Кузьмина Ксения Сергеевна, 5 класс, МБОУ "Соболевская СОШ", с/п Соболевское, г.о.Ликино-Дулево, Московская область.
Руководитель: Шарапова Виктория Александровна, учитель математики, МБОУ "Соболевская СОШ", с/п Соболевское, г.о.Ликино-Дулево, Московская область.
2. Основная часть
История игр с веревочкой, как и сама игра, очень запутанная. В литературных источниках нет информации о том, когда и где появились эти игры. Их находят у американских индейцев и австралийских аборигенов, у эскимосов и африканцев. У некоторых народов (например, у маори) веревочные фигуры до сих пор играют роль "секретного письма", с помощью которого пересказываются древние мифы.
Некоторые историки считают, что в Европу эта игра была завезена на рубеже 17 – 18 веков моряками, которые вывозили чай из Азии.
Первая наиболее древняя запись, которая упоминала веревочные фигуры, относится к первому веку до нашей эры (Древняя Греция).
Первые же исследования веревочных игр, а также сведения, были собраны в самом конце 19 века. Это было связано с развитием цивилизации, под натиском которой вымирали малые этносы. Первый сборник, собравший 175 фигур с инструкциями, составлен Даймондом Дженнессом во время арктической экспедиции к эскимосам Аляски и Канады в 1913-1916 годах.
Весомый вклад в веревочные узоры внесла русская девушка Юлия Аверкиева, выпускница геофака ЛГУ. На момент исследования ей было всего 23 года. В 1930 году Юлия по программе студенческого обмена попала в США в экспедицию американского антрополога Франца Боаса на канадский остров Ванкувер, к индейцам Квакиутль. Ей было поручено собрать информацию о веревочных играх индейцев. Отчет получился весомым - почти 400 страниц текста, который содержал в себе детальное описание более 100 фигур - с фотографиями, рисунками и инструкциями. К сожалению, данная рукопись осталась в Америке.
После возвращения Аверкиевой в Россию жизнь ее была тяжелой. Научное руководство не считалось с ее интересами. Нечто загадочное случилось с ее первым мужем, американцем русского происхождения. По некоторым данным, он был репрессирован. В 1936 году Юлию исключили из комсомола и выгнали с работы в Музее антропологии и этнографии "за потерю классовой бдительности" - она предупредила встреченного на улице коллегу-ученого о готовящемся аресте. А в 1947 году Аверкиеву арестовали, отняв у нее маленького ребенка, и осудили на 5 лет лагерей, с последующей ссылкой в Красноярский край. Формальной причиной ареста было слишком вольное общение с иностранными дипломатами. Но есть версия, что арест Юлии был одним из ударов КГБ по ее второму мужу, который работал российским послом в Китае - ему шили "шпионаж".
После амнистии в 1956 году Аверкиева вернулась в Москву, в Институт этнографии. Умерла она в 1980 году. Ее рукопись с веревочными играми хранилась у наследников Франца Боаса. В 1960 году они передали ее в американский Музей естественной истории, а в 1990 году ее нашел биохимик Марк Шерман, на досуге изучавший веревочные узоры. Он переработал ее для печати и издал в 1992 году в США, под названием Kwakiutl String Figures. Считается, что это самая объемная коллекция веревочных игр, собранных у одного индейского племени.
Интересным фактом является то, что специалисты по фольклору предполагали, что можно отследить пути миграции людей и пути взаимопроникновения культур, изучая и сравнивая различные веревочные игры разных стран.
Смысл веревочных игр в различных странах мог различаться. Например, на островах Океании, данные игры являлись артистической игрой, позволяющей показать свое умение и способность создавать сложные пространственные фигуры по памяти, соревнуясь с партнером. Зрители при этом наблюдали, у кого из игроков получаются наиболее интересные узоры.
В Северной Канаде сплетенные из веревочки фигуры животных были символами удачной охоты.
На Аляске данный род деятельности был методом иллюстрирования преданий и сказок.
На островах Папуа и Гвинеи сплетенные из веревочек комбинации приравнивались к амулетам, «которые были способны умилостивить небесные силы и принести богатый урожай».
В некоторых племенах индейцев шаманы с помощью веревочных узоров предсказывали пол еще нерожденного ребенка.
К играм с веревочкой приобщаются не только дети, но и взрослые. Познакомившись с данной игрой, уже навряд ли захочется с ней расставаться.
В данной работе я провела свое внутришкольное исследование: нужен ли и полезен ли такой род занятий. Даст ли он результаты, которые я и мой руководитель предполагаем увидеть.
Изучив всю необходимую литературу, освоив необходимые навыки в игре с веревочкой, я приступила к выполнению своих намеченных целей.
Я провела опрос «Школьная мотивация учеников 5 класса». Полученные данные представлены на диаграмме.
Как оказалось, высокий уровень школьной мотивации (добросовестные ученики, которые стараются выполнять все указания учителей, сильно переживают, если получат неудовлетворительную оценку) и хороший уровень школьной мотивации (ученики в меньшей степени зависимы от жестких требований) в нашем классе невелик: всего 10% и 15% соответственно. Большинство учеников обладают положительным отношением к школе (им нравится ходить в школу из-за общения с друзьями, учениками, а сам образовательный процесс им мало привлекает) – 45%. Низкая школьная мотивация и негативное отношение к школе составляет 25% и 5% соответственно.
Далее я постепенно стала внедрять в жизнь нашего класса игры с веревочкой. Сначала вместе с учителем применяли игры с веревочкой на физкульт-минутках, далее, на подходящих уроках (по темам: «Виды треугольников. Четырехугольники. Прямоугольный параллелепипед») с помощью веревочки изображали различные фигуры, развивали пространственное мышление. Данная игровая форма позволяет не только укрепить термины и понятия у учеников, но и создает благоприятную атмосферу в классе. На уроках мы выбирали такие фигуры, которые легко было продемонстрировать в классе.
Такими фигурами стали:
С помощью данной фигуры легко представляется прямоугольник. А главное получаешь, внутреннее удовлетворение от проделанной работы. Узнав, что такое прямоугольник, и чем он отличается от любого другого четырехугольника, на данной фигуре можно показать, что длина нити – это периметр прямоугольника.
Замечательная фигура, которая более сложная в исполнении. На ее примере, можно продемонстрировать что такое треугольник, где его вершины, а где стороны. В данном процессе поэтапно показывая, как получается звезда, можно разглядывать получающиеся фигуры. Заодно, дать задание на внимательность – сосчитать сколько треугольников получилось на всех этапах создания фигуры.
Эта композиция – верх искусства. Данная веревочная комбинация очень интересна в процессе. Поэтапно показывая, ее также можно анализировать на получающиеся фигуры. Итог просто поражает: на наших глазах как будто действительно открываются ворота.
Демонстрация в классе произвела необычайный восторг среди одноклассников. Каждому была выдана веревочка. По возможности, ученики повторяли действия за мной. У кого не получалось, обращались за помощью к товарищу. После урока мы еще долго стояли, обсуждая данную «новинку».
Следующей нашей ступенькой в игре с веревочкой стали игры в парах. Классическая игра в парах – Колыбель для кошки. Данная игра является символом веревочных игр. Она несложна в исполнении, но тем не менее очень увлекает в процесс.
Лестница Якова – одна из классических игр с веревочкой, в результате которой получается лестница. Данная игра символизирует ступени человека, по которым он поднимается всю свою жизнь. Другое название данной фигуры - «ромбы осэджей», так как впервые данную комбинацию показал индеец из племени осэджей. Ее изначальная версия – игра одного человека.
Попрактиковавшись в исполнении данной комбинации, мы усложнили задачу: стали играть в парах. Правая рука одного игрока и левая рука другого игрока, синхронно выполняя все движения, в итоге должны получить Лестницу Якова.
Другой вариант игры Лестницы Якова – игра в команде. Роль отдельных пальцев выполняют отдельные люди. Три человека с одной стороны (указательный палец, мизинец и большой палец) и три человека с другой стороны встают друг напротив друга. Берется длинная веревка, во главе стоит ведущий, который подсказывает, какой палец какую веревку берет и куда переносит. Данная игра позволяет не только получить интересную фигуру в конце, но и, внимательно слушая ведущего, своего партнера, развить навыки работы в команде. В такую игру можно играть двумя командами, соревнуясь, кто быстрее и правильнее выполнит данную комбинацию.
Спустя некоторое время, я снова провела опрос на школьную мотивацию. Результаты оказались интересными – они представлены на диаграмме. Заинтересованность в обучении в школе повысилась.
Думаю, это связанно не просто с развлечением на переменах, но и с развитием логики, мышления, памяти, так как веревочные игры заставляют наш мозг потрудиться. Проведя данную работу, я пришла к выводу, что такой род занятий положительно сказывается не только на самочувствии ученика, но и на учебных способностях. Наш класс не только сплотился, стал более дружным, но и выросла мотивация к учебе. Самым любимым предметом у учеников, как показал опрос, - математика. У нас появились новые цели и задачи: привлечь как можно больше учеников к данной игре, провести мастер-классы в начальной школе, тем самым снизить интерес подростков к социальным сетям, использованию телефонов, организовать школьные соревнования между классами не только по играм с веревочкой, но и по другим настольным играм.
3.Заключение
Игра с веревочкой – универсальная игра, которую можно применять не только в школе, играя на переменах, но и дома, используя как развлечение в часы досуга, таким образом, увеличивая времяпрепровождения детей и родителей. В данную игру можно играть и на отдыхе с друзьями, в походах, а также в дороге.
Целью данной работы была не только наглядная демонстрация изучаемого материала, которая, безусловно, внесла свой вклад в наши умы, но она несла и культурное развитие учащихся.
В результате проделанной работы мы стали вновь больше общаться друг с другом.
У нас появились новые задачи и цели, которые мы хотим осуществить в ближайшее время. Это привлечь как можно больше учеников к данной игре, провести мастер-классы в начальной школе, тем самым снизить интерес подростков к социальным сетям, использованию телефонов, организовать школьные соревнования между классами не только по играм с веревочкой, но и по другим настольным играм. Изучить другие варианты фигур, которые можно сделать из веревочки.
Использованная литература