ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа “Росиночка”

24 октября 2020 г.

Мигунова Наталья Игоревна, педагог дополнительного образования, народный вокал, Муниципальное бюджетное общнобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 2”, ЯНАО, г. Тарко-Сале  

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа “Росиночка”

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа “Росиночка”

  1. Пояснительная записка

Одним из аспектов национального проекта «Образование» является выявление, развитие и поддержка одаренных талантливых детей. На современном этапе социально-экономического развития страны при попытке перехода от сырьевой экономики к инновационному развитию многократно возрастает значимость и ценность человеческого капитала. Именно поэтому работа с одарёнными детьми выходит на приоритетные позиции в образовательной политике государства.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  Программа «Росиночка» направлена на получение учащегося  специальных знаний о многообразных исполнительских формах бытования народной песни и принципах ее воспроизведения, вооружение знаниями об основных праздниках и обрядах, приобретение навыков творчески-практической деятельности. Использование современных образовательных технологий на занятиях с одарёнными детьми, индивидуальные образовательные маршруты; участие в конкурсах, фестивалях различных уровней; отчѐтные концерты – всё это  создаёт  условия для развития музыкальной одарённости учащегося.

Работа с одарѐнными детьми ведѐтся по индивидуальным планам на несколько лет и имеет личностно-ориентированную направленность, что даёт возможность более точно определить перспективы развития каждого ребёнка.

Программа «Росиночка» разработана для детей от 11-17 лет с хорошими природными музыкальными данными или приобретёнными  музыкальными способностями.  Программа «Росиночка» рассчитана на трёхлетнее обучение.

 Данная программа опирается на методику «Искусство народного пения Н.К. Мешко», принятую за основу обучения на кафедре   хорового и сольного народного пения Российской Академии музыки им. Гнесиных.

За основу данной программы по постановке голоса была взята  программа «Постановка голоса» Щербининой С.В. – руководителья специализации «Сольное народное пение» музыкального училища им. П.И. Чайковского, лауреата Всероссийского и Международного конкурсов. Учитывая разнообразие стилей регионов России, на занятиях по сольному пению учащийся должен изучать и осваивать многообразие певческих манер с наличием «окающего», «акающе - якающего» говоров местных диалектных особенностей, своеобразие исполнительских приёмов, придающих особый колорит в интерпретацию народных песен. Необходимо учитывать особенности репертуарной политики в отношении каждого учащегося. Важно, чтобы на занятиях уже на начальном этапе и в последующем, певческие навыки учащегося умело сочетались педагогом с хореографическими и актёрскими  способностями учащегося при исполнении народных песен, что позволило бы  глубже и ярче раскрывать содержание песни и почувствовать подлинные традиции народного исполнительства.

На занятиях используется фонопедический метод развития голоса В. В. Емельянова (кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой музыкального образования Тюменского Государственного Университета).

На индивидуальных занятиях по сольному народному пению учащиеся изучают и осваивают постановку голоса в народной манере пения, в которой преимущественно открытое, грудное звучание голоса. Особое внимание уделяется освоению певческого дыхания, требующего активного физического процесса, умения петь на «опоре»- на диафрагме. В работе по постановке певческого и разговорного дыхания  используется  методика  А. Н. Стрельниковой.

Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Использование на занятиях мелодии, ритма и других выразительных средств музыки регулирует состояние ребенка, стимулирует или успокаивает его. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает речь, а в сочетании с движением способствует хорошей осанке, координирует ходьбу.

Индивидуальная форма занятий позволяет средствами вокального искусства раскрыть творческую индивидуальность каждого учащегося, его вокальные возможности (тембр, диапазон, интенсивность голоса), музыкальные способности, эмоционально-психологические особенности.

Программа  учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащегося и направлена на:

- воспитание чувства патриотизма и любви к Родине через изучение народного творчества; воспитание чувства уважения к старшему поколению и почитания народных традиций как источника красоты и жизненной силы;

- воспитание бережного отношения к фольклору как к источнику народной мудрости, исторической культурной  ценности народа, осознание  фольклора как неотъемлемой части общечеловеческой культуры;

- овладение детьми духовных и культурных ценностей народов Российской Федерации.

Программа ориентирована на:

- воспитание и развитие  личностных качеств учащегося, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

- формирование эстетических взглядов учащегося, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

- формирование умения  самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

- выработку личностных качеств учащегося, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности;

- осуществление самостоятельного контроля над своей учебной деятельностью, умение давать объективную оценку своему труду и формирование навыков взаимодействия с педагогом.

 

Цель и задачи Программы

Цель программы - обеспечить развитие и совершенствование вокальных и творческих задатков учащегося на основе фольклора.

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа «Росиночка» направлена на решение следующих задач:

1. Образовательные:

  • изучение и освоение народной песни, ее основных творческих и исполнительских закономерностей;
  • формирование у учащегося  вокальных навыков на основе восприятия музыкального материала.

2. Развивающие:

  • формирование художественного вкуса;
  • развитие вокального слуха и певческого голоса;
  • развитие художественно-творческой активности учащегося, создание им собственных творческих композиций.

