Шулега Анна Викторовна, ученица 4а класса, КГУ "Арзамасская средняя школа", Республика Казахстан, Узункольский район, Костанайская область, село Ряжское. Руководитель: Шубенок Ольга Николаевна, учитель начальных классов.
"Отбасылық мұрағаты - отбасы тарихының кілті", "Семейный архив - ключ к семейной истории"
Приложения и фотографии смотрите в скачиваемом файле скачать
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I Что такое семейный архив?
Глава II Трудовая деятельность людей старшего поколения.
Глава III Молодое поколение преумножает достижения семьи.
Выводы
Список использованной литературы
Приложения
1.«Рухани жаңғыру» - программная статья Н. А. Назарбаева.
2. Основные профессиональные термины и понятия.
3. «Из нашего семейного архива»
4. Фрагменты районной газеты.
5. «Загляните в семейный архив!»
6. Фотоматериалы.
АБСТРАКТ
В Президентской программе «Рухани жаңғыру» имеется проект «Сто новых лиц Казахстана» - рассказ о людях, внёсших вклад в развитие нашей страны. Материал о труде и заслугах односельчан решено было найти в семейных архивах людей, проживающих ранее и ныне живущих в селе Ряжское.
Возникла гипотеза: семейные архивы – это кладезь достойных жизненных историй людей разных поколений.
Цель исследования: изучение семейных архивов.
В экспериментальной части были исследованы семейные архивы, выпущен фотоальбом и сборник «Семейный архив – ключ к семейной истории».
Новизна работы состоит в том, что учащиеся знакомятся с биографическими данными односельчан, трудовой биографией старшего поколения, фотоархивом.
Материал проекта можно использовать на уроках познания мира, внеклассных мероприятиях в качестве дополнительного материала.
АБСТРАКТ
Президенттік «Рухани жаңғыру» бағдарламасында «Қазақстанның 100 жаңа тұлғалар» деген жобасы бар, біздің еліміздің тарихына үлес қосқан адамдар туралы әңгіме. Ряжское ауылында бұрын және қазір тұратын ауылдастарының жұмысы мен сіңірген еңбектері туралы адамдардың отбасылық мұрағатынан деректер табуға шешім қабылданды.
Гипотеза: отбасылық мұрағаттар - әр түрлі ұрпақтардың лайықты өмір тарихының қоймасы.
Зерттеудің мақсаты: отбасылық мұрағаттарын зерттеуі.
Эксперименттік бөлімінде отбасылық архивтер зерттелді, «Отбасылық мұрағат – отбасының тарихына кілт» деген жинағы және фотоальбом шығарылды.
Жұмысының жаңашылдығы оқушылардың ауылдастар аға буынның еңбек өмірбаяны туралы өмірбаяндық мәліметтерімен фотомұрағатта танысуларында.
Жоба материалын қосымша материал ретінде сыныптан тыс жұмыстар әлемін тану сабақтарында пайдалануға болады.
ABSTRACT
There is a project «One hundred new names of Qazakhstan» in the President Programm, that has stories about the people who has been contributed into the development of our countries. The files about the people’s labour and recognition were considered to be found in the families albums, who have been lived earlier and living in the village Rjazhskoe nowadays.
There is a reason: the families albums keep in the important life stories of the men of different centuries.
The aim of the research work was to study the families files.
The experimental part contains families photos and the book «Families files is a key to a family story».
The new of the work is that the pupils get acquaintance with the biography and labour data of the older village inhabitants.
The work can be used at the lessons of History and during an outclass routinеs.
АННОТАЦИЯ
В исследовательской работе автором собран материал о жителях села Ряжское, проживающих ранее и ныне живущих в этом селе.
Использовались семейные архивы, рассмотрены подшивки районной газеты «Светлый путь», фотоархив.
В работе подтверждена гипотеза: семейные архивы – кладезь достойных жизненных историй людей разных поколений
По итогам исследовательской работы выпущен журнал «Не прервётся связь поколений!» с фотоархивом, который передан в школьный музей.
