Конспект урока литературного чтения в 3 классе
Тема: «Анализ произведения «Моя Родина» М.М. Пришвина»
Сокова Елена Юрьевна
учитель начальных классов
МАОУ «Гимназия №4»
г. Норильск
Красноярского края (РФ)
Цели урока
Общие:
1. Направить работу на формирование целостного представления о мире во всём его многообразии; навыка самообучения и взаимообучения через действие; умения ставить цель и выбирать нужный способ действия для её достижения.
2. Организовать комфортную среду для оптимизации процесса обучения.
3. Прививать навыки рефлексии, научить выстраивать на их основе высказывания.
Частные:
1. Привести учащихся к постижению высказывания: «Если каждый человек на куске своей земли сделал бы всё, что может. Как прекрасна была бы Земля наша!» через самостоятельный анализ текста М.М. Пришвина «Моя Родина».
2. Организовать взаимообучение анализу текста на основе следующих способов действия: поиск ключевого слова; выстраивание словесных рядов; работа над рисунком, символом; составление лозунгов.
3. Выработать следующие навыки общения: составление диалога; словесное поощрение партнёра.
4. Привести учащихся к пониманию того, что будущее Земли в руках людей.
Оборудование: текст М.М. Пришвина «Моя Родина», презентация к уроку, раздаточный материал.
I. Вызов интереса.
- Доброе утро, ребята! Прочитайте высказывание А.П. Чехова.
«Если каждый человек на куске своей земли сделал бы всё, что может. Как прекрасна была бы Земля наша!»
- Как вы понимаете смыл слов А.П. Чехова?
- Предлагаю вам выполнить упражнения, которые помогут найти ключевые слова для определения темы нашего урока.
Упражнение 1. «Найди вторую половинку пословицы»
1. Родина краше солнца, |
А. соловей без песни. |
2. Человек без Родины - что |
Б. дороже золота. |
3. Глупа та птица, которой |
В. сладок. |
4. Каждому свой край |
Г. Родины нашей. |
5. Нет в мире краше |
Д. свое гнездо не мило. |
- Зачитайте получившиеся пословицы. (Родина краше солнца, дороже золота. Человек без Родины - что соловей без песни. Глупа та птица, которой свое гнездо не мило. Каждому свой край сладок. Нет в мире краше Родины нашей.)
- Назовите тему, которая объединяет получившиеся пословицы. (РОДИНА – ключевое слово.)
Упражнение 2. «Выбери слово». В строках найди и обведи слово. Внимание! В некоторых строчках слов может не быть.
1. |
ГПРРСТКМИХАИЛРОООЖ |
2. |
АВПРЙСТЬЫХЖДРППЬГЬ |
3. |
РСТМИХАЙЛОВИЧППЬГЬ |
4. |
АВПРЙСТУЫХЖДРППЬГЬ |
5. |
КРППЬГЬПРИШВИНЙСТУ |
МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ПРИШВИН – ключевые слова.
- Михаил Пришвин внимательно наблюдал за всем, что происходило в природе, и не только наблюдал, но и исследовал. Очень любил охоту, но его охота была не за птицей или зверем, а за открытиями. Нужно было найти в природе такое, чего никто еще в своей жизни не встречал. М. Пришвин был настоящим исследователем и защитником природы. Он знал, понимал и чувствовал каждую травинку, птицу, зверя.
- Обратите внимание на выставку книг М. Пришвина. Рассмотрите обложки и сделайте вывод о теме его произведений. (ПРИРОДА – ключевое слово.)
- Мы выделили ключевые слова: РОДИНА, ПРИРОДА, М.М. ПРИШВИН. По ключевым словам определите тему нашего урока.
- Верно, тема урока: «Родная природа в произведениях М.М. Пришвина»
- Какую цель поставите на уроке? (Цель нашего урока – исследовать произведение М. Пришвина.)
II. Прогнозирование по заголовку и иллюстрации.
- Откройте учебник на стр. 142. Назовите произведение, которое вы будете изучать сегодня на уроке. («Моя Родина»)
- По заголовку предположите, в чём основная мысль текста.
- Рассмотрите иллюстрации. Предположите, каково будет содержание текста.
- Проверим наши предположения.
III. Чтение и анализ текста.
1) Погружение в текст М. Пришвина (1 часть).
По ходу чтения учитель задает вопросы, помогающие раскрыть основное содержание, смысл текста.
Мать моя вставала рано, до солнца. Я однажды встал тоже до солнца… (Как вы думаете, зачем автор так рано встал? Какое это время «до солнца»? А для чего так рано вставала мама?) Мать угостила меня чаем с молоком. Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху покрывалось румяной пенкой, а под той пенкой оно было необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным. (Почему автору молоко казалось таким вкусным?)
Это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону: (О какой хорошей стороне жизни говорит автор? Какое решение принял?) я начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца. (Что хорошего в раннем утреннем подъеме? Что наблюдал автор каждое утро?)
Потом и в городе я вставал рано, (Где в детстве жил автор? Нужно ли в городе так рано вставать? Что он делал по утрам?) и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать. (Для чего и теперь в городе автор встает до восхода солнца? Пишет. Привык. Так он чувствует себя одним целым с природой.)
И часто-часто я думаю: что, если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья! (В чем смысл этих строк? Прибыло здоровья, радости, жизни и счастья.)
После чаю я уходил на охоту…
Моя охота была и тогда и теперь - в находках. (В чем была охота автора? О каких находках он говорит?) Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался. (А что ТАКОЕ мог найти автор в природе?)
- От какого лица написано произведение? (От первого лица (автора). Пришвин рассказывает о своих воспоминаниях из детства, о том, как раннее «вставание» изменило его жизнь в хорошую сторону.)
- Как вы думаете, для чего автор рассказал читателям об этом? На что он хочет обратить наше внимание?
- Понравилась ли вам первая часть текста? Чему можно научиться у Пришвина?
2) Осмысление экологической значимости текста (2 часть).
- Дочитаем текст.
Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы.
- В каком предложении заключена основная мысль текста? (Охранять природу - значит охранять родину.)
- Что напоминает вам 2 часть текста? (Призыв, требование…)
- В литературе выделяют особый жанр – лозунг. Лозунг – краткий лаконичный (ёмкий, информативный) призыв, выражающий идею, требование. Лозунги состоят из обращения, призыва и обоснования.
- Положите перед собой карточку со 2 часть текста. Докажем, что данный отрывок можно отнести к жанру лозунг. Итак, мы будем находить в тексте: обращение (Какие слова содержит обращение? Кому адресовано?), призыв (На какой вопрос будут отвечать слова в призыве? Что делать?), обоснование (Почему это важно?).
- К кому обращается автор? (Молодые друзья – это читатели, все люди, особенно молодые – все в наших руках.)
- К чему призывает автор? Что нужно делать? (Охранять, открывать и показывать: будем охранять наши водоемы, охранять наши леса, степи, горы.)
- Почему это важно? (Природа – это кладовая солнца с великими сокровищами жизни, для рыбы нужна чистая вода, в лесах – разные ценные животные.)
- Составим лозунг «Берегите родную природу!» на основе текста М. Пришвина.
Молодые друзья!
Вы – хозяева нашей природы!
Природа – кладовая солнца с великими сокровищами жизни!
Открывайте и показывайте эти сокровища!
Охраняйте наши водоемы – рыбе нужна чистая вода!
Охраняйте наши леса, степи, горы – в них обитают разные ценные животные!
Охраняя природу, вы охраняете Родину.
- Какой вывод сделаем после анализа текста?
Вывод: Автор не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать её и беречь всё живое. Ибо, оберегая природу, живое, мы бережем свою Родину.
IV. Составление лозунга.
- Будущее нашей планеты Земля в руках людей.
- Как каждый из вас уже сейчас может проявить свою заботу об окружающем нас мире?
- Предлагаю вам, работая в группах, составить экологические лозунги. Соблюдайте структуру. Лозунг должен содержать обращение, призыв и обоснование.
Каждой группе предлагается деформированный текст-лозунг на экологическую тему. После выполнения задания представители каждой группы зачитывают составленные тексты-лозунги.
Группа №1.
Друзья! Не загрязняйте лес бытовыми отходами! Случайно забытая стеклянная бутылка может привести к пожару и гибели растений и животных.
Группа №2.
Друзья! Берегите растения луга! Луговые травы – лучший корм для травоядных животных. Многие луговые цветы – прекрасные медоносы.
Группа №3.
Жители планеты Земля! Берегите чистоту рек и озёр! Главное богатство рек и озёр – пресная вода. Воды рек и озёр орошают поля и луга, незаменимы в жизни и деятельности человека.
Группа №4.
Жители планеты Земля! Не осушайте болота! Болота – природные водохранилища чистейшей пресной воды. Вытекающие из них ручейки питают крупные реки и озёра.
Группа №5.
Уважаемые руководители заводов! Постройте современные очистные сооружения! Отходы Вашего производства загрязняют атмосферу.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Ребята, какую цель ставили для себя? Вы достигли поставленной цели? Какое произведение исследовали на уроке? В чем его основная мысль? Что нового вы открыли для себя на уроке? В чем уникальность этого произведения?
- Если каждый человек на куске своей земли сделал бы всё, что может. Как прекрасна была бы Земля наша!
- Что может сделать каждый из вас?
- Оцените свою работу на уроке - составьте высказывание по ключевым словам:
1. Я узнал…; запомнил…; научился…; повторил…
2. Урок привлёк меня… Показался интересным… Взволновал, заставил задуматься… Навёл меня на размышление… Оказался поучительным…
VI. Домашнее задание.
- Напишите мини-сочинение «Будущее Земли в руках людей».
Конспект урока литературного чтения "Анализ произведения "Моя Родина" М. М. Пришвина"