Шалабаева Манар Жанбировна, преподаватель химии, КГУ "Строительно-технический колледж № 1, г. Кокшетау", Казахстан, Акмолинская область, г. Кокшетау
Хващевская Ирина Владимировна, преподаватель биологии, КГУ "Строительно-технический колледж № 1, г. Кокшетау", Казахстан, Акмолинская область, г. Кокшетау.
Проект "Колледж - профессия - жизнь"
Абстракт.
Проблема: Инклюзивное образование требует индивидуального подхода к учащимся в соответствие с их потребностями и возможностями. Поэтому для оснащения аудиторий и рабочих мест для слабослышащих студентов необходимо использовать специализированные технические средства и программы.
Гипотеза: если мы приобретем данное оборудование, то обеспечим полноценную реализацию прав обучающихся с особыми образовательными потребностями (далее ООП) на получение доступного профессионального образования и дальнейшей реализации своих профессиональных умений и навыков в социуме.
Цель работы: оснащение материально-технической базы интерактивным оборудованием со специализированным программным обеспечением является необходимым условием для качественной подготовки специалиста с целью его успешной социализации
Задачи:
-создание условий для приобретения профессиональных знаний и навыков для инженерно-педагогических работников с интерактивным информационным оборудованием;
-умение передать полученные знания студентам с особыми образовательными потребностями;
- развитие умения будущего специалиста использовать полученные навыки по специальности.
Актуальность проекта определена:
Актуальной проблемой технического и профессионального образования (ТиПО) на сегодняшний день является рост числа студентов с ООП, нуждающихся в специальных (особых) подходах к обучению и воспитанию. Инвалидность у учащейся молодежи создает существенное ограничение жизнедеятельности, может способствовать социальной дезадаптации, затруднениям в общении, обучении и овладении профессиональными навыками, а также являться социальной проблемой неравных возможностей.
Важную роль в решении данной проблемы призвана сыграть сама система ТиПО, которая способна создать условия для личностного развития будущего специалиста, формирования его социальных ценностей, обеспечивающих активную, успешную адаптацию и самореализацию в личностной, профессионально-трудовой и социально значимой деятельности.
Новизна:
Внедрение инклюзивного образования является на сегодняшний день одним из приоритетных направлений развития образования в Республике Казахстан. Основные задачи внедрения инклюзивного образования определены государственной программой развития образования РК на 2011-
Практическая значимость:
Важная роль в практической реализации идеи построения справедливого общества с равными возможностями для всех казахстанцев отводится техническому и профессиональному образованию, благодаря которым граждане с ООП могут получить качественное образование и наиболее полно раскрыть свой потенциал. Для достижения этой цели нашему колледжу необходима качественная модернизация материально-технической базы с учетом реальных потребностей своих студентов.
Материал исследования: Интерактивный класс по квалификациям «Изготовитель художественных изделий из шерсти и кожи», «Изготовитель художественных изделий из дерева» на 9 ученических мест.
Методы исследования:
1. Анализ источников информации СМИ и интернет ресурсов.
2. Информационно-аналитическая экспертиза
3. Мониторинговые исследования.
Этапы реализации проекта
- фундаментальные проблемы, для решения которых будет использовано дорогостоящее оборудование;
- сферу применения интерактивного информационного модуля с 9 планшетами со специализированным программным обеспечением по квалификациям: «Изготовитель художественных изделий из шерсти и кожи», «Изготовитель художественных изделий из дерева»;
- общий план работ по приобретению и вводу в строй оборудования;
- имеющийся задел по предлагаемому проекту;
- перечень имеющегося оборудования и материалов и обоснование необходимости приобретения нового оборудования;
- наличие контракта на приобретение дорогостоящего оборудования.
Источники финансирования проекта:
Ожидаемый конечный результат реализации проекта:
1. Реализация идей инклюзивного образования в организациях ТиПО;
2.Улучшение материально-технической базы колледжа с целью освоения образовательных программ для студентов с ООП;
3. Качественная профессиональная подготовка студентов с ООП;
4.Успешная социализация выпускников колледжа
ВВЕДЕНИЕ
Среди первых основных принципов государственной политики в области образования являются равенство прав всех на получение качественного образования, доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого лица.
