ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

План практического занятия на тему: "Методы лабораторной диагностики наследственных заболеваний"

24 февраля 2024 г.

Медеуова Акмарал Маратбековна, Магистр биологических наук, преподаватель биологии, Кызылординский медицинский высший колледж, Казахстан, город Кызылорда

План практического занятия на тему: "Методы лабораторной диагностики наследственных заболеваний"

План практического занятия на тему: "Методы лабораторной диагностики наследственных заболеваний"

Научный руководитель: Медеуова А.М - магистр биологических наук, преподаватель Кызылординского медицинского высшего колледжа

Студенты: Елтай Ақмаржан, Прманова Нурай

Оглавление:

Введение. 

Краткие сведения о науке биологии. 

Роль биологии в медицине. 

Заключение. 

Список используемой литературы: 
  
 

Введение.

      Биология - это слово происходит от двух греческих слов: «биос», что означает «жизнь», и «логос», что означает «наука». Таким образом, биология — это учение обо всех организмах, растениях и животных. Изучаются их формы, деятельность, функции и их окружающая среда.

      Медицина - область научной и практической деятельности по исследованию нормальных и патологических процессов в организме человека, различных заболеваний и патологических состояний, по сохранению и укреплению здоровья людей.

      Учение  о живой природе является частью человеческой культуры. Значительна  роль биологии в формировании мировоззрения, в осознании человеком своей  роли в окружающем мире. Изучение биологии формирует научное мышление каждого  человека и помогает в познании окружающего  мира. Развитие биологии обусловлено  как интересами практики, так и  потребностями всего общества (проблемы медицины, задачи сельскохозяйственного  воспроизводства и т.д.).

      История развития биологии насчитывает более 2000 лет. Еще античными врачами  и философами были предприняты попытки  познания живых объектов (Гиппократ, Гален, Аристотель), К эпохе Возрождения  относятся исследования, положившие начало ботанике, зоологии, анатомии (Везалий). Из множества проведенных исследований необходимо упомянуть наиболее важные для понимания законов биологии.

      Биологические науки представляют собой теоретическую  основу медицины, агрономии, животноводства, а также всех тех отраслей производства, которые связаны с живыми организмами. Все биологические науки в  той или иной мере являются базой  для теоретической или практической медицины.

      Биология  является базовой наукой медицины. Многие дисциплины биологии, такие  как физиология, микробиология, иммунология, паразитология, напрямую связаны с  медицинской наукой и здравоохранением.

      Общебиологические закономерности используются при решении  самых разных вопросов во многих отраслях народного хозяйства. Быстрые темпы  роста населения планеты, постоянное уменьшение территорий, занятых сельскохозяйственным производством, привели к глобальной проблеме современности — производству продуктов питания. Эту задачу способны решать такие науки, как растениеводство  и животноводство, базирующиеся на достижениях генетики и селекции. Благодаря знанию законов наследственности и изменчивости можно создавать  высокопродуктивные сорта культурных растений и пород домашних животных, что позволит интенсивно вести сельскохозяйственное производство и удовлетворить потребности  населения планеты в пищевых  ресурсах.

      Биологические знания помогают в борьбе с вредителями  и болезнями культурных растений, паразитами животных. Они играют важную роль в совершенствовании лесного  и рыбного хозяйства, звероводства.

      Прогресс  науки и техники, создание и использование  новых технологий могут наносить ущерб биосфере (порой непоправимый). Загрязнение окружающей среды отходами промышленного производства ставит вопрос о выживании, а нередко  и о вымирании многих видов  животных и растений. Учащение экологических  катастроф наносит в группу риска  все живое на планете. Задачи сохранения живых организмов, восстановления их популяций в естественной среде  обитания решают биологи всего мира.

      Решению таких важных проблем современности, как охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, помогает экология. Она предусматривает  выявление и устранение отрицательных  последствий воздействия человека на природу (загрязнение среды многочисленными  вредными веществами), определение  режимов рационального использования  резервов биосферы. Актуальной задачей  экологии является обеспечение сохранности  биосферы и способности природы  к самовоспроизведению 
 

 

Краткие сведения о науке биологии.

    Биология (греч.bios ,— жизнь, logos— учение, наука) — наука о живой природе. Термин «биология» впервые был предложен в 1802 г. французским натуралистом Ж. Б. Ламарком и независимо от него немецким ботаником Г Р. Тревиранусом.