3. Воспитательные:

  • воспитание уважения и любви к народной песне.

Личностные задачи:

- формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.

Метапредметные задачи:

-   формирование способностей к саморазвитию, самосовершенствованию, развитию мотивации к совершенствованию вокальных способностей, потребности в самоопределении, ответственности, активности, аккуратности.

 

Обучение опирается на принципы:

- постепенности и последовательности (от простого к более сложному);

- доступности материала (соответствие возрастным возможностям учащегося);

- возращения к пройденному на более высоком исполнительском уровне;

- смены форм деятельности в рамках урока (пение, движение, игра, декламация);

- поиска путей максимального развития каждого учащегося.

            В центре процесса обучения - личность ребёнка, перспективы его развития. Фольклор является универсальным средством этого развития. Фольклор способствует максимальному музыкальному самовыражению ребёнка. Образы добра, счастья, любви, воспетые в произведениях фольклора, вечны.  Многогранность народной песни позволяет комплексно развивать музыкальные данные учащегося, способствует воспитанию художественного вкуса. Образцы народной музыки должны стать национальным достоянием, родным языком, потому что содержат в себе эстетические  и этические ценности, облечённые в простые и ясные формы. 

Методика работы, предложенная в программе, универсальна и может работать на любом локальном стиле традиционной культуры. Она  включает в себя конкретные формы разнообразной практики, которые позволяют в полном объёме комплексно изучить традиционную культуру любой этнографической местности, реализовать методику музыкально-эстетического воспитания детей посредством песенного фольклора.

Методы обучения

Эффективность уроков определяется применением разнообразных методов обучения. 

Развитие музыкальных способностей неразрывно связано с умственными процессами: восприятие музыки, внимание, наблюдательность, анализ структуры музыкального произведения, музыкальная память.

Образно-игровая подача материала способствует развитию эмоциональной стороны личности ребенка.

Метод импровизации  развивает внутренний музыкальный слух,  чистоту интонирования,  формирует   креативность, творчество и инициативу.

Фонетический метод  настраивает голос на тот или иной тип тембрового звучания, формирует навык пения разных гласных в одной позиции, манеры артикуляции (открытие рта, активность артикуляционных органов, расположение губ, фонетическая чистота произношения), отработка «скрытого зевка», пения на «улыбке», резонирования «маски».

Объяснительно-иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным -  вокальная иллюстрация,  демонстрация музыкального материала голосом педагога,  воспроизведение услышанного детьми по принципу подражания.

Метод мысленного пения учит внутренней сосредоточенности, предохраняет голос от переутомления, развивает творческое воображение, делает слуховое внимание направленным.

Материально-технические условия для реализации Программы:   

- учебный класс для индивидуальных  занятий, концертный зал;

- звукотехническое оборудование;

- компьютер с доступом в интернет;

- медиотека (фонотеку, видеотеку и т. д.).

 

  1. Содержание программы

Срок освоения программы

Программа является долгосрочной,  рассчитана на 3 года. На летних каникулах педагог рекомендует учащимся посещать фольклорные фестивали, творческие концерты профессиональных исполнителей народной песни, концерты и т. д.

Режим занятий: индивидуальное занятие проводится 2 раза в неделю по 1 академическому часу.  

Содержание индивидуальных занятий охватывает следующие виды работ:

- развитие вокального слуха;

- освобождение голосового аппарата от природных и приобретенных недостатков;

- овладение певческой установкой;

- навыки певческого дыхания;

- приобретение дикционных навыков;

- развитие резонаторов;

- развитие народной манеры пения;

- постановка концертных номеров;

- освоение элементов народной хореографии;

- аудио- видео демонстрация записей подлинных исполнителей народной песни.

 

Календарно-тематические планы по годам обучения

Календарно-тематические планы по годам обучения отражают последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов по разделам и темам учебного года.

В репертуар включаются произведения народной песенной традиции различных жанров:

  • песни календарных праздников (колядки, подблюдные, масленичные, веснянки, волочебные, троицкие, жнивные, осенние);
  • песни свадебного обряда (величальные, корильные, плясовые, лирические, плачи);
  • материнский фольклор (колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, сказки);
  • музыкальные игры;
  • хороводы;
  • пляски;
  • лирические протяжные песни (рекрутские, солдатские и так далее);
  • эпические песни (былины, исторические песни, духовные стихи, баллады);
  • Шуточные;
  • Частушки.

 

Учебно-тематический план (1 год обучения)

  • № п/п
  • Тема
  • Количество часов
  •  
  •  
  • Всего
  • Теоретические занятия
  • Практические занятия
  •  
  • 1.

 

 

2.

 

3.

 

  • I четверть
  • Строение голосового аппарата. Певческое воспитание.
  • Жанровая система детского фольклора.
  • Игровой фольклор.
  •  
  •  

18

  •  
  •  
  •  

 

2

 

 

 

 

16

 

 

 

  •  
  • 4.
  • 5.

 

  • II четверть
  • Потешный фольклор.
  • Коляда.