ВВЕДЕНИЕ
В президенской программе «Рухани жаңғыру» есть проект «Сто новых лиц Казахстана» – рассказ о людях, внёсших вклад в развитие Казахстана. В нашем селе много людей, о которых хочется рассказать. Я решила найти сведения о наших односельчанах в семейных архивах.
Возникла гипотеза: семейные архивы – это кладезь достойных жизненных историй людей разных поколений
К выбору именно этой темы меня натолкнули документы нашего семейного архива. Малоизученность данной темы также подчеркивает актуальность изучения документов, наградных материалов людей разных поколений.
Целью исследования является нахождение материала об односельчанах, их достижениях.
Объектом исследования данной работы являются семейные архивы
Предмет исследования – трудовая деятельность односельчан.
Методы исследования: беседы, анкетирование, интервью, поиск материала в семейных архивах, анализ и оценка собранного материала.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи исследования:
1. Познакомиться с библиографическими данными людей разных возрастов нашего села, их наградными материалами.
2.Исследовать документы, подтверждающие профессиональную деятельность людей старшего поколения, узнать о видах наградного материала.
3. Дать описание и «расшифровку» основных терминов, используемых в библиографии людей старшего поколения.
4.Оформить полученные результаты исследования для школьного музея.
ГЛАВА I ЧТО ТАКОЕ СЕМЕЙНЫЙ АРХИВ?
Семейный архив – это то, чем дорожит каждая семья: альбомы с фотографиями, письма, документы, видео, медали, реликвии. Это облечённая в вещи память о семье, бережно хранимая память поколений. Работа с документами семейного архива позволяет увидеть близких людей со всеми радостями и горестям, понять их мироощущение, увидеть как события, происходящие в стране, отразились на судьбах людей.
Проводя опрос, я обнаружила, что не все учащиеся начальных классов знают, что входит в архив семьи.
Рассматривая наш семейный архив, я нашла много документов, о которых ранее не знала, поэтому решила обратиться за помощью к своему научному руководителю, который предложил расширить знания по данной теме, найти ответы в Интернете, провести анкетирование среди родителей учащихся, опрос среди учащихся начальных классов, интервью с жителями села. Данные методы исследования помогли мне понять, на какие группы делится архив, классифицировать документы.
1.Биографические документы: к ним относятся: свидетельства о рождении, браке, смерти, паспорта, удостоверения и справки о трудовой деятельности, характеристики, мандаты, трудовые книжки, документы об образовании, наградах, изобретениях, открытиях, рационализаторских предложениях, анкеты, автобиографии, записные книжки делового характера, материалы о юбилее и чествованиях и т.п. Одним словом, все материалы, относящиеся к биографии данного лица.
2.Дневники и воспоминания
3. Материалы служебной и общественной деятельности
Из наиболее часто встречающихся: черновики или копии докладов,рапортов, проектов, повестки, извещения, подлинники или копии протоколов, приказов, инструкций, планов.
4. Творческие материалы: это рукописи литературных, научных, музыкальных трудов наброски, написанные автором от руки или напечатанные, а также печатные книги или статьи с авторскими исправлениями. Могут быть отнесены сюда также дневники и воспоминания.
5. Переписка. В личных и семейках архивах преобладающую часть составляют письма. Очень часто они адресованы всей семье или нескольким ее членам одновременно.
7.Имущественно-хозяйственные материалы
8.Изобразительные материалы: это фотографии, встречаются, однако, и рисунки или акварели на листах или в альбомах. К этой группе следует относить только те фотографии или рисунки, которые связаны с жизнью данной семьи ее родных, близких.
Долг каждого человека - хранить семейный архив, передавая его следующим поколениям, прививая им чувство ответственности за его сохранение и дополнение до тех пор, пока документы эти, став по дистанции времени, безусловно, ценными для истории, не займут свое место в Архивах будущего.
