ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
17 мая 2025 г.

Ишлердемир Мелиса Озджановна, 4 "В" класс,    КГУ "Специализированная школа-лицей № 90" г. Алматы, Казахстан, город Алматы.

Руководитель: Тохтиева Фарида Нуровна, Учитель начальных классов,    КГУ "Специализированная школа-лицей № 90" г. Алматы, Казахстан, город Алматы.

"Алдар Косе и математика"

"Алдар Косе и математика"

Задачник 1 часть

Задачник 2 часть

Рецензия

ВВЕДЕНИЕ

В казахстанском обществе наблюдается рост национального самосознания и интереса к культурному наследию и традициям, к устному народному творчеству.

Одним из узнаваемых героев казахских народных сказок, несомненно, является Алдар Косе. С раннего детства запомнились весёлые хитроумные истории, где главный герой ловко обводит вокруг пальца жадных, глупых, злобных и завистливых.

Благодаря уму, смекалке и хитрости Алдар Косе может легко решить любую проблему и задачу.

Идея исследовательского проекта заключается в том, чтобы «привязать» образ Алдара Косе к математическим и логическим задачам, привлекая тем самым интерес не только к математике, но и к прочтению сказок о нём. А задачи с участием Алдара Косе сделают его ещё более популярным.

Народный фольклор Великой степи обретает «новое дыхание» в цифровом формате. Современные дети сегодня практически не могут обойтись без информационных технических устройств – «гаджетов». Почему бы не объединить всё вместе: сказки, математику и техническое устройство?

Поэтому пришла идея создать электронный мультимедийный вариант занимательного математического задачника «Хитрый задачник Алдара Косе», где главным героем будет Алдар Косе, который поможет решить любую сложную задачу.

Актуальность темы  

В школьных программах для младших школьников достаточно много увлекательных математических и логических задач. В проводимых олимпиадах по математике часто встречаются «хитрые» задачки, для решения которых нужно найти или подобрать «логический ключик». А для учеников, которые поступают в 5-е классы специализированных школ с углубленным изучением математики (например, школа-лицей № 90 города Алматы), прием проводится на конкурсной основе, где нужно решить большое количество примеров, математических и логических задач.

Мультимедийный «хитрый задачник», содержание которого тесно переплетается с казахским бытом, традициями и сюжетами из сказок, поможет развить математические способности в дополнение к тому, чем учащиеся занимаются на уроках.

Цель исследования:

Создать электронный мультимедийный задачник математических и логических задач для работы в классах с углубленным изучением математики.

Задачи исследования:

-  собрать из разных источников математические и логические задачи и «связать» их с образом фольклорного героя Алдара Косе;

- самостоятельно разработать задачи по мотивам сказок об Алдаре Косе;

- подготовить и оформить мультимедийное приложение «Хитрый задачник Алдара Косе» в программе Microsoft PowerPoint и перенести для пользователей на носители электронной информации;

Объект исследования:

Математические и логические задачи. Сказки об Алдаре Косе.

Предмет исследования:

Сбор, систематизация и цифровизация материалов для мультимедийного приложения по математике.

Создание мультимедийного приложения «Хитрый задачник Алдара Косе»

Гипотеза исследования:

На основе текстов сказок об Алдаре Косе имеется возможность подготовить математические и логические задачи.

Вполне вероятно, что подготовленное электронное мультимедийное приложение будет является уникальным проектом, созданном для учебных и познавательных целей, аналогов которого не существует.

 

Методы исследования

Исследование основано на применении таких методов научного познания, как накопление и сбор данных (фактов), описание, наблюдение, сравнение, анализ и обобщение.

В работе использованы информация из математических справочников и задачников, тексты народных и авторских сказок об Алдаре Косе, иллюстрации из книг. Также для написания работы и создания приложения важную роль сыграли ресурсы Интернет.

Практическая значимость исследования

Результаты исследования могут быть использованы учащимися и учителями на уроках математики и логики, цифровой грамотности (информатики), а также литературного чтения. Задачник будет полезным при подготовке к математическим олимпиадам и к поступлению в специализированные школы с углубленным изучением математики на конкурсной основе. Занимательные задачи могут использоваться во внеурочной работе, направленной на развитие математических способностей.

