ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Использование системно - деятельностного подхода как основы формирования ключевых компетенций на уроках профиля «Автодело».

8 ноября 2019 г.

Смагулов Куаныш Оразалинович, учитель спецдисциплин, ГУ "УПК №2 города Павлодара", Казахстан, Павлодарская область, город Павлодар

Использование системно - деятельностного подхода как основы формирования ключевых компетенций на уроках профиля «Автодело».

Использование системно - деятельностного подхода как основы формирования ключевых компетенций на уроках профиля «Автодело».

Использование  системно - деятельностного подхода как основы формирования ключевых компетенций на уроках профиля «Автодело».

В  Учебно-производственном комбинате №2 в рамках образовательного стандарта  обучаются учащиеся  с разных школ города по выбранной профессии. Учащиеся 11-х классов согласно приказа МОН РК обучаются  на профиле «Водитель категории «В».  В процессе  обучения на профиле используются  учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, современные  компьютеры и мультимедийные проекторы.

Целью  обучения на профиле является выпуск учащихся имеющих на руках свидетельство водителя категории «В».  Согласно учебного плана учащиеся изучают предметы: Правила дорожного движения, Устройство автомобиля, Основы безопасности движения, Основы оказания первой медицинской помощи.

Для повышения познавательной деятельности на уроках применяю различные приемы и методы обучения. Это разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

В учебном  процессе познавательная деятельность учащихся играет ведущую роль для осуществления  усвоениия содержания обучения. Наличие познавательных интересов у учащихся способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.  Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в овладении новым знанием. Формирование ключевых компетенций  возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна.

При обучении  на уроках создаю ситуации, в которых учащиеся:

  • Выражают своё мнение по решению ситуации;
  • Активно принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;
  • Анализируют ответы друг друга;
  • Оценивают полученные ответы (самопроверка, взаимопроверка);
  • Выбирают  несколько вариантов решения проблемы;

Рассмотрим некоторые  моменты

Например, при изучении темы: «Проезд нерегулируемых перекрестков» применяю методы  проблемного обучения. Учащимся на уроках создаю проблемные ситуации, которые направляют деятельность учеников на максимальное овладение изучаемым материалом и повышают мотивацию.

Проблемная ситуация  темы  строится в таком плане:1)На магнитной доске необходимо  нарисовать 4 типа перекрестков (приглашаются 4 учащихся по желанию); 2)Установить на доске игрушечные модели автомобилей на перекрестках и создать ситуацию для разводки транспортных средств; 3)Выполнить разводку транспортных средств согласно  Правил дорожного движения на перекрестках; 4)На последнем этапе указать правильный способ разводки и ошибки на перекрестке.

При обучении применяю различные  приемы для активизации познавательной деятельности, вот некоторые из них для примера:

1.Метод проблемного  обучения. На уроках создаю проблемные ситуации, которые направляют деятельность учеников на максимальное овладение изучаемым материалом по ПДД или устройству автомобиля и повышают мотивацию.  При таком методе обучения систематически создает проблемные ситуации, давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, сообщаем учащимся факты и организуем их учебно-познавательную деятельность так, что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют определения понятий, правила и самостоятельно применяют известные знания в новой ситуации (составляют схемы  перекрестков, выполняют разводку автомобилей, разбирают и собирают отдельные  узлы и агрегаты автомобилей). Цель познавательной активизации путем проблемного обучения состоит в том, чтобы поднять уровень усвоения ими понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающимся порядке, а системе умственных действий для решения нестереотипных задач. Эта активность заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая,  обобщая, конкретизируя  материал, сам получает из него новую информацию.

2. Метод алгоритмизированного обучения. Учащиеся самостоятельно составляют алгоритм решения проблемы на уроках  при изучении  учебного материала. Например, по устройству двигателя изучаем тему: Система зажигания двигателя. Процесс сгорания рабочей смеси в цилиндрах возникает при подаче в цилиндры двигателя  топлива и воздуха, но необходимо понять, что для нормальной работы двигателя нужна взаимосвязь всех  механизмов и систем двигателя по последовательности. 

3.  Метод эвристического обучения, основной целью которого является поиск и сопровождение способов и правил, по которым учащиеся  приходят к открытию определённых требований правил. (Задаю сложные вопросы, а потом с помощью наводящих вопросов получаем ответ). Например, при изучении темы: «Обгон» перед учащимися ставится задача каким транспортным средствам разрешается, а каким запрещается выполнять маневр обгона в зоне действия запрещающего знака. Последовательно выбирая и анализируя варианты выходим к ответу.

4. Игровой метод обучения. Игра как форма обучения и воспитания стимулирует мотивацию учения, влияет на развитие познавательного интереса и активацию познавательной деятельности, тем самым, формируя положительное отношение учащихся к учебному предмету. Важным мотивом игры является мотив коллективного и индивидуального соревнования в игре. Например: Проведение недели профиля: «Водитель категории «В». Мероприятия проходят в актовом зале  Учебно-производственного комбината №2, где организуются различные викторины для учащихся профиля. Все эти методы действуют в органическом единстве.

Формы и методы урока,  применяемые на занятиях: игра, экскурсия, практическая работа, самостоятельная работа;

Также для  активизации познавательной деятельности организуются экскурсии с выходом на действующие организации, как например ТОО «Таксомотор».

Активно использую в преподавании учебных предметов компьютер и мультимедийный проектор применение которых способствует:

  1. Развитию интереса учащихся к изучаемому предмету;
  2. Стимулированию активности и самостоятельности учащихся при подготовке материалов;
  3. Формированию навыков коллективной работы при обсуждении проблем;
  4. Обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися.

Обучение с использованием средств информационных технологии  позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры личности.

 

Для повышения  познавательной деятельности необходимо:

  • избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;
  • ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п.
  • дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий всем учащимся;
  • учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной).

Современные школьники быстрее и с интересом усваивают информацию с экрана компьютера, чем со слов учителя.
Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению – это основной механизм развития личности,  как ученика, так и учителя.

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину