ДОКУМЕНТЫ О РЕГИСТРАЦИИ
Приглашаем на "II Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей
Оставьте Ваши данные, чтобы всегда быть в курсе выгодных предложений!

 

 
Магазин: Корзина
КАТАЛОГ МЕРОПРИЯТИЙ:
КОНКУРСЫ ПЕДАГОГАМ
КОНКУРСЫ ШКОЛЬНИКАМ, СТУДЕНТАМ
КОНКУРСЫ ДОШКОЛЬНИКАМ
Новостная рассылка!
Online-консультант
Анна Анатольевна Пыхтина
Мы в соцсетях!
 
Вернисаж талантов
Мы со спортом дружим
Новый горизонт
Публикации
Педагогика творчества
Лучшая вариативная учебная программа
"Вдохновение"
"Оч.Умелые руки"
Мой любимый питомец
"Пластилиновое чудо"
Формативное оценивание: от теории к практике
Талант-шоу
Музыкальная сова
Конференция "Инновационные технологии в образовании и науке"
Конференция "Инклюзивное образование: теория и практика"

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
ОЗОРНОЕ ЛЕТО
Международный конкурс "Ношу на голове поля, но это вовсе не земля"
Международный конкурс "У цветов не бывает будней, они всегда одеты празднично"
Международный конкурс для дошкольников "Чей домик?"
Международный конкурс для педагогов "Талант педагога"

Жисембаева Карина Сарсембаевна, воспитатель, КГУ «СШ №12», город Петропавловск, Северо-Казахстанская область, республика Казахстан

 

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста.docx (237 КБ)

 «Народ без народности - тело без души»

К.Д.Ушинский

Детские годы – весьма подходящий период в жизни человека, когда он подобно губке досконально впитывает в себя окружающий его мир и культуру. Человек с плохо развитой речью становится инвалидом в современном обществе.

В то время как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполнили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, приобщается к культуре и традициям своего народа.

Немалую роль в развитии речи играет устное народное творчество.

В послание президент РК Н.Назарбаев «Нұрлы жол» говорится о том что важно усилить воспитательный компонент в процессе обучения, патриотизм, нормы, морали, нравственности, межнациональное согласие- эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от форм собственности.

В ГОСО РК основными задачами воспитания и обучения детей дошкольного возраста:

-развитие речи и родного языка, культуры общения, подготовка к овладению основами грамоты;

-расширять речевой опыт ребенка через знакомство с народным фольклором;

-оказывать помощь в становлении творческой речевой деятельности ребенка.

Использование устного народного творчества в обучении и воспитании детей приобретает все большую актуальность.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников  используется  богатейший материал словесного творчества народа.

С колыбельными песнями начинают знакомить детей еще в раннем возрасте, что позволяет малышам запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи.

Читая с детьми народные сказки, учит детей выделять мудрость, трудолюбие-нравственный идеал казахского народа.

Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.

При заучивании пословиц, поговорок, обращаю внимание детей на отражение в них кочевого образа жизни, быта казахского народа и народной мудрости.  В степи царил культ слова.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению..

Устное народное творчество оказывает влияние на формирование связной речи. Дети учатся:

-самостоятельно придумывать сказки,

- используя различные виды предложений,

-последовательно излагать свои мысли при рассказывании, в беседе с взрослыми и сверстниками.

Таким образом, устное народное творчество влияет на все стороны развития речи и оказывает влияние на развитие ребенка в целом.

У детей своей группы я заметила интерес к загадкам, сказкам и, выбирая тему самообразования, решила, что именно устное народное творчество поможет повысить у детей уровень речевого развития, сделать их речь более выразительной, красивой грамматически правильной.

Работу начала сначала в совместной деятельности детей в свободное от занятий время, после того, как материал был систематизирован, со второй половины года я начала использовать его на занятиях во время наблюдений, в игровой деятельности.

Мы вместе с детьми старались через свои движения рассказать о чем говорится в потешке, учились двигаться, говорить, как лисичка-сестричка, зайчик, медведь. Перед детьми ставила задачу не только слушать, запоминать, эмоционально прочитать потешку, но и самим обыгрывать

Далеко не все дети могли передать характер персонажа, его особенности, поэтому мы стали использовать театр. К нашему маленькому театру дети относились с большим  интересом.

Совместная деятельность воспитателей и детей:

1.Рассматривание книг и иллюстраций по устному народному творчеству. Развивать у детей интерес к книгам. Воспитание у детей любви к русской народной культуре.

 2 .Рассказывание сказок «Алдар Кѳсе», «Добрый и злой», «Лиса и заяц», «Колобок», Поддерживать интерес к народным сказкам. Учить чувствовать образный язык сказок.

 3.Использование потешек в режимных моментах, помочь запомнить, интонационно выразительно исполнять знакомые потешки.

 4. Знакомство детей с загадками народа. Уточнять представления детей о загадках; учить отгадывать описательные загадки.                                                                                

5. Игра–драматизация. Помогает детям усвоить последовательность действий персонажей сказки. Называть характерные признаки героев. Обогащать и активизировать их словарный запас.

 

 

 

 

 

 

 

6.Пальчиковый театр «Теремок», Моделирование сказки. Помочь детям эмоционально воспринимать образный язык сказки. Участвовать самим в действии. Активизировать словарь диалога.

 

 

 

 

 

 

 

 

Совместная работа воспитателя и родителей является ключевой при рассмотрении вопроса о речевом развитии младших дошкольников.                                                   

Оформление книжки -передвижки  «Потешки, загадки». Пополнение развивающей среды в группе настольных театров.                                                                                  

Анкетирование родителей «Использование фольклора в семейном воспитании».

Результаты анкетирования 

 

Используют родители устное народное творчества при общении с ребенком

Не используют устное народное творчество при общении с ребенком

На начало года

25%

65%

На конец год

55%

45%

Проведенная работа показала – ценность фольклорных произведений для дошкольного периода обусловлена, прежде всего, высокой интонационной выразительностью, что особенно значимо для детей – дошкольников, а так же другими жанровыми особенностями – речевыми, звуковыми, смысловыми.

Какое значение имела бы поэзия, если бы в ней не чувствовалось биение сердца, полного любви к своему народу, людям. И если ты ценишь культуру, обычаи своего народа, любишь его песни, его музыку, его стихи и , по- человечески, гордишься его лучшими героями, то значит, ты любишь этот народ, ты найдешь с ним  общий язык, ты будешь его другом и сыном.

Литература:

  1. Послание президента РК Н.Назарбаева, «Нұрлы жол", 2016 год.
  2. ГОСО РК, 2015 год.
  3. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
  4. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
  5. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
  6. Книги с казахскими и русскими народными сказками.
Участники конкурсов:
Приглашаем на "Первую Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей
ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ
Конференции
Фестивали
Олимпиады
Публикации
Рецензии

Подать заявку

Электронный или печатный вариант

Курсы повышения квалификации (дистанционные)

 "Внесение изменений в методику преподавания инструктора физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС"

Внесение изменений в методику использования ИКТ в современном дошкольном образовании в условиях ФГОС

"Развитие математической грамотности учащихся в условиях обновления содержания образования"

 Курсы повышения квалификации по предметам начальных классов в рамках обновления содержания образования РК

"Курсы повышения квалификации педагогических кадров "Развитие профессиональной компетентности музыкального руководителя в условиях обновления содержания дошкольного воспитания и обучения"

"Методика проектирования современного урока русского языка и литературы в условиях поликультурного и полиязычного образования" для учителей русского языка и литературы

"Формирование мировоззрения подрастающего поколения посредством музыки в условиях обновления содержания образования" для учителей музыки

Курсы профпереподготовки
Электронные курсы
СБОРНИКИ
Дистанционные Мастер-классы
УЧЕБНИКИ 1-11 КЛАССЫ
Учебники с 1 по 11 классы
Учебники с 1 по 11 классы по обновлённой программе РК
ПУБЛИКАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ
Закажи публикацию на любую тему и получи СЕРТИФИКАТ
ДИСТАНЦИОННЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ
«Мой коллега – яркий пример компетентного педагога 21 века»
Изменим мир к лучшему!
Улыбнись всему миру
"Моя будущая профессия"
МЫ ЦЕНИМ - МЫ ДОРОЖИМ
"ТАЛАНТ ШОУ"
"Открытый урок"
Методическая система эффективного учителя
Золотые руки
Лучший медиаурок
Конференция Обновлённая программа образования: теория и практика
II конференция Новые подходы в преподавании и обучении в условиях обновления образования
"Инновационные методики и технологии в обучении"
Международная научно-практическая интернет конференция "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ"
"Грани науки"
"Мастерская педагога"
"Лучшая презентация к уроку"
НПК "Новые подходы в обучении"
Золотое перо
Новые идеи
"Сто талантов"
ПУБЛИКАЦИИ
Наверх
Товар добавлен в корзину