Педагогические работники по законодательству об образовании обязаны не реже одного раза в 5 лет проходить аттестацию, тем самым подтверждая имеющуюся или присваивая новую квалификацию. Такое требования касается не только учителей и преподавателей, но и всех лиц, работающих в сфере образования.
В этой статье будут подробно раскрыты вопросы о том, как проходит аттестация педагогических работников, каковы условия и порядок проведения аттестации, необходимые документы для подачи заявки, по каким областям знаний проводится тестирование педагогов и пр.
Порядок и условия проведения аттестации регулируются Приказом МОН РК от 27 января 2016 года № 83 «Об утверждении Правил и условий проведения аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц, занимающих должности в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования, и иных гражданских служащих в сфере образования и науки».
Квалификационные категории
Все педагогические работники подразделяются на 5 квалификационных категорий:
- педагог — лицо, имеющее специальное педагогическое или профессиональное образование по соответствующим профилям без предъявления требований к стажу работы;
- педагог-модератор — лицо, имеющее квалификационную категорию «педагог» и педагогический стаж не менее 2 лет;
- педагог-эксперт — лицо, имеющее квалификационную категорию «педагог-модератор» и педагогический стаж не менее 3 лет;
- педагог-исследователь — лицо, имеющее квалификационную категорию «педагог-эксперт» и педагогический стаж не менее 4 лет;
- педагог-мастер — лицо, имеющее квалификационную категорию «педагог-исследователь» и педагогический стаж не менее 5 лет.
Профессиональные требования к педагогам:
- знает содержание учебного предмета (дисциплины, модуля), воспитательно-образовательного процесса, методику преподавания (воспитания и обучения) и оценивания;
- планирует и организует учебный (воспитательно-образовательный) процесс с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся (воспитанников), используя эффективные формы, методы и средства обучения (воспитания);
- способствует формированию общей культуры обучающего (воспитанника) и его социализации;
- принимает участие в мероприятиях на уровне организации образования;
- знает основы профессионально-педагогического общения;
- владеет общепользовательским уровнем ИКТ-компетентности;
- повышает свою профессиональную квалификацию.
Профессиональные компетенции педагога-модератора:
- отвечает общим требованиям, предъявляемым к квалификационной категории «педагог»;
- осуществляет индивидуальный подход в воспитании и обучении с учетом потребностей обучающихся (воспитанников);
- владеет навыками профессионально-педагогического диалога;
- проводит рефлексию и анализ личного вклада в результат обучения (воспитания) на уровне достижений обучающихся (воспитанников);
- обобщает свой опыт на уровне организации образования или имеет участников олимпиад, конкурсов, соревнований на уровне организации образования.
Профессиональные требования к педагогам-экспертам:
- отвечает общим требованиям, предъявляемым к квалификационной категории «педагог-модератор»;
- владеет навыками анализа организованной учебной деятельности;
- осуществляет дифференцированный подход в обучении (воспитании) с учетом способностей обучающихся (воспитанников);
- осуществляет наставничество и конструктивно определяет приоритеты профессионального развития: собственного и коллег;
- владеет навыками анализа цифровых образовательных ресурсов.
- обобщает свой опыт на уровне района/города или имеет участников олимпиад, конкурсов, соревнований на уровне района/города.
Профессиональные компетенции педагога-исследователя:
- отвечает общим требованиям, предъявляемым к квалификационной категории «педагог-эксперт»;
- владеет навыками разработки методики обучения (воспитания) и инструментов (индикаторов) оценивания;
- обеспечивает развитие исследовательских навыков обучающихся (воспитанников);
- осуществляет наставничество и конструктивно определяет стратегии развития в педагогическом сообществе;
- владеет навыками разработки образовательных ресурсов;
- обобщает свой опыт на уровне области/гг. Астаны, Алматы или имеет участников олимпиад, конкурсов, соревнований на уровне области/гг. Астаны, Алматы.
Профессиональные компетенции педагога-мастера:
- отвечает общим требованиям, предъявляемым к квалификационной категории «педагог-исследователь»;
- имеет авторскую программу или является автором (соавтором) изданных учебников, учебно-методических пособий, монографий, проектных работ, получивших одобрение и распространение на республиканском уровне;
- обеспечивает развитие навыков научного проектирования;
- осуществляет наставничество и прогнозирует стратегии развития сети профессионального сообщества.
Очередная и досрочная аттестации
Аттестация педагогов и приравненных к ним лиц подразделяется на очередную и досрочную.
Очередная аттестация, как уже было отмечено, проводится раз в 5 лет и подразумевает полную проверку итогов деятельности педагогического работника согласно его должностным квалификационным характеристикам.
Досрочная аттестация проводится по желанию самого педагога с целью преждевременного повышения квалификационной категории и исключает необходимость ожидания срока в 5 лет.
Пройти досрочную аттестацию могут работники, удовлетворяющие следующим требованиям:
1. на квалификационную категорию «педагог-модератор»:
- лица, являющиеся победителями профессиональных конкурсов, педагогических олимпиад на уровне организации образования;
- лица, подготовившие победителей предметных олимпиад, творческих, профессиональных конкурсов, научных, спортивных соревнований на уровне организации образования, согласно перечню, утвержденному уполномоченным органом в области образования;
- лица, обобщившие собственный педагогический опыт на уровне организации образования;
- лица, окончившие высшее учебное заведение с «отличием»;
- лица, являющиеся выпускниками программы «Болашак»;
- лица, окончившие высшее учебное заведение с английским языком обучения или по специальности с правом преподавания предмета (дисциплины) на английском языке;
- лица, имеющие академическую степень магистра;
- лица, окончившие среднее профессиональное (техническое и профессиональное, послесреднее) учебное заведение с «отличием» и имеющие стаж педагогической деятельности не менее одного года;
- лица, перешедшие с производства на педагогическую работу в организации образования, имеющие стаж производственной работы не менее трех лет;
- лица, являющиеся кандидатами в мастера спорта по профилирующему предмету (дисциплине, модулю).
2. на квалификационную категорию «педагог-эксперт»:
- лица, являющиеся победителями профессиональных конкурсов, педагогических олимпиад городского уровня;
- лица, подготовившие победителей предметных олимпиад, творческих, профессиональных конкурсов, научных, спортивных соревнований районного/городского уровня, согласно перечню, утвержденному уполномоченным органом в области образования;
- лица, обобщившие собственный педагогический опыт на областном уровне;
- лица, имеющие научную степень кандидата наук/доктора;
- лица, владеющие английским языком на уровне B2 (по шкале CEFR);
- лица, перешедшие на педагогическую работу в организации образования из высшего учебного заведения, имеющие академическую степень магистра и стаж педагогической работы не менее двух лет;
- лица, перешедшие с производства на педагогическую работу в организации образования, имеющие стаж производственной работы не менее четырех лет;
- лица, являющиеся мастерами спорта международного класса по профилирующему предмету (дисциплине, модулю).
3. на квалификационную категорию «педагог-исследователь»:
- лица, являющиеся победителями профессиональных конкурсов, педагогических олимпиад областного уровня или участниками республиканского или международного уровня, согласно перечню, утвержденному уполномоченным органом в области образования;
- лица, подготовившие победителей предметных олимпиад, творческих, профессиональных конкурсов, научных, спортивных соревнований областного уровня или участников республиканского или международного уровня, согласно перечню, утвержденному уполномоченным органом в области образования;
- лица, обобщившие собственный педагогический опыт на республиканском уровне;
- лица, имеющие научную степень кандидата наук/доктора и стаж педагогической работы не менее трех лет;
- лица, перешедшие на педагогическую работу в организации образования из высшего учебного заведения, имеющие академическую степень магистра и стаж педагогической работы не менее трех лет;
- лица, перешедшие с производства на педагогическую работу в организации образования, имеющие стаж производственной работы не менее пяти лет.
4. на квалификационную категорию «педагог-мастер»:
- лица, подготовившие победителей предметных олимпиад, творческих, профессиональных конкурсов, научных, спортивных соревнований республиканского уровня или участников международного уровня, согласно перечню, утвержденному уполномоченным органом в области образования;
- лица, являющиеся победителями профессиональных конкурсов, педагогических олимпиад республиканского уровня или участниками международного уровня, согласно перечню, утвержденному уполномоченным органом в области образования;
- лица, обобщившие собственный педагогический опыт на международном уровне, системно использующие в педагогической практике научно обоснованные методы, авторские технологии обучения и воспитания.
- лица, имеющие научную степень кандидата наук/доктора и стаж педагогической работы не менее пяти лет.
Порядок и условия проведения аттестации
Лицам, получившим с 1 января 2016 г. сертификат слушателей длительных курсов, указанных в пункте 26 Правил организации и проведения курсов повышения квалификации педагогических кадров, утвержденных Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 января 2016 года № 95, предоставляется возможность досрочного присвоения следующей квалификационной категории.
Лица, которым необходимо или которые желают досрочно пройти аттестацию, подают заявление для участия в тестировании с 10 марта по 2 мая — первый этап, с 10 августа по 6 сентября — второй этап.
Аттестация осуществляется в соответствии со специальностью, указанной в дипломе об образовании. В случае преподавания нескольких дисциплин аттестация проводится по основной должности с указанием предметов в соответствии с указанной в дипломе специальностью.
Аттестация педагогических работников проводится в два этапа:
- квалификационное тестирование;
- комплексное аналитическое обобщение итогов деятельности.
О том, как проводится квалификационное тестирование, подробно читайте в этой статье.
Комплексное аналитическое обобщение итогов деятельности аттестуемых проводится ежегодно до 31 июля или 15 декабря текущего года.
Для проведения аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц создаются экспертные советы и аттестационные комиссии соответствующих уровней, состоящие из нечетного количества членов. Аттестуемый педагогический работник, если он является членом комиссии, не может принимать участие в голосовании при рассмотрении своей кандидатуры.
По каждому педагогическому работнику организации образования экспертный совет выносит заключение (рекомендовать (не рекомендовать) для аттестации), которое предоставляется аттестационной комиссии соответствующего уровня ежегодно не позднее 1 августа или 1 декабря текущего года.
По результатам аттестационная комиссия выносит одно из следующих решений:
- соответствует заявляемой квалификационной категории;
- не соответствует заявляемой квалификационной категории.
При принятии аттестационной комиссией решения «не соответствует требованиям квалификационной категории» квалификационная категория снижается на один уровень, в результате чего понижается и заработная плата работника, а в случае досрочной аттестации за ним сохраняется имеющаяся квалификационная категория до следующей очередной аттестации.
Новая квалификационная категория и соответствующий уровень оплаты труда оформляются приказом руководителя организации образования и устанавливаются с 1 сентября следующего учебного года.
В случае успешного прохождения аттестации выдается удостоверение, сроком действия 5 лет.
Необходимые документы
Педагогические работники и приравненные к ним лица, получившие сертификаты тестирования, для установления соответствия заявляемой квалификационной категории в течение 10 рабочих дней после положительного прохождения тестирования на рассмотрение экспертного совета соответствующего уровня представляют портфолио, включающее:
- мониторинг качества знаний, умений и навыков обучающихся (воспитанников) за аттестационный период;
- копии документов, подтверждающих достижения обучающихся (воспитанников), или копии документов, подтверждающих обобщение опыта;
- листы наблюдения уроков/занятий/организованной учебной деятельности (не менее 5);
- копии документов, подтверждающих достижения педагогического работника и приравненного к нему лица (при наличии).
На рассмотрение аттестационных комиссий всех уровней представляются следующие документы:
- заявление на аттестацию (скачать форму);
- копия документа, удостоверяющего личность;
- копия диплома об образовании;
- копия документа о повышении квалификации;
- копия документа, подтверждающего трудовую деятельность работника;
- копия удостоверения о ранее присвоенной квалификационной категории (кроме педагогических работников и приравненных к ним лиц, перешедших из организации высшего образования и не имеющих квалификационных категорий).
Прочие положения
В случае перехода на другую работу в педагогической отрасли в Казахстане за аттестованным лицом сохраняется имеющаяся квалификационная категория до истечения срока ее действия.
Не подлежат аттестации следующие работники (но вправе участвовать по собственному желанию на основании письменного заявления):
- беременные женщины;
- находящиеся в отпуске по беременности и родам, уходу за ребенком;
- находящиеся на стажировке или обучении с отрывом от производства;
- находящиеся в состоянии временной нетрудоспособности по перечню заболеваний, для которых установлен срок временной нетрудоспособности более двух месяцев, утвержденному уполномоченным органом в сфере здравоохранения;
Квалификационные категории продлеваются на основании заявлений педагогических работников, но не более, чем на два года в следующих случаях:
- временная нетрудоспособность педагогического работника;
- нахождение в отпуске по беременности и родам, уходу за ребенком;
- нахождение в служебной командировке, на обучении (стажировке) по специальности за пределами Республики Казахстан;
- возобновление работы в должности, по которой присвоена квалификационная категория, независимо от причин ее прекращения;
- смена места работы в пределах Республики Казахстан;
- осуществление педагогической деятельности лицами, прибывшими в Республику Казахстан из стран ближнего и дальнего зарубежья при наличии документов, подтверждающих образование, трудовой стаж и квалификационную категорию;
- прохождение срочной воинской службы.
Педагогические работники и приравненные к ним лица предпенсионного возраста, которым до пенсии по возрасту остается не более 3 лет, освобождаются от очередной аттестации, и до выхода на пенсию за ними сохраняется текущая квалификационная категория. Для освобождения от очередной аттестации необходимо подать заявление в произвольной форме.
Источник: https://findhow.org/