Березко Алина Денисовна, 5 "б" класс, КГУ "Средняя школа №24" акимата г. Усть-Каменогорска, ВКО, г. Усть-Каменогорск.
Руководитель: Березко Юлия Владимировна, учитель музыки и самопознания, КГУ "Средняя школа №24" акимата г. Усть-Каменогорска, ВКО, г. Усть-Каменогорск.
Проект "Ревизорро: музыка, которую слушают дети"
ВВЕДЕНИЕ
Скажи мне, какую музыку ты слушаешь,
и я скажу, кто ты.
Во все времена музыка помогала человеку жить и трудиться, помогала становиться лучше. Сила подлинно прекрасной музыки поистине безгранична. А её способность пробуждать “чувства добрые”, стремление к совершенству и созиданию – просто удивительно! Вот как о музыке писал замечательный композитор Дмитрий Шостакович: “Музыка сопровождает человека в течение всей жизни. Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна… Людям нужны все виды музыки – от простого напева свирели, до звучания огромного оркестра, от незатейливой популярной песенки до бетховенских сонат”.
Каждое лето мы с мамой отдыхаем и работаем на базе отдыха «Сибины». По субботам там проходят конкурсы талантов для детей «Я – звезда». Я обратила внимание на то, что ребята по какой-то причине выбирают для исполнения очень взрослые песни, например, «Танцы в твоей кровати». Т.к. сама я занималась вокалом, меня удивило, что из всего музыкального разнообразия, популярной среди детей оказалась именно эта песня.
Вот тогда я поняла, что очень часто мы не задумываемся о том, какую музыку мы слушаем. Появилась идея темы проекта «Ревизорро: музыка, которую слушают дети».
Цель проекта: Доказать ребятам, что выбирать музыку для слушания нужно осознанно.
Гипотеза: выбирая музыку для слушания, не все ребята понимают смысловое значение песни.
Задачи:
Объект исследования: учащиеся 5-х классов.
Предмет исследования: музыкальные предпочтения ребят.
В своей научно-исследовательской работе я хочу доказать, что не музыка выбирает нас, а мы выбираем музыку.
ГЛАВА 1. МУЗЫКА, КОТОРУЮ СЛУШАЮТ ДЕТИ
Музыка — тот вид искусства, без которого трудно представить себе жизнь человека в любое время, в любой культуре, в любом сообществе. Можно без преувеличения сказать, что музыка — неотъемлемая часть нашей жизни. Молодое поколение — не исключение в этом плане. Даже напротив, верным будет утверждение, что среди современной молодежи наблюдается ситуация «всепоглощенности» их повседневности музыкой — молодые люди прослушивают ее всюду: дома, в транспорте, в школе, в университете, на дискотеках. Причем, ребята стремятся слушать «свою музыку», выбирая произведения того жанра, который приходится им больше всего по душе. Примечательно, что данная тенденция не нова, она наблюдалась отечественными социологами уже в 60-е годы XX столетия. Так, А.Н. Семашко в 1969 году указал на факт преобладание музыки среди художественных интересов молодежи.
Но какую же музыку слушают современные тинейджеры в возрасте 11-12 лет? Для того, чтобы узнать это мы провели опрос среди учащихся 5-х классов «Средней школы № 24» акимата города Усть-Каменогорска. В опросе приняли участие 51 человек. Нами был задан вопрос о том, каких исполнителей предпочитают слушать опрошенные. Мы получили следующую картину:
Таблица 1.
Каких исполнителей вы предпочитаете?
Варианты ответа |
Количество голосов |
|
Процент |
Face |
10 |
|
20% |
XXXTentacion |
7 |
|
12% |
Френдзона |
7 |
|
12% |
Rihanna |
5 |
|
9% |
BTS |
4 |
|
7% |
Billie Eilish |
3 |
|
5% |
Strange |
3 |
|
5% |
Егор Крид |
3 |
|
5% |
T-Fast |
3 |
|
5% |
Мукка |
3 |
|
5% |
Тима Белорусских |
3 |
|
5% |
Rauf&Faik |
3 |
|
5% |
Алена Швец |
3 |
|
5% |
Всего |
57 |
|
100% |
На первом месте среди рейтинга исполнителей стоит Face ( 20% опрошенных), второе место раделяют XXXTentacion и Френдзона (по 12 % голосов). На третьем месте Rihanna (9% голосов), четвертое место занимает BTS (7% опрошенных) и пятое место разделят сразу 8 исполнителей: Billie Eilish, Strange, Егор Крид, T-Fast, Мукка, Тима Белорусских, Rauf&Faik, Алена Швец (по 5 % голосов). По 2 голоса набрали Lizer, Элджей, Lil Pump, Open Kids.
Рисунок 1.
Далее мы составили таблицу, в которую внесли все выбираемые песни данного исполнителя, чтобы выяснить: песне или исполнителю ребята отдают предпочтение?
Таблица 2.
Наиболее часто выбираемые песни
Исполнитель |
Песни |
Количество |
Face |
Калашников, Спасательный круг |
6-5 |
Френдзона |
Бутылочка, Аскорбинка, Бойчик |
4-3 |
BTS |
Idol |
4 |
Billie Eilish |
Bad guy |
3 |
Strange |
Зависай |
3 |
Алена Швец |
Ненависть |
2 |
Тима Балорусских |
Незабудка |
2 |
Rauf&Faik |
Из-за тебя |
2 |
T-fest |
Улети |
2 |
В целом, мы выяснили, что «заложниками одной песни», по результатам опроса, оказались Тима Белорусских, Алена Швец, BTS, Billie Eilish, Strange, Rauf&Faik. А «двойка» наиболее популярных исполнителей подтвердилась.
На данном этапе исследования мы узнали о музыкальных предпочтениях ребят пятых классов и составили рейтинг исполнителей и песен. Далее нам предстоит выяснить, чем они руководствуются при выборе музыки для слушания.
ГЛАВА 2. РЕВИЗОРРО
Чудодейственная сила музыки и ее влияние на человеческую душу известно с глубокой древности. Еще Аристотель (384-322 г.г. до н.э.) считал: «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи». Широко известны ставшие афоризмами высказывания выдающихся представителей человечества о значении и роли музыки в жизни людей. «Без музыки жизнь была бы ошибкой» (Ф.Ницше). «Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой» (Б.Шоу). «Музыка – универсальный язык человечества» (Г.Лонгфелло). «Если у человека не будет добродетелей, свойственных человечеству, то для чего же музыка?» (Конфуций). Этот ряд может быть продолжен…
К идеям эстетического воспитания средствами певческого искусства обращались философы, педагоги, музыканты всех времен. Задача, которую они ставили перед собой – как воспитать чувства человека, сделать благородными его помыслы и деяния. В античные времена отношения к музыке было как к занятию, не уступающему по важности медицине. Ученик Аристотеля – Аристоксен говорил, что «тело очищает врачевание, а душу – музыка, как искусство пения со словом». Участвовать в хоре в те времена считалось священным долгом. По словам Платона, хоровое пение есть «божественное и небесное занятие, укрепляющее все хорошее и благородное в человеке», это один из элементов образования, и слово «необразованный» трактовали, как «не умеющий петь в хоре».
Великий педагог К. Д. Ушинский говорил о хоровом пении как о могучем средстве, оживляющем и освежающем человека, располагающем дружных певцов к дружному хорошему делу.
Соответственно, и музыка, которую мы слушаем, и песни, которые исполняем должны соответствовать высоким нравственно-эстетическим идеалам наших предков.
Почему современные подростки предпочитают именно эти музыкальные композиции? Для того, чтобы понять причины выбора, в ходе анкетного опроса был задан вопрос: «Почему Вы слушаете ту или иную песню»? Самыми популярными вариантами ответа на поставленный вопрос оказались «веселая, ритмичная» (25 %), «просто нравится» (25 %), «хороший текст» (21% ), «нравится вокал, голос исполнителя» (13 %), «она меня успокаивает» (11%).
Таблица 3.
Почему вы слушаете ту или иную песню?
Варианты ответа |
Частота |
Процент |
Потому что веселая, ритмичная |
13 |
25 |
Просто нравится |
13 |
25 |
Хороший текст |
11 |
21 |
Нравится вокал, голос |
7 |
13 |
Успокаивает |
6 |
11 |
Другие ответы |
2 |
5 |
Всего |
37 |
100 |
Таким образом, можно уже сделать вывод, что ребята, в первую очередь, выбирают ту или иную музыку, потому что она ритмичная или по непонятным для себя причинам, потому что просто нравится. Радует тот факт, что ребята обращают внимание на текст и голос исполнителя, а не делают выбор только из-за популярности исполнителя.
В начале исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что ребята неосознанно выбирают музыку для слушания. Дальнейший анализ дает понять, что, скорее всего, ребята просто не задумываются о содержании песни. Так, при ответе на вопрос «О чем ваша любимая песня»? 53% учащихся ответили «не знаю», 11% отметили, что «ни о чем, но мне нравится», 35 % опрошенных смогли ответить на вопрос.
Рисунок 2.
Из данных опроса следует, что большинство ребят выбирают музыкальный материал для слушания, совершенно не задумываясь о содержании или же закрывают глаза на содержание в пользу ритма или голоса исполнителя. Для подтверждения этого вывода мы задали еще один вопрос: «О чем ваша любимая песня, чему она учит?»
Результаты опроса нас приятно удивили. Как быть счастливым; о добре и зле; как измениться; о предательстве; о несчастной любови; о том, как люди забывают друг друга; о том, что ни одна семья не идеальна; об оптимизме; о том, что все возможно; о помощи.
Таким образом, можно сделать вывод, что 35 % ребят все же обращают внимание на тексты песен и выбирают музыку с хорошим нравственным содержанием. Наша гипотеза подтверждена частично.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подобно тому, как гимнастика способствует до известной степени развитию физических качеств, так музыка способна воздействовать на этическую природу.
Аристотель
Закончив исследование, мы пришли к выводу, что современные ребята, мои сверстники, выбирая музыку, все-таки обращают внимание на содержание текстов. Но это всего лишь малый процент – 35%. А значит наша гипотеза подтверждена частично.
Перед нами возникла новая задача: разъяснить остальным ребятам – 65%, что не всякая музыка имеет для нас нравственно-духовную ценность.
Мы решили подвергнуть проверке «Ревизорро» репертуар для слушания пятиклассников, из списка наиболее популярных по нашим опросам.
Проверку Ревизорро прошли:
Таблица 4.
Проверка Ревизорро
Исполнитель |
Прошли проверку |
Одобрено Ревизорро |
Face |
Калашников, Спасательный круг |
|
Френдзона |
Бутылочка, Аскорбинка, Бойчик |
|
BTS |
Idol |
|
Billie Eilish |
Bad guy |
|
Strange |
Зависай |
|
Алена Швец |
Ненависть |
|
Тима Балорусских |
Незабудка |
|
Rauf&Faik |
Из-за тебя |
|
T-fest |
Улети |
|
Таким образом, проверке «Ревизорро» подверглись 12 песен, из них одобрены 5. Цель проекта достигнута, гипотеза час