Алтаева Лидия Амангельдыевна, педагог-психолог, КГУ «Школа-лицей №3 отдела образования Житикаринского района» Управления образования акимата Костанайской области, Казахстан, Костанайская область, г. Житикара
Занятие с элементами тренинга «Мы вместе»
Дата: 6.10.21 |
ФИО: Алтаева Лидия Амангельдыевна
|
||||||||||
Тема мероприятия |
«Мы вместе» |
||||||||||
Тип мероприятия |
Взаимоотношение детей и родителей |
||||||||||
Цели |
Обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми, гармонизация детско-родительских отношений. |
||||||||||
Задачи |
|
||||||||||
Критерии оценивания |
|
||||||||||
Языковые цели
|
Родители объясняют, как использовать практические знания в воспитании подростка. |
||||||||||
Привитие ценностей |
Функциональная грамотность - умение применять полученные знания и навыки для личных, социальных, коммуникабельных целей. Осуществляется через содержание родительского собрания. |
||||||||||
Межпредметные связи |
Самопознание, биология. |
||||||||||
Навыки использования ИКТ |
Презентация
|
||||||||||
Предварительные знания |
Родители знают возрастные особенности подростка |
||||||||||
Ход мероприятия |
|||||||||||
Начало 6 мин
7 мин
|
Организационный момент Педагог - психолог объявляет тему и цели родительского собрания, объясняет, что знание возрастных и психологических особенностей подросткового возраста имеет широкое применение при решении проблем во взаимоотношении родитель - ребенок.
Упражнение «Чудо - дерево» Цель: знакомство участников родительского собрания разрядка обстановки. Инструкция: каждому участнику предлагается выбрать листик того цвета, который у него ассоциируется с его семьей, написать на нем свое имя и прикрепить на дерево. Прикрепляя листик на дерево, каждый называет свое имя и цвет. Он похож на… в моей семье. Каждый участник высказывается о своем выборе. После выполнения упражнения делается вывод «Посмотрите, какое разноцветное дерево у нас получилось. На нем можно увидеть листья разного цвета: желтого, зеленого, красного, коричневого. Все листья разные. Точно также и семьи – все разные. Одинаковых семей быть не может. У каждой семьи бывает разное настроение (веселое, грустное, спокойное), как и у нашего Чудо - дерева». Упражнение «Психологическая зарядка» Цель: выявить проблемы взаимоотношения родителя и подростков. Предлагается вам выполнить определенные движения, если вы согласны с данными высказываниями: |
Ресурсы Презентация слайд 1,2
Презентация слайд 3 цветная бумага, муз.сопровождение
Презентация слайд 4
|
|||||||||
10 мин
5 мин
10 мин
|
Педагог психолог рассказывает о возрастных и психологических особенностях подросткового возраста.
Упражнение «Снежинка» Возьмите листок бумаги. Представьте, что этот лист душа вашего сына или дочери. Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, не выдержанно. При каждом сгибе листка вспомните все то негативное, что было сказано вами в адрес ребенка. А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям. Что произошло с листом бумаги? - родители высказывают свои мнения. Психолог формулирует вслух вывод: Работа в парах «Правила личностного ориентированного взаимодействия с детьми» Позиция общения. Родителям необходимо разбиться на пары. Один из участников приседает, а другой стоит перед ним. Вопрос родителям: Удобно ли вам так общаться? (ответы родителей) Проделав эти действия, вы ощутили, что видит ребенок общаясь с вами, каким он вас видит. Люди, находящиеся при общении в такой позиции видят окружающих совершенно по-разному. На и лучший контакт устанавливается, когда собеседники не только видят глаза друг друга, но и когда занимают равные позиции в психологическом плане: ни один не считает себя более значимым, умным, чем другой. Какая позиция преобладает в вашем общении с ребенком «на равных» или «сверху»? Если преобладает позиция «на равных», значит ваше общение с детьми может быть отнесено к личностно ориентированному. Дистанция общения. В парах необходимо сесть на стулья на расстоянии 3-4 метра друг от друга. Вопрос родителям: Комфортно ли вам общаться друг с другом? Что вы почувствовали? Физические неудобства приведут к неудобствам психологическим: контакт нарушился – говорить расхотелось. Когда дистанция между собеседниками физически велика, контакт между ними вряд ли возможен. При этом у ребенка не должно быть чувство одиночества, заброшенности. Есть дети, любящие и короткую и длинную дистанцию общения. Дистанция общения должна быть именно такой, чтобы обеспечивать для участников контакт и свободу одновременно, свободу действовать так, как считаешь нужным, как хочется поступить в данной ситуации, не забывая о свободе остальных участников взаимодействия. Вопрос родителям: Какую дистанцию общения вы предпочитаете сами? Куда вы садитесь поближе или по дальше? Но «вместе» означает одном «пространстве», которое является общим, интересным для каждого из взаимодействующих. Пространство общения. В парах попробовать разговаривать отвернувшись друг от друга. Затем продолжить разговор, внимательно рассматривая то пространство, которое оказалось перед вашими глазами. Вопрос родителям: Удобно ли вам так общаться? Часто и мы с детьми находимся в разных «пространствах», каждый в своем. Как найти общее «пространство», в котором дети и взрослые могут быть вместе? Было бы не верно принуждать ребенка «перейти» в «пространство» взрослого. Хорошо, когда дается время, что бы не резко, а постепенно перейти в пока чужое для вас «пространство» и остаться в нем. Еще лучше, если «пространство», в которое вам надо перейти, не совсем чужое – в нем есть знакомые, приятные вам вещи. В вашей власти внести эти черты в ваше общение с детьми так, чтобы оно было приятным и им, и вам. Особенно важно, что бы и вам и детям хотелось быть вместе, в одном «пространстве» так, чтобы чувствовался взаимный контакт, не нарушающий в то же время свободу и равенство позиций. Иными словами, чтобы вы и ваши дети были «не рядом и не над, а вместе» Упражнение «Идеальный подросток» Выбирается один доброволец и один помощник, которому выдаются шарфы, платок, веревка, ремень. Тренер просит помощника, согласно тексту, завязывать платками, шарфами, лентами и т.д. «каналы воспроизведения»: Рот – чтобы не ругался и не кричал; Глаза – чтобы не видели недостойного, не выражали ненависть, неудовольствие и зло, чтобы не плакали; Уши – чтобы не слышали лишнего; Руки – чтобы не дрались; Ноги – чтобы не пинались, не ходили в плохие компании; Душу – чтобы не страдала. После завершения процедуры инсценирования запретов (завязываний), тренер обращается к участникам с вопросами: Что может такой человек? Выражать свою мысль? — Рот скован! Наблюдать, выделять прекрасное, откликаться? – снижена возможность реагировать – глаза закрыты! Творить прекрасное, обнимать, выражать радость? – руки связаны! Идти по жизни? (легонько подтолкнуть связанного, попытаться заставить двигаться) – страх, скованность движений! Сочувствовать, радоваться, доверяться? – душа «молчит», скована! После этого упражнения полезно расспросить связанного человека о его чувствах в ходе выполнения упражнения. Выводы должны сделать родители. |
Презентация слайд 5,6,7,8
Презентация слайд 9
Презентация слайд 10
Презентация слайд 11
Презентация слайд 12, шарфы, платок, веревка, ремень.
|
|||||||||
Конец родительского собрания 3 мин
|
Рефлексия «Уборка в доме» Используются три листа большого формата с рисунками, фломастеры. К стене прикрепляются три больших листа. На первом нарисован чемодан, на втором – мусорная корзина, на третьем – мясорубка. Каждый участник получает три листочка. На «чемодане» участник пишет то, что он вынес с занятия, заберет с собой и будет активно применять. На втором листе то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину. На третьем листе то, что оказалось интересным, но пока неготовым к применению, то что нужно еще до думать и доработать Песня «Родительский дом» |
Презентация слайд 13,14, листы, фломастеры, муз.сопровождение, памятки.
|
|||||||||
Методическая литература:
Интернет-ресурсы: