ДОКУМЕНТЫ О РЕГИСТРАЦИИ
Приглашаем на "II Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей
Оставьте Ваши данные, чтобы всегда быть в курсе выгодных предложений!

 

 
Магазин: Корзина
КАТАЛОГ МЕРОПРИЯТИЙ:
КОНКУРСЫ ПЕДАГОГАМ
КОНКУРСЫ ШКОЛЬНИКАМ, СТУДЕНТАМ
КОНКУРСЫ ДОШКОЛЬНИКАМ
Новостная рассылка!
Online-консультант
Анна Анатольевна Пыхтина
Мы в соцсетях!
 
Вернисаж талантов
Мы со спортом дружим
Новый горизонт
Публикации
Педагогика творчества
Лучшая вариативная учебная программа
"Вдохновение"
"Оч.Умелые руки"
Мой любимый питомец
"Пластилиновое чудо"
Формативное оценивание: от теории к практике
Талант-шоу
Музыкальная сова
Конференция "Инновационные технологии в образовании и науке"
Конференция "Инклюзивное образование: теория и практика"

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
ОЗОРНОЕ ЛЕТО
Международный конкурс "Ношу на голове поля, но это вовсе не земля"
Международный конкурс "У цветов не бывает будней, они всегда одеты празднично"
Международный конкурс для дошкольников "Чей домик?"
Международный конкурс для педагогов "Талант педагога"

Сметанина Алиса Евгеньевна, 10Б класс, ЧОУ СОШ "Светлые Горы", Московская область, Красногорский район

Ефремова Полина Владимировна, 10Б класс, ЧОУ СОШ "Светлые Горы", Московская область, Красногорский район

Маслов Кирилл Владимирович, 10Б класс, ЧОУ СОШ "Светлые Горы", Московская область, Красногорский район

Руководитель Ананьева Галина Евгеньевна, учитель английского языка, ЧОУ СОШ "Светлые Горы", Московская область, Красногорский район

 

Исследовательская работа с элементами проектной деятельности

«Сравнение мифологии России и Британии»

Исследовательская работа с элементами проектной деятельности «Сравнение мифологии России и Британии»+приложение

Презентация-диафильм "Bladud and the Swine" 

Презентация "Домашняя нечисть"

I. Введение

Наше знакомство с фольклорными текстами начинается в детстве. Песни, загадки, сказки, поверья, былички, былины, легенды - по мнению ученых являются «осколками» мифов. Тема нашего исследования -  узнать как можно больше о мифологии России и Британии.

Объекты нашего проекта связаны с устной народной прозой о мифологических существах и отраженных в них народных верованиях народов России и Британии. Предметом нашей работы являются образы мифологических существ, населявших и населяющих разные уголки этих стран. Мы попробуем проанализировать, сопоставить, сравнить мифологические и сказочные образы в фольклоре и в литературном воплощении. 

Цель нашего проекта:

- исследовать, какое место в мифологии занимают формы народного творчества;

- попробовать провести сравнительную характеристику мифологии России и Британии;

- обобщить результаты собственного исследования.

Для достижения этой цели мы определили задачи:
- рассмотреть образы мифологических  существ в народных верованиях России и Британии;

- проанализировать функции героев мифов;

- выявить похожие черты мифологических существ;

- сравнить образы самых известных  домовых Кузи и Добби;

- выявить и сопоставить характерные черты мифов и литературных сказок и понять, что удерживает интерес читателей при их чтении.

Когда мы обдумывали этапы работы над проектом, у нас появилось несколько вопросов, которые мы назвали гипотезами. Гипотеза 1 » Что главное для читателей мифов и сказок: сами мифические герои или их удивительные приключения, или что-то еще», гипотеза 2 «Различаются ли образы домового в мифах и  в современных литературных сказках?»

Актуальность нашего исследования очевидна, так как предоставив определенный материал о мифах, народных сказках, литературных сказках, мы надеемся помочь нашим друзьм справиться с «вялым» чтением, поможем им начать размышлять над нашем эпосом, историей. Сегодня создается много книг сказочного жанра – а именно фэнтези, современные сказки для детей, подростков, взрослых. С другой стороны, режиссеры и мультипликаторы и «больших» фильмов тоже обращаются к сказкам. Важно уметь развивать у себя хороший вкус, а это значит необходимо разбираться в этих уникальных областях знаний – литературе, кинематографе. Кроме того нам важно развивать свои навыки работы на компьютере, т.е. овладение новыми компьютерными технологиями, получение новых знаний и умений актуально для нас. Практическое значение нашего исследования:

- попробовать подготовить такие конечные продукты, которые могли бы мотивировать ребят младшего возраста читать больше книг, связанных с народным эпосом, историей;

- освоить новые компьютерные технологии, чтобы научиться приемам анимации изображения,  т.е. попробовать создать мультфильм.

II. Основная часть

1.Этапы работы над проектом и сроки работы над проектом

На этапе планирования работы над проектом определялись:

- этапы работы в целом;

- обсуждались возможные источники информации;

- были обозначены сроки реализации каждого этапа работы над проектом;

- определялись задачи для каждого этапа;
- обдумывались способы решения промежуточных задач;
- было решено, что каждый этап будет иметь свой проектный продукт.

№п/п

Этапы работы над проектом

 

Сроки работ

1

Поиск информации по теме «Мифы народов России и Британии», знакомство со сказками России и Британии

18.09 – 29.09

2

Анализ образов и функций мифических существ в разных фольклорных формах, существовавших в России и Британии

2.10 – 13.10

3

Провести сравнительную аналогию персонажей мифов России и Британии

16.10 – 27.10

4

Сравнение сказочных персонажей России и Британии

30.10 -13.11

5

Анализ личных достижений в области освоения новых компьютерных технологий. Завершение работы над конечными проектными продуктами

14.11 – 20.11

 

2. Исторические аспекты мифологии

Каждый народ имеет свою систему мифов. История России и Британии переполнена интересными событиями и тайнами. И рассказывают о вымыслах, мифах и легендах с таким воодушевлением, что воспринимаются эти сказания, как реальная часть истории.

2.1. Мифы России

Мифологией называют языческие, нехристианские верования народа. Когда христианство в начале I тысячелетия стало официальной религией сначала в Римской империи, потом в Европе, греческая и римская мифологии уже превратились в системы мифов с развитым пантеоном высших и низших богов. У греков и римлян письменность возникла до принятия христианства, мифы были записаны, греческие и римские писатели заимствовали сюжеты из национальной мифологии.

Славяне прошли до принятия христианства короткий путь (только в IV – VI веках стали формироваться как самостоятельный этнос) и языческие представления не успели стать системой, а пантеон высших богов только стал складываться. Древняя Русь приняла христианство в 988 году и язычество было объявлено «вне закона».

а) Система мифов осталась незавершенной.

б) Мифология существовала только в форме устных преданий, потому что письменности не было.

в) Высшими богами называли божества, которым предписывались универсальные функции, а именно – управление миром, ведение войны, покровительство плодородию, урожаю и другие. К низшим божествам причисляли тех, кто «отвечал» за более конкретные сферы – духов природы, духов  предков. Нарушая предписания, которые диктуются логикой мифа, человек мог столкнуться с существами иного мира. Например, заблудившись в лесу, человек, живущий по законам мифа, знал, что это леший сбил его    с дороги, потому что человек вошел в лес, не благословясь. Чтобы избавиться от власти лешего, нужно снять всю одежду, вывернуть ее наизнанку и снова надеть - в ином мире все перевернуто. Здесь мы видим, что миф, в отличие от сказки (нереальность сказки отчетливо осознается и рассказчиком и   слушателем), не просто описывает мир и объясняет, как он устроен, но и дает указания, как нужно и как нельзя вести себя в этом мире.

Восточнославянские мифы появились, когда из отдельных восточнославянских племен образовалось государство – Древняя Русь (X век). Потом началось разделение восточных славян на отдельные нации – русские и украинцы выделились в отдельные народности (XII – XIV веках), белорусы позднее.

Вывод: наша первая задача решена, так как логика мифов отличается от логики сказок.

2.2. Мифы Британии

Все мы слышали о Робин Гуде, короле Артуре, Лохнесском чудовище, феях, чудовищах других мифических существах, ордене Тамплиеров, Джеке Потрошителе и других английских тайнах.  История Британии переполнена вымышленными и реальными персонажами, жизнь которых не просто дошла до наших дней в мифах и легендах, но и стали известны во всем мире через кино, литературу. Говорят, будто фэнтези основано на британском фольклоре. Но многие яркие образы Старой Англии, такие как келпи, боггарты и баргесты, в наши дни незаслуженно забыты. «Мир фантастики» исправляет эту несправедливость.
Кроме того в Британии туристы могут реально представить себе, что замок, который они посещают, обитаем привидениями. Об этом непременно расскажет гид, проводя экскурсию по залам с вековой  историей.

2.3.  Сравнение ранних свидетельств существования мифологии

Ученые пробовали понять связь русских мифов с мифологией других стран. М.В. Ломоносов сыграл определенную роль в описании русской мифологии, которую он пытался представить как целостную систему: «Мы бы имели много басней как греки, если бы науки в идолопоклонстве у славян были». В XVIII веке ученым казалось, что национальные мифологии должны быть похожи на римскую или древнегреческую. Ломоносов даже составил сравнительную таблицу, в которой попытался соотнести известные ему русские мифологические персонажи с римскими:

Юпитер – Перун                                          Тритон – Чуда морские

Юнона – Коляда                                          Венера – Лада

Нептун – Царь моской                                Купидон – Леля

Церера – Полудница и тому подобное.

Но иногда и ученые ошибаются, так как Ломоносов не знал, что Лада и Лель – это не имена божеств, а повторяющиеся припевы обрядовых песен, которые можно услышать и при современном исполнении народных песен.

Например: «А мы просо сеяли, сеяли,

                     Ой. Дидо-ладо, сеяли, сеяли …».

Такие персонажи «кабинетной мифологии» появились не в народном сознании, а в теориях ученых, Но это были первые попытки открыть новую область национальной культуры -  мифологию.

Сравнение ранних свидетельств существования  мифологии

России

Британии

В древнерусских книгах, обличавших языческие верования, перечислялись боги и низшие мифологические существа, которым поклонялись восточные славяне, а именно Перун, Хорс http://kajlas.ru/wp-content/uploads/2015/01/images_2015_01_998_1.jpg , Симаргл, Огонь-Сварожич, Волос/Велес и другие. (Приложение 1) Ученые говорят, что к тому времени не выработался набор сюжетов о взаимо-отношениях богов между собой и с людьми. А это – то, что является основой мифов. Мы узнали, как древние люди почитали силы природы, что существуют мифы о сотворении Земли, природы, человека, изумительные легенды о растениях, деревьях раскрывают их сказочное появление (Приложение 2)

В рукописных и высеченных на камне или дереве документах, созданных тысячи лет назад, находили первое упоминание о необычных сказочных животных и существах. Очевидно, что древним племенам эти существа были хорошо известны, хотя большинство дошедших до нас письменных свидетельств очень фрагментарны.

В древности, еще до того, как современные религии уничтожили эти знания, люди обращались за помощью к этим удивительным магическим существам. Просветленные люди и маги знали, что взаимодействие с или обращение к определенному существу, живущему в астральном мире, принесет также психологическую пользу. Англосаксонские боги -  божества, которым поклонялись племена англов, саксов, ютов, поселившиеся на территории Англии в V веке н.э.

 

 

Вывод: наверное, существуют исследования, которые могут показать структуру Британских мифов, но мы не смогли ее найти. А вот со стройным построением мифов народов России мы познакомились, эта система включала в себя мифы о сотворении Земли, природы и человека, о загробном мире, о духах покровителях дома и хозяйственных построек, о духах природных пространств и другие мифы.

3. Образы мифологических существ в народных верованиях России и Британии

3.1. Общее сравнение

Мы попытались провести сравнение внешности и функций мифических существ.

В мифологии России есть упоминания о богах и божках, а так же о мифических существах

Мифологические существа

Британских мифов (Приложение 3)

Перунверховное божество, бог грома и молнии. http://bigslide.ru/images/44/43302/831/img10.jpg

Он описан Нестором-летописцем. Из дней недели ему посвящен четверг, из животных – конь, из деревьев – дуб. Это воинственный бог был покровителем русской княжеской дружины.

С течением времени функция громовержца была перенесена на Илью-пророка, который стал христианским заместителем Перуна. Когда гроза сильная говорят:» А, Илья-пророк катится, на тройке едет». Существует мифологический мотив, что во время грозы Илья своими стрелами убивает нечистую силу, которая дрожа от страха, стремится спрятаться где попало – под лошадиным брюхом, под деревом, у человека под одеждой.

Keilik bhir - упоминания о существепо имени Кэйлик Бхир или Синяя Ведьма можно встретить во многих кельтских преданиях и легендах. Согласно поверьям, она приносит зиму в горные области Шотландии. В давние времена Кэйлик Бхир можно было встретить на скалистых вершинах гор и крутых склонах холмов, где она появлялась обычно после празднования Хеллоуин.
Внешность этого создания довольно мрачное - лицо от холода темно-синего цвета, волосы серебристо-белые, словно покрытые инеем, а на плечах наброшена широкая длинная накидка, по цвету напоминающая пшеничное поле, присыпанное снегом.
По рассказам, Синяя Ведьма рано утром поднимается на вершину самой высокой горы и стучит о землю своим железным посохом так, что трава пригибается книзу и покрывается корочкой льда. Кроме ускорения прихода зимы, Кэйлик Бхир способна также насылать бури и ураганы. К весне сила Синей Ведьмы постепенно убывает, а ближе к маю она прекращает призывать ветры и метели и оборачивается простым серым камнем-валуном, который скатывается с горы в густые заросли кустов и спокойно пережидает жаркое лето, чтобы вновь вступить в свои права поздней осенью.

 

Водянойозера или реки. http://krasotavtebe.ru/wp-content/uploads/2011/09/Vodyanoy.jpgОдни считают, что водяные – порождение языческих представлениями об утопленниках. Выглядел как худой посиневший старик, облепленный речными водорослями. Иногда у него рыбий или коровий хвост, кожа как у налима, гусиные лапы с перепонками. Другая легенда рассказывает о них как об ангелах, низвергнутых Богом и попавших в воду. Жить   может в омутах, под пустыми  мельницами. Любит высовываться из воды, шлепать по воде, подражать звукам птиц, животных, что нагоняло страх на людей. Он злобен, враждебен людям, ближе всех стоит к черту, заманивает и топит людей.

 

1)  Aughisky -водяной конь, который жил почти в каждом заливе Ирландии и Шотландии, но теперь их стало очень мало.
Они любят выходить из воды, превращаясь в красивый конь, и скакать по дюнам и полям. Если человеку удается догнать такого коня и оседлать его, он становится лучшим из коней. Но ездить на нем можно только по земле, далекой от моря, потому что стоило ему только почуять соленую воду, как он одичает и бросается к ней, унося с собой человека и съедая его в морских глубинах.
Также поговаривают, что дикий агишки часто нападает на людской скот и лакомится им.

2) Рогатый и бледно-зеленый демон, который обитает в озерах и болотах по всей Британии и Ирландии. Очень агресивен по отношению к людям. Он питается, обхватив своими длинными пальцами человека, утащить его в глубины озера и утопить. Но, хоть и хватка у него мощная, пальцы очень хрупкие и их легко сломать.

В народе поговаривают, что русалы одомашнили гриндилоу и по надобности управляет им.

 

В легендах о Великанах сохранились представления  о смене мифологического времени историческим, то есть временем современных людей. http://paranormal-news.ru/_nw/96/17346313.jpgВеликаны не соблюдали законы Божьи, Бог истребил их, и, устроив потоп, в котором погибли все великаны. А после возникли современные люди. Другая легенда, например, пересказывали легенды о жизни индийских мудрецов, в них мудрецов (брахманов) переименовали в рахманы, и стали они жить под землей. Чтобы они могли справлять Пасху, скорлупу пасхальных яиц принято было бросать в текучую воду, скорлупки приплывали к рахманам через три с половиной недели, т. е. после православной Пасхи. По другим представлениям рахманы – наполовину люди, наполовину рыбы и живут в воде.

Известны два великана Британии (хотя по легендам их намного больше, просто остальные меньше ростом) - 70-метровый "гигант из Уильмингтона" в графстве Суссекс и 50-метровый "человек из Церна" в графстве Дорсет. Многие альтернативные историки и исследователи считают, что мегалитические сооружения, как, например, Стоунхендж, являются могилами гигантов, которые после смерти были похоронены на большой глубине.

 

Волколак (волкодлак, вовкулак)человек-оборотень. Любое оборотничество – перемещение в другой мир. В “Слове о полку Игореве” упоминается князь-оборотень Всеслав, который по ночам оборачивался волком и  успевал в таком виде достичь Тьмутаракани, “великому Хорсу волком путь перебегая”. Колдун, превратившись в волка, мог нападать даже на близких

1) Bougi - Боуги - это весьма зловредные и проказливые хобогоблины в английской фольклоре. Живут в основном они по одиночке, но при серьезных делах могут на время объединится.

Боуги способны превращаться в кого или чего хочет, и у них всегда холодные и мокрые руки, а глаза желтые, которые светится в темноте. Нередко боуги любят принимать облик огромных черных псов и бегают по дорогам пугая людей. Чаще всего достается убийцам, ворам и обманщикам, так как боуги любят справедливость и не терпит несправедливость. У них есть любимая проказа, которую частично перенял человек - подкрасться сзади и зажать руками человеку глаза.

2) Warewolf - Оборотень - чудовище существующее во многих мифологических системах, в английской тоже. Подразумевается человек умеющий превращаться в животных либо наоборот - животное умеющее обращаться в людей. Так же, часто таким умением обладают демоны, божества и духи.
Классическим же оборотнем считается волк. Именно с ним связывают все ассоциации рождаемые словом оборотень. Это изменение может произойти как пожеланию оборотня, так и непроизвольно, вызванное, например, определенными лунными циклами или звуками, например, воем.
Оборотни не подвержены старению и физическим заболеваниям благодаря постоянной регенерации тканей. Поэтому они практически бессмертны. Однако их можно убить, смертельно ранив в сердце или мозг, или иными способами, которые повреждают сердце или мозг (например, через повешение или удушение).
Считается что серебро так же смертельно для оборотня.

 

Леший считался хозяином леса. А лес воспринимался как опасное чуждое человеку пространство. Например, заблудившись в лесу, человек, живущий по законам мифа, знает, что это леший сбил его с дороги, потому что человек вошел в лес, не благословясь. Чтобы выбраться из лесу, нужно было снять одежду, вывернуть ее наизнанку и снова надеть – в ином мире все перевернуто. В этой былинке мы видим, что миф и объясняет, как устроен мир, и дает указания, как нужно действовать в этом мире. Часто лешегоhttp://s017.radikal.ru/i441/1302/fd/82078aeebae2.png представляли в виде  мужика или старика с белой бородой, одетого в крестьянскую одежду, какие-то детали говорили о его потусторонней сущности – мог носить медную шапку, или лапти надеты неправильно. Он мог изменять свой рост, становиться птицей, кустом, его появлению сопутствовал ветер, шум деревьев. Он, охраняя все в лесу, мог окликнуть ребят:” Зачем так делаете неладно!”» (если они срывали грибы  под корень).

 

1) Bogl –Богл, злокозненные и проказливые существа, хотя иногда способны и на добрые поступки. Прежде всего от них достается преступникам, и в первую очередь - тем, кто обманывает сирот и вдов.
2) Тролли - это глупые и злобные эльфи, живущие в горных пещерах и в ветхих, заброшенных хижинах. Однако, нередко их можно встретить и под старыми мостами, которые они охраняют и требуют плату от путников, желающих пересечь мост. Если путник платить отказывается, то тролли его попросту пожирают. Не помогают никакие "я пойду другим путем".
Обычно тролли бывают с одной головой, но самые знатные могут иметь и две или три головы.
Есть простые тролли и горные тролли, которые отличаются большим ростом, большой тупостью и тем, что не могут появляться при солнечном свете, так как сразу превращаются в камень.

 

Мы не нашли мифа о существе, живущем    на дереве, но есть легенды о появлении деревьев, нет легенд о появлении плодовых деревьев. Есть много сказаний об осине. Когда Богородица убегала с Христом от преследователей, она пряталась под деревьями, которые замирали, чтобы ее не выдать, только осина продолжала шелестеть, за что и была проклята. Христос сказал: ” Чтобы ты век тряслась и шелестела и с ветром, и без ветра”.

 

Bowtruckle - это маленькое существо, которое охраняет деревья. Обитает в основном в Англии, в северной части Германии и в Скандинавии. Заметить боутркала чрезвычайно сложно, так как он маленький и похож на кусочек коры с веточками. Боутркала очень миролюбив, в основном питается насекомыми, но, если со стороны человека его дому в дереве угрожает опасность, то может стать агрессивным. В таком случае лучше всего его задобрить и принести в дар заранее приготовленный кусочек древесины, иначе боутркала прыгнет на голову и проткнет глаза своими длинными и острыми пальцами.

 

На Карпатах обмен детей приписывают женским демонам поветрулям, http://a-shishkin.ru/assets/images/povetrulya.JPGвитреницам, дикимй бабам, а у западных славян – карликам. Во всех случаях предписывается бить демонического ребенка, пока не явится его настоящая мать и не возвратит человеческое дитя.

Для британцев они были и есть смешанные - не злые, но и не очень добрые, со своими странностями и проказами. Да и по росту британские эльфы уступают другим, и по красоте тоже. В некоторых графствах Англии верят в маленьких, злых и уродливых человечках и тоже называют их эльфами, хотя это скорее пикси.
У английских эльфов есть один очень большой порок - пристрастие к воровству. Если бы они воровали пшеницу с полей, или пиво с погребов. Но нет, они любят воровать новорожденных детей и на их место оставлять своих, которые своими криками и капризами могут замучить целое село. А еще они стараются уводить в свои леса или холмы молодых невест, которые собираются идти под венец.

 

 

3.2. Феникс - особое фольклорное существо

Хотелось бы обратить внимание на прекрасных мифических существ.

6 Финист Ясный Сокол, и Жар-птица (Приложение 4). Несмотря на то, что первый был зорким и смелым красным молодцем, периодически превращающимся в птицу, а вторая внешне напоминает павлина, они имеют много сходных черт:

- волшебное перо обладает чудесными свойствами – помогает юноше Финисту оборачиваться в сокола ,убирает все преграды на его пути; финист-

- подобен богу войны Волху  и стоит на страже границ России;

- Жар-птица осенью умирает и весной возрождается;

-  Финист засыпает беспробудным сном и после зимней спячки просыпается. Кроме того, Жар-птица была в буквальном смысле огненной, прекрасно пела,  как и Феникс.

 

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/a/a2/Fawkes.jpg/150px-Fawkes.jpg   - В книге «Гарри Поттер и Тайная комната» Феникс поднял в воздух троих детей и взрослого волшебника, то есть порядка 200 кг;

- слёзы феникса исцеляют раны, его пение способно воодушевить или утешить;

- они могут мгновенно перемещаться, исчезая во вспышке пламени и даже более того: если кто-нибудь ухватится за хвост этой птицы, его тоже обхватит пламя, и он перенесётся вместе с фениксом, не получив ожогов. Эта способность действует даже на территории Хогвартса, где волшебники не способны трансгрессировать (прятаться);

- имеют иммунитет к взгляду василиска, их перья могут возникать из ниоткуда в огненной вспышке;

- заклятие Авада Кедавра, отнимающее жизнь у любого существа, на феникса не действует — оно может преждевременно превратить его в птенца, но не убить;

- перья феникса — прекрасный материал для изготовления волшебных палочек. Волшебными палочками с пером феникса  пользовались Гарри Поттер и Волан-де-Морт

 

3.3. Образ домового в мифах России и Британии

Домовой – дух, который относится к духам рода. Это – домашний дух, покровитель, в который верят до сих пор. Домовой – это умерший предок, глава рода и его хозяин. Этот мифологический персонаж появился еще во времена язычества. В древнерусских текстах говорится, что ему приносили хлеб, сыр, мед, веря в то, что они охраняют и оберегают новых потомков. В народных сказаниях и быличках (XVIII-XX веках) его именуют по-разному, в зависимости от того, где он живет, например, у русских – голбешник (голбец – перегородка за печью), запечник, избенный большак, дедушка-браток, хозяйнушко мохнатый, кормилец; у белоруссов – дамавой хазяин, господарь, дяденька, самый большой, дед, свойский. Но и подчеркивают его принадлежность к нечистой силе: у русских – лихой, другая половина, жировой черт, у белорусов – черт дамавы, не свой дух, лиходзей.

Общая характеристика домового

Домовой – домашний дух, покровитель, в который верят до сих пор. Домовой – это умерший предок, глава рода и его хозяин. Этот мифологический персонаж появился еще во времена язычества. В древнерусских текстах говорится, что ему приносили хлеб, сыр, мед, веря в то, что они охраняют и оберегают новых потомков. В народных сказаниях и быличках (XVIII-XX веках) его именуют по-разному, например, у русских – голбешник (голбец – перегородка за печью), запечник, избенный большак, дедушка-браток, хозяйнушко мохнатый, кормилец; у белоруссов – дамавой хазяин, господарь, дяденька, самый большой, дед, свойский. Но и подчеркивают его принадлежность к нечистой силе: у русских – лихой, другая половина, жировой черт, у белорусов – черт дамавы, не свой дух, лиходзей.

 

http://s54.radikal.ru/i146/1008/04/53ce9eedb500.jpg  Брауни - они вроде домовых, но живут не в домах и не во дворах людей, а сами по себе, где-нибудь поблизости от людского жилья в норах, предпочитают в лесах.

http://s002.radikal.ru/i199/1008/a4/9622e1a3bb86.jpg  Боггарт — дух или домовой в английской мифологии. Встретить их можно в основном ночью, так как именно в темноте их можно спутать с настоящими чудовищами. От боггарта почти невозможно избавится, если только поменять дом, так как боггарт в основном привязан к дому.

Внешность домового

Домовой выглядит по-разному, он может быть с шерстью – у богатых людей, и может быть голым – у бедных.

Он – оборотень, но может в любом обличье иметь цвет  как цвет волос его хозяина.

Они бурого цвета, отсюда и их название - брауни, браун. Днем они не появляются, а по ночам люди иногда видели, как брауни бесшумно, словно безобразная тень, крадется от дерева к дереву, стараясь чтобы его не заметили.

Характеристика домового

1) В северорусских сказаниях домовой – настоящий крестьянский хозяин, добрый, строгий, справедливый, чьи требования обязательны для домочадцев. А южнее – домовой является капризным, опасный сосед, да, он заботится о хозяйстве, но досаждает людям своим неспокойным характером и привычкой беспокоить скотину;

2) во многих областях есть два домовых: один опекает дом, дворовой следит за двором и скотом (у белорусов – хлевник), даже есть ряд домашних духов, которые иногда отожествляются с домовым, а иногда становятся самостоятельным персонажем, например, лизун – тот, кто зализывает волосы   у детей и шерсть у скота, пастень, являющийся в виде привидения или тени на стене;.

3) С просьбой беречь скотину обращались к нему весной перед первым выгоном на пастбище и осенью, когда загоняли скот в хлев.

4) Его любимые места – разные (в зависимости от того, как его зовут).

5) У домового даже можно было узнать о судьбе членов семьи. 

1) Брауни никогда никому не вредят, если их не обижать. Они не только не вредят людям, но даже всячески стараются помочь тем, кто нуждается в помощи.

2) Брауни исключительно ночной народ, когда проявляется их активность. Они собирают плоды в лесу, подбирают зерна с полей людей, которые там упали.

3) Брауни очень честный народ, они всегда знают меру и всегда за лишнее взятое отработают.
Пока люди отдыхают, брауни занимаются всевозможной хозяйственной деятельностью: ткут, готовят, прибираются, моют, занимаются людскими орудиями труда, следя за их исправностью, стерегут кур от лисиц, а также от воров. В ответ брауни ожидает благодарности в виде крынки сливок или парного молока и специально испеченной сдобной лепешки.

4) Обычно боггарт настроен дружелюбно к хозяевам дома, где обитает, но иногда может и навредить, проста так, ради забавы. Например, выпустить из хлева домашний скот, украсть еду, иногда для запугивания может посуду побить.

Что нельзя предпринимать по отношению к домовому

Нельзя что-то ставить и ложиться на его любимое место - можно заболеть. Если домовой покидает дом, тогда случаются несчастья.

 

1) Никогда не надо предлагать брауни лакомство, а только оставляла его там, где он легко сможет его найти: любая попытка заплатить брауни за его труды закончиться его уходом из дома.
2) Обычно брауни стараются не прибегать к физической силе, а лишь сообщать различными способами своим хозяевам о возможном враге. Только если угроза нормальной жизни велика, брауни могут применить силу либо воспользоваться магией и призвать на помощь ближайших лесных соседей: эльфов, фей и пикси, а потом общими усилиями наказать злых незнакомцев.

3) Но бывают случаи, когда незваных гостей слишком много и они очень сильные. В этой ситуации брауни либо становятся невидимыми и бегут в лес за помощью эльфов, либо начинается процесс превращения брауни в боггарта.

4) Иногда боггард начинает проказничать и чем больше семья будет стараться от него избавится, тем ему веселее. Тогда остается только одно - не замечать его проделки и со бременем боггарту самому надоест шалить.

 

3.4. Образы других домовых

Интересный факт мифов славянских народов: наряду с мифологическим домовым, опеку дома приписывают еще животным: змее, жабе, петуху и другим, которые считаются воплощением домового.

Из образов домовых известных в наши дни можно упомянуть выходца из фольклора северной Англии. Хоб - один из самых известных домашних духов. Согласно фольклору, хоб может обитать не только в доме, а также в магазине или на ферме, помогая с работой.

Традиционно хобы выглядят как чахлые эльфы, которые выходят ночью, чтобы помочь с делами. Они предпочитают, чтобы их не видели во время работы. Домовые ненавидят, когда их вознаграждают. Если хозяин дома попытается вручить хобу предмет одежды, то, скорее всего, тот обидится и уйдет. Более того, любая похвала будет рассмотрена как оскорбление, и эльф навсегда покинет дом. Лучше всего просто предоставить хобу его часть работы, и всем будет хорошо. Он послужил прообразом для персонажа домового Добби из «Гарри Поттера».
А еще хочется вспомнить образ домового Кузи, с которым мы познакомились еще в детстве, просматривая мультфильм о нем.

Кузя и Добби – самые известные домовые. Домовенок Кузя появилсяя в трилогии литературной сказки Т.М. Александровой (Приложение 5). Его внешность приближена к человеческому (отличается от традиционного): он небольшой, лохматый, в красной рубахе, в лаптях, блестит глазами и молчит; отмытые Кузькины волосы сверкали как золото; нос курносый, рот до ушей, особенно когда смеется. Характер – индивидуальный:! Среди нас есть и злые, и жадные, а я добрый», говорил он. Он эмоционален, раним. Автор сравнивает    его с ребенком; прятался под веником – значит был маленького роста; Наташу испугался, но выразил показную храбрость, как ребенок «А я не боюсь. Я ведь храбрый». Он – любопытный проказник.

Добби – персонаж-домовой из «Гарри Поттера». | Фото: vse42.ru.  Добби (день рождения 28 июня — дата смерти: апрель 1998 года) — домашний эльф семьи Малфоев, получивший свободу в июне 1993 года. Работал в колонии домовых эльфов Хогвартса. Погиб от руки Беллатрисы Лестрейндж, спасая Гарри Поттера и его друзей из плена в поместье Малфоев.

Добби — не типичный домашний эльф. Малфоев, своих хозяев, он, мягко говоря, не любит. Хотя, каждый раз, когда он отзывается о них нелестно, тут же сам себя наказывает. Добби мечтает о свободе. И когда её получает, благодарности его нет границ. Добби, похоже, первый домовик, попросивший за свою работу плату.

Добби очень ценит друзей и всегда готов прийти им на помощь. Особую любовь и уважение он испытывает к своему освободителю, Гарри Поттеру, к которому обращается со словом «сэр». Он очень трудолюбив и умеет позаботиться о тех, кому он нужен: так, он поддерживает потерявшую работу домовуху Винки. Он помогает ей устроиться в Хогвартс и пытается отучить от тяги к сливочному пиву. Когда Гарри Поттер и его друзья попали в плен, он, не раздумывая, бросился к ним на помощь. Добби являет собой пример образцовой храбрости, верности и любви.

Вывод: расхождения с традиционным образом домового связан с его функциями 

Вывод: - домовенок Кузька- персонаж народной мифологии, художественно переосмысленный в соответствии с законами детской литературной сказки.

 

Вывод:   традиционный образ домового выполняет в быличке функции главы дома, духа-хранителя, предсказателя, а  в литературной сказке появляется нетипичный домовой.

 

Вывод: наша гипотеза 2 подтверждена, благодаря авторам литературных сказок образы фольклора становятся менее пугающими, их функции более прозрачными и привлекательными для читателей и зрителей.

4. Что притягивает исследователей к мифу / сказке/ литературной сказке? 

Читая о мифах русского народа, мы познакомились с персонажами мифов, русалками, лешими, кикиморами. Но  интересно, что, например, образ русалки известен всем восточным славянам, а о кикиморе рассказывают только на Русском Севере, в отдельных местах Белоруссии. С середины  XIX века этнографы, фольклористы регулярно записывали поверья, сведения об обрядах, тем самым ученые установили, что древнерусская мифология живет в народных верованиях. Ученые предполагают, что 90% древнерусской мифологии – реконструкция сведений на основе верований крестьян,  а 10% - оригинальные сведения  из книг. Православный календарь с его системой праздников наслоился на древний, который учитывал даты и временные отрезки важные для язычников. Например, 23 июня /7 июля – день Рождества Иоанна Крестителя, известный в народе как день Ивана Купала, он совпал с днем летнего солнцестояния. Тогда изменился смысл праздника. Языческий обряд разжигания костров, совершаемый для повышения плодородия земли, скота, и чтобы помощи людям, чтобы уберечься от нечистой силы, стал днем, начиная с которого можно было купаться в реках и других водоемах. Название праздника Купала (образованного от корня со значением «гореть») позднее стали связываться с купанием (так как крещение в православном обряде совершается погружением в воду). 

Вывод: наша гипотеза 1 подтверждена, но только наполовину, так как нам, как читателям было трудно оторваться от чтения  мифов, который открыли этнографы и фольклористы. Мы познакомились с информацией из новой области знаний, где персонажи мифов существуют параллельно с жизнью людей и могут влиять на нее неожиданным образом, но мы не узнали об их приключениях, а только узнали об их функциях, которые они могли выполнять, соприкасаясь с жизнью людей.

4.1. Общая характеристика фольклорных и литературных сказок

Сказки, с которыми мы познакомились можно разделить по тематике:
- сказки, где сюжет развивается вокруг волшебного предмета;

- комические сказки, где персонажи попадаю в смешные ситуации, высказывают уморительные суждения, но все это делает сказки смешными;

- сказки о животных, в которых персонажи ведут себя как люди.

В мифологии России и Британии мифические персонажи выглядят отталкивающе. Они покрыты шерстью, кривые, рогатые,  но, когда эти мифологические герои встречаются в сказках, выглядят вполне обыденно, лишь постепенно проявляют свой несносных характер, следуя развитию сюжета.

Былички о домовых  имеют назидательные моменты, в которых выражается народная этика:
- быть добросовестным хозяином своего дома:
- стремиться, чтобы в доме был мир и порядок;

- рассказчики предостерегают слушателей от неверных поступков.

 

 

Литературные сказки (с разными персонажами) появились в XVIII веке, стал популярным жанр нравоучительный рассказ (moral tale), но потом в ходе дискуссий авторы стали вводить в них элементы вымысла, т.е. сказка начала учить и воспитывать детей. В начале XIX века усиливается интерес к народному творчеству, начинают глубоко изучать фольклор. Роберт Саути / Robrts Southy, 1774-1841 обработал народную сказку Три медведя. А потом появились сказки Льюиса Кэррола, Алиса в стране чудес/ Александра Милна- Винни Пух и все-все-все/ Памела Траверс Мэри Поппинс, где два элемента – шутка и эксцентрика - заставляют читателей следовать за персонажами, затаив дыхание.     

 

4.2. Сравнение фольклорных сказок

Работая над проектом мы заново прочитали многие русские народные и познакомились со сказочными героями Британии. Вот несколько сказок, которые похожи по описываемым событиям.

Сравнение сказок

Русские сказки

Британские сказки

Сюжет развивается по-сказочному с неожиданными приключениями, испытаниями для главного героя.

Сюжет повествователен в большинстве сказок, бывает и приближенным к реальным событиям, а бывает состоящим из глупых несуразных вещей.

Конец сказки всегда счастливый, сопровождающийся пиром.

Не всегда конец счастливый, бывает и жестоким.

Герои сказок становятся на защиту семьи, страны, противостоят Злу и в одиночку, и с товарищами по оружию.

Характер персонажей часто эгоистичен, не имеет целей защитить страну, часто преследует собственные цели, но успешно противостоит Злу (иногда по сюжету).

Язык героев яркий, полон разговорных выражений, поговорок, которые запоминаются, красочные описания событий и  персонажей делают сказки волнительными для читателей.

Язык  народных сказок не изобилует эпитетами, метафорами, является как бы констатирующим или повествующим, иногда не захватывающий читателей мелодичностью языка.

Сопоставление сказок (названия)

Русского фольклора

Британского фольклора

Иван-царевич и серый волк

Молли Ваппи

Как глупый сын хана искал себе жену

Царевна несмеяна

Джек-лентяй

Колобок

Джони -Пончик

Волшебное кольцо

Джек и золотая табакерка

Жадные медвежата

Пинам, Панам, Мара-Фанам

Ворона и Лисица

Петух и Лиса

Иван  крестьянский сын и чудо-юдо

Синяя Борода

Сводная характеристика некоторых персонажей мифов Британии и России

России

Британии

Существа

Черты характера

Существа

Черты характера

Баба Яга

(мифический / сказочный)

хитроумная (устраивает попавшим к ней героям испытания), может помочь, если герой пробует ее яства (тогда он начинает относиться к миру мертвых)

Ведьмы

некоторые враждебны к людям, некоторые могут им помочь

Домовой

не делает специально зла, только шутит, если полюбит домочадцев, предупредит об опасности

Домовые

добрые, но с большим самомнением

Леший

и добрый и злой

Гномы, гоблины, тролли, гиганты

грубы

Водяной

враждебен людям, но иногда им помогает

Черный пес

недружелюбен

Русалки

враждебны людям

Мермейды

иногда доброжелательные, помогающие морякам, иногда могут исполнить три желания, а потом утопить

Кикимора

Проявляет агрессию по отношению к людям, заставляет их оставить дом

Некоторые гномы, великаны, гоблины

испытывают страсть к деньгам

Полевой

Враждебен по отношению к людям, но иногда можно с ним договориться

Каждый персонаж

- гордится своим превосходством в чем-то;

- показывает свою неуступчивость

Банник

агрессивен, но можно его умаслить и договориться

Ведьмы

И враждебны и дружелюбны к людям

 

4.4. Современный интерес к фольклорным и литературным сказкам

К экранизации фольклорных и литературных сказок обращались и в XX и в XXI веках.

Современный человек не мыслит уже свое существование без кинематографа и телевидения. Сегодня мы наблюдаем небывалый расцвет таких жанров, как фантастика, «ужастики». Все это разновидности киносказки. Картины об инопланетянах, роботах, вампирах, динозаврах и прочих диковинках собирают рекордное количество зрителей во всем мире. Электроника, компьютерная графика и другие новинки «сказочной» техники дают возможность удивлять нас невиданными спецэффектами. Но многие не знают, что у истоков всех этих экранных чудес стоял добрый и мудрый сказочник – А. Роу и А. Птушко. А насколько хорошо знают ребята в школе сказки, любят ли они читать сказки? Это мы узнали, проведя анкетирование в 5-6 классах и в 7-11 классе ( Приложение 6).

Россия

Британия

год

фильм

К сожалению мы не выяснили, когда и какие сказки были экранизированы в Британии, мы нашли информацию, что по книгам британского автора Роальда Даля, замечательного детского писателя были сняты:

- «Чарли и шоколадная фабрика».

- «Матильда»,
- «Бесподобный мистер Фокс»,

- «Большой и добрый великан».

1938

По щучьему велению

1940

Василиса Прекрасная

1941

Конек-горбунок

1945

Кащей Бессмертный

50-60 гг

4 сказки

60-70 гг

5 сказок

70-80 гг

5 сказок

С 1998 г.

ничего

 

Кроме того, в современной России за последние 20 лет снято больше десятка запоминающихся полнометражных мультфильмов про богатырей (отдельные о каждом богатыре и вместе о трех богатырях, «Князь Владимир«, «Иван-царевич и серый волк» и другие), а фильмов всего несколько.

Истории о трех богатырях уже стали брендом и продолжают регулярно выпускаться каждый год. В октябре вышел семейный фильм «Последний богатырь», где главный герой встречается с персонажами русских сказок, вступает в войну светлых сил с темными силами. В декабре 2017 года ожидается новая история «Три богатыря и принцесса Египта»

Вывод: замечательно, что есть возможность пересмотреть все сказки, снятые в России. Из сказок маленький ребенок узнает об окружающем его мире: о явлениях природы, о животных и о том, что хорошо и что плохо. Сказка развивает детскую фантазию и воображение. Сейчас идет информационная война, и в киноиндустрии тоже, поэтому важно,  какие ценности будут в приоритете у детей и подростков, будем ли мы вспоминать народный эпос или просто ничего не будем знать. А свободное место пустым не может оставаться. Но гугл наш мозг не отменял. Фильмы про богатырей — это истории о том, за что боролись и погибали, как жили и находили выход из трудных ситуаций наши прадеды.  

4.5. Где в Москве можно встретить сказочных персонажей

1) Конечно все московские театры включают в свой репертуар сказки для детей.

2) В парке Горького есть домик Совы, Кролика и Кошки. Они живут в домике похожем на  избушку на курьих ножках, рассказывают чудесные истории.

3) Парк Русских Сказок дает возможность попробовать зелья Бабы Яги, побывать в пещере Змея Горынича многое другое.

4) Избушка Бабы Яги в Измайловском, где Баба Яга и Кикимора с удовольствием знакомят с жизнью нечисти и ее бытом, обучают всех желающих колдовским обрядам.

5) В музее «Русской Еды» Домовой и Василиса Прекрасная расскажут о русской кухне, соленьях, квашениях, о том, что ел Иван Грозный и многое другое. 

6) Детский парк развлечений «Остров мечты» возводится на территории Нагатинской поймы на юге Москвы. Парк раскинется на площади около 100 гектаров. Его поделят на десять тематических зон с 40 разнообразными развлечениями для взрослых и детей.

5. Результаты исследования

Все респонденты начали читать в дошкольном возрасте, из жанров книг больше предпочитают фантастику и приключения, в сказках их привлекает наличие волшебства и счастливого конца, а в героях нравится доброта и смелость.

Диаграммы с результатами наших исследований приведены в Приложении 7

III. Заключение

Во-первых, современные люди считают миф – это или собрание народных суеверий, которое не имеет отношение к реальной жизни, или что-то вроде сказки. Ученые говорят, что миф – это и ненаучный способ описания мира и система накопленных народом знаний о мире. Мы привыкли, что разные науки могут объяснить что-то связанное с астрономией, археологией, медициной и т.д. Ответы на такие вопросы древним людям давала мифология, народный аналог науки тогда, когда еще не было письменности. Единственной формой сохранения и передачи знаний было устное слово.

Мы много узнали о мифологии России и Британии. Мы подтвердили нашу гипотезу 1 только наполовину, так нам были интересны мифологические существа, но мы не узнали об их приключениях, а только узнали через описание  об их функциях, которые они могли выполнять, соприкасаясь с жизнью людей. Но гипотеза 2 полностью подтверждена, образы домовых в мифологии и в литературных сказках действительно отличаются.

Во-вторых, сказки любят все! В сказках есть и интересная история, и захватывающие приключения, и дорогие сердцу герои, и мистические превращения. Каждая присказка наполнена волшебством и мудростью, поэтому в сказки верят даже взрослые! Счастливый финал сказочных историй воодушевляет, а любимые сказочные герои вдохновляют на смелые и добрые поступки.

Сказки, написанные авторами и в России и в Британии, творившими в разные века, адресованы и взрослым и детям, они до сих пор привлекают своим стилем и идеями. Мы решили работать и на русском и на английском языках, потому что легче знакомиться с научными объяснениями разных фактов по теме нашего проекта на русском языке, а некоторые легенды, сказки читали на английском языке. Это было и сложно и интересно, так как это мотивировало нас на дальнейшее совершенствование наших языковых навыков и умений.

Мы создавали конечные продукты по мере выполнения каждого этапа работы над проектом, а именно:

1) брошюра «Верховные божества русской мифологии»;

2) брошюра «Существа мифологии Британии и их  функции»;

3) презентация «Домовой»;

4) 2 сборника русских и британских сказок, похожих по сюжету.

5) диафильм по британской легенде о возникновении лечебного курорта в Бате.

   

 Литература

1. Левкиевская, Е.Е.Мифы русского народа/ М: Астрель, АСТ 2002

2. Беспалова, О.Г. Developing Communication Skills in English//Пособие по развитию коммуникативных навыков разговорной речи на английском языке для учащихся средней школы/ Санкт-П: СМИО Пресс 2008

3. http://oxablogg.blogspot.ru/2013/02/blog-post_6906.html

4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D1%88%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%81%D1%83%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0_%D0%93%D0%B0%D1%80%D1%80%D0%B8_%D0%9F%D0%BE%D1%82%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0#.D0.A4.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.BA.D1.81

5. http://world-of-legends.su/keltika/keltika_bestiariy/id1351

6. http://myfhology.info/monsters/brauni.html

7. http://www.kulturologia.ru/blogs/211216/32715/

8. Александрова, Т.И. Домовенок Кузька/ Т.И. Александрова. М.: Росмэн, 2015.

9. Левкиевсая, Е.Е. Славянские древности. Этнолингвистический словарь/Н.И. Толстой.Т. 2 М.: Институт славяноведения РАН, 1999

10. https://london-inside.livejournal.com/6318.html

11. https://stroi.mos.ru/renovaciya-promzon/nagatinskii-zaton/kakim-stanet-nagatinskii-zaton/park-ostrov-miechty?from=cl

12. https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BB%D1%8F%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&noreask=1&img_url=http%3A%2F%2Fa-shishkin.ru%2Fassets%2Fimages%2Fpovetrulya.JPG&pos=4&rpt=simage&lr=213

13. https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BB%D0%B5%D1%88%D0%B8%D0%B9%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B8%D0%B7%20%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2&noreask=1&img_url=http%3A%2F%2Fs017.radikal.ru%2Fi441%2F1302%2Ffd%2F82078aeebae2.png&pos=8&rpt=simage&lr=213

14. https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%8F%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B8%D0%B7%20%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2&noreask=1&img_url=https%3A%2F%2Fotvet.imgsmail.ru%2Fdownload%2F19873303_6c6ecf04fc5a8ccb811b2c5c1e7cfea4_800.jpg&pos=2&rpt=simage&lr=213

15. https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B1%D0%BE%D0%B3%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%83%D0%BD%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&noreask=1&img_url=https%3A%2F%2Fpresentacii.ru%2Fdocuments_2%2Fe74c7f92390765cadfd8f742e2464df9%2Fimg10.jpg&pos=4&rpt=simage&lr=213

16. https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BD%20%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BC%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&noreask=1&img_url=https%3A%2F%2Fi.warosu.org%2Fdata%2Ftg%2Fimg%2F0392%2F07%2F1428485667227.jpg&pos=11&rpt=simage&lr=213

17. https://yandex.ru/images/search?text=%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D0%BD%20%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BC%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&noreask=1&img_url=https%3A%2F%2Fotvet.imgsmail.ru%2Fdownload%2F12289949_98d90a2f6622f033592aab399a78db31_800.jpg&pos=16&rpt=simage&lr=213

18. http://bogislavyan.ru/finist-yasnyiy-sokol/

19. ttps://yandex.ru/images/search?text=русские%20былички%20картинка&noreask=1&img_url=https%3A%2F%2Fimg-gorod.ru%2Fupload%2Fiblock%2F3fd%2F3fda05a4365a0cf91a78499d2ff8e779.

20. https://yandex.ru/images/search?text=русские%20былички%20картинка&noreask=1&img_url=http%3A%2F%2Fsamlib.doll.in.ua%2Fimg%2Fm%2Fmamaewa_e_m%2F002%2Fbyl00.jpg&pos=4

21 https://yandex.ru/images/search?text=CArol%20Alice%20in%20WOnderland%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0&noreask=1&img_url=https%3A%2F%2Ffs00.infourok.ru%2Fimages%2Fdoc%2F153%2F177054%2F640%2Fimg2.jpg&pos=2&rpt=simage&lr=213

 Приложение смотрите поссылке   

Исследовательская работа с элементами проектной деятельности «Сравнение мифологии России и Британии»+приложение

Участники конкурсов:
Приглашаем на "Первую Республиканскую предметную олимпиаду" учеников и учителей
ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ
Конференции
Фестивали
Олимпиады
Публикации
Рецензии

Подать заявку

Электронный или печатный вариант

Курсы повышения квалификации (дистанционные)

 "Внесение изменений в методику преподавания инструктора физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС"

Внесение изменений в методику использования ИКТ в современном дошкольном образовании в условиях ФГОС

"Развитие математической грамотности учащихся в условиях обновления содержания образования"

 Курсы повышения квалификации по предметам начальных классов в рамках обновления содержания образования РК

"Курсы повышения квалификации педагогических кадров "Развитие профессиональной компетентности музыкального руководителя в условиях обновления содержания дошкольного воспитания и обучения"

"Методика проектирования современного урока русского языка и литературы в условиях поликультурного и полиязычного образования" для учителей русского языка и литературы

"Формирование мировоззрения подрастающего поколения посредством музыки в условиях обновления содержания образования" для учителей музыки

Курсы профпереподготовки
Электронные курсы
СБОРНИКИ
Дистанционные Мастер-классы
УЧЕБНИКИ 1-11 КЛАССЫ
Учебники с 1 по 11 классы
Учебники с 1 по 11 классы по обновлённой программе РК
ПУБЛИКАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ
Закажи публикацию на любую тему и получи СЕРТИФИКАТ
ДИСТАНЦИОННЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ
«Мой коллега – яркий пример компетентного педагога 21 века»
Изменим мир к лучшему!
Улыбнись всему миру
"Моя будущая профессия"
МЫ ЦЕНИМ - МЫ ДОРОЖИМ
"ТАЛАНТ ШОУ"
"Открытый урок"
Методическая система эффективного учителя
Золотые руки
Лучший медиаурок
Конференция Обновлённая программа образования: теория и практика
II конференция Новые подходы в преподавании и обучении в условиях обновления образования
"Инновационные методики и технологии в обучении"
Международная научно-практическая интернет конференция "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ"
"Грани науки"
"Мастерская педагога"
"Лучшая презентация к уроку"
НПК "Новые подходы в обучении"
Золотое перо
Новые идеи
"Сто талантов"
ПУБЛИКАЦИИ
Наверх
Товар добавлен в корзину