 

16

 

 

 

3

 

 

 

13

 

 

  •  
  • 6.
  •  
  • 7.
  •  
  • 8.
  • III четверть
  • Зимние календарно-обрядовые игры и песни.
  • Масленица. Разучивание масленичных песен.
  • Праздники весенне-летнего периода. Разучивание веснянок.
  •  

 

22

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

  •  
  • 9.
  •  
  •  
  • 10.
  •  
  • 11.
  • IVчетверть
  • Праздники Пасха и Красная горка. Разучивание волочебных песен.
  • Троица. Песни исполняемые на Троицу.
  • Итоговое занятие. Урок-концерт.

 

16

 

 

 

 

 

 

3

 

13

  •  
  • Итого:

72

 

 

 

 

Содержание 1год обучения

        Тема №1. Строение голосового аппарата. Певческое воспитание

Строение гортани, мышцы гортани (вокальные мышцы), дыхательные органы, артикуляционный аппарат и резонаторы.

Работа перед зеркалом по изучению строения голосового аппарата, выполнение упражнений на поиск ощущений мышц гортани, диафрагмы, дыхательных органов, артикуляционного аппарата.

Что такое дыхание. Понятия вдоха, выдоха. Дыхание во время пения. Атака звука. Певческие голоса. Высота звука. Певческие регистры. Диапазон. Тесситура. Тембр. Гигиена певческого голоса. Подготовка вокалиста к пению. Положение гортани. Гласные звуки. Артикуляция. Изучение артикуляционного аппарата.  Дикция и вокальная орфоэпия. Положение языка, губ, мягкого неба. Ударения, фразировка. Правила орфоэпии. Речевые упражнения. Выразительная  декламация слогоритмических цепочек. Проговаривание текстов с различными образно-смысловыми задачами на одном звуке и на нефиксированной высоте.

Ритмические упражнения. Воспроизведение простейших ритмических рисунков из разучиваемых песенок с участием музыкальных жестов. Пространственно-плоскостное разграничение музыкального ритма с помощью музыкальных жестов.

Формирование свободно льющегося звука. (Основы вокально-речевой интонации). Усвоение простейших ритмов и интонационных оборотов.

Исполнение в примарной зоне простейших напевов. Упражнения  вопросо-ответного характера. Интонационные упражнения (пространственно-плоскостное разграничение высоты звука).

Однофразовые напевы без внутрислоговых распевов, узкий диапазон, простой ритм (восьмые, четверти).

Тема №2. Жанровая система детского фольклора

Виды детского фольклора:

  1. Произведения, созданные детьми: считалки, скороговорки, игры-песни, дразнилки, сказочки.
  2. Произведения взрослых, переработанные в соответствии с детской психологией: песни – хороводы, колядки, загадки, заклички.
  3. Произведения  созданные взрослыми для детей: колыбельные, частушки, потешки, сказки, припевки, и т. д.

Тема №3. Игровой фольклор

Практика

Игры-упражнения, музыкально-ритмические упражнения, контактные, сюжетно-ролевые игры, игры-упражнения на развитие слухового внимания, игры на развитие двигательных способностей, язык жестов. Игры на развитие наблюдательности, фантазии, воображения, внимания и др. Игры: «Бояре», «Ходит царь», «Сидит Дрема», «Горелки», «Кострома», «Махоня», и другие.

Тема №4. Потешный фольклор

Дразнилки, скороговорки, считалки, потешки, сказки. Использование двух-трехзвучных попевок в объеме терции, кварты для развития музыкально-ритмического ощущения, памяти, координации слухового и голосового аппаратов.

    Тема №5. Коляда

Коляда (calenda лат.)- святки и праздник Рождества Христова и все дни до Крещения; сочельник рождественский, колядованье, обряд хожденья по домам в Рождество и Новый год с поздравлением, песнями, со звездою или житом для сбора денег и пищи; подарки, собранные при этом; свинья, убиваемая на Рождество; песни при колядовании, употребляемые как колядки. Жанровое разнообразие: колядки, щедровки, овсеньки, таусеньки, «виноградья», святочные величальные, рождественские духовные стихи, рождественские канты, подблюдные песни.

Тема №6. Зимние календарно-обрядовые игры и песни

Место и время проведения зимних календарно-обрядовых игр в разных традициях. Виды игр. Характерные черты исполнения сопровождающих их песен. Строгость напевов зимних календарных песен.

Тема №7. Масленица.  Разучивание масленичных песен

           Масленица - передвижной праздник лунного календаря. Масленичная или Сырная неделя. Дни масленичной недели. Древнее происхождение масленичных песен. Содержание масленичных песен и специфика его музыкального воплощения. Разучивание песен. Определение места разучиваемых песен в ходе масленичного обряда.

Тема №8. Праздники весенне-летнего периода. Разучивание веснянок

 Обзорная лекция. Краткие сведения о закликании весны, о Пасхе, Красной горке, Троице. Образный поэтический их строй. Формы интонирования. Разучивание веснянок.

Тема №9. Праздники Пасха и Красная горка. Разучивание волочебных песен

Ознакомительная лекция. Время их празднования, описание праздничного обряда, игр и развлечений молодежи. Духовенство ходило по домам и славило Христа. Мирские люди пели волочебные песни, подобно рождественским колядам, иногда в сопровождении скрипки или дуды. На Красную горку устраивали свадьбы и весенние гулянья, последние сопровождались пением веснянок. Разучивание волочебных песен.

Тема №10. Троица. Песни исполняемые на Троицу

Знакомство с основными действами этого праздника, с необходимой атрибутикой, костюмами. Разучивание Троицких песен. Разъяснение места и времени их исполнения в обряде. Характерные особенности троицких песен, поэтические, музыкальные и хореографические.

 

Примерный репертуар

Небылица « Уж и где же это видано»

Игровые песни: «Мак - маковистый», «Сидит Дрёма», «Бояре»,«Ходит Царь», «Горелки»,«Кострома», «Махоня»

Колядки: «Ой, Авсень», «Щедровочка – щедрувало», «Таусень»

Масленичные песни: «Едет Масленица», «Масленица – кривошейка», «Прощай, Масленица», «А мы масленицу дожидаем», «Блины» обр. А. Абрамского, «Ой, вставала я ранёшенько», «Широкая Масленица»

Веснянки: «Ой, кулики - жаворонушки»,  «Жаворонки прилетите», «Весна, весна»

«Кулик-Весна!»

Волочебная песня «Ты хозяюшка»

Песни на Троицу: «Да уж вы милые девушки мои», «Пойду на Дунай на реку», «Вы луги мои

Музыкальная сказка «Полевая берёзка»

 

Учебно-тематический план (2 год обучения)

№ п/п

Тема

Количество часов

 

 

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

 

1.

 

 

2.

I четверть

Работа над развитием вокально-технических и художественно-исполнительских навыков.

Народная песня. Особенности её исполнения.

 

18

 

2

 

 

 

 

 

 

16

 

3.

4.

 

 

II четверть

Святки. Святочные гадания.

Зимние календарно-обрядовые игры и песни. Разучивание песен.

 

 

16

 

 

2

 

 

14

 

 

5.

 

III четверть

Семейные обряды и песни. Песни детства. Разучивание колыбельных песен и припевок.

 

22

 

 

 

2

 

 

 

20

 

 

 

6.

7.

8.

 

IV четверть

Шуточные песни. Частушки

Современный фольклор.

Итоговое занятие. Урок-концерт.

 

16

 

 

2

 

 

14

 

Итого:

72

 

 

 

 

        Тема №1. Работа над развитием вокально-технических и художественно-исполнительских навыков

Продолжается работа над развитием вокально-технических и художественно-исполнительских навыков. В центре внимания преподавателя продолжает оставаться работа над следующим:                                      

•  овладение певческим дыханием;

•  правильное формирование гласных и согласных звуков;

•  закрепление навыков артикуляции и дикции;                             

•  индивидуальное расширение диапазона голоса.

Упражнения интонационной направленности

Первичные навыки кантилены, позиционное единство, усложнение попевочных структур; упражнения на дальнейшее развитие музыкальной памяти. Анализ и запоминание более крупных музыкальных построений.

Развитие объёмного слухового восприятия, соединение пения с элементами сценического движения; закрепление жестов за музыкальными построениями (раскрашиваем песни «настроением» участия и праздника).

Тема №2. Народная песня. Особенности её исполнения

Содержание песен, отражающее разные стороны народной жизни, думы и чаяния крестьян-земледельцев. Песни, сопровождающие людей от их рождения до самой смерти. Речевая основа народного пения. Исполнительские приемы.

Тема №3.Святки. Святочные гадания

Драматургия праздника, атрибутика. Знакомство с обычаями, приметами зимних святок. Виды гаданий. Освоение  ряда игр – гаданий с сопровождающими песнями. Накануне последнего дня святок (Крещенский сочельник по нов. стилю -18 января, по старому стилю-5 января)  - пение подблюдных песен. Художественно-образная характеристика этих песен. Музыкальные особенности подблюдных песен.

Тема №4. Зимние календарно-обрядовые игры и песни

Подробное ознакомление с обрядовыми действами от Рождества Христова (25 декабря ст. стиль/7 января новый стиль) до Крещения (6 января старый стиль/19 января новый стиль). Игрища, гадания молодежи во время зимних святок.

Виды игр. Характерные черты исполнения сопровождающих их песен. Разучивание песен.

Тема №5. Семейные обряды и песни. Песни детства. Разучивание колыбельных песен и припевок

Древнее происхождение семейных обрядов и песен. Наиболее важные семейные обряды: рождение младенца, крестины, именины, свадьба, прием гостей, новоселье, похороны, поминки. Жанровое разнообразие песен: пестушки, колыбельные, страшилки, крестины, величальные, корильные, заговоры, свадебные, причитания и другие. Колыбельные песни. Поэтическая и музыкальная выразительность русских народных колыбельных песен. Характерные припевные слова «лю-лю», «бай».  Герои колыбельных: котик, петушок, попугай, горностай и другие. Мелодическая простата. Разучивание колыбельных песен и припевок, их предназначение. Мягкое, спокойное их интонирование.

