Рогожникова Людмила Александровна, учитель начальных классов, МАОУ "Город дорог", г. Пермь.
Урок по окружающему миру по теме "Древняя Русь"
Цель: создать условия для формирования у обучающихся представлений о Древней Руси, русских князьях, дружинниках; показать возможность использования электронного интерактивного пособия на уроке,
Задачи:
Ход урока
Детям было дано задание рассмотреть карты Древней Руси 9 и 11 веков (обратить внимание на все обозначения), сравнить их и рассказать об этом по исторической карте.
Рассказ по исторической карте.
Какова цель урока?
- Почему территория Древней Руси увеличилась?
(Князья завоёвывали земли).
Найдите реку Днепр.
- Какие города древней Руси находились на берегах Днепра?
(Смоленск, Киев, Переяславль).
Красным цветом у вас показан важнейший торговый путь из «варяг в греки».
Прочитайте первый абзац. Ответьте на вопросы.
- Кого на Руси называли варягами? (Скандинавов-норманов).
- Что и кого связывал Днепровский путь?
(Связывал предков нынешних шведов, норвежцев, датчан, живущих на западном побережье Балтийского моря- с торговыми греческими городами и со столицей Византии Константинополем (Царьградом) на Чёрном море. Главными дорогами были реки и моря. Заморские купцы ценили наши меха, мёд, воск.)
- Кто был главой Руси? ( Великий князь киевский). А его советники-бояре.
Работа по группам.
Каждая группа читает текст и готовится рассказывать по вопросам об одном из князей по плану:
1 группа-князь Олег
2 группа-князь Владимир
Выступает 1 группа.
Примерный ответ.
Мы изучили информацию о князе Олеге.
Носил прозвище –Вещий.
Особенно прославился своими военными подвигами.
Олег захватил в свои руки весь торговый путь «из варяг в греки» и стал княжить в Киеве. Это произошло в 882 году. Князь Олег положил начало образованию Древнерусского государства – Киевская Русь.
- Почему на племена часто нападали враги?
- Как называлось княжеское войско в Древней Руси? (Дружина)
- Как выдумаете, во что одевались дружинники?
Работа с историческим словарём.
Ребята узнают значение слов «кольчуга», «колчан».
Рассмотрим как выглядели русские воины.
Соберём дружинника.
Городам постоянно угрожали печенеги-воинствующий народ. Поэтому город защищали рвы, стены, башни.
Для охраны от врагов создавались заставы.
Работа с историческим словарём.
Ребята узнают значение слова «застава» (место въезда в город, являющееся пунктом контроля привозных грузов и проезжающих).
Выступает 2 группа.
Мы изучили информацию о князе Владимире.
Носил прозвище –Красно Солнышко
Был князь Владимир умелым воином и мудрым правителем. Русь превратил в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе.
Князь Владимир вошёл в историю как креститель Руси, т.к. предки наши были язычниками и верили в разных богов.
Знакомство с текстом о князе Владимире.
-Что такое Крещение?
О времени княжения Владимира Святославовича сложено много интересных былин.
- А что такое былина? (русская народная эпическая песня о богатырях).
- Каких богатырей вы знаете?
Именно в дружине Владимира Святославовича были знаменитые русские богатыри Илья Муромец, Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алёша Попович.
Определи богатырей.
-Кого называли богатырями?
-Что общего у всех богатырей?
(Богатырь- человек сильный, стойкий, отважный. Все богатыри совершали воинские подвиги.
Работа в парах.
Соотнесите даты и события с соответствующим князем.
Олег 988
882
Владимир Произошло
Крещение Руси
Образовалось
древнерусское государство
Тест
- при Владимире
- при Святославе
- при Олеге
2. Крещение Руси состоялось…
- в 882 году
- в 889 году
- в 988 году
3. Кто из былинных богатырей был самый старший и самый опытный?
- Алёша Попович
- Добрыня Никитич
- Илья Муромец
4. Для чего создавали заставы?
- Чтобы обучать молодых воинов.
- Чтобы охранять государство от врагов.
- Чтобы там могли жить дружинники с семьями.
5. В водах какой реки происходило крещение киевлян?
- Днестра
- Волги
- Днепра
Домашнее задание.
|
Линия сравнения |
Языческая вера |
Христианская вера |
1 |
В кого верили славяне? |
|
|
2 |
Были ли специальные записи о богах? |
|
|
3 |
Проводились ли специальные обряды по принятию веры? |
|
|
4 |
Было ли специальное изображение богов? |
|
|
5 |
Были ли помещения для молитвенных обрядов? |
|
|
- Достигли ли мы цели? Почему территория древней Руси увеличилась? (Князья завоёвывали земли).
- Что было интересно?
- Что вызвало затруднение?