Горбачева Татьяна Григорьевна, воспитатель средней группы "Пчёлки", ГККП "Ясли-сад "Ромашка", Казахстан, Акмолинская область, Бурабайский район, п.Зелёный Бор.
Программа дополнительного образования "Логика для малышей"
«Учитесь мыслить, играя»
Е.В.Заика
«Чем больше мастерства в
детской руке, тем умнее ребёнок».
В.А. Сухомлинский
1.1. Актуальность темы.
Мы живём в век информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на умении логически мыслить.
Логика – важный инструмент ребёнка в процессе познания. Способность мыслить логически даёт возможность ребёнку понимать, что происходит вокруг, находить связи в явлениях и предметах, обобщать, анализировать, решать различные задачи, делать умозаключения и многое другое, что требует от него сама жизнь. В процессе этих действий ребёнок использует определённые приёмы: определение состава, структуры и организации частей и элементов целого; ориентация на существенные признаки явлений и предметов; определение взаимосвязей между явлениями и предметами. Конечно, трехлетний ребёнок не обладает достаточным уровнем логического мышления, который необходим для выполнения всех этих функций. Но процесс образования данных логических приёмов через наглядно-действенное мышление и последующее их совершенствование и является развитием логического мышления. Особенность развития логики в 3-4 года проявляется в том, что мыслительный процесс носит эмоциональный характер. Он интересен и увлекателен для ребёнка, который, играя, не вдаваясь в излишние подробности, стремится к обоснованию, доказательству, поиску причин. О развитии логического мышления у ребёнка свидетельствует появление огромного количества вопросов: Почему? Как? Откуда? Зачем? и другие.
Для чего необходимо развивать у дошкольника логическое мышление? Большая часть программы образования в начальной школе построена на применении таких логических приёмов, как осуществление простейших видов синтеза и анализа, сравнения. Умение быстро осуществлять переработку информации, применяя при этом приёмы логического мышления, предоставляет ребёнку возможность получения более глубоких знаний и понимания всего учебного материала в отличие от тех, кто обладает невысоким уровнем развития логики, но постигает образовательную программу, опираясь лишь на память. От ребёнка, пришедшего в первый класс, сразу же требуется достаточно высокий уровень развития логического мышления, необходимый для успешного усвоения программы. Современные учебники разработаны таким образом, что начиная с самых первых уроков ребёнку необходимо применять полученные ранее умения классифицировать, сравнивать, обобщать и анализировать результаты своей деятельности. В этой связи необходимо в процессе дошкольного обучения уделить исключительное внимание развитию логического мышления.
Но есть ли смысл заниматься его развитием в 3 - 4 года? Не рано ли?
Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса. Дело в том, что на каждом возрастном этапе создаётся как бы определённый «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Поскольку мышление - это социально обусловленный процесс, неразрывно связанный с речью, то руки имеют для ребенка принципиальное значение, потому что на ладонях и кончиках пальцев огромное количество точек, связанных с разными отделами головного мозга. Как говорят психологи, тренируя мелкую моторику рук, ребёнок развивает мозг. В результате развития движения рук становятся более точными, скоординированными, а с ними становится более развитым и сложным мышление. И чем лучше малыш владеет речью, тем успешнее будет развитие его мышления, ведь начало развитию мышления даёт рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов). Если ребёнок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время "учат" глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать, мыслить.
Многие психологи и педагоги, отмечают необходимость целенаправленно развивать у детей возможности логического мышления, так как сам по себе набор логических приёмов, даже хорошо усвоенный, представляет собой лишь потенциал для умственного развития, а не сам процесс развития, который возможен лишь в случае постоянной практики этих приёмов. И так как ведущим видом деятельности для ребенка 3-4 лет является игра, то именно при помощи игровой деятельности и следует начинать развитие у детей логических способностей. Игра организовывает сложный процесс овладения навыками в интересной для ребенка форме, придаёт умственной деятельности увлекательный характер.