Материал соответствует возрасту младших школьников. Но все, кто увлечен математикой, – независимо от возраста – получит возможность потренировать мышление, находчивость и изобретательность вместе с любимым героем казахского фольклора Алдаром Косе.

Кроме того, можно просто почитать веселые сказки, используя ссылки в мультимедийном приложении.

 

1. АЛДАР  КОСЕ  В  ПОПУЛЯРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ И ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧАХ

 

Образ Алдара Косе легко вписывается в любую математическую или логическую задачу. Его природный ум, смекалка, мудрость и хитрость позволяет это делать. Именно эти качества помогут ему справиться с любой преградой, с любой сложной задачей. Но, к сожалению, официально изданных задачников с участием фольклорного героя в ходе исследования не найдено. В основном в задачниках могут присутствовать Знайка или Незнайка, зайчик, лисичка, мужик, крестьянин, школьник или школьница, Игорь или Алия…и другие герои.

Тем не менее, на сайте для учителей KOPILKAUROKOV.RU казахстанские учителя Соловьева И.Ю и Стадникова Л.В. из Павлодарской школы-лицея № 8 для одаренных детей опубликовали в 2016 году сборник нестандартных задач по математике «Задачи от Алдара Косе». Кроме занимательных задач сборник содержит рекомендации к их решению.

Данный сборник привлёк внимание. Пришла идея на его основе создать иллюстрированный электронный вариант, с такими же рекомендациями по решениям, но с добавлением пояснений к условиям задач и решениям с использованием рисунков или графики. Такой вариант привлечет больше внимания, поможет глубже и полнее осознать условие задач и порядок их решения.

Многие представленные задачи являются известными, размещены в различных известных сборниках задач и удачно адаптированы павлодарскими учителями под героя сказок Алдара Косе.

Всего в разделе содержится 20 задач, из них 17 задач из сборника. Задача «Цена коня» предложена для решения Республиканским научно-практическим центром «Дарын». Задача «Путь к юрте Шигайбая» размещена в школьном учебнике. Одна из старейших задач, придуманная ученым монахом и математиком из Ирландии Алкуином (735-804), где крестьянин должен перевести на другой берег реки волка, козу и капусту – широко известна. В задачнике роль крестьянина выполнит Алдар Косе.

Задача «Куда пропал тенге?» не менее известна. Похожий сюжет «Где рубль?» многие наверняка видели в известном детском киножурнале «Ералаш».

Известные задачи, но с участием Алдара Косе становятся все более популярными. Такие задачи интересно решать не только на уроках, но и самостоятельно.

2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК ОБ АЛДАРЕ КОСЕ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ И ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

 

Читая сказки об Алдаре Косе, можно заметить, что во многих историях встречаются не только какие-то цифры и числа, но и математические расчеты, логические хитрости. Возникла идея использовать сказки для создания задач, не обязательно напрямую связанных с содержанием самих сказок.

В сказке «Чудесная шуба Алдара Косе» рассказывается, как Алдар хитростью сменял свою шубу, в которой было семьдесят дыр и девяносто заплат, на байскую. В составленной задаче требуется произвести расчет на необходимое количество ткани для ремонта шубы.

Известная сказка «Песня Алдара Косе» заставила придумать задачу на движение. Сколько же чёрту осталось везти на себе Алдара Косе?

На основе сказки «Как Алдар Косе перехитрил Жиренше» составлено две задачи. В первой - предлагается заполнить текст с пропущенными числами, которые предварительно надо найти. Во второй – просто суммировать все перечисленное, но надо быть внимательным и ничего не пропустить. А чтобы понять, что зашифровано в числах, лучше прочитать саму сказку.

В авторской сказке Е.Малюги «Как Алдар Косе променял драный чапан на лисью шубу» бай говорит: «В твоём чапане было бы двести дыр, когда б не было на нём сотни заплаток». Эти числа «обыграны» в новой задаче.

Особого внимания заслуживают авторские сказки Константина Алтайского, написанные по мотивам казахских народных сказок об Алдаре Косе. Почти в каждой сказке присутствуют цифры и числа. А в некоторых сказках – целые задачи с решением (сказка «Курица») или логические задачи (сказка «Загадка»). Таким образом, их можно использовать напрямую, кратко записав условие, используя текст сказки. Потом решить задачу, а если не получается, то прочитать сказку и найти решение в тексте.

В сказке «Обманщик обманщиков» присутствует ряд чисел: 20; 50; 100. Здесь можно найти определенную числовую закономерность, предложить продолжить ряд влево и вправо и найти ассоциацию числового ряда, например, связанную с денежными номиналами тенге. Во второй задаче по сказке надо определить, какую сумму задолжал жадный бай Алдару Косе. Ответ можно найти в самой сказке, прочитав ее.

В сказке «Змеи» Алдар Косе вылез из погреба, «…весь увешанный змеями. Три змеи обвивали его шею. В каждой руке он держал по нескольку змей». «Вот, глядите, на мне извивается чуть ли не десяток этих безвредных, безобидных серых ужей». Исходя из данного условия можно поставить следующий вопрос: «Сколько змей мог держать в каждой руке Алдар Косе? Определите все возможные варианты».

В составленной задаче по сказке «Точный счёт» вычислить ответ невозможно, но следует показать последовательность расчёта, обозначив неизвестное через «Х».

В сказке «Алдар Косе» по пустыне передвигается караван. Здесь предлагается решить задачу на передвижение и на определение количества перевозимого груза.

 «Восьмое чудо света» сориентирована на элементарную внимательность, где следует просто пересчитать перечисленные по тексту товары на базаре и не насчитать лишнего.

«Бараньи рога». Здесь по тексту надо понять, чему равен один «целковый».

Сможет ли Алдар Косе помочь старушке, имея определенную сумму денег, узнаем, когда будет решена задача по сказке «Ослиная подкова».

Задача по сказке «Делёж» не обошлась без хитрости Алдара Косе при дележе 5-ти овец между членами байской семьи. Здесь он не забыл про себя и получил свою выгоду.

Эти и другие задачи по сказкам размещены в мультимедийном приложении «Хитрый задачник Алдара Косе».

Придуманные по сказкам задачи относительно просты, но вызывают интерес и активизируют мыслительную деятельность. Ведь решение задач по справедливости считается гимнастикой для ума.

К каждой из приведенных задач даны полные прокомментированные решения, дополненные иллюстрациями, таблицами, схемами. Однако обращаться к ним следует, когда задача решена, или после многократных, но безуспешных попыток самостоятельно ее решить.

 

3. СТРУКТУРА МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ И ПОРЯДОК РАБОТЫ С НИМ

 

Для создания мультимедийного «Хитрого задачника Алдара Косе» использовалась программа PowerPoint, которая входит в комплект Microsoft Office. Программа явилась своеобразным каркасом, основой для создания мультимедийного приложения. Она общедоступна, знакома всем и проста в использовании. С ее помощью можно упорядочить текстовую информацию, графические изображения, схемы, видеоролики.

3.1. Структура задачника

Мультимедийный сборник математических и логических задач «Хитрый задачник Алдара Косе, состоит из четырех частей.

В первой части представлено 20 популярных задач и решений из различных сборников, адаптированных под образ фольклорного героя Алдара Косе.

Вторая часть задачника составлена самостоятельно по некоторым народным и авторским сказкам писателей К. Алтайского и Е. Маляги и включает также 20 задач и решений.

Каждая задача в первой и второй части представлена на двух страницах:

- на первой – иллюстрированное условие задачи с постановкой вопроса;

- на второй – продублированное условие в виде текста и решение с рассуждениями, схемами, рисунками, таблицами и выводами.

 

Третья часть является литературной и включает в себя тексты 18-ти сказок, которые были использованы при составлении задач. Решив задачу, можно прочитать сказку, узнав о дальнейших приключениях Алдара Косе. Сказки «Чудесная шуба Алдара Косе» и «Алдар Косе и жадный бай» представлены на казахском, русском и английском языках.

Лучшим отдыхом считается смена деятельности. Для того, чтобы отдохнуть, расслабиться и посмеяться, подготовлена четвертая часть -«Школьная переменка». В нее вошло 14 веселых историй из киножурнала «Ералаш», связанных прямо или косвенно с математикой.  

Кроме того, можно по ссылке перейти к цифровой версии настоящего проекта – файл АК и математика.docx.

 

3.2. Работа с мультимедийным приложением

Все вышеперечисленное связано гиперссылками, позволяющими быстро переходить от страницы к странице и от раздела к разделу (рис. 1).

 

Рисунок 1. Схема переходов по гиперссылкам показана стрелками

Переходы между слайдами возможны только по кнопкам и гиперссылкам, которые настроены внутри презентаций. Презентации сохранены в режиме автоматического показа.  Работает только «мышь» и кнопка клавиатуры ESC – выход из показа.

Содержимое слайдов защищено от случайного доступа из-за нечаянно нажатой кнопки клавиатуры или прокрутки «колёсика» мышки. А значит, пользователи презентации, не смогут раньше времени увидеть ответ или перейти к следующему заданию. Структура презентаций находится под защитой.

Открытие приложения следует осуществлять со стартовой страницы. Не рекомендуется открывать отдельно каждую презентацию во избежание случайного редактирования, что может привести к некорректной работе всего мультимедийного приложения.

Для пользователей мультимедийное приложение перенесено на USB-флеш-накопитель или DVD-диск. Для работы с приложением необходим персональный компьютер или ноутбук с установленной программой PowerPoint, которая входит в комплект Microsoft Office.  При использовании DVD-диска необходимо наличие встроенного или внешнего оптического дискового привода.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Решение задач - это практическое искусство; подобно плаванию, катанию на лыжах или игре на скрипке, научиться ему можно, только подражая хорошим образцам и постоянно практикуясь. Задача пробуждает мысль, активизирует мыслительную деятельность. Условия задач лучше наглядно представлять в виде чертежей, рисунков, схем.

Об Алдаре Косе сняты мультипликационные, художественные, телевизионные фильмы, поставлены театральные и кукольные спектакли, записаны аудио сказки, нарисованы картины и иллюстрации. Миллионами тиражей изданы книги со сказками о нём.  Алдар Косе – частый гость на праздничных мероприятиях.

В результате работы над проектом подготовлен мультимедийный сборник математических и логических задач на основе готовых задач и подготовленных самостоятельно по мотивам казахских народных сказок и авторских сказок К. Алтайского и Е. Малюги об Алдаре Косе, что повышает популярность народного фольклорного героя.

Таким образом, гипотеза о возможности составления математических и логических задач на основе текстов сказок об Алдаре Косе подтверждена. Его образ легко вписывается в математические или логические задачи. Подготовлено 20 задач по сказкам. И возможность создавать новые задачи практически не ограничена, так как историй об Алдаре Косе очень много.

Оценку по второй части гипотезы об уникальности подготовленного проекта и наличии или отсутствии аналогов могут дать пользователи приложения.

Цель и задачи исследовательского проекта достигнуты. Задачи из мультимедийного «Хитрого задачника Алдара Косе», связанного с образом фольклорного героя, будет интересно решать не только на уроках, но и самостоятельно.

«Хитрый задачник Алдара Косе» будет опробован среди учащихся 4-х классов специализированной школы-лицея № 90 города Алматы в период подготовки к приему в 5-й класс на конкурсной основе.

Читая сказки об Алдаре, можно по сюжетам придумывать новые задачи. А цифровая форма задачника позволит без проблем добавлять новые задачи и решения в сборник, что является важным направлением для дальнейшего исследования в этой области.

Все, кто увлечен математикой, – независимо от возраста – получит возможность потренировать мышление, находчивость и изобретательность вместе с любимым героем казахского фольклора Алдаром Косе.

  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.  Лихтарников Л.М. Занимательные логические задачи. (Для учащихся начальной школы) – Санкт-Петербург: Лань, МИК, 1996.

2. Кордемский Б.А. Математическая смекалка. Лучшие логические задачи, головоломки и упражнения. – Москва: Советские учебники, 2021.

3. Алтайский К.Н. Алдар Косе. Сказки. По мотивам казахского фольклора. – Алма-Ата: Жалын, 1977.

4. Оспанов Ж. Алдар-Косе, Жиренше и красавица Карашаш. Сборник сатирических и бытовых казахских сказок. – Алматы: Өнер, 1995.

5. К. Мырза Али. Алдаркөсе.Алдаркосе.Aldarkose.–Алматы: Алматыкiтап баспасы, 2017.

6. Малюга Е.Е. Чудесный сад. Казахские народные сказки. // Как Алдар-Косе променял драный чапан на лисью шубу. – Ленинград: Детская литература, 1970.

Источники:

Соловьева И.Ю., Стадникова Л.В. Задачи от Алдара Косе

(сборник нестандартных задач по математике).

https://kopilkaurokov.ru/matematika/prochee/zadachiotaldarakosiesbornikniestandartnykhzadachpomatiematikie

В презентациях использованы иллюстрации художников

 

Абдылдаева А.,

Алина М.,

Бахретдиновой Г.,

Безелюка В.,

Богданца М.,

Власова В.,

Гаева Н.,

Герцена Т.,

Ким Ю.,

Сидоркина Е.,

Табылдиева В.,

Черданцева П.,

 

а также рисунки из сети Интернет.

 

 ПРИЛОЖЕНИЯ*

 

* Приложения размещены в мультимедийном приложении “Хитрый задачник Алдара Косе” в электронном формате и включают 23 презентации, в состав которых входят следующие материалы.

 

1. Задачи и решения из сборников нестандартных математических задач – 20.

2. Задачи и решения, составленные по сказкам об Алдаре Косе – 20.

3. Тексты сказок на казахском, русском и английском языках – 2.

4. Тексты сказок об Алдаре Косе – 16.

5. Видео сюжеты из киножурнала «Ералаш» – 14.

6. Текст исследовательского проекта «Алдар Косе и математика».

РЕЦЕНЗИЯ

на исследовательский проект «Алдар Косе и математика»

 

Автор работы – Ишлердемир Мелиса - обучающаяся 4 «в» класса

КГУ Специализированная школа-лицей № 90 города Алматы

РуководительТохтиева Фарида Нуровна - учитель начальных классов

КГУ Специализированная школа-лицей № 90 города Алматы

 

Исследовательский проект «Алдар Косе и математика» выполнен в соответствии с требованиями к содержанию и уровню проведения учащимся ученической исследовательской работы. 

В работе четко обозначены гипотеза, цель и задачи проекта.

Актуальность темы имеет не только теоретическое, но и практическое значение. В последнее время общество предъявляет особые требования к системе математических знаний. В казахстанском обществе наблюдается рост национального самосознания и интереса к культурному наследию и традициям, к устному народному творчеству.  Цифровой формат информации на сегодняшний день является самым популярным, удобным и доступным.

Эти три направления в ходе исследования объединены уникальным продуктом в виде подготовленного мультимедийного приложения «Хитрый задачник Алдара Косе», включающего математические и логические задачи, содержание которых тесно переплетается с казахским бытом, традициями и сюжетами из казахских народных и авторских сказок, а также с веселыми математическими сюжетами известного детского киножурнала «Ералаш».

Исследовательская работа четко структурирована, грамотно изложена, прослеживается логическая связь между частями работы, отличается завершённостью. В работе представлено 20 задач, адаптированных под образ Алдара Косе, заимствованных из различных математических задачников, а также 20 задач самостоятельно подготовленных автором и руководителем проекта по мотивам казахских народных сказок также размещенных в приложении. Материал соответствует возрасту младших школьников.

Программа «PowerPoint», входящая в комплект «Microsoft Office», явилась своеобразным каркасом для создания мультимедийного приложения, состоящего из 24 презентаций, объединенных между собой простым удобным интерфейсом, позволяющим быстро открывать необходимые страницы и переключаться между презентациями с любого места.

Яркое, красочное, рациональное оформление слайдов презентаций, наполненных рисунками, графикой, схемами, привлекает внимание и позволяет лучше понять условие задач и порядок их решения.  

Автору можно предложить перегруппировку задач в разделах в зависимости от сложности или от вида задачи. Цифровая форма задачника позволит это осуществить. Однако данное замечание является не существенным и не снижает качество представленной работы.

В своей работе автор продемонстрировал способность приобретать новые знания и осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного материала, а также владение информационными технологиями.  

Содержание отвечает выбранной теме, которая достаточно раскрыта автором с участием руководителя.

Мультимедийное приложение однозначно можно рекомендовать к использованию в учебном процессе. Исследовательский проект заслуживает высокой оценки.

 

Рецензент: Заместитель директора КГУ «Специализированной школы-лицея № 90» по профильному обучению. г.Алматы.

Кусаинова Баглан Жангалиевна _________________________             «01» апреля 2025 г.

 

 

Источник:"Алдар Косе и математика"|
17 мая 2025 г.
Наверх
Товар добавлен в корзину