Павлова Надежда Владимировна, воспитатель дошкольных организаций, вторая квалификационная категория среднего уровня, КГКП «Детский сад–ясли № 8 «Мирас» акимата г. Усть-Каменогорска», Восточно-Казахстанская область
Отчет о проделанной работе по проекту: «Матрёшка, народная игрушка». Вашему вниманию представлен опыт работы воспитателя с детьми второй младшей группы над долгосрочным проектом.
«Игрушек больше миллиона в мире есть,
И всех игрушек нам сейчас не перечесть.
Но изо всех, быть может, только лишь одна
Для дружбы всех людей на свете рождена.
Сто лет Матрѐшке, но не старится она
Как красна девица - умна, скромна, стройна.
От многих бед ее сто лет хранит секрет:
Дуэт живет в Матрѐшке, трио и квартет!»
Л. Печникова
Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она эстетична и привлекательна, и многофункциональна. Деревянная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Но у детей нет устойчивого интереса, который бы побуждал к дальнейшему познанию, к стремлению реализовывать свои знания в практической деятельности. Постепенно из обычной детской забавы матрешка превратилась в предмет искусства, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. К сожалению и современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки. Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать ее в детском саду.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомление детей с народной игрушкой матрёшкой, формирование у детей устойчивого интереса к игрушке матрёшке, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Цель проекта: Расширить знания детей о русской народной игрушке матрешке. Создать условия для развития воображения и художественно – творческих способностей детей в процессе ознакомления с русской народной игрушкой - матрешкой. Приобщать родителей к развивающим играм с народными игрушками в условиях семьи.
Задачи нашей работы:
Обучающие:
Закрепить знания детей об истории матрешки, как народного промысла. Познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в различных видах деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, художественное творчество) Способствовать развитию у детей восприятия, мышления, мелкой моторики, познавательных интересов, смекалки.
Развивающие:
Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности. Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к народному творчеству и искусству. Начав нашу работу мы собрали публикацию, наглядный материал и составили план работы по этой теме.
Предполагаемый результат:
Для детей. Проект будет способствовать творческой активности детей.
Дети познакомятся поближе с русской матрешкой – как с национальной игрушкой. Научаться различать матрешек по окраске, размеру; играть с ней – складывая ее одну в одну; познакомиться с потешками и песенками о матрешке, разучат танцевальные песенки с движением и использованием куклы – матрешки, изготовленной в совместном творчестве с родителями. Чаще будут использовать игрушку в подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых.
Для родителей. Родители заинтересуются в приобретении и изготовлении русской народной игрушки – матрешки, для игры с ребенком дома, получив необходимую консультацию от воспитателя.
Для педагогов. Будут созданы условия формирование у детей познавательных, творческих умений и навыков. Родители будут вовлечены в образовательный процесс. Повысится уровень педагогической компетентности, профессиональный рост.
Продукт проекта:
1.Проведение интегрированных занятий, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых игр по тематике проекта.
2.Оформление выставки работ детей совместно с родителями «Семейная матрёшка»
3.Создание мини-музея совместно с родителями «Матрёшка, народная игрушка».
4. Создание альбома «Матрёшка, народная игрушка»
5. Презентация для родителей и коллег «Матрёшка, народная игрушка»
Для работы была использована следующая литература:
1.Антонова. И. Русская матрешка
2.Берестов В. «Матрёшкины потешки»
2. .Головина О.В. История русской матрешки «Появление матрешки на Руси»
3.Иванова. Ю. «Матрёшка – кукла с секретом»
4. Доронова Т.Н., Якобсон С.Т. «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре»
5.Осетров Е. «Краса ненаглядная»
6.Петров А. «Матрешки строят глазки»
7.Сотникова Ирина. «Кто придумал матрёшку»
Этапы реализации проекта
I этап - Подготовительный
-Определение уровня овладения детьми необходимыми навыками и умениями по образовательным областям на начало проекта.
- Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;– подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.).
– Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, иллюстраций картин; организация развивающей среды в группе.
- Составление плана работы с детьми и родителями.
II этап - Основной (реализация проекта)
– Ознакомление детей с художественной литературой.
– Проведение бесед.
− Рассмотрение картин и беседы по их содержанию.
− Работа с родителями (консультации, наглядная агитация, создание семейной матрёшки).
− Проведение занятий по разделам программы.
− Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений.
− Создание мини-музея «Матрёшка, народная игрушка».
III этап - Заключительный
- Анализ результатов проекта (Определение уровня овладения детьми необходимыми навыками и умениями по образовательным областям на конец проекта)
- Презентация проекта для педагогов и родителей «Матрёшка, народная игрушка»
Работая над темой, были использованы такие формы работы:
-беседы и рассказы воспитателя с детьми «Ознакомление с народной игрушкой – матрешкой»; «Сколько куколок внутри», «Почему все матрёшки разные» (Рисунок 1)
-музыкальные посиделки, где дети читали стихи, потешки, играли на музыкальных инструментах, на основе русского фольклора. Прослушивание песенок о матрешке: «Мы веселые матрешки», «Матрешки», разучен танец «Мы матрёшки, вот какие крошки» (Рисунок 2).
-показ настольного театра сказка «Жили - были матрешки» - изготовление родителями авторских матрешек (Рисунок 3)
-создание мини-музея
-выставка матрѐшек (Рисунок 4)
-дидактические игры: «Одень матрешкам платочки», «Сделаем Матрешке бусы», «Поставь по росту», «Найди недостающую матрешку», «Парные картинки», «Сложи матрешку из частей», «Радужные матрёшки» (Рисунок 5)
- СРИ «Матрешки ходят в гости», «В гостях у матрёшки»
-подвижные игры «Матрёшки и пчёлка», «Матрёшечка – матрёшка», «Матрёшка и мышь»
- проведено открытое занятие для коллег и администрации «Скамейки для матрёшечек» (Рисунок 6)
-продуктивная деятельность - рисование «Украсим Матрешкам сарафан», лепка из солёного теста «Матрешка в подарок маме» (Рисунок 7), конструирование «Домик для матрёшки» (Рисунок 8), аппликация - изготовление «Книжки малышки»
В процессе работы дети узнали, как выглядели первые матрешки, из какого материала еѐ изготавливали, почему ее так назвали? Рождение матрѐшки непростое. Сначала надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. А начинает мастер работу с самой маленькой матрѐшки, лишь потом их размер становится всѐ больше и больше. Вот появились особые деревянные игрушки и расписали русские художники их на славу: губки бантиком, румянец на щечках яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из-под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать! Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша! И стали новые игрушки матрешками. Рассмотрев русских матрешек, мы с детьми выяснили, что матрешки не одинаковые, каждая имеет на себе роспись разнообразную из-за места их происхождения:
Семеновская матрешка - главное отличие это крупная цветочная роспись, заполняющая весь центр фигурки. Алые розы, маки, ягоды и листья собраны в букеты, которые держат матрешки в руках.
Сергиева - Посадская матрешка одета в фартук, шаль и в руках держит угощение или музыкальные инструменты.
Палхов- Майданская матрѐшка имеет роспись в виде роз шиповника,
листочки, ягодки. У нее нет таких деталей, как руки, сарафан, кофта. Нет платка с завязанными концами.
Загорская матрѐшка - в чем-то похожа на Сергиево-Посадскую матрешку. Так же наряжена, в руках держит узелок, корзину или цветы.
Однажды просматривая журналы мы увидели выставку, в которой были представлены необычные матрешки. Матрешек представили ростом почти с дом, выполненные в форме матрешки из живых цветов, и нам захотелось побольше узнать о матрешках. На занятиях продуктивной деятельности дети проявляли свои творческие способности: рисовали матрѐшек, делали аппликации, лепили и украшали матрёшек из солёного теста
Во время работы родителями были изготовлены семейные матрёшки.
А также совместными усилиями детей, родителями и воспитателями был организован мини-музей «Русской матрѐшки».
Матрѐшка в мини-музее была представлена в разных видах: из ткани, круп, бумаги, солёного теста, салфеток и др.
Музей – это такое место, где собираются, хранятся и выставляются напоказ старинные, ценные и редкие предметы.
Музей создают люди: они долго собирают разные предметы, изучают их и устраивают выставки, чтобы иметь возможность показать эту красоту
многим людям.
Мини-музей в группе позволяет воспитателям использовать экспонаты для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини - музея может подсказать тему для интересного разговора.
Главная идея музея – дети должны знать и уважать свое прошлое. В ее основе лежит зрительное и моторное восприятие, умение не только смотреть,
но и видеть, умение не только держать, но и чувствовать. Музей содержит
экспонаты, которые можно трогать, рассматривать и играть. И это привлекает детей, а раз у детей есть интерес, значит, процесс познания
становится наиболее эффективным.
В рамках проекта работа получилась интересной, творческой и познавательной. Дети с удовольствием принимали участие в занятиях, играх. Проявляли любознательность, интерес, инициативу.
Родители активно принимали участие в работе над проектом. Большая половина родителей дома с детьми придумали интересные и разнообразные игры с матрешками, приняли участие в создании мини-музея «Матрёшка, народная игрушка».
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОЕКТУ
«МАТРЁШКА, НАРОДНАЯ ИГРУШКА»
Таблица показателей уровней развития по проекту
на начало учебного года
Уровни развития |
||
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
3 человека – 10% |
14 человек – 48% |
12 человек – 42% |
Диаграмма показателей уровней развития по проекту на начало года
Вывод: Таким образом, исходя из результатов тестирования, по каждой образовательной области есть над, чем работать. На начало учебного года, детей, с высоким уровнем развития выявлено 3 ребёнка, что составил 10% %, детей, которые детей со средним уровнем развития 14 человек, 48%, с низким уровнем развития 12 детей, 42%. Это говорит о том, не все дети знают о народной игрушке – Матрёшке. Ребята не умеют играть с матрёшкой, как с игрушкой. Не знают о её происхождении, наряде, раскраске.
Из этого следует, что педагогам необходимо систематизировать работу по ознакомлению детей и родителей с Матрёшкой, как с народной игрушкой.
Таблица показателей уровней развития по проекту на конец года
Уровни развития |
||
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
30 человека –94% |
2 человек – % |
0 |
Диаграмма показателей уровней развития по проекту на конец года
Сравнительная диаграмма показателей уровней развития по проекту
Вывод: Таким образом, исходя из результатов тестирования, на конец учебного года, с высоким уровнем развития выявлено 30 детей, что составил 94 %, детей, уровень роста 91%; средний уровень развития 2 человек, 6%, снизилось на 42 %; с низким уровнем развития не выявленно, снизилось на 42%, что позволяет сделать следующие выводы:
• Педагогам удалось систематизировать представления детей о русской народной игрушке, вызвать интерес к матрешке – как к игрушке
• Дети стали интереснее играть, подражать матрешке, размышлять.
• Родители, получив необходимую консультацию от педагога по изготовлению русской народной игрушки – матрешки, изготовили в совместном творчестве с ребенком матрешку для игр в группе, изготовили наряды для матрешек.
Результат проекта:
В завершении работы мы подвели итоги своего труда. Открыли ли мы для себя что-нибудь новое и интересное? Научились ли делать то, чего не могли делать раньше? И пришли к выводу, что исследовательская работа помогла нам узнать многое. Мы узнали об истории возникновения матрешки, о процессе изготовления и особенностях росписи этой игрушки, узнали о том, почему матрешка считается народной игрушкой и о том, почему она пользуется всенародной любовью. В русской игрушке, ее содержании, форме и декоре отразились народные представления о мире, добре, красоте. Она несет в себе любовь и дружбу. Именно поэтому народная игрушка рассматривается, как символ русского искусства.
Такая работа позволила нам систематизировать представления детей о русской народной игрушке, вызвала интерес к матрешке – как к игрушке. Дети стали интереснее играть, подражать матрешке, размышлять.
Научились различать матрешек по окраске, размеру; играть с ней – складывая ее одну в одну; познакомились с потешками и песенками о матрешке, разучили танцевальные песенки с движением и использованием кукол – матрешек (изготовленных в совместном творчестве с родителями). Чаще стали использовать игрушку в самостоятельных играх (подвижных, сюжетно-ролевых).
Родители, получив необходимую консультацию от педагога по изготовлению русской народной игрушки – матрешки, изготовили в совместном творчестве с ребенком матрешку для игр и танцев в группе. Вместе с детьми в группе изготовили наряды для матрешек. А также чаще стали использовать матрешку в играх дома.