В нашем семейном архиве имеются свидетельства о рождении всех членов семьи, свидетельства о профессиональной деятельности прадедушки, дипломы моих родителей, трудовые книжки дедушки и бабушки, грамоты. Похвальные листы, дипломы и медали. [Приложение № 3]
ГЛАВА II ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ
В предлагаемом вашему вниманию разделе я буду опираться на материал, предоставленный семьями Шулега, Табуловых, Карась, Лазенюк. Практическая часть исследования заключалась в изучении семейных архивов, что позволило мне ознакомиться с новыми профессиями и должностями, документами, подтверждающими профессиональную деятельность, наградными материалами. Рассматривая фотографии прошлых лет, читая библиографические данные людей старшего поколения, я узнала, что Иванова (Карась) Елена Николаевна с 1982 по 1986 год работала в нашей школе учителем математики, в данное время работает в Костанайском государственном педагогическом университете имени У. Султангазина на кафедре педагогики психолого – педагогического факультета. Прочитав её автобиографию, выяснила, что ей присвоено академическое звание: доцент университета, присуждена академическая степень: магистр педагогических наук. В Интернете я нашла расшифровку данных профессиональных терминов. [Приложение № 2]
Благодаря документам нашего семейного архива мне представилась возможность составить историю семьи.
Мой прадедушка по папиной линии Бабак Иван Дмитриевич работал щофёром, в семейном архиве имеются свидетельства, о том, что он обучался в Боровской автошколе и был шофёром 1 и 2 класса. В трудовой книжке отмечены все его награды и достижения. Трудовую деятельность начал рано. В 1944 году принят в райпромкомбинат в качестве сапожника и пимоката. В 1950 году был призван в армию, служил до 1953 года. В 1958 году работал трактористом в Узункольском зерносовхозе. В 1960 году принят в Демьяновский хлебоприёмный пункт в качестве электрослесаря. В 1961 году прошёл курсы электрика, получил свидетельство электромонтёра. В 1974 году был слесарем 1 – го разряда. Трижды был премирован денежными премиями за выполнение задания, добросовестное отношение к работе (1978, 1980, 1981 г). За высокие достигнутые успехи в юбилейном году премирован ценным подарком (электробритва). За выполнение производственных планов награждён Знаком «Отличник автомобильных перевозок»
Мои дедушка и бабушка по папиной линии – Шулега Владимир Александрович и Шулега Нина Ивановна сейчас на заслуженном отдыхе. Дедушка был трактористом, а бабушка ветеринаром. За добросовестный труд их неоднократно награждали ценными подарками.
Моего папу зовут Шулега Виктор Владимирович, он родился 20 января 1983 года. Учился в Арзамасской средней школе, окончил 8 классов в 1997 году. Потом учился в Ленинском СПТУ. Но проучился только год, это здание сгорело, и папа не успел закончить обучение. Перешёл в автомобильно - техническое предприятие. Закончив АТП, получил водительское удостоверение. В 2001 году устроился водителем на зерноток, со временем стал работать механизатором, более 16 лет работал трактористом, получал грамоты. В нашем ДК висит его фото, папа является передовиком производства, имеет многочисленные грамоты за добросовестный труд. Сейчас мой папа мастер - наладчик. В нашем семейном архиве имеются все наградные документы прадедушки и моего папы. [Приложение № 3]
ГЛАВА III МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ ПРЕУМНОЖАЕТ
ДОСТИЖЕНИЯ СЕМЕЙ
В данном разделе будут отражены достижения молодого поколения – учащихся Арзамасской средней школы, которые являются внуками и правнуками сельчан. Недаром говорят, что всё начинается с семьи. Старшее поколение своим положительным примером воспитывают трудолюбие, развивают в молодом поколении самостоятельность.
Правнук ветерана труда Лазенюк Ивана Степановича
Лазенюк Кирилл
Лазенюк Кирилл Андреевич (09.03.2001г.р.) - выпускник КГУ «Арзамасская средняя школа». В 2018 году закончил школу с золотой медалью «Алтын белгi». Награждён Благодарственным письмом Акима Костанайской области (2018г). Принимал активное участие в международных, республиканских, областных, районных конкурсах.
Награждён: дипломом за 3 место в Международном конкурсе «Русский медвежонок» (2016г), грамотой за 3 место в районной олимпиаде по казахскому языку (2017г), грамотой за 3 место в районном конкурсе бизнес-проектов «Моя инновационная идея»(2017г), дипломом за 1 место во Всероссийском конкурсе по астрономии «Тайны вселенной» (2017г), дипломом за 1 место в Международной дистанционной олимпиаде по физике (2017г), дипломом за 1 место в Международной дистанционной олимпиаде по математике (2017г).