Причины необходимости развития инклюзивного образования в РК обусловлены тем, что в стране недостаточное количество специальных организаций для обучающихся с ООП, стремление родителей обучать своих детей среди нормально развивающихся сверстников, согласно основной идее Конвенции ООН «О правах ребенка» (
Распространение в Казахстане процесса инклюзии обучающихся в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой ещё один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного профессионального образования. Определение обучающегося с особыми потребностями в обычный колледж предполагает создание в колледже целого ряда специальных условий, позволяющих удовлетворить эти особые образовательные потребности.
С 2011г. колледж имеет опыт работы с обучающимися по инклюзивному обучению. С учётом интересов родителей и по согласованию с местными органами управления образования в 2011-2012 учебном году в колледже была открыта группа для детей с ограниченными возможностями (нарушениями слуха) по государственному заказу по специальности 0508000 «Организация питания». С 2015-2016 учебного года открыта специальность 0413000 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».
В рамках реализации Государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы, с целью совершенствования системы инклюзивного образования Акмолинской области на базе строительно-технического колледжа №1 г. Кокшетау создан Ресурсный центр, который является структурным подразделением колледжа.
Координацию деятельности Ресурсного центра осуществляет Координационный совет по развитию инклюзивного образования в Акмолинской области (УО Акмолинской области № 30 от 13.02.2014 г.).
В состав Координационного совета входят:
5.Омаров Алпысбай Баржаксинович - директор строительно-технического колледжа №1 г. Кокшетау;
6. Ахметжанова Светлана Бекетовна- директор СШ№19, г. Кокшетау;
7.Нупилова Бану Набиевна – заведующая детским садом №7 «Айша», г.Кокшетау;
8.Шаяхметова Айсулу Алкешовна– доцент кафедры «Педагогики, психологии и социальной работы», кандидат филологических наук Кокшетауского Государственного Университета им. Ш Уәлиханова.
9.Иванкова Наталья Владиславовна – зав.кафедрой социальной педагогики, канд.пед.наук Кокшетауского университета имени А. Мырзахметова;
10. Венгловская Надежда Сергеевна- преподаватель педагогического колледжа, г. Щучинск Бурабайского района;
11.Аргынов Арман Хасенович- директор научно-информационного центра гражданского образования, канд.пед.наук;
12. Горбунова Руслана Леонидовна- член клуба для детей с ОВР «Мы вместе»
КГУ «Строительно-технический колледж №1, города Кокшетау» является государственным образовательным учреждением, которое решает чрезвычайно важную социальную задачу в создании современной системы социальной защиты лиц с особыми образовательными потребностями в области доступности профессионального образования в Республике Казахстан.
Лица с ООП – это люди, которые в силу врожденного или приобретенного недостатка не могут вести жизнь обыкновенного человека. Но они способны на чудеса мужества, и зачастую воля и целеустремленность позволяют им добиться намного большего, чем их здоровым сверстникам, о чем свидетельствуют их достижения в колледже.
Однако серьёзным препятствием на их пути к профессиональной карьере становится недоступность образования. Ведь для того чтобы эффективно обучать студентов с ООП необходимо специальное оборудование, доступная архитектура и особые технологии обучения. По данному направлению нами проделана следующая работа:
-разработан рабочий учебный план на основании которого разрабатывается
особая индивидуальная образовательная Программа, учитывающая особенности студентов, обучающихся в колледже;
-создано научно-методическое сопровождение для процесса формирования благоприятной образовательной среды;
- база практик обеспечена необходимым оборудованием и инвентарем, сырьем;
- студенты с ООП принимают участие в кружках технического творчества, спортивных секциях, музыкально-хореографической деятельности колледжа.
- установлены пандусы, подъемник, оборудован туалет, секция в общежитии;
-оказывается социально-психологическая помощь;
-работает сурдопереводчик.
Одним из основных факторов интеграции лиц с ООП в общество является создание доступной среды жизнедеятельности. Инклюзивное образование в колледже предусматривает создание условий для совместного обучения студентов с ООП с их сверстниками.
