен урок, и выполнен план. Спасибо , ребята, огромное Вам! За то, что упорно и дружно трудились, За то, что команде Вы так пригодились !
Рефлексия
Пусть в вашей памяти останется сегодняшний урок!
На столах у вас лежат картинки. На одной – тучка, на другой – солнышко. Поднимите картинку, соответствующую Вашему настроению. Уч-ся поднимают картинки.
- Давайте на секунду вернемся к нашему одинокому яблоку, оно не простое (срывается и кладется в сундук). После встряски открывается крышка и детям раздаются яблоки. Всем гостям – яблоки с пожеланиями. |
|
||||
дополнительная информация |
||||||
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся |
оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? |
межпредметные связи, соблюдение ИКТ компетентность. Связи с ценностями |
||||
рефлексия. были ли цели обучения реалистичными? Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение? Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения? Какие изменения из данного плана я реализовал и почему? |
|