Обладает такими качествами, как собранность, предприимчивость, надёжность, ответственность, любознательность, отзывчивость, уважение к старшим, доброжелательность. Имеет ораторские и организаторские способности. Научился читать в 3 года. Увлекается историей и музыкой.
С 2018 года - студент аэрокосмического факультета Политехнического института Южно-Уральского Государственного Университета города Челябинска.
Впервые в истории школы выпускник
Лазенюк Кириллл
получил такую награду!
Правнучка ветерана труда Лазенюк Ивана Степановича
Лазенюк Алина
Лазенюк Алина Андреевна (10.08.2004г) – ученица 11 класса КГУ «Арзамасская средняя школа». Закончила 9 классов с Аттестатом особого образца. Целеустремлённая, увлечённая, умная, оптимистичная, коммуникабельная, творческая, музыкальная, разносторонняя, добрая. Умеет брать ответственность на себя, хороший организатор. Красиво танцует, отлично играет на гитаре и поёт. Являлась лидером школьной организации «Жас улан» с 2017 по 2019 год. Была награждена путёвкой в республиканский летний лагерь школьного актива. Участница творческих и интеллектуальных конкурсов на разных уровнях. Имеет награды:
- Диплом, 1 место по русскому языку и литературе на областном этапе
республиканской олимпиады школьников (2019г);
- Грамота, 1 место по русскому языку и литературе на районном этапе
республиканской олимпиады школьников (2019г);
-Диплом, 3 место в международном игровом конкурсе «Золотое руно» (2019г);
- Грамота,1 место в районном многожанровом конкурсе-фестивале «Зажги свою звезду» в номинации «Вокальное искусство» (2019г);
- Грамота,1 место в районном многожанровом конкурсе-фестивале «Зажги свою звезду» в номинации «Инструментальное искусство» (2019г);
- Грамота,1 место в районном многожанровом конкурсе-фестивале «Зажги свою звезду» в номинации «Вокальное искусство» (2019г);
- Грамота,1 место в районном конкурсе военно-патриотической песни «Герои в наших сердцах»(2019г);
- Благодарственное письмо руководителя РОО и районная премия «Жас
Дарын»(2019г)
- Благодарственное письмо Акимата Узункольского района за участие в областном фестивале самодеятельного народного творчества(2019г);
- Благодарственное письмо Акимата села Ряжское Узункольского района за развитие культуры села Ряжское (2019г);
-Диплом, 2 место в республиканском интеллектуальном марафоне «Ак бота»
(2018г);
- Грамота, 3 место в областном конкурсе «Лучший буклет-2018» (2018г);
- Грамота, 1 место по казахскому языку в районной олимпиаде (2018г);
- Грамота,3 место в районном конкурсе чтецов «Созвучие великих»(2018г);
- Диплом, 2 место в областной дистанционной олимпиаде по физике(2018г);
- Грамота,1 место в районном конкурсе «Я и чрезвычайная ситуация» в
номинации «Сочинение»(2018г);
-Диплом, 3 место в международном конкурсе «Русский медвежонок»(2017г)
- Диплом, 1 место в олимпиаде по физике «Простые идеи великой науки» на
Всероссийском конкурсе «Вопросита»(2017г)
- Грамота , 1 место в районном конкурсе диктантов по профилактике ОРВИ и гриппа(2016г);
-Диплом, 1 место в международном игровом конкурсе «Человек и природа» (2015г);
- Грамота, 3 место в районной олимпиаде по русскому языку (2014г);
- Грамота, 1 место в районном экологическом конкурсе фотографий «В гармонии с природой» (2014г). [Приложение № 5]
Правнук ветерана ВОВ Табулова Жартай Агатаевича
Қасымқанов Нұрасыл
Нұрасыл учится в 3 классе Арзамасской средней школы. Два года получал Похвальные листы за отличную учёбу
Активно участвует во всех конкурсах. Эрудированный мальчик, любит проводить эксперименты, хорошо развита речь, много читает. В семейном архиве имеются многочисленные грамоты, дипломы и ценные призы за участие в очных и дистанционных конкурсах.
