Федотова Наталья Владимировна, учитель изобразительной деятельности, ГККП "Ясли-сад "Гулливер", Казахстан, Северо-Казахстанская область, г. Петропавловск
Ұйымдастырылған оқу қызметі
Организованная учебная деятельность.
Ересектер тобы / старшая группа.
Білім беру саласы /Образовательная область: Творчество.
Бөлімі / Раздел: рисование
Тақырыбы / Тема: «Казахстан – Родина моя»
Мақсаты / Цель: нарисовать юрту
Міндеттері / Задачи:
Білімділік /Образовательная: учить рисовать юрту используя геометрическую фигуры – прямоугольник, полукруг; учить чередовать орнаменты; продолжать учить дополнять рисунок, заполнять всю поверхность листа, создавать фон; учить элементы казахского орнамента.
Дамытушылық / Развивающая: развивать технические навыки; творческий подход.
Тәрбиелік / Воспитательная: воспитывать патриотические чувства к своей Родине.
Сөздік жұмысы / Словарная работа: кочевники, шанырак.
Полилингвалды компонент/полилингвальный компонент: Родина – Отан – Homeland, юрта - киіз үй - nomad’s lent, тепло – жылы, прохладно – салқын, гүл - цветок, бутон - түйнек, клюв птицы - құс тұмсық, крылья птицы - қус қанаты, солнце – күн, круг – шеңбер - дөңгілек, вода - су, топор - балта, амулет - тұмар, тапор – балта, зигзаг – ирек.
Қажетті көрнекі құралдар / Материал: макет юрты или иллюстрация, карточки «элементы казахских орнаментов», простой карандаш, ластик, цветные карандаши, восковые мелки.
Үйымдастырылған оқу қызметінің барасы /
Ход организованной учебной деятельности
Казахстан – земля родная.
Очень любим мы тебя.
Море, горы, даль степная
Это Родина моя.
(Звучит гимн Казахстана) В каком государстве мы живем? (Казахстан) Столица нашего государства называют? (Нур-Султан) А президента республики Казахстан зовут? (Касым-Жомарт Токаев) Казахстан - это наша большая Родина. Родина на казахском языке – Отан, на англиском - Homeland. Родина это земля – где мы родились и живем. Земля Казахстана обширна и богата. На ней много разных городов, в которых строятся красивые дома, здания, театры. Но в далеком, далеком прошлом этого всего не было. А что же было? Мы узнаем, когда отправимся в далекий путь в прошлое. Все встали и отправляемся:
Отправляемся в поход,
Сколько нас открытий ждёт, (повороты вправо-влево)
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом. (шаг на месте)
(ставлю макет юрты). Посмотрите мы попали в прошлое. Тогда не было городов, были аулы. Люди казахской национальности жили в юртах. Юрта на казахском языке - киіз үй, на англиском - nomad’s lent. Юрта - это переносное жилище кочевников - людей, которые переезжали с места на место. Юрта очень удобное жилье, быстро собирается и так же быстро разбирается. Зимой в ней тепло - жылы, летом - прохладно - салқын. Самой главной частью юрты был «шанырак». Шанырак не когда не меняли, если другие части заменяли, когда они изнашивались, а шанырак не когда. Шанырак считали оберегом семейного очага, его передавали по наследству. Каждая семья украшала юрту по своему вкусу и усмотрению. Во многом красота и нарядность зависела от самих хозяев и от их фантазии. Не только юрта но и все вещи, посуда, одежда - украшались казахскими орнаментами. Большие казахские орнаменты состовлялись из элементов казахского орнамента. Я хочу вам показать элементы казахского орнамента и проговарить как они называются на русском и казахском языке, они вам сегодня понадобятся для работы. Вывешиваю на доску по очереди и вместе с детьми проговариваю). Гүл - цветок, бутон - түйнек, клюв птицы - құс тұмсық, крылья птицы - қус қанаты, солнце – күн, круг – шеңбер - дөңгілек, вода - су, топор - балта, амулет - тұмар, зигзаг – ирек. Вот сколько много элементов казахского орнамента, но это не все их еще больше.
Я вам говорила что они нам понадобятся, для того чтобы украсить юрту. Которую вы нарисуете. Рисовать будем при помощи геометрической фигуры, рисуем прямоугольник над ним круг, по середине дверь,на верху линией в форме дуги рисуем шанырак и две полоски - баскур. Затем надо украсить юрту, на юрте украшается орнаментами только полосу – баскур, орнамент чередуем. Берем два орнамента и чередуем его. Когда нарисуете и украсите юрту, дополните свой рисунок. Не забудте у вас не должно остаться не одного белого кусочка, можно сделать фон желтым или голубым цветом.
Берем простой карандаш, приступаем к работе, карандашем рисуем только контур юрты, затем все ресуем мелками или цветными карандашами.
Большой получился аул, в нем много юрт. Давайте выберим работы где юрты украшены элементами казахского орнамента и где орнамент чередуется. Молодцы ребята. Давайте еще раз проговарим элементы казахского орнамента на казахском языке.
На этом наше занятие заканчивается все молодцы и как говорит наш президент Касым-Жомарт Токаев любите и берегите свою Родину.