ДОКУМЕНТЫ О РЕГИСТРАЦИИ
Приглашаем на "II Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей
Оставьте Ваши данные, чтобы всегда быть в курсе выгодных предложений!

 

 
Магазин: Корзина
КАТАЛОГ МЕРОПРИЯТИЙ:
КОНКУРСЫ ПЕДАГОГАМ
КОНКУРСЫ ШКОЛЬНИКАМ, СТУДЕНТАМ
КОНКУРСЫ ДОШКОЛЬНИКАМ
Новостная рассылка!
Online-консультант
Анна Анатольевна Пыхтина
Мы в соцсетях!
 
Вернисаж талантов
Мы со спортом дружим
Новый горизонт
Публикации
Педагогика творчества
Лучшая вариативная учебная программа
"Вдохновение"
"Оч.Умелые руки"
Мой любимый питомец
"Пластилиновое чудо"
Формативное оценивание: от теории к практике
Талант-шоу
Музыкальная сова
Конференция "Инновационные технологии в образовании и науке"
Конференция "Инклюзивное образование: теория и практика"

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
ОЗОРНОЕ ЛЕТО
Международный конкурс "Ношу на голове поля, но это вовсе не земля"
Международный конкурс "У цветов не бывает будней, они всегда одеты празднично"
Международный конкурс для дошкольников "Чей домик?"
Международный конкурс для педагогов "Талант педагога"

«Мои любимые тальниковые стульчики»:

национальный якутский танец как инструмент воспитания национального самосознания и культуры у детей

"Мои любимые тальниковые стульчики"

В настоящее время, охватывая различные сферы жизнедеятельности людей, остро стоит проблема национально-культурной идентичности. Отождествление личности с культурой задает человеку смысловые и ценностные координаты, определяет его мировоззрение и мировосприятие, систему значимых символов, норм и правил поведения. Отсутствие национально-культурной идентичности ведет к неспособности человека ориентироваться в предлагаемых ему идеалах и культурных паттернах, что влечет за собой формирование личности вне культурного контекста.

Среди многих факторов, оказывающих влияние на формирование личности (социальных, культурных, гигиенических и др.), физическая культура в виде национального танца занимает одно из важных мест. Она выполняет уникальную роль комплексного развития всех аспектов целостной личности (психического, физического, интеллектуального, эстетического, нравственного), постепенно подготавливая ребенка к включению во все усложняющиеся системы социальных отношений. Результативность такого способа воспитания достигается благодаря использованию всей системы средств (физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы и др.). Общепризнанным стало положение, что национальные танцы выступают как основной признак жизни, стержень всей жизнедеятельности и поведения дошкольника, и в то же время, как формирующее начало в его развитии и ознакомление с национальной культурой, способствующий к сохранению в будущем традиций.

Цель: постановка якутского танца на национальном тальниковом стульчике, основанный на орнаментах и узорах, отражающий смысл в движениях.

Задачи:

  • изучить историю своего края, быт народа и якутские орнаменты и узоры и их смысл в движениях;
  • поставить танец, используя знания;
  • научить детей всем движениям танца с использованием национального тальникового стульчика, объясняя узоры и орнаменты, тем самым способствовать развитию каждой личности и привить любовь к искусству танца.

В своей многолетней практике в постановке танца я всегда отталкиваюсь из истории своего народа. В старину наш якутский многострадальный народ жил в отдаленных аласах. В одном аласе проживал один род. Они вместе жили, трудились, растили десятками детей, держали скот и выживали в этом суровом крае.

Пользовались инструментами для работы и приборами домашнего обихода, мебелью, сделанными своими руками. Каждый глава семьи все это умел мастерить. Круглый стол, табуретки, кровать по периметру дома – нары, шкафы. Они заранее делали заготовки из разных природных материалов для своей дальнейшей работы, плотничества.

Чистили от веток, от коры, от верхнего слоя, сушили. А иногда «кожицу» специально оставляли для узора.

Женщины, кроме всех внутренних работ, успевали мять кожу, сшить из нее верхнюю одежду и обувь, используя нить, полученную из конской гривы и хвоста.

Из нее же плели головные уборы на лето, делали махалку – «дэйбиир» от комаров.

Из бересты изготавливали различную посуду, украшая узорами из нити, изготовленной из конского волоса.

Но больше всего меня тронуло изготовление стульчиков из тальника без единого гвоздя. Коротко расскажу о «процессе» изготовления этого чудного стульчика. Собирались и стар и млад у камелька, и мастерили стульчики. Самый опытный умелец показывал, учил других как правильно изгибать тальник, как крутить. Во время работы шутили, радовались, рассказывали по очереди смешные случаи и все получали большой опыт и огромную радость от результатов работы и общения. Хвастались у кого лучше получилось.

Вот эту тему я использовала для своего танца. Этот стульчик из тальника является основным атрибутом полученного танца. Я долго искала народного умельца, который мог бы передать достоверность самобытности народа.  Сделанные его руками стульчики несут особую теплоту и радость детям. Этот танец дети исполняют с большой радостью и гордятся своими талантливыми предками. С этим танцем мои воспитанники объездили много стран и городов России. И я счастлива от их блестящих глаз, от того, что это все им запомнится на долгие годы. Я старалась не только движения танца учить, параллельно ознакомила детей с бытом якутского народа, учила им историю нашего чудного края, о том, как сейчас живут односельчане и как жили в очень трудных условиях наши мудрые предки. Прививаю любовь к родному краю, уважение к людям, живущим здесь.

Тщательно готовилась к постановке танца, прочитала много книг, изучала разные узоры и орнаменты якутского народа. Щепетильно относилась к каждому движению.

На фоне традиционных орнаментов народа я попыталась создать разные движения для исполнения сидя на стульчиках. Опять-таки, сидя на стульчиках, подтягивая рукой одну ногу, лежащую на другой, мои танцоры изображают олонхосутов эпоса. Использовала простые прыжки  с разными элементами, которыми подчеркнула самобытность моего народа. На протяжении всего танца дети руками в разных позициях показывают национальные узоры. Прыжок на одной ноге, держа другую ногу противоположной рукой, показывает орнамент природы.

Наша огромная Якутия находится очень далеко. Край считается суровым из-за своего резкоконтинентального климата. Через этот стульчик несется радость к жизни, к солнцу, к свету, который ценит наш народ в ожидании короткого лета. По этому танцу можно узнать якутов, что тут живут люди очень открытые, жизнерадостные, находчивые. И я очень рада тому, что прочитавши мою работу, люди узнали тяжесть быта народа моего края. И, однажды увидев этот танец, радовались как мы. Мои дети и я гордимся тем, что все это передаем через свое искусство.

Этот танец вызывает интерес, любознательность воспитанников к культуре своего народа.

Таким образом, разработано содержание национального танца на тальниковых стульчиках, способствующего прививанию любви к танцам через движения, узоры и орнаменты в дошкольном учреждении, формирующее новую способность педагога к построению процесса культурного воспитания с направленностью на личностное развитие детей. В программе находит отражение теоретическое и практическое содержание, знакомящее педагога с закономерностями становления и развития личности дошкольника, особенностями ее развития и формирования в условиях занятий, психолого-педагогическими механизмами, обеспечивающими успешность выполнения педагогической деятельности.

Список литературы:

  1. Гоголев А. И. Якуты. Формирование культуры. –Якутск: Издательство ЯГУ, 1993, -229 с.
  2. Серошевский В. Л. Якуты. –М.: Российская политич. Энц., 1896, -713 с.
  3. Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору.
Участники конкурсов:
Приглашаем на "Первую Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей
ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ
Конференции
Фестивали
Олимпиады
Публикации
Рецензии

Подать заявку

Электронный или печатный вариант

Курсы повышения квалификации (дистанционные)

 "Внесение изменений в методику преподавания инструктора физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС"

Внесение изменений в методику использования ИКТ в современном дошкольном образовании в условиях ФГОС

"Развитие математической грамотности учащихся в условиях обновления содержания образования"

 Курсы повышения квалификации по предметам начальных классов в рамках обновления содержания образования РК

"Курсы повышения квалификации педагогических кадров "Развитие профессиональной компетентности музыкального руководителя в условиях обновления содержания дошкольного воспитания и обучения"

"Методика проектирования современного урока русского языка и литературы в условиях поликультурного и полиязычного образования" для учителей русского языка и литературы

"Формирование мировоззрения подрастающего поколения посредством музыки в условиях обновления содержания образования" для учителей музыки

Курсы профпереподготовки
Электронные курсы
СБОРНИКИ
Дистанционные Мастер-классы
УЧЕБНИКИ 1-11 КЛАССЫ
Учебники с 1 по 11 классы
Учебники с 1 по 11 классы по обновлённой программе РК
ПУБЛИКАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ
Закажи публикацию на любую тему и получи СЕРТИФИКАТ
ДИСТАНЦИОННЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ
«Мой коллега – яркий пример компетентного педагога 21 века»
Изменим мир к лучшему!
Улыбнись всему миру
"Моя будущая профессия"
МЫ ЦЕНИМ - МЫ ДОРОЖИМ
"ТАЛАНТ ШОУ"
"Открытый урок"
Методическая система эффективного учителя
Золотые руки
Лучший медиаурок
Конференция Обновлённая программа образования: теория и практика
II конференция Новые подходы в преподавании и обучении в условиях обновления образования
"Инновационные методики и технологии в обучении"
Международная научно-практическая интернет конференция "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ"
"Грани науки"
"Мастерская педагога"
"Лучшая презентация к уроку"
НПК "Новые подходы в обучении"
Золотое перо
Новые идеи
"Сто талантов"
ПУБЛИКАЦИИ
Наверх
Товар добавлен в корзину