Проблема развития логического мышления получила широкое отражение в психолого-педагогической литературе. Опубликованы научные исследования, освещающие данную проблему, теоретически обоснована возможность и необходимость развития логического мышления ребёнка, намечены пути решения задачи. Однако возрастные рамки начала формирования логического мышления чётко не обозначены, поэтому проблема изучения логического мышления является достаточно актуальной темой в психолого-педагогической литературе, требует тщательного анализа научной литературы по проблеме развития мышления, основ современных наук, и на этой базе разработки программно-методического, дидактического и психологического обеспечения всей системы дошкольного образования.
В психолого-педагогической литературе нет единого мнения о том, когда у детей появляется способность к формированию и развитию логических операций. В современной психологии существуют два основных направления в исследовании возникновения и развития логических структур мышления у детей. Первое их них связанно с работами Ж. Пиаже, А. Валлона, и др. В этих работах определены возрастные границы (стадии) формирования логических структур, отражающие стихийный процесс, основанный на спонтанных механизмах развития детского интеллекта. Эти механизмы являются основным фактором, определяющим успешное овладение логикой. Пиаже ограничивает роль обучения, считая, что оно подчиняется законам развития. Пиаже считал, что обучение приобретает разное значение в зависимости от того, на какой период развития оно приходится. Чтобы оказаться успешным и не остаться формальным, обучение должно приспосабливаться к личному уровню развития.
Ж. Пиаже не отрицает полностью возможности обучения логическим структурам, но одновременно указывает на два ограничения, которые фактически сводят его роль к нулю. Первое связано с различием двух видов человеческого опыта: эмпирического и логико-математического. Посредством первого ребёнок познаёт физические свойства объектов, не выходя при этом за рамки простой констатации фактов. Сделать логическое обобщение он может только на основе второго опыта. Природа двух этих опытов различна, поэтому обучение логике принципиально отличается от всякого иного обучения. Вторым ограничением является признание того факта, что обучение логическим структурам неэффективно, поскольку образованные в результате него схемы не могут применяться к различным ситуациям.
Из сказанного выше вытекает, что не следует начинать обучение до той поры, пока к этому не будут готовы соответствующие логические структуры.
Ж. Пиаже установил основные генетические стадии умственного развития. Период от 2 до 4 лет характеризуется развитием символического и понятийного мышления. От 4 до 7-8 лет образуется интуитивное (наглядное) мышление, которое вплотную подводит к операциям. С 7-8 лет до 11-12 формируются конкретные операции. Средства познания, находящиеся в распоряжении ребенка на данной стадии, недостаточно «формальны», ещё недостаточно очищены и отделены от материи, для действий с которой они предназначены, и поэтому не позволяют субъекту произвести структурирование, не зависящее от содержания структурируемого и одинаково подходящее к любому содержанию.
Второе направление связано с исследованиями П.П. Блонского, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др. Эти авторы считают, что появление логических операций в опыте индивида обусловливается передачей знаний и логического опыта в общении и обучении. Интеллектуальная деятельность при этом должна выступать в процессе обучения как предмет специального усвоения.
Исследования, проведённые под руководством П.Я. Гальперина, выявили, что для дошкольного возраста поэтапное формирование понятий открывает большие возможности, чем это представлялось ранее. Было доказано, что при помощи метода поэтапного формирования умственных действий развитие логических операций возможно уже в дошкольном возрасте.
Таким образом, психологический аспект развития логического мышления предполагает целенаправленную деятельность по выявлению побудительных мотивов, целей, индивидуальных особенностей логического мышления, а также анализ мыслительных операций с позиции осознания субъектом лежащих в их основе логических приёмов.
С именем К.Д. Ушинского связаны становление и развитие педагогической психологии, как отрасли психологической науки, изучающей закономерности обучения и воспитания. В его трудах было показано, какое значение в учебной деятельности имеют память, внимание, речь, чувства, мышление. В частности, он отмечал важность развития логического мышления у детей. К.Д. Ушинский утверждал, что «развитие логического мышления - это значит приучить детей к последовательности, доказательности, ясности, определённости, самостоятельности и точности выражения».
В психологии существует ряд работ, посвящённых «развитию сравнения» (И.М. Соловьёв), «развитию обобщения» (В.В. Давыдов), «развитию аналитико-синтетической деятельности», «развитию классификации» и т.п., отмечают также «недостаточный уровень развития» этих операций у отдельных учащихся и необходимость педагогических и методических работ по развитию приёмов логического мышления у школьников. Однако для периода дошкольного детства эта проблема остаётся ещё мало изученной.
Анализ психологических исследований позволяет прийти к выводу, что развитие логических приёмов мышления также имеет определённую последовательность. Понятно, что с произвольно взятой операции начать работу нельзя, так как внутри системы логических приёмов мышления существует строгая взаимосвязь, один приём строится на другом.
Движение познания от чувственно-конкретного через абстрактное - к конкретному, в мышлении является общим законом развития теоретического познания. Однако это метод лишь задаёт общее направление теоретического исследования. В полной мере метод реализует свои возможности только в единстве с организацией познавательной деятельности.
В последние десятилетия проведён ряд научных экспериментов, направленных на развитие логического и творческого мышления детей (М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, В. Оконь, и др.). Умственное развитие детей, по их мнению, предполагает высокий уровень выполнения умственных операций (анализа, синтеза, обобщения и абстрагирования), экономичность и самостоятельность мышления, его гибкость, характер связи наглядно-образных и отвлечённых компонентов мыслительной деятельности. Я.А. Пономарёв, А.М. Матюшкин, Т.И. Шамова, на первый план выдвигают преподавание, преимущественно ориентирующееся на организацию поисковой деятельности на занятиях.
Таким образом, из вышесказанного можно заключить, что мышление, представляет собой процесс познавательной деятельности, характеризуется обобщённым и опосредованным отражением действительности. Адекватность психического отражения реальности достигается при гармоничном сочетании и единстве конкретно-чувственного и логического мышления. Каждый психический акт отражения включает в себя два момента: объект и понимание, отношение к нему. Осмысление, понимание происходящего вокруг, вскрытие существенных сторон, связей и явлений окружающего мира – результат логического мышления.
2.1.Особенности развития логического мышления у детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – особенный, поскольку в этот период в поведении и психике ребенка происходят кардинальные перемены, раскрываются его способности, закладывается основа будущих успехов и достижений, а навыки и умения, приобретённые в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей у детей в школе.
Любая информация о внешнем мире – это материал для мышления. Мышление – одна из высших форм деятельности человека. Некоторые дети уже к 4 годам способны логически формулировать свои мысли. Однако далеко не все дети обладают такими способностями, поэтому логическое мышление – это одна из важнейших задач в воспитании детей дошкольного возраста.
Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности.
Мышление ребенка содержит в себе не только разнообразные операции и разнообразные формы, но ещё осуществляется на различных уровнях, что говорит о существовании различных видов мышления, напрямую связанных с возрастными особенностями детей.
Выделяют три вида мышления:
1) наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами)
2) наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений)
3) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).
Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.
На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления - наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребёнок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребёнку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.
К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников.
Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.
Основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение.
Суждение:
Понятие:
Умозаключение:
Логическое мышление включает в себя ряд компонентов:
- умение определять состав, структуру и организацию элементов и частей;
- целого и ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений;
- умение определять взаимосвязь предмета и объектов, видеть их изменение во времени;
- умение подчиняться законам логики, обнаруживать на этой основе закономерности и тенденций развития, строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок;
- умение производить логические операции, осознанно их аргументируя.
В структуру мышления входят следующие логические операции:
Сравнение – основано на установлении сходства и различия между объектами. Результатом сравнения может стать классификация.
Анализ – разъединение сложного объекта на составляющие его части или характеристики, с последующим их сравнением.
Синтез – позволяет мысленно воссоздать целое из заданных частей.
Обычно анализ и синтез осуществляются вместе.
Абстрагирование – выделение существенных свойств и связей предмета и несущественных.
Обобщение – мысленное объединение явлений и предметов по их общим и существенным признакам.
Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам.
