You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!
Матыгулина Татьяна Владимировна, учитель начальных классов, ГОКУ "СКШИ г.Черемхово", Россия, Иркутская область, город Черемхово
«…сильным, опытным становится педагог, который умеет
анализировать свой труд… В своей основе педагогический труд стоит
близко к научному исследованию.
Это близость, родство заключается, прежде всего,
в анализе фактов и необходимости
предвидеть. Учитель, умеющий проникать мысленно в
сущность фактов, в причинно - следственные связи между
ними, предотвращает многие трудности неудачи»
В.А.Сухомлинский
Речь – одна из центральных, важнейших психических функций. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребѐнка и на его общее развитие. Она является основным средством общения людей между собой. Речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребѐнка на всех этапах его развития.
Для развития речи ребѐнка решающее значение имеет полноценный слух. Слыша речь взрослых, подражая ей, ребѐнок самостоятельно учится говорить. С помощью слуха ребѐнок получает возможность контролировать собственную речь, сравнивать еѐ с речью окружающих, усваивая не только правильное звукопроизношение, но и лексико-грамматический строй языка.
На современном этапе развития общества и образования одной из центральных научно-практических проблем, привлекающих внимание как отечественных ученых (Р.М.Боскис, А.Г.Зикеев, Т.С.Зыкова, К.Г.Коровин, М.И.Никитина, Л.П.Назарова, Т.В.Розанова, Л.И.Тигранова), так и зарубежных специалистов (В.Вейс, К.Леймитц, О.Перье), является проблема речевого развития детей с нарушениями слуха.
В исследованиях сурдопедагогов (И.Г. Багрова, Р.М. Боскис, Л.М. Быкова, И.М. Гилевич, А.Г. Зикеев, С.А. Зыков, Т.А. Зыкова, И.В. Колтуненко, К.В. Комаров, К.Г. Коровин, Б.Д. Корсунская, Е.П. Кузьмичева, Е.А. Малхасьян, Л.П. Носкова, К.И. Туджанова, Ф.Ф. Рау, Л.Г. Парамонова, Н.Д. Шматко, Е.З. Яхнина и др.) рассмотрены основные проблемы речевого развития глухих и слабослышащих детей ограничивающие возможности их общения; раскрываются особенности понимания этими детьми обращенной речи, продуцирования и грамматического оформления высказываний, звукопроизношения (И.Г. Багрова, Р.М. Боскис, И.М. Гилевич, К.Г. Коровин, К.В. Комаров, К.И. Туджанова, С.В. Сацевич, Л.Е. Фингерман, И.А. Шаповал и др.)
Поэтому одной из актуальных проблем сурдопедагогической теории и практики сегодня продолжает оставаться обучение слабослышащих детей речи.
Согласно ФГОС ОВЗ важно развивать у младших школьников умение учиться, т. е. формировать универсальные учебные действия. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка - систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Развитие познавательной активности личности в обучении требует в нашем информационном мире принципиального переосмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации познавательной активности обучаемых является не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание таких условий, которые позволят развить у учащегося разные стороны активности: интеллектуальную, личностную, социальную.
Познавательная активность играет в педагогическом процессе главную роль. И. В. Метельский определяет познавательный интерес следующим образом: «Интерес – это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением развивающейся личности».
Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательную активность учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Считаю, что результата в решении этой задачи можно добиться, обладая рядом личностных качеств:
Считаю своей задачей всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить что-то новое, ранее неизвестное. Кроме того я всегда помню, что интерес вызывает только полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовлю материал для уроков. Стараюсь создавать ситуацию успеха на каждом уроке, так как считаю это самым эффективным стимулом познавательной деятельности. Ситуация успеха удовлетворяет потребность каждого школьника в самоуважении и повышении престижа, что в конечном итоге ведёт к сохранению и укреплению психического здоровья ребёнка. Важен и такой стимул, как оценка результатов учебного труда детей. При её выставлении необходимо максимально доброжелательное отношение учителя к ученику, что позволяет выставить адекватную отметку даже слабому учащемуся. Иногда для создания ситуации успеха могу незначительно завысить оценку. Желая сформировать у своих учеников мотивацию к достижениям, ставлю перед ними посильные задачи. Ребёнок должен иметь возможность выбора, и здесь мне помогает дифференцированный подход к обучению.
Теоретический анализ указанной проблемы, передовой педагогический опыт убедили меня в том, что наиболее конструктивным решением является создание психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, индивидуальное «Я».
Для просмотра полной версии пройдите по ссылке Концепция " Активизация познавательной деятельности обучающихся с использованием игровых технологий как способ развития речи"