    У. Гарвей (1578—1657) открыл механизм кровообращения; изготовил микроскоп;

    1665 г. — Р.Гук описал клеточное  строение пробки; ввел термин  «клетка»;

    1677 г. — АЛевенгук наблюдал под  микроскопом (увеличивающим в  300 раз) простейших, бактерии,сперматозоиды;

    1826 г. — К.Бэр наблюдал яйцеклетку  млекопитающих;

    1828 г. — Р.Броун открыл клеточное  ядро;

    1735 г. — К. Линней создал систему  классификации растений и животных;

    XVIII в. — в России М.ВЛомоносов  и Л.Эйлер создали современный  по тем временам микроскоп,  позволяющий вести наблюдения  за разнообразными биологическими  объектами;

    1838, 1839 гг. — Т.Шванн, М.Шлейден независимо  друг от друга сформулировали  клеточную теорию, согласно которой  клетки признавались элементарной  единицей строения растений и  животных;

    1858 г. — Р.Вирхов создал учение  о клеточной патологии, ввел  постулат: «каждая клетка из клетки»;

    1859 г. — Ч. Дарвин создал эволюционную  теорию;

    1865 г. — Г.Мендель открыл закон  наследования признаков, что способствовало  рождению генетики как науки;

    1881 г. — Л.Пастер открыл принцип  вакцин, заложил основы микробиологии  и иммунологии;

    1882 г. — И.Мечников сформулировал  фагоцитарную теорию, был награжден  Нобелевской премией;

    1900 г. — К.Ландштейнер открыл группы  крови человека, был награжден  Нобелевской премией;

    1953 г. — Дж. Уотсон и Ф.Крик расшифровали  структуры ДНК, были награждены  Нобелевской премией.

   

     Биология XX в. характеризуется определенными  тенденциями и познании явлений  жизни — это, во-первых, изучение живых объектов на различных уровнях  организации: молекулярном, клеточном, организменном и популяционном; во-вторых, стремление к изучению живой  природы в целом, на всех уровнях - ее. организация (эволюция, систематика). Учение В.И.Вернадского о связях живых организмов с неживой природой (учение о биосфере) показывает масштабы деятельности человека и. предупреждает  об опасности бездумного отношения  к природе (биосфере).

    Предметом исследования биологии является многообразие ныне существующих и вымерших организмов, их происхождение, эволюция, распространение, строение, функционирование и индивидуальное развитие, связи друг с другом и  с окружающей их неживой природой. Биология рассматривает общие и  частные закономерности, присущие жизни  во всех ее проявлениях и свойствах (обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, развитие, раздражимость, подвижность  и т. д.).

    Биология  подразделяется на ряд самостоятельных  наук и направлений в зависимости  от изучаемых объектов, уровней организации  живого, методов исследования, практического использования биологических знаний.

    По  структуре, свойствам и проявлениям  жизни отдельных организмов следует  различать: анатомию, морфологию (в  узком смысле) — о внешнем строении, физиологию — о жизнедеятельности  целостного организма и его частей, генетику — науку о законах  наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими. Отдельно выделяют науки о развитии живой  материи: биологию индивидуального  развития организмов; эволюционную теорию (комплекс знаний об историческом развитии живой природы); палеонтологию, изучающую  историю жизни по остаткам живых  организмов. — науку о внутреннем строении

    Изучением коллективной жизни и сообществ  живых организмов занимаются: этология — наука о поведении животных, экология (в общем смысле) — наука  об отношениях различных организмов и образуемых ими сообществ между  собой и окружающей средой. Среди  разделов экологии рассматривают биоценологию — науку о сообществах живых  организмов, популяционную биологию — отрасль знаний, изучающую структуру  и свойства популяций и др.

    По  методам исследований обычно выделяют биохимию, изучающую входящие в состав организмов химические вещества, их структуру, распределение, превращения и функции; биофизику — науку о физических и физико-химических явлениях в живых  организмах. Планированием количественных биологических экспериментов и  обработкой результатов методами математической статистики занимается биометрия, являющаяся также одним из важнейших разделов биологии.

    В зависимости от того, в какой области  практической деятельности человека используются биологические знания, выделяют такие  дисциплины, как биотехнология —  совокупность промышленных методов, позволяющих  с высокой эффективностью использовать живые организмы и отдельные  их части для производства пенных продуктов (антибиотиков, витаминов, гормонов и др.), для защиты растений от вредителей и болезней, для борьбы с загрязнением окружающей среды, в очистных сооружениях; агробиология— комплекс знаний о  возделывании сельскохозяйственных культур; селекция — наука о методах  создания сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов с нужными  человеку признаками. Выделяют также  животноводство, ветеринарию, медицинскую  биологию, фитопатологию, биологию охраны природы.

    Биологические науки теснейшим образом связаны  с физикой, химией, математикой, геологией, географией и принадлежат к единому  комплексу естественных наук, т. е. наук о природе. Всех их объединяет не только предмет изучения — природа, но и  методы, которыми пользуются исследователи  для выяснения тех или иных закономерностей. Значение биологии как  науки исключительно велико, так  как познание исторического развития органического мира, закономерностей  в строении и функционировании живых  систем разных рангов, их взаимосвязей, устойчивости и динамичности играет важнейшую роль в формировании материалистического  мировоззрения, составлении научной  картины мира.

    Кроме того, биология способствует решению  жизненно важных практических задач.

 

    

Роль  биологии в медицине.

