Нагурбекова Гульжан Жазытовна, дефектолог, воспитатель, КГУ «Специальная (коррекционная) школа- интернат №2 для детей с ограниченными возможностями в развитии» акимата Северо-Казахстанской области Министерства образования и науки Республики Казахстан, Казахстан, Петропавловск
Деловая игра "Навстречу собственной судьбе"
Задачи:
- Активизация постановки и принятия проблемы профессионального самоопределения;
- Содействие в осознании учащимися жизненных ценностей и смыслов профессиональной деятельности;
- Содействие в определении профессиональных интересов и склонностей;
- Содействие в построении адекватного образа профессии.
- Развивать коммуникативные способности учащихся, ответственность за работу в команде;
- Воспитание культуры общения.
Форма проведения: час общения.
Ход мероприятия:
Воспитатель: У каждого человека: и у взрослого, и у ребёнка – есть удивительная возможность – мечтать. Пока человек живёт, он всегда о чём-то мечтает. Иногда его мечты становятся явью, превращаясь в жизненные цели. Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идём вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право – выбрать, какой будет ваша лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять. Вы можете считать, что каждая ступенька – это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни. Давайте назовём эту лестницу “лестницей желаний”.
Поднимаясь по лестнице, мы не всегда идём уверенно, можем ошибаться, можем оступиться и даже упасть. В жизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери. Ваш подъём зависит во многом от того, как вы будете вести себя по отношению к другим людям, которые идут вместе с вами по лестнице: будете толкаться, переступать через кого-то, пропускать вперёд, идти рядом.
Вы сейчас находитесь в такой ситуации, когда вам необходимо спланировать своё движение по лестнице жизни, найти свой жизненный путь. Однако не всем удается достичь желаемых успехов. Одна из причин заключается в том, что план не всегда хорошо продуман, составлен без учета своих способностей и возможных препятствий.
И для того, чтобы сделать правильный выбор, составить свой правильный жизненный план очень важно быть информированным, читать о различных профессиях, сравнивать и примерять на себя различные профессии, чем мы и занимались в течении последнего времени.
Девизом нашего мероприятия я взяла слова Константина Дмитриевича Ушинского, великого педагога, автор рассказов и сказок для детей.
"Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет".
И сегодня я предлагаю вам стать участниками деловой игры "Навстречу собственной судьбе". Любой деловой предприимчивый человек должен уметь хорошо ориентироваться в мире профессий, знать спрос на них, учитывать перспективы роста. Сейчас перед вами стоит задача – выбор профессии. Некоторые из вас уже выбрали дело по душе, а другие, я надеюсь, сегодня определятся в выборе. И в этом вам должна помочь наша деловая игра.
Деловая игра предполагает, что вы со всей серьезностью примите правила игры: это доверительный стиль общения, искренность в общении, активное участие в происходящем, уважение к говорящему, и предполагаемые вам возможные жизненные обстоятельства. Успех игры зависит от вашей способности воплотиться в жизненные роли. Итак, класс делится на 2 команды, каждая из которых начнет работать на свой рейтинг. Подчеркиваю, вы будете не соревноваться друг с другом, а повышать свой рейтинг, т. е. компетентность в выборе профессии. В зависимости от сложности задания время на выполнение задания будет разное.
Класс поделен на 2 команды, капитаны. Представление команд.
Оценивать готовность наших будущих выпускников к самостоятельной жизни мы попросили экспертов взрослой жизни.( Представление жюри).
И так мы начинаем...
1. Незавершенные предложения
Воспитатель: Сейчас каждая команда получит карточку с пятью предложениями, которые необходимо закончить. А потом мы посмотрим, что у вас получилось. Времени дается 5 минут.
"Закончить предложения":
Люди работают ради…
Настоящий труд – это…
При выборе профессии люди часто не учитывают…
В любом профессиональном труде самое важное…
Счастье – это…
Воспитатель: Вы написали всё правильно, а теперь давайте, сравним ваши высказывания с мыслями на эту же тему философов, экономистов, политиков.
1. Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного "Я".
2. Настоящий труд – это самоотдача и творчество.
3. При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.
А. Хочу - своё желание.
Б. Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.
В. Надо - потребности рынка труда.
4. В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике.
5. Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком.
2. "Необитаемый остров"
Воспитатель: В поисках счастья вы оказываетесь на необитаемом острове, и найдут ли вас, неизвестно. Ваша задача – выжить. Поймите серьезность и опасность произошедшего. В ближайшие несколько лет вы не сможете вернуться к нормальной жизни, в родные края. Люди иногда в этих обстоятельствах теряют человеческий облик, вспыхивают ссоры и драки со смертельным исходом. Вам нужно освоить остров, организовать свою жизнь на нем. Поэтому вам необходимо распределить между собой обязанности и овладеть определенной профессией, чтобы выжить на остров.
На этом острове есть все условия для жизни: пресная вода, рыба в реках, птицы и звери в лесах, фруктовые деревья… А у вас, совершенно случайно, оказались семена подсолнечника и гороха, пшеницы и моркови, а также топор, пила, молоток, моток верёвки… Короче, что-то среднее между островом Робинзона Крузо из книги Даниэля Дефо и таинственным островом капитана Немо из книги Жюль Верна…Времени на это задание 8 минут.
Ваша задача: Каждая команда составляет список из 10 видов профессиональной деятельности по предложенной карточке, которые являются самыми необходимыми, на ваш взгляд, для того, чтобы выжить на необитаемом острове. Время!
(На доске на лист бумаги записываем итоговый выбор 10 профессий).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько профессий необходимо освоить, чтобы выжить человеку. А знаете ли вы, сколько должно потрудиться людей, чтобы мы смогли прочитать книгу, включить свет, сесть на стул?.. А сколько людей приняли участие в том, чтобы мы смогли обуться? одеться? учиться и наконец закончить школу.
Релаксация "На острове"
Сядьте удобно на стуле, положите руки на колени, прислонитесь спиной к спинке стула. Представьте себе, что вы отдыхаете на песчаном берегу моря. Ласковые волны перекатываются одна за другой. Теплое солнце согревает вас своим теплом. Побудьте на этом берегу, отдохните.
Возвращайтесь оттуда, где вы только что отдыхали. потянитесь, выпрямитесь, посмотрите друг на друга.
Мы продолжаем.
Воспитатель: К сожалению время не стоит на месте и не возвращается назад. Оно неумолимо бежит вперед, отчитывая секунды, минуты, года. Прожив миг, мы не сможем вернуть его назад и прожить этот миг по - другому. И только сегодня и сейчас мы сможем заглянуть в будущее, а потом вернемся назад в настоящее. И так, вчера было 15 июня 2015 года, прошла Торжественная церемония "Вручения аттестатов" выпускникам-2015 года. И сегодня вы стоите перед выбором:? куда пойти учиться? Устроиться на работу? Смогу ли я? С чего начать? Что делать, если меня постигнет неудача? Каждый из вас уже наверняка обдумывал все эти ситуации и сейчас вы сделаете выбор? Подойдете к тому столу, который отвечает вашим предполагаемым действиям после школы.
1. Колледжи, лицеи;
2. Вакансии по трудоустройству на работу;
Задания всем детям индивидуальные:
1 ученик колледж и рассказ о выбранной специальности,
2 ученик- колледж и рассказ о выбранной специальности,
3 ученик- вакансия продавец
Место работы - город Петропавловск, заработная плата сдельная- 10% от выручки; распорядок работы по графику 1 день с 8.00 до 14.00, второй день - с 14.00 до 20.00; выходной 1 день в месяц;
Требования: Быстрый счет, коммуникабельность, общительность, честность, умение подать товар лицом, амбициозность.
Задание:
Рассчитай свою дневную зарплату, если она составляет 10 % от дневной выручки. Список проданного товара и его стоимость указана.
