Трусова Светлана Анатольевна, методист, ГККП "Ясли-сад «Балапан»", СКО, г. Петропавловск
Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их деятельности; установить тесное сотрудничество между педагогами.
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Ведущая: Эта игра позволит каждому из нас проверить свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить ее, узнать еще больше интересного. А главными действующими лицами в деловой игре будут две команды, в которых принимают участие педагоги и родители нашего детского сада.
- Итак, встречайте! (под музыку входят участники игры).
- Сейчас мы проведем жеребьевку, чтобы определить, кто в какой команде будет.
Прошу выбрать понравившийся цветок, поднимите и увидите название своей команды.
Название команд: «Қарлығаш», «Аққу».
- Пока участники команд совещаются, выбирают капитана своей команды. Предлагаю гостям отгадать загадку:
«Ласковое, доброе, на людей глядит, а нам на себя глядеть не велит» (Солнце).
Вы становитесь первым членом жюри.
А сейчас предлагаю обратить внимание на свои стулья, у кого цветок, это 2-й член жюри.
И 3-й член жюри: методист ГорОО
Прошу жюри занять свои места.
Ведущая: Оценивается по пятибалльной системе.
- Капитаны выбраны – представьте их.
Приветствие команд
Команда 1 «Қарлығаш»
Мы любим природу и бережем,
В обиду ее никому не даем.
Чтоб природа человеку была рада,
Охранять ее нам надо!
Привет! – соперникам мы говорим,
Не огорчайтесь, если победим.
Команда 2 « Аққу»
Каждый из нас природу защитит,
О каждом деревце душа у нас болит.
Не позволим живое все уничтожать,
Животным и растениям расти мешать.
Готовы мы сегодня поиграть,
Все вместе о природе рассуждать.
Ведущий:
Молодцы, команды, в добрый час!
Пусть удача встретит вас!
Приступаем к первому туру соревнований брейн-ринг «Экологическая разминка». Предлагаются вопросы, на которые нужно быстро ответить.
1.У какой птицы самый длинный язык? (у дятла)
2.Наука о животных? (зоология).
3.Кто такой ихтиолог? (ученый, изучающий рыб)
4.Что ест зимой жаба? (ничего не ест, она спит)
5.Самец кукушки? (кукух)
6.Самая высокая трава? (бамбук)
7.Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (одинаковая)
8.Кто дважды рождается, а один раз умирает? (птицы)
9.У кого уши на ногах? (у кузнечика)
10.Какое дерево является лучшим пылесосом? (тополь)
1.Лесной петух? (глухарь)
2.Наука о растениях? (ботаника)
3.Трава от 99 болезней? (зверобой)
4.Какое дерево самое толстое на земле? (баобаб)
5.Кто такой орнитолог? (ученый, изучающий птиц)
6.Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (фотоохота)
7.Какая птица лает? (самец куропатки)
8.Есть ли у комара зубы? (и немало 22)
9.Зачем кашляют рыбы? (они очищают жабры от растений)
10.Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка – дневное животное, а жаба – ночное)
- Пока жюри подводит итоги первого конкурса, а участники команд готовятся ко второму – мы предлагаем вам посмотреть:
Музыкальный номер
Слово жюри.
2 тур. Конкурс «Ассоциация»
Часто люди ассоциируют себя и окружающих с различными природными явлениями, животными, употребляя выражения «цветет как роза», «работает как лошадь» и т.д. Попробуйте подобрать ассоциации экологического содержания к кому- либо из коллег команды, не называя его. Внешность, характер, манера поведения этого человека ассоциируется у вас:
- с природным явлением;
- с животным (зверь, птица, насекомое);
- со стихией (огонь, воздух, вода, земля)
Тренинг упражнение «Посещение зоопарка» (с шишками)
Встаньте, пожалуйста, друг за другом (паровозиком по кругу). Педагог – психолог становится позади последнего из участников и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди. Остальные повторяют за педагогом – психологом, по кругу делают массаж друг другу.
3 тур. Конкурс «Загадки – иллюстрации» (Слайды).
Воспринимать красоту природы помогают репродукции картин известных художников. В этом задании вы сможете проявить свои знания. (Педагогам предлагаются репродукции картин известных художников, писавших пейзажи).
Необходимо определить автора и название произведения
И. И. Шишкин «Рожь»;
И. И. Левитан «Весна. Большая вода»;
А. К. Саврасов «Грачи прилетели»;
И. И. Левитан «Март»;
И. И. Шишкин «На севере диком»;
И. Э. Грабарь «Зимний пейзаж»;
И. И. Шишкин «Дубовая роща»;
А. А. Пластов «Первый снег»;
И. И. Левитан «Золотая осень»;
И. И. Левитан «Вечерний звон».
Музыкальный номер.
Слово жюри.
4тур. Исследование «Бюро погоды»
Всем участникам подойти к столу и выбрать команде «» признаки хорошей погоды, а команде «», признаки ухудшения погоды. Командам выбрать правильные ответы. Зачитайте, что вы выбрали.
Какая будет погода? – все признаки ухудшения погоды:
- рыба не клюет - она сыта;
- пчелы сидят в ульи и громко гудят;
- муравьи не спешат на работу, закрыты все ходы;
- опускаются головки красного клевера, складываются мохнатые листочки;
- все цветы на лугу сильно пахнут, благоухают цветы сирени, жасмина, желтой акации;
- ласточки летают над самой землей, кричат кулики;
- куры купаются в пыли, воробьи нахохлились;
- крот нагребает высокие холмики;
- одуванчик складывает свой пушистый зонтик;
- возле цветов желтой акации кружится много насекомых.
Какая будет погода?
все признаки хорошей погоды:
- рано просыпаются мухи, чуть свет вылетают из ульев пчелы;
- ласточки и стрижи летают высоко;
- комары-толкуны толкутся столбом;
- поздно вечером сильно трещат кузнечики;
- божья коровка, взятая в руки, быстро слетает;
- соловей поет всю ночь;
- раскрыты цветки кувшинки;
- голуби разворковались;
- паук усиленно плетет сети (к сухой погоде);
- птицы весело поют
5тур. «Устами младенца» (Слайды).
– Это те, кто обижает зверей, ловит рыбу в запретных местах. (Браконьер)
– Ол жерде адамдар серуендейді, демалады, балалар тебетін әткеншектер бар.
Ол – қай жер? (Ол - саябақ)
– Көктемде күнді жылытады, ол жұлдыз бен планета. Бұл не? (күннің көзі)
– Это то, где растет трава, деревья и цветы вырастают. (Почва)
– Она большая и грязная, и мама не разрешает по ней бегать”. (Лужа).
– Это место, где звери и птицы живут, не боясь людей. Людям нельзя туда заходить и ничего нельзя им делать. (Заповедник)
- У рыб этого не может быть. Потому что если они ею покроются, то им будет очень жарко под водой плавать. (Шерсть)
- Он приделан к зверям сзади. Например, корова кончается, и начинается он. (Хвост)
Музыкальный номер.
Слово жюри.
6тур. Конкурс капитанов (Слайд о весне).
Какое время года?- Весна. Нужно назвать прилагательные на государственном языке к слову «весна»
Ранняя - ерте, волшебная - сиқырлы, цветущая - кемелденген, дождливая - жаңбырлы, и т.д.
7 тур. Представителями каких экосистем являются растения? (Слайды).
Хлопок – поле, ковыль – степь, шиповник – лесостепь, тыква – огород, саксаул – пустыня, камыш – озеро, эдельвейс – горы, ряска – озеро, дыня – огород, ламинария – море, типчак – степь, альпийская ромашка – горы.
А сейчас музыкальная пауза.
Слово жюри.
8тур. Творческий конкурс «Эмблема об охране природы»
Разный материал – пластилин, салфетки, пряжа, фольга, цветная бумага, клей, ножницы, крупа, губка поролоновая, семечки, цветные карандаши.
9тур. Игра со зрителями «Угадай мелодию»
Пока команды готовятся к творческому конкурсу, мы проведем игру со зрителями
«Угадай мелодию»
Ведущий:
Вот вы и показали свои знания о природе. И мы надеемся, что полученные в этом конкурсе знания о природе вам пригодятся.
Ведущая предлагает подвести итоги конкурса и сказать окончательный результат судьям. Объявляют победителей. Вручаются награды