Имеет наградной материал: сертификат участника отборочного тура национального детского песенного конкурса «Бала дауысы 2020», сертификаты за участиев международных конкурсах, грамоты, дипломы. [Приложение № 5]
Внучка ветерана труда Карась Тамары Николаевны
Иванова Анастасия
Иванова Анастасия училась в школе №8 г. Костаная, успешно её закончила. Будучи ученицей, она много внимания уделяла спорту.
В период обучения в начальной школе Анастасия посещала в Трудовых резервах секцию конькобежного спорта и в это же время училась в музыкальной школе по классу фортепиано.
Но пришлось выбирать и любовь к музыке пересилила, поэтому Анастасия закончила полный курс обучения в музыкальной школе. А увлечение коньками продолжилось посещением секции фигурного катания в Ледовом дворце.
Будучи ученицей 6 класса, была участницей танцевального ансамбля «Русский танец» при Дворце юношества г. Костаная (бывший Дворец пионеров). Обучаясь в 9 – 10 классах, Анастасия увлеклась кикбоксингом и за участие в Казахстанских чемпионатах имеет две бронзовые медали в своей весовой категории. [Приложение № 5]
Студенческие годы Анастасия провела в Костанайском государственном университете им. А. Байтурсынова изучая английский и французский языки.
В настоящее время Анастасия проходит обучение в интернатуре при госпитале штата Аризона в США, после обучения в университете, получив медицинское образование и лицензию на работу.
Вывод: в результате исследования собран и проанализирован большой объём материала, что дало возможность систематизировать материал семейных архивов, показать гражданскую позицию людей старшего поколения, их трудовую деятельность, что позволяет проводить профориентационную работу с учащимися начальных классов. В работе отражены достижения молодого поколения – учащихся Арзамасской средней школы, которые являются внуками и правнуками сельчан.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выполняя данный проект, я исследовала материалы семейных архивов. Работая с архивами, я знакомилась с новыми документами, а также профессиями односельчан, учёными званиями, наградными материалами людей разных поколений. Собранные сведения с моим научным руководителем мы поместили в журнал «Не прервётся связь поколений!», который был передан в школьный музей, создан словарь основных профессиональных терминов и понятий, используемых в биографических документах, выпущен буклет для учащихся «Документы из семейных архивов».
Таким образом, все поставленные задачи были выполнены. Наша гипотеза подтвердилась: семейные архивы – кладезь достойных жизненных историй людей разных поколений.
Не прервётся связь поколений, дети - достойные продолжатели своих родителей, людей старшего поколения, преумножают достижения семьи. Как гласит пословица «Бүтін отбасы бір – бірімен, жак да орнында» - «Вся семья вместе, так и душа на месте». Семейные архивы – ключ к семейной истории.
Планируется размещение данной исследовательской работы в научных сборниках. Полученные знания можно использовать на уроках познания мира, внеклассных мероприятиях, ведь сегодня одной из главных задач, поставленных Первым Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым, является выполнение программы «Рухани жаңғыру», где имеется проект «Сто новых лиц Казахстана» – рассказ о людях, внёсших вклад в развитие Казахстана.
В заключении хочу озвучить стихотворение моей учительницы Шубенок Ольги Николаевны:
Семейные копилочки – архивы
Несут порой нам много позитива,
И фото переносит нас порой
В то время, друг, где счастливы с тобой.
А видео, аудио, письма, награды,
Которым тогда и теперь очень рады?
Как эхо из прошлого отзовётся.
Всё это жизненным этапом зовётся.
Пусть в каждой семье хорошее мнОжится!
Стараюся все, остальное прилОжится!
Вы бережно храните семейное фото,
Глядя на них, улыбнётся кто – то.
Теплеют сердца, вспоминая хорошее,
Когда все вместе – проблемы не кажутся нОшей,
Такая копилочка только у вас! Это диво!
История семьи в семейных архивах!
Список используемой литературы
Интернет - ресурсы:
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Ветеринар
6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Трудовая_книжка
Приложения и фотографии смотрите в скачиваемом файле скачать