Масло растительное- 8*250тенге=
масло сливочное 24*260 тенге=
Чай 18*450 тенге=
молоко 26*170 тенге=
спички 61*4 тенге=
консервы 26*350 тенге=
минеральная вода 39*120 тенге=
мороженое 44*60 тенге=
хлеб 69*65 тенге=
шоколад 4*180 тенге=
4 ученик- вакансия секретарь
Место работы- город Петропавловск, распорядок работы: с 9.00 до 18.00, выходной: суббота, воскресенье;
Требования: грамотность, аккуратность, приятная внешность, общительность, но не болтливость, тактичность.
Задание:
Написать заявление о приеме на работу, и встретиться с работодателем, и пройти собеседование.
Воспитатель: Чтобы успешно пройти собеседование, необходимо к нему хорошо подготовиться. Для этого необходимо следующее:
Важным моментом в любом собеседовании, как человек выглядит, во что он одет, так как первое впечатление о человеке запоминается надолго. Поэтому следует отнестись внимательно к своей внешности и тщательно подготовиться к появлению на собеседовании. Одежда не должна быть броской. Не должно быть небрежности, кандидат должен быть опрятным и ухоженным. Следует быть очень пунктуальным. Не должно складываться впечатление о том, что кандидат очень торопился и пришел “весь в поту”. Вы должны тщательно спланировать время своей поездки до места собеседования, и оставить, по крайней мере, 10 минут свободного времени для освоения в новой обстановке, мысленно сосредоточиться и подготовиться к ответам на ожидаемые вопросы. Это следует помнить. И так, можно сделать вывод, что задача любого собеседования – определить, принесет ли пользу будущее сотрудничество для обеих сторон. В процессе личной беседы идет активный обмен информацией. Как работодатель, так и кандидат задают вопросы друг другу, с помощью которых они пытаются выяснить важные для них моменты. Проверим навыки участия игроков в собеседовании. От каждой команды приглашаются два участника, которые готовы пройти собеседование. (Распределение ролей)
Задание №1 - пройти собеседование
Диалог №1: Вас принимают на работу. (2 человека)
Р.- работадатель, К.- кандидат
Руководитель: Добрый день. Расскажите немного о себе.
Кандидат: Ф.И.О. Семейное положение- незамужем. Образование средне- специальное.
Р: Повод для трудоустройства?
К: Прежняя работа неинтересна и малооплачиваемая.
Р: Ваша цель?
К: Побольше зарабатывать?
Р: Почему вы выбрали наше предприятие?
К: Проживаю в этом районе.
Р: Почему вы выбрали эту профессию?
К: Родители настояли.
Р: Ваши личные интересы?
К: Музыка, компьютер.
Р: Почему вы ушли с прежнего места работы?
К: Не люблю трудную работу.
Р: Какой размер заработной платы вас бы устроил?
К: 70-80 тысяч тенге. Хочу задать вопросы: В чем будут заключаться мои обязанности? Кому я буду подчиняться?
Р: Нам все возникшие вопросы Вам лучше получить ответ в другой организации, т.к. ваша кандидатура нас не устраивает. До свидание.
Задание №2
Предлагаю вашему вниманию следующее задание для наших команд: "Умение разговаривать по телефону". От каждой команды по два игрока. Один участник- менеджер по кадрам. другой- соискатель. Предлагаем вашему вниманию телефонные переговоры игроков с работодателем.
Вариант №1 (2 человека)
Игрок: Алло, здравствуйте.
Менеджер: Здравствуйте. Кадровое агентство "Биржа труда" Менеджер по кадрам Андрей.
Игрок: Я звоню по объявлению. Разрешите обратиться по поводу работы. Вам нужен плотник?
Менеджер: Да. Представьтесь, пожалуйста, и скажите, есть ли у вас специальное образование и опыт работы?
Игрок: Меня зовут Жусубалиев Константин, у меня нет специального образования, но есть опыт работы.
