Молчанова Полина Николаевна, 7 "А" класс, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №29, р.п. Чунский, Чунского района, Иркутской области.
Руководитель: Лацигина Ольга Николаевна, учитель истории и обществознания, МБОУ СОШ №29, р.п. Чунский, Чунского района, Иркутской области
Молчанова П. Конкурсная работа-проект Рождение христианской державы.doc (161 КБ)
Презентация к проекту.pptx (509 КБ)
АННОТАЦИЯ
«Выбор веры – луч в оконце,
Словно солнца поворот.
В простоте сердечной Солнцем
Звал Владимира народ.
Благодать сошла Господня.
Озарился свет Христов.
Веры свет горит сегодня,
Став основой из основ»
Ирина Ревякина
Тема "Крещение Руси" представляет собой большой интерес для изучения и исследования. Князь Владимир: его деятельность, личность, роль в судьбе древней Руси – вопросы, интересующие и привлекающие внимание. Благодаря летописцам известно, что христианство на Руси наблюдалось очень давно, медленными темпами вписывалось в жизнь русичей. Отдельные группы населения в разные времена принимали крещение.
Изучая данную тему на уроках истории в 6 классе, мне захотелось глубже разобраться в причинах принятия Русью христианства.
Понять, почему здесь прижилась именно православная вера.
Какова историческая роль князя Владимира в этом процессе?
Какое значение имело принятие христианства для дальнейшего развития Руси?
В данном проекте раскрываются вопросы о причинах принятия христианства, об основных направлениях деятельности князя Владимира для укрепления государства, о прогрессивном значении крещения Руси.
Цель проекта:
Изучение и исследование информации об истории крещения Руси.
Доказательство прогрессивности этого процесса.
Задачи проекта:
Гипотеза:
Может ли личность повлиять на историю государства?
Основополагающий вопрос:
Для чего нужна религия?
Проблемные вопросы:
План работы:
Метод исследования:
познавательно-поисковый
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
I. Крещение Руси при князе Владимире Святославиче – важнейший поворотный момент, с которого берет отсчет история Руси как равноправной сестры в семье христианских стран Европы. Именно с этого времени Русь осознает себя единым целым. Власть начинает строиться как истинное государство с одним для всех писаным законом. И тогда же на страницах русских летописей предания сменяются подлинной историей, записывавшейся очевидцами событий. Удивляться этому не стоит, ведь именно христианство принесло на Русь книжность и положило начало летописанию.
Достоверная история нашего Отечества – это изначально история Руси христианской.
В X веке Древнерусское государство объединяло в себе много племён, которые были язычниками и поклонялись разным божествам. Мир представлялся им состоящим из злых и добрых духов.
Киевский князь Владимир стремился к объединению восточнославянских земель. Его религиозный путь был долог и непрост. Воспитанный христианкой Ольгой, он с юности испытывал к христианству интерес. Но не более. В первые годы правления Владимир был ревностным и искренним язычником. Свою деятельность он начал с попытки свести в одно верования различных племён. В 980 году Владимир предпринял религиозную реформу. Из многочисленных языческих богов он выбрал шесть во главе с княжеским богом-громовержцем Перуном, которых провозгласил верховными божествами на территории государства. Перед этими идолами совершались языческие обряды, жертвоприношения. Поклонение другим богам преследовалось. Однако такой эксперимент не удался. Культ Перуна не прошел в массы. Ему противостояли другие языческие боги, которым поклонялись славянские и неславянские племена Киевской Руси. Не получилось сотворить единое целое со всеми племенами. Язычество оказалось не той религией, которая может скрепить Киевскую Русь.
Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так называемые мировые религии: христианство и ислам.
Необходимость новой религии определялась социально-политическим развитием страны. Принятию на Руси христианства как государственной религии способствовало ряд причин.
Причины были разные: политические, дипломатические, культурные.
Политические:
С ликвидацией самостоятельности славянских союзов складывалась структура единого государства с единой династией во главе, с единым господствующим слоем, представленным военно-служилой знатью (включавшей дружину киевского князя и дружины его родственников-вассалов). В этих условиях оказались непригодными для центральной власти старые центры племенных княжеств, создавались новые, в которых располагались князья – родственники киевского правителя.
Единому государству должен был соответствовать и единый религиозный культ.
Примером была Византия, самая могущественная держава в Европе. Власть императора была здесь почти неограниченной, и церковь способствовала ее укреплению. К тому же византийская церковь, в отличие от римской, полностью зависела от императора.
Дипломатические причины:
Языческая Русь не могла входить, как полноценный член ни в какие международные союзы и была обречена на политическую изоляцию, прежде всего в Европе, где не хотели заключать династических браков, а также торговать с язычниками. Здесь уже затрагивались экономические вопросы жизни государства, вопросы дальнейшего развития и сохранения Руси как единого и могучего, способного защитить себя государства.
Для утверждения Руси, как современного государства на политической карте мира, необходимо было перестроить страну на новый лад, который был принят в большинстве цивилизованных государств, как Европы, так и Азии, а в те времена главным просветительским и объединяющим фактором являлась именно Церковь.
Культурные причины:
II. В 985г. великий князь Владимир Святославич выступил в поход на Волжскую Булгарию и на пытавшихся воссоздать свой каганат хазар. Князь одержал над булгарами победу и вернулся в Киев. Сюда к нему в 986 г. прибыли для утверждения мира послы из Волжской Булгарии и Хазарин. И внезапно князь заговорил с ними о вере, причём расспрашивал их заинтересованно, явно выбирая. И послы начали «учить» князя.
В окружающем мире христианство одерживало одну победу за другой. Крещение уже приняли не только сербы, хорваты и болгары, но и поляки, и датчане. Повсюду христианский Бог одерживал верх над богами языческими. Владимир, как и всякий человек, верующий в сверхъестественные силы, разумеется, задумывался о причине. В самом Киеве христиан было уже немало. В 983 г. киевские жрецы попытались принести в жертву Иоанна, сына крещёного варяга-дружинника Феодора. Тот не отдал сына в жертву языческим «бесам», и оба они погибли от рук киевской толпы.
Владимир не мог не видеть, что моральная победа осталась за христианами.
Но в то время как к западу от Руси распространялось христианство, на востоке усиливался ислам. Мусульмане тоже учили о едином Боге, и различия язычник Владимир пока не понимал. В ислам давно уже обратились волжские булгары, а теперь под давлением хорезмийцев его принимали и хазары. Так что разговор, заведённый Владимиром о вере с булгарскими послами, был не случаен.
Князя, хоть он и спрашивал: «Какова вера ваша?» — интересовало не столько богословие, сколько особенности повседневной жизни, «закон». Послы познакомили Владимира с основными предписаниями ислама, с обязанностями и правами правоверного. Простота нравов в сочетании с верой в единого Бога поначалу привлекли князя. Он особо обратил внимание на разрешение многоженства — Владимир имел нескольких жён и сотни наложниц. Расторгать браки с княгинями, матерями своих детей, князю совсем не хотелось. Но многое в столь чётких и простых требованиях ислама противоречило обычаям и укладу жизни славян. Да и у самого Владимира требования обрезания, отказ от свинины и вина вызывали отторжение.
В Киеве уже при Ярополке работала небольшая миссия из Западной Европы. Эти люди пытались склонить растущую христианскую общину к латинско-папскому обряду. Известие о возможном принятии ислама встревожило посланцев Рима. Они добились встречи с Владимиром. Князь охотно согласился выслушать и христиан, единоверцев Ольги. В то время раскол между православным греческим Востоком и католическим латинским Западом только ещё назревал. Владимир в их расхождения не вникал и едва ли знал о них в деталях.
Повесть временных лет рассказывает, что иноземцы из Рима обратились к князю со словами: «Пришли мы, посланные папой. Так говорит тебе папа: «Земля твоя такая же, как и наша, а вера ваша не похожа на веру нашу, так как наша вера – свет; кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц и все, что дышит, а ваши боги – просто дерево». Владимир же спросил их: «В чем заповедь ваша?». И ответили они: «Пост по силе. Если кто пьет или ест, то все это во славу Божию», – как сказал учитель наш Павел». Сказал же Владимир немцам: «Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого» (Откуда есть пошла Русская земля. Века VI-X. Кн. 2 / Сост. А.Г. Кузьмина. – М.: Мол. Гвардия, 1986. – с.520).
Иудейские раввины, прибывшие с хазарским посольством, предлагали князю принять иудаизм. После того как хорезмийцы навязали Хазарии ислам, Русь могла стать заменой рухнувшей державе.
«Пришли хазарские евреи и сказали: «Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя каждый своей вере. Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого Бога Авраамова, Исаакова и Иаковля» (Откуда есть пошла Русская земля. Века VI-X. Кн. 2 / Сост. А.Г. Кузьмина. – М.: Мол. Гвардия, 1986. – с.520).
Однако иудеев Владимир слушал, скорее всего, с другой целью. В Киеве имелась еврейская община, но их религия более не была государственной ни в одной стране мира. «И спросил Владимир: «Что у вас за закон?». Они же ответили: «Обрезаться, не есть свинины и заячины, соблюдать субботу». Он же спросил: «А где земля ваша?». Они же сказали: «В Иерусалиме». А он спросил: «Точно ли она там?». И ответили: «Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам». Сказал на это Владимир: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?» (Откуда есть пошла Русская земля. Века VI-X. Кн. 2 / Сост. А.Г. Кузьмина. – М.: Мол. Гвардия, 1986. – с.520).
Цель князя была иная: выслушать «критику со стороны» в адрес ислама и христианства. Этого он добился с лёгкостью. Принимать же иудаизм в его планы не входило. «Испытывать» эту веру он позднее и не подумал.
Владимир созвал на совет бояр и старцев, сказав им: «Вот приходили ко мне болгары, говоря: «Прими закон наш». Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира. Что же вы посоветуете? Что ответите?» (Откуда есть пошла Русская земля. Века VI-X. Кн. 2 / Сост. А.Г. Кузьмина. – М.: Мол. Гвардия, 1986. – с.521).
Киевская знать ответила князю: «Знаешь, княже, что своего никто не хулит, но хвалит. Если хочешь разницу между ними испытать, то имеешь у себя мужей. Послав, испытай каждую службу, кто как служит Богу».
Характерно, что возражений против собственно перемены религии не прозвучало, как только князь высказал свой скепсис в отношении веры Отцов, разделявшие его новый образ мыслей выступили открыто. Противники же, если были, предпочли промолчать. На язычников магически действовал авторитет князя как верховного священнослужителя и потомка богов.
Решение направить послов для «испытания веры» на Запад и на Восток давало обеим «партиям» отсрочку.
Западному посольству не пришлось ездить далеко — латинский обряд утвердился уже и в Чехии, и в Польше. Вернувшись, подданные доложили князю: «Пришли в Немцы. Видели их в храме творящими службу, а красоты не видели никакой» (Откуда есть пошла Русская земля. Века VI-X. Кн. 2 / Сост. А.Г. Кузьмина. – М.: Мол. Гвардия, 1986. – с.522).
Четверо посланников, поехавших на Восток, побывали в Волжской Булгарии, а оттуда направились в Хорезм. Хорезмийский эмир Мамун радушно принял их и отправил с ними для обращения русских одного из своих придворных вероучителей. Но сложилось иначе.
Русичи остались не в восторге от мусульманского богослужения и обычаев. Их взгляд типичен для иной культуры, столкнувшейся с чем-то совершенно незнакомым и непонятным: «Ходили в булгарам, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их» (Откуда есть пошла Русская земля. Века VI-X. Кн. 2 / Сост. А.Г. Кузьмина. – М.: Мол. Гвардия, 1986. – с.522).
Связи Руси с исламскими народами были пока весьма отдалённы. На самой Руси мусульманских обшин не существовало. Не возникло и теперь. Впрочем, с Хорезмом Владимир ссориться не хотел и посланнику эмира позволил остаться в Киеве.
Между тем развернулись события, изменившие всё.
Ранней осенью 987г. неожиданно в Киев прибыло посольство из Константинополя. В 971 г. Святослав, заключая мир с Византией, поклялся: «Если иной кто помыслит на страну вашу, то и я буду против него и стану бороться с ним». И вот от его сына требовалось выполнить клятву. Скованная многолетней Болгарской войной на Дунае, Византия подверглась теперь и иной опасности. Против императоров-братьев Василия и Константина восстал командовавший малоазиатскими войсками империи полководец Варда Фока. Сил на борьбу с ним не было, поэтому правители обратились за помощью к Руси.
Слухи об иноземных проповедниках в Киеве уже достигли Византии, и императоры включили в посольство некоего философа, поручив ему побеседовать о вере. Принятие Русью ислама могло повредить необходимым империи союзным отношениям.
Владимир признал верность союзническим обязательствам, но выдвинул и своё условие: потребовал отдать ему в жёны сестру императоров Анну. Это сватовство, при всей несбыточности ожиданий князя-язычника, давало повод заговорить с ним о вере.
«Греки хулили все законы, а свой хвалили, — сообщил князь дружинникам. — И много говорили, рассказывая от начала мира. Хитро говорили, и чудно слушать их, и любо каждому. О другом свете рассказывают — «если кто верует в нашу веру, то, умерев, опять восстанет, и не умирать ему вовеки. Если в иной закон вступите, то на оном свете в огне гореть».
Для «испытания» греческого христианства в Византию отправили посольство из десяти дружинников. Торжественная служба в Святой Софии с участием патриарха и императора восхитила руссов, докладывали они потом князю в Киеве: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, – знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве». Сказали же бояре: «Если бы был плох закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, которая была мудрейшей из всех людей» (Откуда есть пошла Русская земля. Века VI-X. Кн. 2 / Сост. А.Г. Кузьмина. – М.: Мол. Гвардия, 1986. – с.523).
С этих слов Владимир ощутил всю пышность греческого обряда. Однако внешняя сторона, конечно, не являлась главной в окончательном выборе.
Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киевской Руси с Византией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответствовало политическим устремлениям князя Владимира. Не последнюю роль сыграли и династические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной — и, таким образом, еще в большей мере закрепило дружеские отношения с такой влиятельной державой, как Византия. Дружба с Византией не только открывала дорогу к расширению торгово-экономических и культурных связей, но и в какой-то мере защищала Русь от набегов многочисленных кочевых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала в борьбе со своим северным соседом:
И еще один момент сыграл свое значение при выборе православия. В католицизме богослужение происходило на латинском языке, тексты Библии и других богослужебных книг — на этом же языке. Православие не связывало себя языковыми канонами. К тому же в этот период православие утверждалось в славянской Болгарии. Таким образом, богослужебные книги и весь обряд в языковом отношении были родственны населению Киевской Руси. Через болгарские богослужебные книги и болгарских священнослужителей православие начало утверждаться в духовной жизни русского общества.
Владимир оказал Византии помощь против мятежников в Малой Азии, отправив туда несколько тысяч воинов. Тогда же он со всей семьёй принял крещение в Киеве. Не все источники согласны с этим, но утверждается в наиболее ранних, близких к событиям. Произошло это в начале 988 г.
Однако договорные обязательства не были выполнены византийскими императорами. Они всё ещё видели в киевском князе язычника и «варвара», а следовательно, возможного врага. Получив помощь, они вовсе не собирались выдавать за него сестру. Более того, Владимир не дождался даже обещанных ему христианских священнослужителей. Разгневанный, он решил начать войну с Византией. В ноябре 988 г. его флот появился под стенами Херсонеса, по-русски Корсуни, — столицы византийского Крыма. Город упорно оборонялся. Но весной 989 г. Владимир хитростью принудил его к сдаче. Однако в отличие от своих воинственных предков князь искал не ратной добычи, а прочного мира. В самом своём успехе он уже видел знак от христианского Бога. Из Херсонеса Владимир отправил посольство в Константинополь, требуя от императоров выдать за него Анну. Василий и Константин согласились, не имея иного выбора.
В Херсонесе князь венчался с Анной. Тогда он впервые открыто провозгласил себя христианином, и отсюда возникло предание о его крещении в Херсонесе. Вернувшись с миром в Киев, Владимир велел разрушить святилище Перуна. Язычники оплакивали своего бога, но воспротивиться не осмелились. По княжескому приказу все горожане явились к месту впадения в Днепр речки Почайны и приняли крещение в её водах.
Но большая часть Руси крестилась добровольно. По всем городам строились церкви, в Киеве при княжеском дворе появилась первая школа. Русь, сплочённая на новой основе, вошла в сообщество христианских народов Европы. Притом она сама стала теперь просветительницей соседних с ней языческих племён. Принятие ими христианства полностью уравнивало их в правах с основным населением державы Рюриковичей, сближало обычаи и нравы.
Выбор веры князем Владимиром неизбежно порождает размышления на тему «упущенных» вероятностей. Могла ли Русь принять, скажем, ислам? Владимир – да. Русь — едва ли. Попытка введения совершенно новой и, что гораздо важнее, незнакомой веры в огромной и пока непрочной стране вполне могла кончиться её крахом. Пример обращенной в иудаизм Хазарии показателен.
Более вероятно, учитывая вековые усилия западных миссионеров, принятие христианства из папского Рима. Латинский обряд и затем католическая вера утвердились во многих славянских государствах: Польше, Чехии, Хорватии. Несомненно, что в случае победы западного христианства историческая судьба Руси и Европы в целом могла бы сложиться по-другому. Тогда мир не знал бы настолько самобытной и богатой русской культуры. Особая русская цивилизация не возникла бы. Русь разделила бы историческую судьбу латинской Европы, которая, возможно, простёрлась бы в итоге «от Дублина до Владивостока».
Кому-то такой вариант истории, наверное, покажется предпочтительным. Кому-то — определённо нет. Как бы то ни
было, история пошла по другому руслу. И со временем Русь, не разделившая путь ни католического Запада, ни мусульманского Востока, стала ядром православного мира, восприняв эту роль от погибшей Византии. Мира, ценности которого считают истинными миллионы не только русских людей.
III. Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.
Христианство создало широкую основу для объединения всех народов древнерусского общества. Исчезла граница между русом и славянином, угро-финном и славянином и т.д. Все жители Руси приняли одну веру. Исчезли противоречия, которые были вызваны верой в разных языческих богов. Введение христианства принесло стране единство и примирение, способствовало укреплению княжеской власти. Князь теперь воспринимался, как посланник бога.
Христианство постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции и на этой основе, произошла гуманизация общества. Церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения, убийство рабов.
На основе христианизации происходит становление нового типа государственности в Киевской Руси, которая в значительной мере приобретает византийскую форму. Устанавливается тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. В первой половине XI в, начинается оформление церковной юрисдикции. В ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные дела. К концу XII в. церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. Значительная роль отводится церкви в международных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквями.
В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, а значит и стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса. Русь органично вписалась в европейскую культуру и дипломатические отношения с другими странами. Войдя в сферу христианской культуры, она стала развивать свою.
Значительным культурным переворотом было введение единой письменности. Братья–болгары Кирилл и Мефодий бежали в Киев после завоевания их страны Византией. Введя в практику кириллицу, они передали и свои знания. Старославянский язык стал языком культа и религиозной литературы. На основе синтеза этого языка и восточнославянской языковой среды сформировался древнерусский литературный язык, на котором были написаны «Русская Правда», летописи, «Слово о полку Игореве» и т. д.
Русь не стала пассивным приложения византийской культуры, она и сама оказывала сильное влияние, трансформируя византийское наследие в духе местных традиций.
Принятие христианства способствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране.
Христианство повлияло на развитие ремёсел, перенимались приёмы кладки стен, возведение куполов, мозаика и т.д.
Каменное зодчество, фрески, иконопись появились на Руси также, благодаря христианству. Развивались храмное строительство. Было построено много храмов (в Киеве – около 400 храмов, и не один из них не копировал другой). Под влиянием христиан развивалось книжное дело, литература, история и философия.
Центрами культуры стали монастыри. Там монахи – ученые стали вести летописи, переписывать и переводить книги, создавать оригинальные литературные сочинения. Среди монахов были врачи и учителя. При монастырях стали открывать школы.
После крещения Руси у страны стали развиваться и крепнуть внешние связи. В первую очередь, к нам пошел поток товаров, предметов культуры и науки из Византии. Эта страна с двух тысячелетней культурой оказала огромное влияние на Русь.
С принятием христианства Русь автоматически шагнула на другой виток развития.
Содержание:
Принятие христианства на Руси: была ли альтернатива?
Цель:
На основе изучения источников и литературы определить, почему князь Владимир выбрал именно христианство в качестве официальной русской религии.
Задачи:
Гипотеза:
Христианская религия больше всего подходила славянским племенам, была ближе по их мировоззрению.
Объект исследования:
«Повесть временных лет»
Методы:
Ход исследования:
Выводы:
Христианство, заимствованное от греков, не отделенное полностью от Запада, в конечном счете оказалось ни Византийским, ни Западным, а русским. Это обрусение христианского верования и церкви рано началось и шло в двух направлениях.
Первое — борьба за свою национальную церковь в верхах. Греческие митрополиты встретились на Руси с тенденцией к самобытности. Первые русские святые были возвеличены по причинам политическим, не имеющим отношения к вере, вопреки мнению грека-митрополита.
Вторая струя шла из народа. Новая вера не могла вытеснить то, что было частью самого народа. Рядом с христианской верой, недостаточно крепкой в народе, были живы культы старых богов. Складывалось не двоеверие, а новая вера как результат обрусения христианства.
Попытка введения ислама – совершенно новой и незнакомой веры в огромной и пока непрочной стране вполне могла кончиться её крахом. Пример Хазарии показателен. В случае победы западного христианства историческая судьба Руси и Европы в целом могла бы сложиться по-другому. Тогда мир не знал бы самобытной и богатой русской культуры. Особая русская цивилизация не возникла бы.
Со временем Русь, не разделившая путь ни католического Запада, ни мусульманского Востока, стала ядром православного мира, восприняв эту роль от погибшей Византии. Мира, ценности которого считают истинными миллионы не только русских людей.
Итоги работы:
Заключение:
Список использованной литературы:
1. Большая детская энциклопедия: История России с древнейших времен до XIX века, 1999. – 927 с.
2. История России с древнейших времен до конца XVII века: историческая литература / Сост. С.Ю. Шокарев. 2001. – 592 с.
3. Россия: великие моменты истории / отв.ред. С. Экштут. 2009. – 335 с.
4. Откуда есть пошла Русская земля. Века VI-X. Кн. 2 / Сост. А.Г. Кузьмина. – М.: Мол. гвардия, 1986. – 702 с.
5. Крывелев И.А. История религий: Очерки в 2 т. Т. 1. – М.: Мысль, 1988. – 445 с.
6. Бычков В. 2000 лет христианской культуры. В 2-х тт. Том 2. Славянский мир. Древняя Русь. Россия. М. – СПб.: Университетская книга, 1999. – 527 с.
Интернет-ресурсы:
http://www.pravoslavie.ru/news/5238.htm
http://wikikurgan.orbitel.ru.wikipedia.org/wiki/
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/45/Chersonesos_988_war_map.jpg
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/38/Radzivil_Vladimir_campaign_on_Korsun.jpg
http://biography.sgu.ru/bio/data/files/pictures/image/36447.jpg