Инклюзивная политика колледжа системно охватывает деятельность ТиПо по всем направлениям, т.к. это многоуровневый процесс как на всех уровнях человеческих взаимоотношений, так и в целях, содержании, формах и технологиях профессиональной подготовки студента с ООП.
Колледж ориентирован на фундаментальность подготовки специалиста, опережающее образование, тесную связь с практической сферой деятельности, что обеспечивает наиболее перспективные направления подготовки, конкурентоспособность выпускника с ООП и конкурентные преимущества колледжа.
Имея многолетнюю практику обучения лиц с ООП, колледж участвует в казахстанских и международных проектах развития инклюзивного образования, что позволило накопить успешный опыт обучающей деятельности и социального партнерства, а также определить перспективные задачи для дальнейшего обеспечения качественного профессионального образования лиц c особыми адаптивными возможностями.
1. Обзор литературных источников.
1. 1. Международные акты:
Для успешной реализации инклюзивного образования сформирована соответствующая нормативно-правовая база, которая включает в себя:
Международные акты:
1) Конвенция ООН «О борьбе с дискриминацией в области образования» (
Основная идея: право на общедоступность образования и на равные условия в отношении качества обучения.
2)Конвенция ООН «О правах ребенка» (
Основная идея: право на бесплатное и обязательное образование без какой-либо дискриминации. Ратифицирована Правительством РК в 1994 году.
3)Всемирная декларация об образовании для всех (
Основная идея: всем людям – детям, молодежи, взрослым – предоставляются возможности для получения образования, предназначенные для удовлетворения их базовых образовательных потребностей.
4) Саламанкская декларация «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями». Саламанка, Испания, 1994 год.
Основные идеи: лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей с целью удовлетворения их потребностей.
5) Конвенция ООН «О правах инвалидов» (
Основные идеи: никакого исключения по причине инвалидности из системы общего образования, а детей-инвалидов из системы бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования. Обеспечение инклюзивного образования на всех ступенях образования и обучение на протяжении всей жизни.
Конвенция и факультативный договор подписаны Правительством РК в 2008 году.
Законодательные акты Республики Казахстан
6) Конституция РК (
7) Закон РК «О правах ребёнка в Республике Казахстан» (от 08.08.2002 N 345-II)
8) Закон РК «О социальной и медико-педагогической и коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» (№343 от 11.07.2002 г.)
9) Закон РК «О социальной защите инвалидов в РК» (от 13.04.2005 года № 39‑III ЗРК)
10) Закон РК «Об образовании» (от 27 июля 2007 года N 319-III ЗРК )
11) Методические рекомендации по организации интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями в развитии (Письмо МОН РК от 16 марта
12) Инструктивно-методическое письмо по определению детей после кохлеарной имплантации в организации образования(Письмо МОН РК от 2 июля
13) Методические рекомендации по определению детей с аутизмом в организации образования. (Приказ МОН РК №4-02-4/1435 от 28 мая 2010г.)
14) Государственная программа развития образования РК на 2011-
15) Методические рекомендации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями. Приказ МОН РК от 12 декабря 2011 года № 524.
16) Государственный общеобразовательный стандарт образования ТиПО, утвержденный приказом МОН РК №1080 от 23.08.2012 г.с изменением от 13.05.
17) Концепция развития инклюзивного образования.
2. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В КГУ СТК №1, города Кокшетау
Основываясь на идеологии инклюзивного образования, по инициативе управления образования Акмолинской области, при поддержке общественного фонда «Бота» и социального партнера ТОО «Той Дастархан», на базе колледжа с 1 сентября 2011 года организовано обучение для детей с ограниченными возможностями (нарушения слуха) по профессии «Организация питания» с квалификациями: «Повар», «Кондитер», «Калькулятор» со сроком обучения 2 года 10 месяцев в количестве 17 человек. С 2015-2016 учебного года открыта специальность 0413000 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» с квалификациями «Изготовитель художественных изделий из дерева», «Изготовитель художественных изделий из шерсти и кожи» со сроком обучения 2 года 10 месяцев в количестве. В настоящее время по данной специальности обучаются 36человек. Окончили наш колледж и трудоустроены 42 человека. Все они с нарушениями слуха.
Анализ известного на тот момент лучшего опыта отечественных и зарубежных образовательных проектов привел колледж к необходимости создания уникальной в РК системы инклюзивного обучения для детей с ограниченными возможностями (нарушения слуха)
На основании приказа управления образования №271 от 20.10.2016 года база строительно-технического колледжа №1 г. Кокшетау была определена ресурсным центром по разработке, апробированию и внедрению технологий и методик обучения лиц с особыми образовательными потребностями.
Для качественной подготовки кадров и освоения образовательных программ необходимо укрепление материально-технической базы. Особенно это важно в преподавании специальных дисциплин для детей с особыми образовательными потребностями. Для этого необходимо приобрести интерактивное оборудование со специализированным программным обеспечением. Колледж в данном направлении проработал с ТОО « TKR holding», которая занимается поставкой, установкой и обучением персонала.
На основании вышеизложенного нам необходима сумма 14 000 000 тысяч на приобретение оборудования для ресурсного центра, реализующего образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования. Расчеты и ценовые предложения предлагаются.
Наименование товара |
Комплектация |
Кол-во комплектов |
Цена в тенге с учетом НДС и доставки до склада заказчика |
Срок поставки |
Интеракт ивный класс по квалификациям: «Изготовитель художественных изделий из шерсти и кожи», «Изготовитель художест венных изделий из дерева» на 9 ученичес ких мест |
Интерактивный информационный модуль, 9 планшетов со специализиро ванными программным обеспечением |
1 |
14 000 000 |
65 рабочих дней
|
Преимущества и возможности интерактивного информационного модуля:
✓Контент на планшете дублирует информацию с модуля. С возможностью дистанционного управления интерфейсом, настройками, включением и выключением модуля.
✓Простота в использовании и усвоении материала;
✓Наглядность и удобство;
✓Бесконтактное управление интерфейсом. ✓Использование новых технологий для наглядной интерактивной демонстрации моделей в формате 3D.
✓Интерактивная демонстрация мультимедийного и технического материала.
✓Изучение технического описания с отображением фото и видео контента в формате 3D.
Интерактивный модуль позволяет приобрести профессиональные знания, соответствующие основным видам профессиональной деятельности:
✓Владение технологией и приемами изготовления художественных изделий из шерсти и кожи
✓Применение видов и приемов переплетения
✓Применение технологии обработки кожи в изготовления изделия
✓Приемы выравнивания деталей из жестких/мягких кож
✓Свойства материалов
✓Государственные стандарты и технические условия на кожу
✓Правила пользования ножами и машин
✓Способы отделки аппликацией
✓Способы исполнения простой и средней сложности меховой мозаики, технику стрижки меха, технологию окраски мездры, применяемые красители
Примером могут служить достижения наших студентов на республиканских и международных конкурсах.
2015-2016 учебный год
-Мухамедкали Бауыржан - 1место в городском конкурсе фестиваля «Разные-Равные» в номинации «Декоративно –прикладное искусство»
-Рублевский Николай - 1 место;
-Билялов Сагат - 2 место;
-Уазиров Ербол - 3 место в Республиканских соревнованиях по греко-римской борьбе среди детей с ограниченными возможностями.
2016-2017 учебный год
-Филонов Андрей - 1 место в Областной и республиканский конкурсы "Подарок для ЭКСПО" в номинации Декоративно –прикладное искусство»
- Мусабаев Нурболат -2 место- Областной и республиканский конкурсы "Подарок для ЭКСПО" в номинации «Живопись»
-Мусабаев Нурболат -1 место - Республиканские соревнования по греко-римской
-Таутеков Алмас - 2 место борьбе среди детей с ограниченными возможностями
Уазиров Ербол - 1 место областные Дельфийские игры и 3 место в республиканских Дельфийских играх.
- Куатов Асылхан,Тілеухан Арман - лауреаты республиканского конкурса жестового пения (г.Талдыкорган)
-Мухамедкали Бауыржан-1 место XIII Национальные Дельфийские игры
-Куатов Асылхан – 4 место в номинации «Жестовое пение» XIII Национальные Дельфийские игры