ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
22 апреля 2021 г.

Замалутдинова Светлана Владимировна, воспитатель, КГКП "Ясли-сад №24 города Аксу", Казахстан, Павлодарская область, город Аксу

Моделирование в развитии математических представлений дошкольников

Моделирование в развитии математических представлений дошкольников

консультация для педагогов

Процесс формирования математических представлений у детей дошкольного возраста будет более эффективен при использовании игровых методов и приемов.       

Игровая форма при проведении занятий по основам математики понятна и интересна детям. С каждым разом дети всё больше втягиваются в обучающий процесс. При этом занятия остаются игрой, сохраняя свою притягательность. Помимо обучения и развития, изучение математики для дошкольников позволяет ребенку легче адаптироваться к занятиям в школе, позволит в полной мере раскрыть потенциал ребенка и развить математические способности, и родителям не придется переживать, когда он пойдёт в школу.

Применение моделирования как метода математического обучения допустимо и эффективно в детском саду.  Это связывается в первую очередь с тем, что мышление детей во многом стимулируется развитием сенсорного аппарата ребенка. Первоначальным источникам знаний детей является восприятие предметов и явлений окружающего мира  через ощущения.

Моделирование – наглядно-практический метод обучения. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. 

Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок – кашкой для куклы, а он сам – папой, шофером, космонавтом). Метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребёнка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие, в процессе моделирования.

Действия с моделями осуществляются в следующей последовательности:

замещение (сначала модели предлагаются в готовом виде, а затем дети придумывают условные заместители самостоятельно);

использование готовых моделей (начиная с 3-4 лет);

построение моделей: по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации (с 5-6 лет).

Метод моделирования, разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

В дидактике выделены три вида моделей:

Первый вид - предметная модель в виде физической конструкции, предмета или предметов, закономерно связанных друг с другом. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие связи, конструктивные особенности.

Второй вид - предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Предметно-схематическая модель показывает связи в изолированном и обобщенном виде.

Третий вид - графические модели, обобщенно передающие разные виды отношений, представляет собой графики, формулы, схемы и т. Д.

Для того чтобы овладеть моделированием как методом научного познания, необходимо создавать модели. Создавать вместе с детьми и следить, чтобы дети принимали в изготовлении моделей непосредственное и активное участие.

Предметная модель: Из застежек - липучек моделируем  цифры и геометрические фигуры и тела.

Как показывает практика, не все дети легко запоминают образ цифр. Здесь на помощь приходит прием моделирования цифр из застежек - липучек. Аналогично из застежек - липучек можно моделировать и геометрические фигуры и тела. Такой прием развивает мелкую моторику, тактильные ощущения.

Предметно – схематические модели. Детям предлагается по схеме перенести рисунок на плоскость. Например:  «Сложить квадрат», «Выложи цифру», «Сравни и поставь нужный знак» и  т.д.

 

Графические модели. Здесь используется математические карточки схемы. «Соедини схему и соответствующую цифру», «Вставь нужную цифру, реши пример», «Дорисуй недостающую геометрическую фигуру» и т.д.

 

Моделирование как новый вид работы дает простор для творчества и фантазии детей, обеспечивая развитие их мышления.

Планируется также и работа с родителями, которым даются задания по изготовлению несложных моделей (родители дома вместе с ребенком создают модель). Таким образом, осуществляется взаимосвязь трех сторон: педагог, родитель и ребенок.

Использование метода моделирования помогает решать комплекс очень важных задач:

- развитие продуктивного творчества детей;

- развитие высших форм образного мышления;

- применение ранее полученных знаний в решении практических задач;

- закрепление математических знаний, полученных детьми ранее;

- создание условий для делового сотрудничества;

- активизация математического словаря детей;

- развитие мелкой моторики руки;

- получение новых представлений и навыков в процессе работы;

- наиболее глубокое понимание детьми принципов работы и строения оригиналов с помощью моделей.

Опыт практической реализации метода моделирования показал его высокую эффективность при организации математического развития детей.

 

Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков.

 

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину