Оставьте Ваши данные, чтобы всегда быть в курсе выгодных предложений!

 

 
Магазин: Корзина
КАТАЛОГ МЕРОПРИЯТИЙ:
КОНКУРСЫ ПЕДАГОГАМ
КОНКУРСЫ ШКОЛЬНИКАМ, СТУДЕНТАМ
КОНКУРСЫ ДОШКОЛЬНИКАМ
Новостная рассылка!
Online-консультант
Анна Анатольевна Пыхтина
Мы в соцсетях!
 
Вернисаж талантов
Мы со спортом дружим
Новый горизонт
Публикации
Педагогика творчества
Лучшая вариативная учебная программа
"Вдохновение"
"Оч.Умелые руки"
Мой любимый питомец
"Пластилиновое чудо"
Формативное оценивание: от теории к практике
Талант-шоу
Музыкальная сова
Конференция "Инновационные технологии в образовании и науке"
Конференция "Инклюзивное образование: теория и практика"

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
ОЗОРНОЕ ЛЕТО

«Мои любимые тальниковые стульчики»:

национальный якутский танец как инструмент воспитания национального самосознания и культуры у детей

"Мои любимые тальниковые стульчики"

В настоящее время, охватывая различные сферы жизнедеятельности людей, остро стоит проблема национально-культурной идентичности. Отождествление личности с культурой задает человеку смысловые и ценностные координаты, определяет его мировоззрение и мировосприятие, систему значимых символов, норм и правил поведения. Отсутствие национально-культурной идентичности ведет к неспособности человека ориентироваться в предлагаемых ему идеалах и культурных паттернах, что влечет за собой формирование личности вне культурного контекста.

Среди многих факторов, оказывающих влияние на формирование личности (социальных, культурных, гигиенических и др.), физическая культура в виде национального танца занимает одно из важных мест. Она выполняет уникальную роль комплексного развития всех аспектов целостной личности (психического, физического, интеллектуального, эстетического, нравственного), постепенно подготавливая ребенка к включению во все усложняющиеся системы социальных отношений. Результативность такого способа воспитания достигается благодаря использованию всей системы средств (физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы и др.). Общепризнанным стало положение, что национальные танцы выступают как основной признак жизни, стержень всей жизнедеятельности и поведения дошкольника, и в то же время, как формирующее начало в его развитии и ознакомление с национальной культурой, способствующий к сохранению в будущем традиций.

Цель: постановка якутского танца на национальном тальниковом стульчике, основанный на орнаментах и узорах, отражающий смысл в движениях.

Задачи:

  • изучить историю своего края, быт народа и якутские орнаменты и узоры и их смысл в движениях;
  • поставить танец, используя знания;
  • научить детей всем движениям танца с использованием национального тальникового стульчика, объясняя узоры и орнаменты, тем самым способствовать развитию каждой личности и привить любовь к искусству танца.

В своей многолетней практике в постановке танца я всегда отталкиваюсь из истории своего народа. В старину наш якутский многострадальный народ жил в отдаленных аласах. В одном аласе проживал один род. Они вместе жили, трудились, растили десятками детей, держали скот и выживали в этом суровом крае.

Пользовались инструментами для работы и приборами домашнего обихода, мебелью, сделанными своими руками. Каждый глава семьи все это умел мастерить. Круглый стол, табуретки, кровать по периметру дома – нары, шкафы. Они заранее делали заготовки из разных природных материалов для своей дальнейшей работы, плотничества.

Чистили от веток, от коры, от верхнего слоя, сушили. А иногда «кожицу» специально оставляли для узора.

Женщины, кроме всех внутренних работ, успевали мять кожу, сшить из нее верхнюю одежду и обувь, используя нить, полученную из конской гривы и хвоста.

Из нее же плели головные уборы на лето, делали махалку – «дэйбиир» от комаров.

Из бересты изготавливали различную посуду, украшая узорами из нити, изготовленной из конского волоса.

Но больше всего меня тронуло изготовление стульчиков из тальника без единого гвоздя. Коротко расскажу о «процессе» изготовления этого чудного стульчика. Собирались и стар и млад у камелька, и мастерили стульчики. Самый опытный умелец показывал, учил других как правильно изгибать тальник, как крутить. Во время работы шутили, радовались, рассказывали по очереди смешные случаи и все получали большой опыт и огромную радость от результатов работы и общения. Хвастались у кого лучше получилось.

Вот эту тему я использовала для своего танца. Этот стульчик из тальника является основным атрибутом полученного танца. Я долго искала народного умельца, который мог бы передать достоверность самобытности народа.  Сделанные его руками стульчики несут особую теплоту и радость детям. Этот танец дети исполняют с большой радостью и гордятся своими талантливыми предками. С этим танцем мои воспитанники объездили много стран и городов России. И я счастлива от их блестящих глаз, от того, что это все им запомнится на долгие годы. Я старалась не только движения танца учить, параллельно ознакомила детей с бытом якутского народа, учила им историю нашего чудного края, о том, как сейчас живут односельчане и как жили в очень трудных условиях наши мудрые предки. Прививаю любовь к родному краю, уважение к людям, живущим здесь.

Тщательно готовилась к постановке танца, прочитала много книг, изучала разные узоры и орнаменты якутского народа. Щепетильно относилась к каждому движению.

На фоне традиционных орнаментов народа я попыталась создать разные движения для исполнения сидя на стульчиках. Опять-таки, сидя на стульчиках, подтягивая рукой одну ногу, лежащую на другой, мои танцоры изображают олонхосутов эпоса. Использовала простые прыжки  с разными элементами, которыми подчеркнула самобытность моего народа. На протяжении всего танца дети руками в разных позициях показывают национальные узоры. Прыжок на одной ноге, держа другую ногу противоположной рукой, показывает орнамент природы.

Наша огромная Якутия находится очень далеко. Край считается суровым из-за своего резкоконтинентального климата. Через этот стульчик несется радость к жизни, к солнцу, к свету, который ценит наш народ в ожидании короткого лета. По этому танцу можно узнать якутов, что тут живут люди очень открытые, жизнерадостные, находчивые. И я очень рада тому, что прочитавши мою работу, люди узнали тяжесть быта народа моего края. И, однажды увидев этот танец, радовались как мы. Мои дети и я гордимся тем, что все это передаем через свое искусство.

Этот танец вызывает интерес, любознательность воспитанников к культуре своего народа.

Таким образом, разработано содержание национального танца на тальниковых стульчиках, способствующего прививанию любви к танцам через движения, узоры и орнаменты в дошкольном учреждении, формирующее новую способность педагога к построению процесса культурного воспитания с направленностью на личностное развитие детей. В программе находит отражение теоретическое и практическое содержание, знакомящее педагога с закономерностями становления и развития личности дошкольника, особенностями ее развития и формирования в условиях занятий, психолого-педагогическими механизмами, обеспечивающими успешность выполнения педагогической деятельности.

Список литературы:

  1. Гоголев А. И. Якуты. Формирование культуры. –Якутск: Издательство ЯГУ, 1993, -229 с.
  2. Серошевский В. Л. Якуты. –М.: Российская политич. Энц., 1896, -713 с.
  3. Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору.
Участники конкурсов:
Приглашаем на "Первую Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей
ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ
Конференции
Фестивали
Олимпиады
Публикации
Рецензии

Подать заявку

Электронный или печатный вариант

Курсы повышения квалификации (дистанционные)

 "Внесение изменений в методику преподавания инструктора физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС"

Внесение изменений в методику использования ИКТ в современном дошкольном образовании в условиях ФГОС

"Развитие математической грамотности учащихся в условиях обновления содержания образования"

 Курсы повышения квалификации по предметам начальных классов в рамках обновления содержания образования РК

"Курсы повышения квалификации педагогических кадров "Развитие профессиональной компетентности музыкального руководителя в условиях обновления содержания дошкольного воспитания и обучения"

"Методика проектирования современного урока русского языка и литературы в условиях поликультурного и полиязычного образования" для учителей русского языка и литературы

Курсы профпереподготовки
Электронные курсы
СБОРНИКИ
Дистанционные Мастер-классы
ПУБЛИКАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ
Закажи публикацию на любую тему и получи СЕРТИФИКАТ
ДИСТАНЦИОННЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ
«Мой коллега – яркий пример компетентного педагога 21 века»
Изменим мир к лучшему!
Улыбнись всему миру
"Моя будущая профессия"
МЫ ЦЕНИМ - МЫ ДОРОЖИМ
"ТАЛАНТ ШОУ"
"Открытый урок"
Методическая система эффективного учителя
Золотые руки
Лучший медиаурок
Конференция Обновлённая программа образования: теория и практика
II конференция Новые подходы в преподавании и обучении в условиях обновления образования
"Инновационные методики и технологии в обучении"
"Грани науки"
"Мастерская педагога"
"Лучшая презентация к уроку"
НПК "Новые подходы в обучении"
Золотое перо
Новые идеи
"Сто талантов"
ПУБЛИКАЦИИ
Наверх
Товар добавлен в корзину