    1. Связь биологии с медициной

    Важность  изучения биологии для медика определяется тем, что биология – это теоретическая  основа медицины. «Медицина, взятая в  плане теории, – это прежде всего  общая биология», – писал один из крупнейших теоретиков медицины И.В. Давыдовский. Успехи медицины связаны  с биологическими исследованиями, поэтому  врач постоянно должен быть осведомлен о новейших достижениях биологии. Достаточно привести несколько примеров из истории науки, чтобы убедиться  в тесной связи успехов медицины с открытиями, сделанными, казалось бы, в чисто теоретических областях биологии.

    2. Учение Л. Пастера

    Исследования  Л. Пастера (1822–1895 гг.), доказавшие невозможность  самопроизвольного зарождения жизни  в современных условиях, открытие того, что гниение и брожение вызываются микроорганизмами, произвели переворот  в медицине и обеспечили развитие хирургии. В практику были введены  сначала антисептика (предупреждение заражения раны посредством химических веществ), а затем асептика (предупреждение загрязнения путем стерилизации предметов, соприкасающихся с раной). Это же открытие послужило стимулом к поискам возбудителей заразных болезней, а с обнаружением их связаны  разработка профилактики и рационального  лечения инфекционных болезней. Открытие клетки и изучение микроскопического  строения организмов позволили глубже понять причины возникновения болезненного процесса, способствовали разработке методов диагностики и лечения. То же самое следует сказать об изучении физиологических и биохимических  закономерностей. Изучение И.И. Мечниковым процессов пищеварения у низших многоклеточных организмов способствовало объяснению явлений иммунитета. Его  исследования по межвидовой борьбе у  микроорганизмов привели к открытию антибиотиков, используемых для лечения  многих болезней.

 3. Филогенетический принцип

    Следует помнить, что человек выделился  из животного мира. Структура и  функции человеческого организма, в том числе защитные механизмы, – результат длительных эволюционных преобразований предшествующих форм. В основе патологических процессов  также лежат общебиологические  закономерности. Необходимой предпосылкой для понимания сущности патологического  процесса является знание биологии.

    Филогенетический  принцип, учитывающий эволюцию органического  мира, может подсказать правильный подход к созданию живых моделей  для изучения и незаразных болезней и для испытания новых лекарственных  препаратов. Этот же метод помогает найти правильное решение при  выборе тканей для заместительной трансплантации, понять происхождение аномалий и  уродств, найти наиболее рациональные пути реконструкции органа и т. д.

    4. Роль генетики в медицине

    Большое число болезней имеет наследственную природу. Профилактика и лечение  их требуют знания генетики. Ненаследственные болезни протекают неодинаково, а их лечение проводится в зависимости  от генетической конституции человека, чего не может не учитывать врач. Многие врожденные аномалии возникают  вследствие воздействия неблагоприятных  условий среды. Предупредить их –  задача врача, вооруженного знаниями биологии развития организмов. Здоровье людей  в большой мере зависит от среды, в частности от той, которую создает человечество. Знание биологических закономерностей необходимо для научно обоснованного отношения к природе, охране и использованию ее ресурсов, в том числе с целью лечения и профилактики заболеваний. Как уже говорилось, причиной многих болезней человека являются живые организмы, поэтому для понимания патогенеза (механизма возникновения и развития болезни) и закономерностей эпидемического процесса (т. е. распространения заразных болезней) необходимо изучение болезнетворных организмов.

 

Заключение.

      Теоретические достижения биологии широко применяются  в медицине. Именно успехи и открытия в биологии определяют современный  уровень медицинской науки. Так  данные генетики позволили разрабатывать  методы ранней диагностики, лечения  и профилактики наследственных болезней человека. Селекция микроорганизмов  позволяет получать ферменты, витамины, гормоны, необходимые для лечения  ряда заболеваний. Развитие генной инженерии  открывает широкие перспективы  для производства биологически активных соединений и лекарственных веществ. Так, например, с помощью методов  генной инженерии был получен  ген гормона инсулина и затем  встроен в геном кишечной палочки. Такой штамм кишечной палочки  способен синтезировать человеческий инсулин, используемый для лечения  сахарного диабета. Подобным образом  в настоящее время получают соматотропин (гормон роста) и другие гормоны человека, интерферон, иммуногенные препараты  и вакцины.

      Знание  закономерностей размножения и  распространения вирусов, болезнетворных бактерий, простейших, червей необходимо для борьбы с инфекционными и  паразитарными заболеваниями человека и животных.

 

Список  используемой литературы:

Общая биология: учеб.пособие для 11 – го кл./Н.Д. Лисов, Л.В. Камлюк, Н.А. Лемеза и др. под ред. Н.Д. Лисова. – Мн.: Беларусь, 2002. – 279 с.

Биология: учеб.пособие/ В.Н. Шахович. – МН.: Книжный Дом, 2006. – 480 с.

А.Г. Голубев «Биология медицины»

 

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину