Петухова Светлана Николаевна, учитель химии первой категории и биологии без категории, КГУ «Большенарымский сельский лицей» села Улкен Нарын, Катон-Карагайского района, ВКО
"Органические вещества. Белки"
Технологическая карта урока биологии по технологии РКМ
Класс: 10 «Б»
|
Дата проведения: _________ 201__ год Учитель биологии и химии Петухова С. Н. |
Тема урока |
«Органические вещества. Белки» |
Цель и задачи урока |
Цель: продолжить расширение и углубление знаний о важнейших органических веществах клетки на основе строения белков, сформировать знания о важнейшей роли белков в жизнедеятельности клетки и всего органического мира. Задачи: 1. Обучающая: обеспечить усвоение учащимися знаний о составе и строении белков, их аминокислотном составе, принципе их объединения в полипептидную цепочку 2. Развивающая: продолжить развитие у старшеклассников умения сравнивать, сопоставлять состав и строение различных органических соединений (белков, жиров, углеводов). Развивать умение выделять главное, делать выводы; Классифицировать по различным признакам, обобщать, работать по аналогии. 3. Воспитательная: продолжить формирование у школьников убеждённости в познаваемости мира на основе знаний о строении, составе и свойствах органических веществ; формировать коммуникативные качества личности, умение работать в коллективе, воспитывать индивидуальную ответственность; воспитание сознательного отношения к здоровому образу жизни; воспитание нравственного отношения к жизни как наивысшей ценности. |
Ключевые понятия |
Биополимеры, макромолекула, мономеры, α-аминокислоты, пептидная связь, четыре структуры белка, денатурация, ренатурация, протеины. Функции: строительная, транспортная, двигательная, защитная, ферментативная. |
Ожидаемые результаты |
В ходе урока обучающиеся должны знать: основные понятия (аминокислоты, пептидная связь, пептиды, белки, ферменты); роль белков в жизнедеятельности клеток и организма Уметь: раскрывать взаимосвязь строения и функций белковых молекул. |
Ресурсы |
А-4, А-3, маркеры, интерактивная доска, плакаты «Строение белков», Функции белков», Аминокислоты»; модели структуры белка, учебник.
|
Задания |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Форма и стратегии |
Организационный момент. Приветствие.
Психологический настрой на урок
|
Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности обучающихся к уроку, организация внимания. Притча. “Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. В наших руках сегодня создать такую атмосферу на уроке, при которой все будут чувствовать себя комфортно. |
Учащиеся внимательно слушают и быстро включаются в работу. |
|
Деление на группы
|
«Разрезанная открытка». Учитель берет две открытки (разных, лучше — большого формата). Каждая из них разрезается на четыре (пять, шесть) частей. Все части перемешиваются. |
Каждый из учеников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки. |
|
1 этап: Вызов 1) Постановка темы урока |
1) «Назовите вещество». Ни одно вещество химики не изучали так долго, прежде, чем удалось разгадать его строение. От первых шагов на пути познания состава этого вещества до расшифровки структуры прошло более двухсот лет. Любой биологический объект, начиная от вирусов и заканчивая человеком, состоит в основном из этих веществ (в пересчете на сухое вещество). В сутки человек должен обязательно употреблять 100 г этого вещества. Недостаток этих веществ в питании |
Учащиеся внимательно слушают, анализируют информацию, делают предположения о веществе.
|
«Мозговой штурм»
|
2) Целеполагание
3) Актуализация знаний
|
вызывает у детей замедление роста и развития, а у взрослых — глубокие изменения в печени, нарушение деятельности желез внутренней секреции, изменение гормонального фона, ухудшение усвоения питательных веществ, проблемы с сердечной мышцей, ухудшение памяти и работоспособности. Что это за вещества? Учитель называет тему урока «Органические вещества. Белки».
2) Исходя из темы сегодняшнего, урока поставьте для себя цели, которые бы вы хотели достичь. 3) Вспомним сведения предыдущего урока. Мы поиграем в игру, которая называется «Жокей и лошадь». Слушаем правила: Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Начинаем, время пошло… Стоп! Все поймали своих «лошадей»? Давайте проверим, точно ли это ваши «лошадки»! (Учитель вместе с учениками проверяет правильно ли найдены ответы на вопросы). |
Учащиеся называют вещества – это белки.
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь Учащиеся ставят цели.
Учащиеся слушают правила игры и делятся на две равные группы «жокеев» и «лошадей»
|
«Жокей и лошадь» |
||||||||
2 этап Осмысление 1) Изучение нового материала |
1) Сегодня нам необходимо выделить основные понятия. Мы должны познакомиться со строением и свойствами белков. Знать их роль в жизни живых организмов. Учитель дает задание. Чтение текста с пометками: (§6 «Общая биология». Учеб. для 10 кл. естест. - мат. направления общеобразоват. шк. – 3-е изд., Алматы: Мектеп, 2014 г – 368с.) + я это знал, - я этого не знал,
|
Учащиеся читают текс параграфа, делают пометки в учебнике, после заполняют таблицу.
|
«ИНСЕРТ»
|
||||||||
|
Вместе с учащимися анализирует таблицу
2)Учитель дает задание. Работа с текстом: выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в виде грозди: (§7 «Общая биология». Учеб. для 10 кл. естест. - мат. направления общеобразоват. шк. – 3-е изд., Алматы: Мектеп, 2014 г – 368с.) Учитель слушает, корректирует работу учащихся |
Анализируют заполненную таблицу, сравнивают, исправляют ошибки, дополняют. Учащиеся читают текс параграфа, заполняют схему
Учащиеся защищают кластер |
«Кластер»- гроздь винограда |
||||||||
3 этап: Рефлексия 1) Применение и первичное закрепление усвоенных знаний.
2) Обобщение информации
|
Небольшой тест из 5 вопросов: 1. Процесс утраты природной структуры белка: а) ренатурация б) денатурация в) гомеостаз. 2. Биологические катализаторы – это: а) антигены б) антитела в) ферменты. 3. Чужеродные белки – это: а) антигены б) антитела в) ферменты. 4. Фермент: а) ускоряет сразу несколько типов реакций б) работает в узких температурных пределах в) может работать только при определенном значении рН среды. 5. При выработке иммунитета в крови образуются: а) антитела б) антигены в) гемоглобин. Учащиеся обобщают материал урока Пятистишие: Тема 2 прилагательных, описывающих тему 3 глагола, характеризующих действие Фраза из 4 слов, содержит основную мысль |
Учащиеся отвечают на вопросы теста
Учащиеся составляют пятистишие
|
«Синквейн»
|
||||||||
3) Подведение итогов |
Синоним к теме. Нижняя ступенька - не понял материал, вторая ступенька - понял материал, но выполняю задания пока с ошибками (или с помощью учителя), третья ступенька- выполняю задания самостоятельно и правильно, четвертая ступенька – задания выполняю правильно, материал урока понял и могу объяснить другу. Учитель просит вспомнить цели, которые учащиеся ставили для себя в начале урока, проанализировать, что было достигнуто, что не удалось
|
Учащиеся анализируют, каких целей они достигли, а какие не удалось достичь. Отвечают на вопрос почему не удалось? |
«Лесенка»
«Мозговой штурм» |
||||||||
Вывод |
Учитель подводит итог урока: На сегодняшнем занятии мы изучили свойства белков, познакомились с их строением и функциями. Не забываем, что они, так же, как и неорганические вещества входят в состав клеток живых организмов. И помним, что без белков наша жизнь не была бы возможна, ведь они выполняют столько функций в нашем организме! |
|
|
||||||||
Д/з |
§6, 7 [«Общая биология». Учеб. для 10 кл. естест. - мат. направления общеобразоват. шк. с. 31] |
Записывают домашнее задание |
|