Конкретизация – замена слова с более конкретным значением.
Таким образом, результатом логического мышления является осмысление, понимание того, что происходит вокруг, выявления существенных связей, сторон и явлений окружающего мира, способность устанавливать связи и отношения между явлениями и предметами, которая не существует отдельно от психики в целом, а связана со всеми процессами, которые происходят в сознании малыша. А их немало, ведь ребёнок в этом возрасте открывает и познает мир.
В дошкольном возрасте большую роль играет понимание сенсорных эталонов, то есть сформированных в обществе представлений о характеристике вещей, их свойствах, отношениях. К самым простым сенсорным эталонам относятся: геометрические фигуры, цвета, температурные характеристики, размеры и т. д.
Понимание и оперирование сенсорными эталонами (различение цветов, геометрических фигур, сравнительная характеристика размеров и весов и т.д.) – очень важная предпосылка развития логического мышления. Так, понимание, что нарисованное на картинке солнышко круглое, а домик квадратный требует предварительной сложной мыслительной работы: анализа, сравнения, выделения характеристики эталона (круга или квадрата), абстрагирование (отделение) этой характеристики и перенесение её на другой предмет.
Важно и то, что эталоны связаны между собой сложными отношениями, понимание которых – важный шаг в развитии мышления детей. Например, колечки пирамидки можно надеть на палочку, а кружочки нельзя, треугольная крыша может стоять на квадратном домике, а на круглом мячике не может.
Это ещё одна важная предпосылка развития мышления. Дети не просто играют с предметами, они изучают их свойства и особенности. А до 4-летнего возраста мышление ребенка протекает преимущественно в предметной деятельности, в процессе игр, манипулирования вещами. У малышей в раннем детстве возможно только наглядно-действенное мышление. А когда они не играют с предметами, и мыслительная деятельность отсутствует.
Специфика используемых игр состоит в единстве игровой и обучающей задач, посредством решения которых оказывается комплексное воздействие на психику ребенка. Оно направлено на стимулирование основных направлений познавательного развития.
Есть и ещё один важный момент. В процессе эволюции сложилось так, что руки имеют для человека принципиальное значение, поэтому на ладонях и кончиках пальцев огромное количество точек, связанных с разными отделами головного мозга. Как говорят психологи, тренируя мелкую моторику рук, ребёнок развивает мозг. Впоследствии движения рук у детей становятся более точными, скоординированными, а с ними становится более развитым и сложным мышление.
Все эти изменения являются важными предпосылками усложнения мыслительной деятельности, на смену наглядно-действенному мышлению приходит образное – более сложное и уже отвлечённое мышление.
Образы в мышлении детей этого возраста занимают главное место, по сути, они выполняют функцию знаков, в роли которых позднее будут выступать слова. Речевая форма мышления тоже есть, но она пока несамостоятельна и подчинена образам, зависит от них и определяется ими. Поэтому дети так любят яркие картинки и с удовольствием рисуют. Некоторые психологи даже считают, что рисование отчасти заменяет малышам абстрактное мышление и создаёт для него основу. Поэтому занятия изобразительной деятельностью очень способствуют развитию детского мышления.
В дошкольном возрасте ребята способны решать и довольно сложные логические задачи, правда, если в них можно оперировать образами. Например, слушая сказку о Колобке, дети безошибочно делают вывод о том, что Колобка съели, виноват он сам – не надо было убегать от бабушки с дедушкой. Правда, довести сказку до другого логического конца – ведь в ином случае Колобок был бы съеден бабушкой и дедушкой – они пока не могут.
Используя образы, дети успешно справляются со всеми логическими операциями:
Можно сказать, что образное мышление уже само по себе содержит предпосылки для овладения логическим. И к концу дошкольного возраста эти два вида мышления прекрасно сосуществуют и дополняют друг друга.
Одним из условий формирования логического мышления у дошкольников является учёт особенностей психического развития детей данного возраста. Все психологические новообразования детей указанного периода отличаются незавершённостью. Это обусловливает особенности их обучения, которые должны сочетать в себе черты игры и направленного обучения, ориентируясь при этом на сложившиеся формы мышления наглядно-действенное и наглядно-образное развитие новообразований: знаково-символической функции, элементов логического мышления.
К трём годам большинство детей, пережив кризис трёхлетнего возраста, начинают осознавать себя как отдельную личность и чутко реагируют на то, как эту личность оценивают окружающие.
Не утратив детский интерес к простейшим играм, трёхлетки постепенно осваивают сюжетно-ролевые игры, а переход от предметно-действенного мышления к мышлению наглядно-образному помогает им играть «понарошку», заменяя одни предметы другими или манипулируя вымышленными аксессуарами.
Стремительно развивающийся словарный запас, формирование навыков составлять правильные грамматические конструкции и активная познавательная деятельность помогают ребёнку осмысленно использовать в речи различные понятия, заменяя ими конкретные объекты. Всё это в совокупности создаёт базу, необходимую для включения отвлечённого, или логического мышления.
Почему так важно научить ребёнка мыслить логически? Дело в том, что, опираясь на логику, ребёнок обретает возможность эффективно решать разнообразные задачи:
Конечно, в 3–4 года логическое мышление находится на начальной стадии формирования, но под чутким руководством внимательных взрослых малыш развивается быстро и легко. Предлагая ребёнку интересные, увлекательные для него игры и упражнения, вовлекая его в процесс через положительные эмоции, ребёнок приучается мыслить, анализировать, обобщать. Регулярные систематические занятия — залог педагогического успеха!
Очень важной предпосылкой формирования логического мышления считается способность к самостоятельному нахождению способов решения задач. Большое значение при этом приобретает возможность контролировать и проверять правильность своих действий.
В современных условиях никакое расширение программного материала не способно охватить весь накопившийся и необходимый детям в их будущей жизни опыт современного общества. В связи с этим образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы помочь ребёнку овладеть высоким уровнем логики, т.е. приёмами мыслительной деятельности, позволяющими самостоятельно добывать необходимую информацию, понимать её, применять на практике, и таким образом самостоятельно продвигаться в выбранной области знаний.
В дидактической игре учебные, познавательные и игровые задачи взаимосвязаны, поэтому, при организации дидактической игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях занимательных элементов: поиска, сюрприза, отгадывания.
Для успешного обучения детей необходима система игр с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровым действием и правилами. Отдельно взятые игры могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достичь желаемого обучающего и развивающего результата. Для этого разработан комплекс дидактических и развивающих игр для занятий с детьми младшего дошкольного возраста.
2.2. Содержание программы.
Программа разработана на основе современных методик и технологий разных авторов: Г.Г. Галкиной и Т.И. Дубининой, С.А. Калик, В. В. Цыцаркиной, А.В. Петрова, Г.Н. Маковеевой , И.Е. Колесниковой, И.О. Шкицкой.
Актуальность программы заключается в необходимости целенаправленной и систематической работы по развитию логического мышления и мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста с использованием современных педагогических технологий.
Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске и применении нетрадиционных форм работы по развитию логического мышления и мелкой моторики рук у младших дошкольников и обусловлена необходимостью создания методических разработок для работы с детьми 3 – 4 лет.
Теоретическая значимость программы состоит в том, что конкретизация структуры логического мышления дошкольников составляет основу для новых научных представлений о возможностях психического развития ребенка. Полученные результаты в ходе проведённой работы позволяют определить критерии уровня сформированности логического мышления дошкольников, расширить представление о роли дидактических игр в процессе развития логического мышления.
Практическая значимость программы заключается в том, что целенаправленная работа с детьми позволяет совершенствовать процесс развития мышления от наглядно-образного до логического, а также определять методы, с помощью которых можно развивать структурные компоненты логического мышления и прослеживать их взаимосвязь.
Новизна опыта заключается в создании системы методов и приёмов, нацеленных на формирование логического мышления у детей младшего дошкольного возраста, в подборе и систематизации разного рода игр, пособий, литературы, в комплексном использовании занимательного дидактического материала через организацию игровой деятельности, в интеграции образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Творчество», «Здоровье», «Социум».
Цель и задачи программы
Цель: овладение детьми младшего дошкольного возраста элементарных приёмов логического мышления через систему занятий познавательной направленности, развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи программы:
Принципы построения программы:
1. Принцип деятельности включает ребенка в познавательный процесс. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С.Л.Рубинштейну).
2. Принципы доступности и индивидуальности. При выполнении заданий детьми целевые установки могут совпадать, но способы выполнения каждым ребёнком могут быть различными и содержание задания должно учитывать индивидуальные особенности детей и зависеть от уровня их развития.
3. Принцип последовательности и систематичности. Важным фактором для развития у детей логического мышления и мелкой моторики рук является последовательность и систематичность, действуя по принципу: от простого к сложному. А усвоение знаний, наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.
4. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Процесс развития логических приёмов и мелкой моторики у детей проходит с привлечением родителей, которые, применяя игры и упражнения в домашних условиях, помогают закрепить уже полученные ранее навыки.
5. Принцип наглядности и практичности. Для детей дошкольного возраста большую роль играет дидактический пособия, которые несут в себе большой эмоциональный заряд, доставляют детям радость, вызывают желание играть с ними, способствуют накоплению сенсомоторных навыков. Существует взаимосвязь обучения с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры и т.д. У детей формируется личностное отношение к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности.
6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных способов решения заданий и умения осуществлять систематический перебор материалов.
7. Принцип психологической комфортности. Личностные отношения взрослого и ребенка должны строиться на основе доверия, взаимопонимания и доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой ребенка позволяют получать дополнительный стимул для последующих его усилий.
Методы и приёмы:
- выполнение практических действий с предметами и материалами;
- вербализация результатов практических действий, направленных на развитие логического мышления;
- знаково-символическое моделирование пространственных отношений;
- игры на развитие логического мышления;
- развивающие конструктивные игры с геометрическим материалом с целью умения воссоздавать на плоскости силуэты различных предметов, а также установления пространственного взаиморасположения конструктивных элементов.
- игровые приёмы: игровая мотивация, побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности), пальчиковая гимнастика (стимулирующая активность мозга, кроме того - являющаяся прекрасным речевым материалом), элементы драматизации - для повышения интереса детей к подаваемому педагогом материалу, создание эмоционального фона занятия.
- метод предварительной ошибки (эффективен особенно при закреплении материала).
Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что дополнительная образовательная программа разработана с учётом интересов детей и запросов родителей, и предусматривает комплексную работу по развитию логического мышления и мелкой моторики рук, включая в себя:
- дидактические игры (предметные, настольно-печатные) - на нахождение размера, цвета, формы, на классификацию предметов и др.;
- игры на развитие пространственного воображения - развивают пространственное воображение, учат детей анализировать образец постройки, чуть позже - действовать по простейшей схеме (чертежу);
- игры со счётными палочками - развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение;
- словесные игры (с использованием загадок) – развивают у детей умение наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях;
- пальчиковые игры - активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности.
Эффективность занятий достигается через использование современных образовательных технологий. В работе используются следующие технологии обучения:
Методическое обеспечение
Основное оборудование и материалы, позволяющие реализовывать содержание программы:
Сроки реализации программы «Логика для малышей»: 1 год.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 3 - 4 года.
Режим занятий и количество детей. Занятия проводятся всей группой или по подгруппам (10 – 12 детей) 1 раз в 2 недели – с сентября по май, длительность занятий 7 – 15 минут. Занятия включают в себя занимательные игры и упражнения на развитие логических приёмов мышления и мелкой моторики рук.
Для успешного обучения детей разработан учебно – тематический план занятий.
Учебно - тематический план
|
№ |
Темы занятий |
Количество занятий |
|
1. |
Занятие № 1. Тема: «Во саду ли, в огороде…» |
1 |
|
2. |
Занятие № 2. Тема: «Осень к нам пришла…». |
1 |
|
3. |
Занятие № 3. Тема: «Времена года». |
1 |
|
4. |
Занятие № 4. Тема: «Лесные жители». |
1 |
|
5. |
Занятие № 5. Тема: «В гости к рыбке». |
1 |
|
6. |
Занятие № 6. Тема: «Волшебный сундучок». |
1 |
|
7. |
Занятие № 7. Тема: «Наш веселый мячик». |
1 |
|
8. |
Занятие № 8. Тема: «Чудесные превращения Колобка». |
1 |
|
9. |
Занятие № 9. Тема: «Играем с зайчиками». |
1 |
|
10. |
Занятие № 10. Тема: «Веселые картинки». |
1 |
|
11. |
Занятие № 11. Тема: «В гостях у гномов». |
1 |
|
12. |
Занятие № 12. Тема: «У Кати День рождения». |
1 |
|
13. |
Занятие № 13. Тема: «Сказочный лабиринт». |
1 |
|
14. |
Занятие № 14. Тема: «Части суток». |
1 |
|
15. |
Занятие № 15. Тема: «Путешествие на поезде». |
1 |
|
16. |
Занятие № 16. Тема: «Поможем кукле Маше». |
1 |
|
17. |
Занятие № 17. Тема: «Кто в Теремочке живёт?» |
1 |
|
18. |
Занятие № 18. Тема: «В Стране веселых человечков». |
1 |
|
|
Итого |
18 |
Структура занятия
1. Вводная часть включает создание игровой мотивации, разминку в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем, что позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на образовательную деятельность, на общение с педагогом.
2. Основная часть занятия включает:
3. Заключительная часть. Рефлексия. Развивающая игра, рисование, шнуровка.
Ожидаемые результаты освоения программы
Дети умеют:
Цикл занятий с комплексом игр
по развитию логических приёмов мышления у дошкольников
ЗАНЯТИЕ № 1
Тема: «Во саду ли, в огороде...»
Цель: учить детей находить смысловые связи в парных картинках; формировать произвольную память, внимание; развивать умение классифицировать предметы; развивать мелкую моторику рук.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями огорода, сада, леса; фигурки овощей, фруктов, ягод, грибов (вырезанные из картона); карточки с изображениями огорода, сада, леса; фигурки овощей, фруктов, ягод, грибов (вырезанные из картона); 5-6 пар карточек со схожими по смыслу изображениями (можно взять из любых настольных игр).
Ход занятия.
Создание игровой мотивации.
- Ребята, я шла сегодня в детский сад и по дороге встретила зайчика, он тоже шел в детский сад и нес для вас чудесный мешочек. Давайте посмотрим, что в нём. Дети называют овощи и фрукты.
2. Основная часть.
Игра с мячом «Скажи ласково».
Воспитатель: Я вам буду кидать мяч в руки, называя слово, вы возвращаете мне мяч, при этом проговаривая это же слово ласково. Начали: яблоко-яблочко, морковь-морковка, капуста-капустка, огурец-огурчик, помидор-помидорчик, апельсин-апельсинчик и т.д.
Пальчиковая гимнастика «Капуста».
Мы капустку рубим-рубим,
(постукивать ребрами ладоней по столу или по коленям)
Мы капустку солим-солим,
(поочередно поглаживать подушечки пальцев, как будто солим)
Мы капустку трём-трём,
(потирать кулачок о кулачок)
Мы капустку жмём-жмём
(сжимать и разжимать кулачки).
Дидактическая игра «Куда пойдешь, что найдешь?». У каждого ребенка большая карточка с изображением леса (огорода, сада) и конверт с набором картинок (овощи, фрукты, грибы, ягоды). Дети рассказывают о том, что изображено на карточке, и подобрать нужные картинки (например, «В лесу можно найти ягоды, шишки, грибы, орехи» и т.д.).
Физминутка «Огород»
В огород сейчас пойдем
Овощей там наберем (дети шагают на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопают в ладоши)
Что мы будем собирать?
Картошку, морковку (загибают пальцы)
Репу и свёклу
Помидоры, огурец,
И капусту, наконец!
В огороде мы старались -
Низко к грядке нагибались (наклоняются)
Весь собрали урожай
(выпрямляются и, показывая перед собой, разводят руки в стороны).
Вот он, видишь? Получай!
(показывая перед собой, протягивают вперед ладони рук)
Игровое упражнение «Посмотри и сделай так же».
Описание: взять любую раскраску, выбрать угощение для зайчика и закрасить одну его половину. Предложить детям раскрасить вторую часть точно так же, как раскрашена первая.
3. Заключительная часть. Рефлексия.
- Молодцы, ребята, зайку вы порадовали. Ему очень понравилось с вами играть. Зайка теперь знает, какие бывают овощи и фрукты, которые мы обязательно должны кушать, потому что они очень вкусные, а главное полезные.
ЗАНЯТИЕ № 2
Тема: «Осень к нам пришла, листьями шурша».
Цель: обобщить знания детей об осени; развивать знания о приметах осени, изменениях в природе; обогащать и активировать словарь детей; упражнять детей в умении классифицировать предметы по их признакам;развивать мелкую моторику рук; воспитывать интерес к окружающему миру.
Оборудование: сюжетные картинки по теме «Осень», старичок-лесовичок, предметы одежды для разного времени года, разноцветные листья из бумаги (дубовые, кленовые, берёзовые), корзинка, шаблоны листьев, бусины (или крупа).
Ход занятия.
1.Вводная часть. Создание игровой мотивации.
В гости к детям приходит Старичок – лесовичок и приглашает ребят отправиться в гости к нему в лес, но прежде чем отправиться в лес, нужно разгадать загадку:
Кто приходит с желтой краской,
Листья красит все подряд.
Без иголки и без нитки,
Шьет им праздничный наряд … (Осень)
- Кто догадался, что это? (Ответы детей.) Правильно, это осень. Вот сегодня мы и поговорим об осени, а Старичок-лесовичок поиграет с нами.
Дидактическая игра «Осенняя прогулка».
-Ну а теперь давайте погуляем по осеннему лесу. Давайте собираться. Что же одеть нам? Может панамку и сандалии? Нет? Почему?
-Конечно, на улице осенью холодно. Что ещё вы можете сказать о погоде осенью? (Холодная, пасмурная, дождливая, ветреная, хмурая.) И одеваться в такую погоду нужно тепло, по-осеннему. Давайте с вами выберем ту одежду, которая нужна для прогулки осенью (дети выбирают карточки с осенней одеждой).
- Ну, вот и добрались. Давайте отдохнём.
Динамическая пауза
Раз – два – три – четыре – пять –
В лес отправимся гулять. (Обычная ходьба)
По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдём (Ходьба "змейкой”)
Может быть, и под листочком
Сладкую ягоду найдём.
На носочки дети встали, по дорожкам побежали. (Бег на носках)
И на каблучках пойдём,
Через лужи перейдём. (Ходьба на пятках).
Отдохнули, вот и славно.
Поговорим теперь о главном…
Дидактическая игра «С чьей ветки детки?»
На полянке лежат вырезанные из бумаги листья: берёзовые, кленовые, дубовые.
- Посмотрите, ребята, что это? (Ответы детей.)
- А почему листики на земле, а не на дереве? Что происходит с деревьями осенью?
- Как называется такое явление? Правильно, листопад.
Дидактическое упражнение «Найди листья, одинаковые по форме и цвету».
- Давайте поможем Старичку-лесовичку собрать листочки в корзинку. Возьмите их. Какой у тебя листочек, с какого дерева? (Берёзовый, кленовый, дубовый.) Молодцы.
Игровое упражнение «Выложи по контуру».
-Ребята, а давайте порадуем Старичка – лесовичка, и выложим бусинками красивые листочки. Дети по контуру листьев выкладывают бусины.
3.Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает выполненные работы, подчёркивает, какие красивые листья получились для Лесовичка.
- Держи, Старичок-лесовичок, это тебе от нас с ребятами подарок. А нам пора обратно в детский сад.
Смотрите далее в скачиваемом файле... Программа дополнительного образования "Логика для малышей"