Оразаева Айнур Алтынгазыновна, Педагог по классу фортепиано, КГКП "Дворец творчества школьников", Казахстан, Восточно-казахстанская область, Кокпектинский район, село Кокпекты
Открытый урок в классе специального фортепиано "Музыка леса"
Урок проведен с обучающейся 1 класса отделения «Фортепиано»
Тема: «Музыка леса» «Первые шаги начинающего пианиста».
Форма проведения: индивидуальное занятие с элементами игры.
Цель урока:
- научить ориентироваться на клавиатуре;
- продолжить работу по организации игровых приемов и освоению нотной грамоты.
Задачи урока
Образовательные:
- расширение багажа музыкальных впечатлений обучающейся;
- продолжение работы над рациональными приемами игры на фортепиано;
- продолжение освоения нотной грамоты;
- формирование навыка игры по нотам.
Развивающие:
- развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора;
- развитие двигательно-игровых навыков;
- развитие навыка игры по нотам;
- развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха;
- развитие чувства ритма;
- развитие творческой инициативы.
Воспитательные:
- воспитание интереса и любви к предмету и инструменту;
- воспитание чувства любви и уважения к классической музыке;
- воспитание чувства ответственности за результаты своей работы;
- воспитание навыков самоконтроля;
- воспитание культуры поведения за инструментом.
Принципы:
- принцип единства воспитания, обучения, развития;
- принцип связи с жизнью;
- принцип научности;
- принцип увлеченности.
Тип занятия: урок закрепления и систематизации знаний и навыков.
Методы и технологии обучения:
- наглядный;
- вербальный;
- практический;
- эмоционально-познавательный;
- метод общения;
- игровые технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Оснащение урока:
-ноутбук
- музыкальный инструмент;
- нотный материал;
- учебные пособия;
- дидактический материал.
Ход урока:
Вступление: Главная задача педагога дополнительного образования – найти такую форму работы с детьми, чтобы занятия музыкой стали увлекательными и любимыми. Конечно, основополагающее условие – это желание самого ребенка научиться играть на фортепиано и его готовность к обучению.
На занятиях с маленькими детьми нужно быть очень чутким педагогом. Замечательно, когда обучение детей походит на приятный досуг – как игра с игрушками или любимая книжка.
Занятия с маленьким учеником должны быть построены таким образом, чтобы пробудить у него интерес и желание заниматься музыкой. Для этого необходимо учитывать особенности возрастной психологии ребенка: на уроке должно быть все интересно, материал доступен и понятен.
Очень важно не отрывать ребенка от игры, от мира детских образов. Маленький пианист легко включается в игру, одушевляет (и иллюстрирует это на инструменте) любые предметы и образы. Именно по этому на уроках с маленькими учениками рассказываем сказки и сочиняем истории, отгадываем музыкальные загадки. Важно, чтобы у ребенка развивалась эмоциональная сфера, образно-музыкальное мышление. Без этого человек не может состояться как творческая личность. Очень важно на начальном этапе обучения, чтобы маленький пианист ощущал постоянную радость от занятий.
Приветствие: Ученик играет на инструменте и поет
-Здравствуйте гости!
Настрой к занятию
- Какое у тебя сегодня настроение?
Ученица выбирает смайлики
Педагог: сегодня наше занятие будет необычное, так как я хочу тебя
Енлік пригласить в сказочный лес, и послушать звуки леса.
Приходилось ли тебе Енлік бывать в лесу?обращала ли ты внимание на музыку которая там звучит?
Ответ ученицы
Давай попробуем мысленно перенестись в лес.
Звучит музыка природы.
Тихо в лесу, вдруг подул легкий ветерок, в глубине леса поют птички,
ручеек бежит, плещется.
Но разве может быть лес без птиц? Они ведь и исполняют главные партии в лесном хоре. Шелест деревьев, стрекот кузнечиков, пение птиц, звон ручья -так и рождается мелодия леса.
Основной этап: подготовка игрового аппарата.
Теперь мы будем делать упражнения, чтобы подготовиться к игре на инструменте.
И сразу будем составлять картину леса и делать упражнения
1. «Полёт птицы» (по Т.Смирновой) – рука как крыло.
2. «Радуга» (по Л.Баренбойму) – нарисовать в воздухе радугу.
3. «Пчелка» (по О.Геталовой) – полёт пчелы по клавишам.
«Солнышко» - круговые движения кулачками по клавишам, солнышко ярко блестит.
Работа за инструментом.
Повторяем названия регистров (низкий, средний, высокий).
А кто же еще живет в лесу?
Даем характеристику каждому регистру, используя образы различных животных.
Определяем на слух звучание регистров.
Повторяем название октав. Находим заданные ноты в разных октавах.
Постановка 3 пальца.
Упражнение «Кузнечик» - «прыгаем» 3 пальцем заданные клавиши в первой октаве. Следить за свободой рук и устойчивостью пальцев.
Упражнение «Радуга» - играем ноту «до» 3 пальцем, «рисуя» радугу до ноты «до» следующей октавы. Сначала играем отдельными руками, затем двумя руками в разные стороны. Следим за свободой рук и правильным «рисованием» дуги:
Вышла радуга-дуга
На зеленые луга.
Освоение прием исполнения non legatto
Игра песенок «Неудобный стул», «Фа-соль».
Постановка 2 и 4 пальцев.
Упражнение «Раз, два, три» - играем ноту «до» 2 пальцем, ноту «ми» 4 пальцем, non legato, со словами:
Раз, два, три – посмотри,
Нотка «до», нотка «ми».
Постановка 2, 3 и 4 пальцев.
Упражнение «Я иду» - играем ноты «до», «ре», «ми» 2,3,4 пальцами, non legato, вверх и вниз, затем переносим на октаву вверх, со сло,,вами:
Я иду и пою.
Постановка 1 и 5 пальцев.
Упражнение «Квинты» - играем ноты ноту «до» 1 пальцем, ноту «соль» 5 пальцем, следим за «сводом» кисти, правильной постановкой 5 пальца, затем переходим на ноты «ре» и «ля» и т. д.
Мы веселые две квинты,
Ты нас правильно сыграй.
Первый, пятый, первый, пятый,
Ты скорее проиграй.
Упражнения за столом.
- теперь нужно простучать ритмический рисунок на металлофоне
«Елочка»
ФИЗМИНУТКА «Веселая мультзарядка»
Знакомство с клавиатурой
«Медведь, зайчик, лиса и птичка»
Проиграть характер медведя в исполнении в нижнем регистре.
Проиграть как прыгает зайчик, в высоком регистре.
Проиграть характер лисички, в среднем регистре.
Проиграть в высоком регистре голос птички.
УПРАЖНЕНИЕ «Марш» прошагать под аккомпанимент
1.Играем пьесы, счет, прохлопывание
2.Игра по нотам
3.Прохлопывание ритмов «Ритмические карточки»
4. Прием стокатто
Объяснение домашнего задания
Рефлексия
Самостоятельно дома: отгадать загадку, записать ритмический рисунок, разбор произведения «Полька»