Менеджер: Вы сможете подойти в наше агентство завтра в 10 часов утра на собеседование?
Игрок: Да.
Менеджер: Не забудьте взять с собой документы. До встречи.
Игрок: До свидание.
Вариант №2 Анна- Артем
Игрок: Алло. Добрый день. Агентство "Работа +"
Менеджер: Добрый день. Да, это агентство "Биржа труда", Менеджер по кадрам Владислав.
Игрок: Я хотел бы узнать, нужны ли вам еще специалисты?
Менеджер: Да. А откуда вы узнали об этом?
Игрок: По бегущей строке на канале НТВ.
Менеджер: У вас есть возможность прислать сейчас ваше резюме по электронной почте?
Игрок: Да. Сейчас.
Менеджер: Вы сможете подойти к нам на собеседование завтра в 9 часов утра.
Игрок: Да, можно узнать ваш точный адрес.
Менеджер: Да, конечно, ул. 314 Стрелковая дивизия 158. При себе иметь документы. До встречи.
Игрок: До свидание.
Воспитатель: Заканчивая беседу, четко договоритесь, когда и как узнать ее результаты. Если вам отказали, постарайтесь узнать причину. Проанализируйте свое поведение. Сделайте правильный вывод и готовьтесь к новому собеседованию. Еще одному игроку предоставляется возможность пройти собеседование.
Диалог №2 Вас принимают на работу (2 человека)
К: Здравствуйте, меня зовут.....
Р: Здравствуйте. Откуда вы узнали, что нам требуется специалист?
К: От знакомых и в рекламных проспектах.
Р: Ваше образование и опыт работы.
К: Я окончила ...............по специальности.....Хочу попробовать свои силы.
Р: Чем вас привлекает работа в данной должности?
К: Иметь возможность продвижения по службе. Повышать свое образование, творческая деятельность.
Р: Какой общественной работой вы занимались?
К: Посмотрите мое портфолио.
Р: Дайте оценку ваших деловых качеств?
К: Самостоятельность, трудолюбие, творческий человек.
Р: Ваши моральные качества?
К: Доброжелательна, выдержанна, принципиальная, честная.
Р: Дайте критическую оценку ваших недостатков.
К: Обидчивость
К: Могу ли я спросить как будет протекать мой рабочий день?
Р: С 9.00 до 18.00, обеденный перерыв с 13.00 до 14.00, суббота и воскресенье- выходные дни.
К: Благодарю.
Р: вы вполне подходите нам, в отдела кадров можете оформиться на работу.
Воспитатель: Благодарю за активное участие наших игроков с обеих команд. Все блоки деловой игры позади и я приглашаю вас на просмотр страничек нашего классного фотоальбома. Пока вы будете шагать по страничкам нашего альбома, наши эксперты подведут итог игры и скажут свое мнение о наших будущих выпускниках.
Просмотр видеоальбома.
Воспитатель: А теперь давайте подведем итог нашей встречи. В течение всего нашего занятия каждая команда работала на свой рейтинг. Давайте послушаем наши результаты. Наши эксперты расскажут о своих впечатлениях.
Для вас ребята, время пришло! Бывают случаи, когда закончив школу, выпускник ещё не определился. Ничего страшного. Главное – относиться к выбору профессии надо как к началу нового жизненного этапа.
На протяжении всей деловой игры вы испытывали много чувств, мыслей, сделали для себя какие-то выводы.
Итак, помогло ли вам наше мероприятие приблизиться к своей мечте? Какие открытия вы для себя сделали? Какие чувства остались? Что понравилось?
Вам, ребята, молодым, умным, смелым и настойчивым, должна покориться жизнь и принести успех, признание и огромное чувство радости и удовлетворения оттого, что вы будете делать для себя и для людей. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте, или, что у него золотые руки. А вы все сегодня смогли показать и доказать, что готовы к реальной жизни. Я надеюсь и верю в вас.