Оразова Жанна Салимовна, учитель начальных классов, КГУ "Луганская средняя общеобразовательная школа Павлодарского района ", Казахстан, Павлодарская область, Павлодарский район, село Луганск
Переход к обновленному образованию происходит в сердце учителя
«Учительство –
не утраченное искусство,
но уважение к учительству
- утраченная традиция»
Жак Барсен
Слова Жака Барсена вдохновили меня написать эту статью. Сейчас после курсов «В рамках обновленного образования», я в «курсе», извините за каламбур. Меняется мир, меняются подходы и методы в образовании, но учитель инструмент, дающий возможность получить знания, все тот же. Конечно, это не правильно.
Прежде всего, необходимо поменять свое представление о преподавании. Мне всегда хотелось улучшить этот процесс. За долгие годы работы я и мои коллеги видим, что мы пичкаем детей готовыми знаниями, которые зачастую им в жизни и не нужны. Применение на практике, неотрывная связь с жизнью где? Придется начинать все сначала. Перепробовано множество методик и методов, педагогических приемов. Используем новейшие технологии в обучении, результат не очень вдохновляет. Может причина в нашем отношении к самой философии преподавания и личности самого учителя. Наверное, нужно измениться самому, изменить себя и все измениться вокруг.
Дети всегда остаются детьми, во все времена они жаждут открытий, а мы взрослые давно перестали их делать. Получается мы на разной волне. Нам самим необходимо делать открытия. Заново вместе с детьми открывать этот мир. Многие мне возразят: «А как же академические знания?». Так ведь и академические знания когда-то кто-то открыл.
Неужели, невозможно вернуть утраченную традицию. Призвание учитель, профессия учитель, жизненный путь-учительство. Если вдуматься в эти строки, что они несут в себе какой смысл? Мы привыкли к повседневности этого слова, перестали чувствовать глубокий его смысл. Что с нами произошло, что произошло с обществом? Как, вернуть былой статус учителя? Прежде всего, давайте обратимся к истории к прошлому где-то там и будем искать истину.
В прошлом веке еще статус учителя был довольно высок, требования к самому учителю так же были высоки. Все мы помним знаменитых учителей прошлых веков, они и сейчас вызывают наше уважение, восторг, а их педагогические труды являются вехами для современной педагогической науки. Учителя прошлого, прежде всего высоконравственные люди, являлись примером для общества, учителя могли быть и писателями и поэтами и учеными, как им это удавалось, как они находили на все это время. Вспомните наших учителей а ведь многие из них еще живы, я помню всех –это пример для подражания. «Гуманная педагогика» любим часто упоминать ее в приемах обучения, а зачастую даже не знаем ее смысл. Наши учителя, учителя прошлого столетия владели этой методикой вполне. Они учили нас по нашим способностям и не «гнобили», если кому-то не давалась математика или еще какой-то предмет. Понимание исключительности, неповторимости каждого человека – вот что отличало их. Наши учителя давали нам возможность раскрыть свои таланты, давали путевку в жизнь, не жалея хороших отметок, не заваливали на экзаменах, а помогали выйти в жизнь, верили в нас, в нашу исключительность. Наверное, поэтому, у нашего поколения развито стремление достичь каких-либо высот. Это они, наши учителя, научили нас, гордится своей Родиной и ее людьми, ее исключительной красотой и талантливыми соотечественниками. Давайте, наконец, поймем, что без опыта педагогов недавнего времени нам не обойтись. Ведь без прошлого нет настоящего, все новое должно расти на прочном фундаменте, построенном качественно и с любовью. Это один из главнейших аспектов в педагогике.
Еще одна важная веха - духовный уровень учителя. Высоко духовный человек не может не созидать, и учитель является учителем только пока сам еще чему-то учиться. Кем- то не помню было сказано «…Учитель не тот, кто учит, а тот, кто не может не учить». А как хочется поделиться знанием, которое приобрел. Вот здесь в этой строчке и призвание к педагогике. Вы скажите, а любовь к детям, а я вам скажу: необходима любовь к людям, ко всему человечеству. Вот вам и высокая нравственность попробуйте любить всех без исключения, безо всяких на то причин, условий и претензий на взаимную любовь. Вы скажите это невозможно, а вы попробуйте, с этого и начинается учитель.
Учить или научить чему-то можно только если сам веришь в то, чему учишь и любишь свое дело и того кого нужно воспитать и научить, передать знания с любовью как с молоком матери вот и он, жизненный путь - учительство.
Современная педагогика строится на требованиях времени, а время требует новых идей. Мы хотим творческих проектов от людей, которых воспитываем в духе потребительского общества. У этого общества свои правила, которые идут в разрез с созиданием. Назревает «творческий голод» проблема будущего поколения на лицо. Век информатизации, механизации, робототехники наступил и вместе с ним творческий голод. Люди больше не хотят духовно расти и созидать, творить. Самое страшное, что это происходит и с учителями. Учитель занятый заполнением бумаг не находит время для духовного роста и развития, больше не творит и не вдохновляет детей и теряет свой статус учителя. Так мы учителя теряем свой облик, а потом и уважение, прежде всего самих себя.
Вернемся к первым строкам этого небольшого размышления. Путь, выбранный тобой мой дорогой коллега и тернист и прекрасен. Он усеян камнями преткновения, усыпанный лепестками роз. И если это твое призвание, и ты тот, кто не может не учить, тебе остается, лишь одно, дарить свои знания с любовью, тогда только ты будешь счастлив в своем деле и добьешься высот. Педагогика часто меняет методы, и подходы веление времени обуславливает ее содержание. Но я точно знаю, что мудрый творческий и трудолюбивый педагог всегда найдет способ передать знания, опыт вместе со своими лучшими человеческими качествами.
Лирическое отступление
…Первое что приходит на ум, это понимание того, что будущее наступит и без меня, и оно будет. А вот останется в нем место для меня, это вопрос. «Идти в ногу со временем, чувствовать пульс времени» такие знакомые слова из прошлого, но о настоящем и о будущем. Хочется быть всегда на волне или как говорят молодые «в курсе».
… Понимаю поезд вот уже тронется и я даже купила билет, тороплюсь, что бы меня не оставили с моим огромным багажом, кажется ненужных, а может все таки нужных кому-то, кроме меня, вещей. Очень надеюсь, что меня не высадят на первом полустанке. Я так люблю путешествие, новых людей, общение и движение вперед. Там в будущем я хочу быть любимой, нужной, даже через 100 лет, со своими традициями, со своей безумной любовью к детям. Проходят годы, события, приходят новые дети, как новые неизведанные миры. Поколение NEХТ какие вы? Я вас уже люблю. Вы, цифровые жители будет ли место в вашем сердце для поэзии, лирики, для творчества, для любви. Думаю, что я вам еще пригожусь дорогие мои дети, в моем чемодане приготовлены эликсиры любви, терпения, созидания и творчества для всех вас. Без них ваша жизнь окажется пустой и бессмысленной, только тот, кто пережил все события вашей жизни вместе с вами, может научить вас самому главному: быть настоящим человеком! Впереди трудная дорога, но мы осилим ее вместе. «Дорогу осилит идущий» - говорят мудрецы.
Р.S Я так и не представилась, простите мне мою забывчивость? Вы не узнали меня? Да ведь это же я, ваша старая учительница, которая ради вас, дорогие мои, станет снова молодой. Я тоже хочу в будущее с вами, хочу наполнить его, содержанием моего горячего сердца!
С любовью ко всем людям Ж.С.Оразова