ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

"Работа с учащимися подготовительного класса"

27 апреля 2022 г.

 Роот Наталья Анатольевна, педагог дополнительного образования по классу гитары, КГКП "Восточно-Казахстанское Училище Искусств им.народных артистов братьев Абдуллиных" Управления Образования ВКО, Казахстан, Восточно-Казахстанская область, г.Усть- Каменогорск

Открытый урок

"Работа с учащимися подготовительного класса"

"Работа с учащимися подготовительного класса"

Тема урока: «Работа с учащимися подготовительного класса».

Цель урока: показать формы и методы обучения игре на гитаре в работе с учеником подготовительного класса.

Задачи урока:

  1. Привить любовь к занятиям на инструменте.
  2. Научить правильной посадке за инструментом и постановке рук.
  3. Научить приёмам звукоизвлечения на гитаре и правильному их применению.
  4. Привить навыки свободного движения по ладам в первой позиции пальцами левой руки.
  5. Привить ритмические навыки.
  6. Научить образному музыкальному мышлению.
  7. Научить слушать себя и анализировать исполняемые произведения.
  8. Формы и методы: индивидуальная форма урока, беседа, проработка деталей, игра, опрос.

План урока

  1. Проверка домашнего задания
  2. Повторение пройденного на предыдущих уроках материала
  3. Проигрывание песенок на открытых струнах
  4. Разбор ритмического рисунка каждой песенки
  5. Повторение расположения нот на грифе на каждой струне до пятого лада, проигрывание упражнений
  6. Повторение приёмов звукоизвлечения , их применение
  7. Игра перебором
  8. Разбор новых произведений
  9. Подведение итогов урока
  10. Домашнее задание

 

В начале проверка домашнего задания в форме беседы и игры на инструменте. Внимание было сосредоточено на правильной посадке, постановке рук, правильном извлечении звука. Игра на инструменте была начата с упражнений и лёгких песенок. Вспоминаем, что мы знаем об инструменте гитара. Как извлекается звук на этом инструменте. Какие нотки нам известны,  и какие есть длительности звучания нот.

Послушаем, как звучит каждая струна, с чем мы можем сравнить звучание каждой струны, попробуем отождествить звучание каждой из них с каким-нибудь зверьком: мышка, белочка, лиса, волк, медведь, слон.

Начинаем игру с песенок на открытых струнах: «Про слона», «Осень», «Медведь». А ещё у нас есть песенки на первой струне со словами на разные темы, проиграем их: «Зайка», «Про лису», «Божья коровка», «Зима», «Ёжик», «Ёлочка», «Лягушонок», «Гусь», «Ах ты, зимушка- зима», «Жук», «Колокольный звон». Это песенки из учебного пособия для начинающих малышей. Поговорим о каждой пьеске - кого или что мы должны отобразить или показать при исполнении. Нотки здесь все написаны пустые. Попробуем их раскрасить тем цветом, который соответствует содержанию каждой песенки. Ритмический рисунок можно прохлопать.

Вспомним расположение нот на грифе до пятого лада, проиграем песенки: «Как пошли наши подружки», «Василёк», «Дин - дон», «А мы просо сеяли», «Во саду ли , в огороде», «Во поле берёза стояла», «Дударик», «Медведь». Все песенки будут сопровождаться пением.

Затем разучивание песенки «Белка» на третьей и второй струнах.

Недавно мы изучили приём игры -«глиссандо» и пьеску «Котик проснулся», попробуем исполнить.

Произведения «Прелюдия» и « Этюд» исполняем перебором, приёмом звукоизвлечения «тирандо». Обращаем внимание на правильное положение рук при игре.

Разбор новых пьесок:

«Шутка» и «Грибной дождь».

Разбираем нотки, струны, длительности, пропеваем со словами.

И в заключении - исполнение поздравительной песенки «С Днём рождения», которую по просьбе Вари мы выучили на прошлом уроке.

В работе с начинающими очень важен индивидуальный подход к каждому ученику. Индивидуальный подход включает в себя:

1 .Внутренние музыкальные задатки, которые необходимо развивать в процессе занятий.

Возраст - физические данные разные, склад тела (рост, длина пальцев, размер рук, кистей), болезни.

Мыслительная способность разная - скорость восприятия, запоминания и воспроизведения.

Темперамент - характер: живые или медлительные. И здесь есть свои особенности в работе с учеником.

 С ложившиеся привычки - работать над изменением неправильно сложившихся привычек.

С чего начать?

Первые уроки надо разделить на два раздела:

1 .Изучение нотной грамоты.

2.Игра за инструментом.

И так несколько уроков, пока ребёнок не усвоит расположение нот и струн на нотном стане.

В письменном или застольном периоде надо пройти все темы:

а)     Написание нот в октавах с малой по вторую;

б)    Расположение открытых струн на нотном стане (несколько уроков);

г) Длительности нот - игра со счётом (размер);

д) Изучение расположения нот (звуков) на каждой струне .до 5 лада. Существуют методики обучения с 5-го лада на начальном этапе. Это хорошо для маленьких детей, так как расстояние между ладами меньше - удобнее для маленьких пальцев.

Изучение расположения нот на каждой струне необходимо закреплять практической работой - проигрыванием упражнений и песенок (хорошо,если со словами). Для младшего возраста лучше всего запоминаются песенки «Василёк», «Белка», «Дин - дон», «Как пошли наши подружки», «Я купил себе слона» и т.д. Скорость изучения нот на каждой струне зависит от усвояемости материала: чтобы заложить крепче основание, лучше закрепить, чем бежать вперёд. В следствие неразумной спешки ученик может, не усвоив материал, затем просто запутаться, растеряться, ощутив свою несостоятельность, даже разочароваться и оставить обучение. От внимательности педагога, индивидуального подхода к каждому ученику зависит дальнейший его путь в музыке и с избранным инструментом.

Рядом с менее способным, медлительным, проблемным может быть талантливый, хваткий ученик. И здесь важно не упустить время, так как

этому ученику нужен иной подход и другие требования. Необходимо быстрее двигаться в освоении нового материала, давать для изучения больше упражнений, песенок, музыкальных зарисовок, а затем и произведений. Иначе у ученика может пропасть интерес.

Если ученик кроме учебного материала проявляет самостоятельный интерес к каким - либо музыкальным композициям, взятым из интернета или из других источников, и просит помощи у педагога в этом - ни в коем случае нельзя отказывать, необходимо этот его интерес направить в правильное русло. Например, не отходя от общей программы включить в план урока раздел по изучению любимых мелодий, помочь и дома строить занятия так, чтобы это увлечение не занимало всё время. Для этого вместе с учеником спланировать домашние занятия на инструменте, например:

 Игра упражнений и гаммы (до - мажор);

 Игра песенок, произведений;

 Игра ансамблей;

 Игра любимых мелодий.

При этом, объясняя ученику, что необходимо в начале занятия разыграться, затем повторить пройденный материал, расположение нот на струнах, всё закрепить, а в конце перейти к самому приятному. Хорошо бы этот план записать в дневнике - как образец домашнего занятия.

Очень важна в работе с начинающими игра в ансамбле с первых уроков. Она:

а) вносит в урок разнообразие;

б) более заинтересовывает ученика в занятиях на инструменте;

в) развивает чувство ответственности за свою партию;

г) научает слушать, развивает способность слышать;

д) развивает ритмические способности ученика (научает считать).

В итоге подготавливает к серьёзным занятиям в ансамбле и оркестре. Ансамблевой игрой надо заниматься с первых уроков, .с маленьких мелодических отрывков.

В процессе проигрывания произведений производится детальная работа над отдельными частями, отрывками произведения, определяется приём извлечения звука в данном месте проигрывания, производится работа по отработке этого приёма.

1 .Проигрывание упражнений на каждой струне: «Как пошли наши подружки», «Василёк», «Белка», «Дин-дон», «Во саду ли, в огороде», «Дударик». Медленно внимательно определить правильное положение правой руки и движения пальцев при исполнении ‘этих произведений. Проиграть приёмом «тирандо», затем «апояндо». Объяснить отличительные особенности этих приёмов звукоизвлечения.

Игра в ансамбле. Композитор Паркенинг «Два дуэта»: пьеса и прелюдия. Проигрывается ученицей отдельно, затем вместе с педагогом, определяются приёмы звукоизвлечения, отдельно прорабатывается мелодия и аккомпанемент. Затем работа над мелодией - темой произведения в первом дуэте. Чтобы она прозвучала выразительнее, её надо играть приёмом «апояндо». В прелюдии у ученицы партия аккомпанемента - арпеджио, поэтому она играется приёмом «тирандо».

В конце урока обсуждение с учеником - что он понял и взял для себя из этого урока. Определяется домашнее задание и записывается в дневник:

  1. Играть упражнения и пьески на каждой струне, чередовать приёмы звукоизвлечения: «Как пошли наши подружки», «Василёк», «Белка», «Дин- дон», «Во саду ли, в огороде», «Дударик»
  2. «Полька» - проигрывать, отдельно работать над трудными местами.
  3. «Андантино» - проигрывать медленно, наблюдая за положением правой руки.

Заниматься на инструменте необходимо ежедневно, выделяя на это специальное время, внеся время занятий в расписание дня.

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину