Аликов Хетаг Хазбиевич, 2 курс, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Профессиональное училище №8", Республика Северная Осетия - Алания, г. Беслан.
Руководитель: Уртаева Мадина Мурзабековна, преподаватель Информатики и ИКТ, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Профессиональное училище №8", Республика Северная Осетия - Алания, г. Беслан.
Программа для социологического опроса по выявлению зависимости от гаджетов средствами MS EXCEL
Введение
Целью работы является: Создать программу для тестирования и определение зависимости студентов от телефонов. Изучить причины возникновения зависимости, провести анкетирование с помощью созданной программы с целью выявления зависимости обучающихся от гаджетов.
В ходе своей работы я сделал вывод, Интернет-зависимость – это психическое расстройство, которое характеризуется потерей самоконтроля, непреодолимым желанием находиться постоянно в сети интернет и неспособностью оттуда выйти.
Основные причины возникновения интернет-зависимости — отсутствие понимания и друзей в обычной жизни, неумение строить дружеские отношения. Все это человек пытается получить в виртуальном мире. Изучая возможности MS Office Excel, я решил создать программу для тестирования, с сортировкой и выдачей результата, которая смогла бы заменить письменные опросы, экономя время и бумагу.
Создание программы для тестирования
Программа Excel позволяет создавать тесты с выборочным ответом (когда тестируемому предлагаются варианты ответов, из которых он выбирает нужный ему ответ).
1. Наберем заголовок, вопросы и, размещаем варианты ответов:
2. Оформляем выбор: выделяем ячейку С3, заходим в меню «Данные», выбираем «Проверка данных»
Из опций «Тип данных» выбрать «список», после этого появится окно ввода «Источник». Нажимаем на кнопку , после выделяем ячейки с ответами: Да, Нет
Нажимаем на кнопку , после на кнопку «ОК».
Мы видим, что около ячейки В4 имеется кнопка для выбора. Нажав её, получим варианты ответов.
=ЕСЛИ(E3=" ";" ";ЕСЛИ(C3=F3;"";" 1"))
Смысл функции в следующем:
Для этого нужно:
выделить заголовки столбцов, в ячейках которых имеются ответы и нажать Формат-Скрыть. Можно также скрыть формулы.
= СЧЕТЕСЛИ(D3:D12; «1»)
Функция даст столько баллов, сколько раз число «1» встретилось в ячейках с D3 по D12.
Что бы отражать результаты теста, следует выбрать ячейку, в которой создадим формулу для получения результата.
В ячейку В15 поместить формулу =ЕСЛИ(D13=" ";" ";ЕСЛИ(D13=0;"Нет повода для беспокойства, у вас нет зависимости";ЕСЛИ(D13=1;"Нет повода для беспокойства, у вас нет зависимости";ЕСЛИ(D13=2;"Нет повода для беспокойства, у вас нет зависимости";ЕСЛИ(D13=3;"Нет повода для беспокойства, у вас нет зависимости";ЕСЛИ(D13=4;"Нет повода для беспокойства, у вас нет зависимости";ЕСЛИ(D13=5;"Повод задуматься о зависимости";ЕСЛИ(D13=6;"Повод задуматься о зависимости";ЕСЛИ(D13=7;"Повод задуматься о зависимости";ЕСЛИ(D13=8;"Повод задуматься о зависимости";ЕСЛИ(D13=9;"Стоит обратиться к врачу";ЕСЛИ(D13=10;"Стоит обратиться к врачу"))))))))))))
Форматируем лист: Скроем лишние строки и столбцы.
Выделим сквозным выделением столбец, в данном случае это столбец J
Комбинацией клавиш Ctrl+Shift+ стрелка вправо, выделяем все столбцы справа:
Вызвав правой клавишей контекстное меню, нажимаем: Скрыть.
Лист приобретает следующий вид:
Скрываем строки: выделяем сквозным выделением строку 17, Комбинацией клавиш Ctrl+Shift+ стрелка вниз, выделяем все строки ниже, вызвав контекстное меню, нажимаем: Скрыть
Сохраняем программу и проверяем ее работоспособность.
После форматирования и ответов на вопросы в зависимости от результата, программа будет выглядеть следующим образом:
Закрывая окно Excel, результат сохраняем под своим именем в своей папке.
Также данную программу я попробовал переориентировать на образовательные предметы, создав примерный проверочный тест по информатике.
Для придания более строгого вида результаты отображаются на отдельном листе.
Для этого, перейдя на Лист2, переименованный в «Результаты», в ячейку, где будут отображаться баллы, внесем формулу: =Тест!D9, а в ячейку для отображения оценки формулу: =Тест!B11
Экспериментальная часть
Для реализации экспериментальной части работы, с участием студентов нашего ПУ, было проведено тестирование с помощью разработанной мной программой.
В ноябре 2017-2018 учебного года среди обучающихся 1-2 курсов, в возрасте 15-19 лет, были проведены социологические исследования по теме: «Установления зависимости от гаджетов». В опросе участвовало 68 респондентов.
В результате опроса выявлено, что из 68 опрошенных, 17 респондентов входят в группу риска, 2 человека нуждаются в помощи специалиста.
В мае 2017-2018 учебного года было проведен повторный социологический опрос, для выяснения, помогли на наши рекомендации и помощь психолога в решении данной проблемы.
Результаты
В результате опроса выявлено, что из 68 опрошенных, 8 респондентов входят в группу риска, 1 человека нуждаются в помощи специалиста.
По сравнительной диаграмме можно отследить снижение зависимости среди обучающихся за выбранный период.
Вывод
По результатам исследования выявлено, что большинство обучающихся нашего училища, не имеют зависимости от гаджетов. Но, однако, есть обучающиеся которых можно отнести к группа риска, которые должны обратить внимание, на количество времени, проводимое в интернете и в телефоне, а также есть человек, которые нуждаются в помощи.
Заключение
Современные гаджеты облегчают нашу жизнь, но в, то, же время могут вызвать серьезную зависимость.
Чтобы ограничить себя от проблем зависимости от гаджетов, нужно вести активный и здоровый образ жизни, больше двигаться и заниматься спортом, активно отдыхать, гулять на свежем воздухе. Необходимо учиться справляться с трудностями, быть оптимистом.
Я не имею ничего против применения различных гаджетов в нашей жизни! Для меня использование гаджетов — это инструмент для учебы и развития.
И, я уверен, что человек должен владеть технологиями, но, ни в коем случае, ни наоборот!
Для профилактики от зависимости были розданы брошюры «Как избежать интернет зависимости»
Литература