Тема №6. Шуточные песни. Частушки

Образная характеристика поэтического текста шуточных песен. Музыкально-ритмические черты песен, исполнение их в любое время. Особенности исполнения частушек. Содержание частушек, формы их исполнения, их идейная направленность. Страдания как разновидность частушек. Различия страданий и частушек. Выдающаяся исполнительница частушек ХХ века М. Мордасова. Современные исполнители частушек.

Тема №7. Современный фольклор

Отражение в современном фольклоре событий ХХ столетия: эпохи революций, гражданской войны, первых пятилеток, борьбы с гитлеровским фашизмом, послевоенного восстановления народного хозяйства, полётов в космос, перестройки, возрождения России. Жанровое разнообразие современных песен: революционные, балладные, лирические, шуточные, студенческие, туристические, армейские, октябрятские, пионерские, комсомольские, колхозные и другие. Разучивание песен.

 

Примерный репертуар

Подблюдные: «Гадай, гадай, девица», «Хлебу да соли долог век..», «Летит сокол из улицы»

Шуточные песни: «Как поедем жёнушка в город торговать», «Комара муха любила», «Вот задумал Комарик жениться», «Уж ты, Груня-ягода моя»

Частушки: «Сатирические частушки», «Тематические частушки», «Эх, ох, весело!», «Частушки-коротушки», «Саратовские частушки»

Колядка «Ой, рано-рано куры запели»

«Заскочил- то козёл в огородец»

«Стоит, стоит стуличик»

«Ты пройди, пройди монах, мимо кельи»

Колыбельные: «Баю-баюшки-баю», «Как берёзонька скрип-скрип!», «Приди, котик, ночевать…», «Колыбельная песня»

Лирические: «Скрылось солнышко из глаз», «Из-под камушка», Что по лесу дорожка лежала», «Под окошком сидела, пряла беленький ленок»

Балладные: «Однажды поздней осенью», «В одном прекрасном месте»

 

Учебно-тематический план (3 год обучения)

№ п/п

Тема

Количество часов

 

 

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

 

1.

 

 

 

2.

I четверть

Закрепление раннее полученных вокально-технических и художественно-исполнительских навыков.

Певческие регионы России.

Разучивание песен.

 

18

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

II четверть

Хороводные и плясовые песни. Разучивание хороводных и плясовых песен.

 

16

 

 

2

 

 

14

 

 

4.

5.

 

III четверть

Исторические песни. Разучивание.

Лирические песни: крестьянские, рекрутские, разбойничьи, солдатские, тюремные. Разучивание

 

22

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

6.

 

7.

8.

 

IV четверть

Семик. Жанровое разнообразие семицких песен. Разучивание песен.

Песни трудового лета и осени.

Итоговое занятие. Отчётный концерт.

 

16

 

 

 

 

 

 

2

 

14

 

Итого:

72

 

 

 

Тема №1. Закрепление раннее полученных вокально-технических и художественно-исполнительских навыков

Работа над расширением диапазона, а именно над развитием низкого и головного регистров, сглаживанием межрегистровых нот, и как следствие стремление к плавному голосоведению. Продолжается работа над совершенствованием исполнительских навыков, а также свободного и естественного движения   певца на сцене.

Обучение  предусматривает продолжение работы над техниче­ским совершенствованием голосовых данных, исполнительских навыков, развитие умения анализировать певческий процесс. Продолжение  работы по расширению диапазона, выравнивание звучности в пределах октавы. В репертуар могут войти песни любого жанра, подходящие по содержанию и сложности напева. Работа над драматургией произведения, сценическим поведением учащегося.

Тема №2. Певческие регионы России

Вводная беседа. Географическое положение песенных зон. Характерные условия их формирования. Специфические черты каждого региона (Юг, Север, запад России, средняя полоса). 1. Народно-песенные традиции Северного региона (Вологодской, Архангельской, Мурманской областей). Особенности говора, влияющие на формирование народно-певческого стиля. Основные черты северного интонирования. Характер звучания северных песен. 2. Народно-песенные традиции южных регионов России (Белгородской, Курской, воронежской областей). Историко-географические предпосылки формирования южнорусских регионов. Специфика их говора и певческого стиля. Казачье пение как разновидность южнорусской традиции. Характеристика пения донских и кубанских казаков. 3.Народно-песенные традиции средней полосы России (Московской, Владимирской, частично Тульской областей). Спокойная, мягкая подача звука, пение в среднем регистре. Распространённость общерусских песен.  Разучивание песен.

Тема №3.Хороводные и плясовые песни

Древнее происхождение хороводов. Синкретизм жанра. Хореографические виды хороводов. Региональные особенности хороводов: курские танки и карагоды, белгородские и воронежские хороводы на льду, брянские хороводы на Пасху и Вознесение, усть-цилемская «горка», Приуроченность некоторых хороводов к календарным датам, временам года. Значение ритма в хороводах. Напевы хороводных песен. Их мелодическая гибкость. Плясовые песни. Разучивание хороводных и плясовых песен.

Тема №4. Исторические песни. Разучивание

Возникновение исторических песен в пору становления Московской Руси. Тематика исторических песен: монголо-татарское иго, Иван Грозный, Ермак, смутное время, Степан Разин, Пётр Первый, Северная война, Суворов, Емельян Пугачёв, войны 1812 года и так далее. Отражение исторических событий в солдатских песнях. Многожанровость исторических песен: эпические напевные повествования в сказательной манере, походные, лирические протяжные, канты, городские романсы. Историческая  песня всегда событийна по своему содержанию, и событие, которое развивается в рамках сюжета, всегда получает характер политического. К концу 19 в. меняется ритмический строй песни. Они становятся маршевыми. В песнях есть рифма, приобретают куплетную форму строения. Исторические песни отражают движение истории, как оно осознается народным творчеством. Ознакомление с поэтическим содержанием исторических песен и музыкальными особенностями. Разучивание.

Тема №5. Лирические песни: крестьянские, рекрутские, разбойничьи, солдатские, тюремные. Разучивание

Лирическая протяжная песня-душа народной крестьянской музыки. Её иные названия: «проголосная», «долгая», «тягальная». Жанр более позднего происхождения в период становления Московского государства (ХVIVII вв.) Расцвет жанра в ХVIII- начале ХIХ века. Крестьянские, рекрутские, разбойничьи, солдатские, тюремные песни как разновидности русской песенной лирики .Специфика бытования, исполнения, музыкально-поэтической стилистики каждой группы песен. Особенности поэтики. Мелодическая изысканность лирических песен. Мужская и женская песенные традиции. Разучивание.

Тема №6. Семик.  Жанровое разнообразие семицких песен. Разучивание песен

Семик – праздник цветения молодой растительности. Время празднования – седьмая неделя после Пасхи. Праздник передвижной, зависит  от лунного календаря. Соответствие его христианской Троице. Иные названия Семика: «зеленые святки», «гряная», «русальная неделя». Главный день – четверг. Народные поверья и приметы. Знакомство с обрядовыми играми, хороводами. Жанровое разнообразие семицких песен: приветственные песни берёзке, закликание, хороводные, игровые, песни на кумление, песни о русалках. Разучивание семицких песен.

Тема №7. Песни трудового лета и осени.

Архаическое происхождение земледельческих обрядов. Песни (по жанру): сенокосные, прополочные, жатвенные, трудовые, величальные, корительные, лирические, шуточные, заклички, заговоры. Частушки. Приуроченные к определённым датам и не приуроченные песни. Песни во время труда и кратковременного отдыха, на обеде, при возвращении домой. Отражение в текстах песен образов природы, темы социального гнёта, тяжёлого труда, семейных отношений.

Примерный репертуар

 Хороводные: «Как пойду я млада лугом», «Ходила девушка по чистому полю», «Милый мой хоровод»

Плясовые: «По канавке растёт травка», «Посею лебеду», «Как по травкам по муравкам»

Исторические: «Из-за леса, из-за рощи», «Солдатушки, браво, ребятушки...», «Помню, я еще молодушкой была...», «Как на синий Терек...»

Рекрутские: «Уж ты поле мое, поле чистое», «Да поляти, стрела»

Семицкие: «Ну-ка, кума», «Ты не радуйся, дубник ясенник», «Уж ты, бабушка-купарезница», «Берёзка белая»

Песни трудового лета и осени: «Пойдём Дуня», «У нас по морю», «Серпы золотые», «Ты коси, моя коса»

«Северная скоморошина про блоху»

«Сидел Ваня на диване»

«Лучинушка»

«Весёлая беседушка»

Казачья песни: «Не для меня», «Ой, Варенька»

 

III.Требования к уровню подготовки учащихся

            Результат освоения Программы «Росиночка» направлен на  приобретение каждым учащимся следующих знаний, умений и навыков:

- знание начальных основ песенного фольклорного искусства;

- знание характерных особенностей народного пения,  жанров и основных стилевых   особенностей песенного материала;

- знание музыкальной терминологии;

- умение грамотно исполнять музыкальные произведения;

- умение самостоятельно разучивать вокальные партии;

- умение сценически воплощать народную песню;

- навыки владения различными манерами пения;

- навыки публичных выступлений.

 

IV. Формы и методы контроля

Мониторинг проводится в два этапа — исходная и сопрово­ждающая диагностика.

      Формы подведения итогов реализации программы: концертное выступление, сценическая постановка,  творческий отчёт, участие в фестивалях и конкурсах, социально-значимых мероприятиях.

      Способ проверки результатов: диагностика музыкальных способностей, наблюдение, контрольный урок, открытый урок, сценические выступления, беседа с ребенком, родителями.

Оценивается уровень развития музыкальных способностей, формирование определённых певческих навыков (в динамике); мелодического, ритмического слуха, диапазона голоса, координации движений, эмоциональности, творческого воплощения произведения. Также оцениваются в целом результаты концертного выступления (качество подготовки произведения, уровень усвоения полученных знаний, самостоятельной работы, степень ответственности при подготовке к мероприятиям, грамотный подбор средств выразительности, навык публичного выступления, манера поведения на сцене).

      Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитический отчет педагога, аудиозапись, видеозапись, грамота, диплом, журнал посещаемости, индивидуальный образовательный маршрут, портфолио, фото, отзывы детей и родителей, свидетельство (сертификат), статья и др.

Система диагностики обученности включает в себя:

- промежуточная аттестация - выявление уровня знаний, умений, навыков учащегося;

- текущая аттестация в процессе усвоения каждой изучаемой темы, при этом диагностируется уровень отдельных элементов программы;

- повторная проверка – параллельно с изучением нового материала идет повторение пройденного материала;

- периодическая проверка знаний, умений, навыков по целому разделу курса для наблюдения за усвоением взаимосвязей между структурными элементами образовательной программы, изучавшимися в разных частях курса;

- итоговая аттестация и учет полученных  знаний, умений, навыков учащегося проводится в конце обучения, по предложенной общеразвивающей программе.

 

Контрольные требования на разных этапах обучения:

 

Вид аттестации

Форма аттестации

Материал

к аттестации

Промежуточная

Контрольный урок

Вокальные упражнения, песенный материал (согласно учебно-тематическим планам)

Текущая

Контрольный урок

Вокальные упражнения, песенный материал, теоретический  материал (согласно учебно-тематическим планам)

Итоговая

Кнцертное выступление, сценическая постановка

Песенный материал

 

V.      Списки рекомендуемой методической и нотной литературы, аудио и  

 видеоматериалов

  1. Н. Мешко «Искусство народного пения» Часть 1, Часть 2
  2. Л. В. Шамина «Сольное и хоровое народное пение», «Школа русского народного пения»
  3. Л. В. Шамина «Основы народно-певческой педагогики»
  4. С. В. Щербинина «Вокально-исполнительское мастерство народных певцов»
  5. Ю. Б. Лаврова Компоненты учебного процесса дисциплины «Постановка народного голоса» в обучении будущего исполнителя народно-певческого искусства 2016
  6. С. П. Коноваленко «Некоторые аспекты традиционного вокальноисполнительского стиля и его адаптация в современной певческой практике» (на примере Белгородской области) 2014
  7. С. В. Колесникова «Народно-песенный репертуар: специфика средств исполнительской выразительности» 2016
  8. Н. В. Муттер «Формирование репертуара народного певца» 2017
  9. С. П. Коноваленко, Е.Л. Хорошилова «Академическое и народное пение: вокально-исполнительский стиль в современной практике 2016
  10.  О. В. Пивницкая «Основные подходы к обучению народному пению в отечественной   педагогике» 2015
  11.  М. А. Голубева «К проблеме артикуляции в народно-певческом исполнительстве» 2013
  12.  Т.Н. Гулая «Компьюторные методы исследования звуковых характеристик народно-певческих голосов» 2018
  13. Методическое пособие в помощь учителю «Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой»
  14.  В. В. Емельянов «Развитие голоса. Координация и тренинг» учебное пособие
  15.  Демина, Л. В. Свадебный обряд славян Тюменской области / Л. В. Демина. – Тюмень : Экспресс, 2005
  16. Золотые россыпи народной песни России / ред.-сост. Н.А. Шульпеков, Е.О. Засимова, В. М. Ковальчук. – Красноярск : «Буква С», 2009. Кн. 1
  17. Золотые россыпи народной песни России / ред.-сост. Н.А. Шульпеков, Е.О. Засимова, В. М. Ковальчук. – Красноярск : «Буква С», 2010. Кн. 2
  18. Народное музыкальное творчество: учебник / отв. ред. О.А. Пашина. – Санкт  Петербург: Композитор, 2005
  19. «Пришла Коляда накануне Рождества» Антология Енисейского фольклора/Красноярское книжное издательство, 1995
  20. Григорьев В. Народные игры и традиции в России. – М., 1994
  21. Круглый год. Русский земледельческий календарь/Сост. А.Ф. Некрылова. М.:  Правда,1991
  22. Калужникова Т.И. «Песенная традиция русского населения среднего Урала в народных знаниях и музыкальной фольклористике», 2002
  23. Агамова Н., Слепцова И., Морозов И. «Народные игры для детей».-М., 1995
  24. Григорьев В. «Народные игры и традиции в России».-М., 1994
  25. Бондаренко Э. «Праздники христианской Руси».-Калининград, 1993
  26. Антипова Л. «Концертно-исполнительская практика и сценическое воплощение фольклора».-М., 1993
  27. Краснопевцова В., Величкина В. Проект детского школьного народного творчества// Сохранение и возрождение фольклорных традиций.-М.,1990
  28. Мешко Н. «Вокальная работа с исполнителями русских народных песен»//Клубные вечера. Вып. 2.-М.:СК, 1976
  29. Исторические песни. Баллады.- М.: Современник, 1986
  30. Музыкальный фольклор и дети// Научно-методическое пособие./Составление и общая редакция Л.В. Шаминой./М.,1992
  31. Аверкин А. «Частушки, припевки, страдания».-М.: Сов.композитор, 1992
  32. Крестины.Свадьба. Похороны. Русские традиции и практические советы/Сост. В. Шамота. –Дзержинск: Редакционно-издательский центр «Новая пресса», 1991
  33. Русская народная песня. Антология/Сост. С. Браз.-М.: Композитор, 1993
  34. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси.- М.: Изд. Центр «Российский раритет», 1992
  35. Хороводные и игровые песни Сибири/ Сост. Ф. Болонев, М. Мельников. отв. Ред. А.И. Фёдоров.- Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1985
  36. Науменко Г. М. Народные праздники. М., Центрполиграф, 2001
  37. Науменко Г. ( запись, нотация и составление ). Жаворонушки. Русские песни,  прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры.- М.,- Вып.1-1977; Вып. 2- 1981; Вып. 3-1984; Вып.4-1986
  38. Науменко Г. «Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами.-М.: СК, 1977
  39. Павлова Г. Песни Ольги Ковалёвой
  40. Песенные узоры/ Сост. Сорокин П.-М.: ВХО, вып. I-IV
  41. Русская частушка: Фольклорный сборник/Сост. А. Кулагина.-М., 1993
  42. Русский детский фольклор Карелин/Сост. С. Лойтер. - Петрозаводск: Карелия, 1991
  43. Науменко Г.М. Родничок. Русские народные песни, игры, сказки.-М.,1980
  44. Науменко Г. (составление, запись и обработка). Чудесный короб. Русские народные песни, сказки, игры, загадки.-М.: Детская литература, 1989
  45. Русские народные песни. Песенник/ Сост.Ю. Зацарный.-М.: Сов. Композитор, 1990,-Вып.9
  46. Ананичева Т. Песенные традиции Поволжья. М., «Музыка», 1991
  47. Вендина Т.И., Попов И.А. Атлас русских народных говоров, 2004
  48. Сценарии и репертуар Н. Мишуков., 2012, выпуск 17-й (202)
  49. Пипекин  В. «Гармошка голосистая» Кемерово 1990
  50. Частушки Земли Тюменской Собиратели и составители В.Л. Козлова, А. М. Кушкарёва, 1992
  51. Нотное приложение к экспериментальной программе для отделений народного хорового творчества (фольклорных отделений) музыкальных школ, школ-студий, школ-искусств. Составители преподаватели фольклорной школы-студии Щедрина А. Л., Мельникова Т. Л., Томск, 1995
  52. Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждений (на примере земледельческих праздников). Пособие для методистов, воспитателей и музыкальных руководителей. Москва 2000
  53. Фольклор Юга Тюменской области: старожилы и новопоселенцы: сборник (материалы по региональному фольклору)/ автор -состовитель Л. В. Дёмина.- Тюмень: Титул, 2014.-240 с.: 4 ил.
  54. Сборник  песен «Казачьи песни» «Современная музыка», 2009
  55. Веретенников И., Народные песни Белгородской области для учащихся средних и старших классов
  56. Б.М. Павленко «Популярные русские народные песни с нотами и аккордами» Песенник. 2015
  57. Щуров В. О региональных традициях в русском народном музыкальном творчестве// Музыкальная фольклористика. Вып. 3.-1986
  58. Багрий Ю. Песни Северного Подмосковья.-М., 1989
  59. Абрамский А. С. Песни русского Севера, Ноты и тексты народных песен Архангельской области, «Советский композитор», 1959
  60. Алмаз Вишняков «Русские народные песни на Троицу с нотами: тексты, христианские и традиционно-обрядовые для детей», 2019
  61. Сборник из серии «Фольклор Годового круга»: Обрядовые песни зимних праздников. Лада Корнеева 2016
  62. Колыбельные: Поэтический сборник/ил. Л. Орловой, У. Артеменко.-М.: ООО «Самокат», 2006

 

Аудио-видеоматериалы:

1. Росстань: фольклорный ансамбль [Звукозапись]. Руководитель Лилия Демина = Rosstan: folklore ensemble. Folkdirector Lilia Djomina / сост., продюсер Л. В. Демина. – Тюмень, 1998. – Диск 1. – (Традиционный фольклор Сибири = Traditional folklore of Siberia)

2. Росстань: фольклорный ансамбль [Звукозапись]. Руководитель Лилия Демина = Rosstan: folklore ensemble. Folkdirector Lilia Djomina / сост., продюсер Л. В. Демина. – Тюмень, 1999. – Диск 2. – (Традиционный фольклор Сибири = Traditional folklore of Siberia)

3. Песенная жемчужина Тюменской области [Звукозапись] = Sound of Tyumen region / сост., продюсер Л. В. Демина. – Тюмень, 2001. – (Традиционный фольклор Сибири = Traditional folklore of Siberia)

4. Песенные традиции славян Тюменской области [Звукозапись] / сост., продюсер Л. В. Демина. – Тюмень, 2004. – (Традиционный фольклор Тюменской области)

             Справочная информация

  1. Региональные традиции русского народного песенного творчества.

http://nasreda.ru/regionalnye-tradicii-russkogo-narodnogo-pesennogo-tvorchestva/

  1. Щуров В. О региональных традициях в русском народном музыкальном творчестве.// Музыкальная фольклористика/Вып.3./Сост. А.А.Банин.-М.: Советский композитор, 1986, сс. 11-47
  2. Библиографическая запись: Исторические песни 18-19 века. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//151/istoricheskie-pesni-18-19-veka/ (дата обращения: 12.10.2020)

 

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину