Матыгулина Татьяна Владимировна, учитель начальных классов, высшая категория, e – mail: matygulinat@mail.ru, ГОКУ "СКШИ г. Черемхово", Иркутская область
«Учить всех, учить каждого и всегда в ногу со временем»
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, развития его интеллекта, мышления - является речь. Речь - это вид человеческой деятельности, процесс реализации мышления на основе использования языка.
Речь выполняет функции общения и сообщения, самовыражения и воздействия на других людей. Умение полноценно общаться – одна из главных целей развития глухих, слабослышащих школьников.
Актуальность этой проблемы состоит в том, что обучение языку учащихся в начальных классах, прежде всего, начинается именно с развития разговорной речи – как наиболее им доступной и естественной для организации непосредственного общения учителя с ребёнком и детей между собой. Кроме того, в процессе обучения диалогу учащихся обеспечивается развитие их языковой способности. Оно осуществляется за счёт частоты применения школьниками речевых средств, вариативности высказываний, проведения аналогий, предугадывания ответов собеседника. Речевая деятельность учащихся совершенствуется в ходе развития разговорной речи на основе говорения, чтения, письма, дактилирования и слухозрительного восприятия. То есть диалогическая речь для младших школьников является как бы фундаментом на основе которого, в дальнейшем будет строиться развитие других форм речи (связной, письменной и др.)
Поэтому целью моей деятельности является повышение эффективности работы по развитию разговорной речи на уроках.
Гуманизация образования, ориентация на личность и максимальное развитие ее уникальности, приоритет человеческого и личностного над другими ценностями – эти идеи побуждают к поиску адекватных им педагогических технологий. В своей работе особое внимание уделяю использованию игровой технологии, так как считаю, что процесс обучения речи делается более доступным и привлекательным для неслышащих детей младшего школьного возраста. А в условиях специальной школы использование игры приобретает коррекционную направленность.
Нарушение слуха, особенно врожденное или наступившее в раннем возрасте, влечет за собой настолько тяжелые последствия для устной речи и ее развития у ребенка, что без специального педагогического вмешательства они оказываются непреодолимыми. В результате специального обучения неслышащие дети способны усвоить устную речь. Методы обучения, рассчитанные на «типичного» или «среднего» ребенка являются неподходящими для детей с нарушением слуха, поскольку существует общее недоразвитие речи и восприятия. Если ребенок не может научиться понимать речь и говорить естественным путем, то его надо целенаправленно этому учить с помощью специальных приемов, опираясь на другие сохранные системы. Они должны помочь ребенку компенсировать то, что он не слышит. Особенно продуктивно в плане развития диалогической речи использование дидактической игры и игровых приёмов.
Необходимость проведения коррекционных методов через игру очевидна. Развитие диалогической речи в играх имеет две зоны, зону актуального и ближайшего развития. Актуальный - доступный настоящему времени. Зона ближайшего развития – это- то к чему мы должны стремиться.
При работе с неслышащими детьми, применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.
Одной из таких технологий, является игровая, представляющая собой систему применения различных дидактических игр в обучении.
Использование игры в процессе обучения связано с ее преимущественными возможностями в решении дидактических задач, с ролью игровой деятельности в развитии личности.
Игровая технология обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. В процессе игровой технологии ученик сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет индивидуальность, свободу в выборе заданий, содержания и организационных форм деятельности.
В современных условиях учитель начальных классов просто не мыслит себя без знаний основ технологий игровой деятельности, как в учебном процессе, так и во внеклассной деятельности. Дидактические, организационно – деятельностные, ситуативные, ролевые – все эти игры становятся неотъемлемой частью образовательного процесса, процесса становления и развития младшего школьника.
В дидактике начальной школы игра имеет особую роль. Одним из основных принципов технологии игровой деятельности в учебном процессе является принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы. Такая форма обучения позволяет:
Игра как метод получает всё больше распространение в обучении детей с нарушениями слуха. В многочисленных исследованиях А.Н.Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др. педагогов подчеркивается, что игра способствует развитию личности ребенка в целом: его памяти, воображения, речи, мышления, эмоциональной сферы, самостоятельности и творческой активности. Особенно большое значение в специальной коррекционной школе придается использованию дидактических игр. Ценность их как метода заключается в том, что в игре глухие и слабослышащие дети легче усваивают сложный материал, так как запоминание в данном случае носит непреднамеренный характер.
Значение этих игр заключается в том, что, сохраняя игровую направленность, они своим содержанием позволяют реализовать последовательность, систематичность педагогической работы, направленность на усвоение детьми определенного речевого материала.
Дидактические игры по развитию речи направлены на решение следующих основных задач:
формирование словаря, работа над значениями слов и выражений, активизация словаря в разных видах речевой деятельности;
формирование разных форм словесной речи: устной, письменной, дактильной;
развитие связной речи детей, прежде всего разговорной, а также описательно-повествовательной.
Игры не подразделяются на виды и группы, потому что при проведении каждой из них решается ряд задач. Так, при проведении одной и той же игры педагог может поставить задачу расширения и
активизации словаря детей, формирования умения понимать вопросы и отвечать на них.
При проведении игр следует учитывать некоторые общие требования и рекомендации:
Организуя и проводя игру, учитель не только следит за соблюдением ее правил, но и руководит взаимоотношениями детей, используя их естественность для возникновения речевых контактов. Учитель определяет, какие фразы, типы высказываний будут использоваться с целью организации игры (речь ведущего, членов игры), какой словарный материал будет отрабатываться (названия овощей, фруктов, продуктов питания, игрушек, животных и т.д.). Фразы, организующие деятельность детей, выписываются на табличках, которые предъявляются им в процессе игры по мере потребности и остаются перед ними на все время игры.
Нецелесообразно знакомить учащихся с подобным речевым материалом до игры, так же, как излишним является и предварительное объяснение ее правил. С тем и с другим школьники знакомятся непосредственно в ходе игровой деятельности.
В своей работе использую дидактические игры на различных этапах урока: особенно на этапах повторения и закрепления. Место и характер игры определяю, исходя из работоспособности класса, его возбудимости или заторможенности, из сложности материала, с которым будут работать школьники.
В первом классе уроки обучения грамоте и развития речи проводила с использованием дидактических игр и игровых упражнений, которые помогали активизации устной речи детей, развитию диалогической речи, уточнению и обогащению их словаря.
На уроках использовала следующие игры:
«Что пропало?». Раскладывается на столе ряд предметов и предлагается детям запомнить их. Затем дети закрывают глаза, один предмет убирается. Открыв глаза, дети называют предмет.
«Мешочек». Ощупывая мешочек, ребенок пытается угадать, что в нем.
«Вертолина». Это диск, с вращающейся на оси стрелкой. Вокруг диска раскладываются предметы или картинки. Водящий запускает стрелку и называет предмет, напротив которого остановилась стрелка. Вместо предметов можно разложить таблички со словами или поручениями.
«Что там?» («Кто это?») Цель данной игры: научить детей задавать вопросы педагогу и детям, развивать диалогическую речь.
-Что там?
-Там мяч.
-Угадал (не угадал)
-Что там?
-Я не знаю.
-Спроси.
Игра «У кого?» проводится с целью активизации словаря по изученной теме.
Игра «Разрезные картинки» помогает активизировать в речи детей названия частей различных предметов. Например, дети покупают в магазине в разобранном виде (им выдаются разрезные на части изображения овощей, фруктов, мебели, посуды или одежды). Дети собирают посуду или одежду, комментируя свои действия:
Далее эту же игру провожу с целью развития диалогической речи. Дети составляют картинки и задают друг другу вопросы:
-Что у тебя?
-У меня яблоко. А у тебя?
-У меня апельсин.
Далее в своей работе стала использовать игры – загадки, предназначенные для логического мышления младших школьников и развития устной речи. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. Например, при изучении темы «Дикие животные» использовала следующие загадки:
Это дикое животное. У него длинные уши, короткий хвост. Кто это?
Затем предлагала детям составить загадки самостоятельно с опорой на табличку.
В основе игры – беседы (диалога) лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Особенно эффективны в этом плане игры, связанные с угадыванием, так как они очень интересны для детей и вызывают большую активность. Например, по теме «Фрукты - овощи» проводила игру «Угадай, что у меня». Дети задают вопросы:
Ценность игры – беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально – мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей.
Для развития описательно – повествовательной речи провожу игру «Писатель». Цель данной игры научить детей составлению описательного рассказа по плану (данному учителем).
План рассказа:
Кто это?
Как зовут девочку?
Куда идёт девочка?
С кем идёт девочка?
Игры – поручения. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игра «Собери портфель в школу», «Наведи порядок в парте, шкафу».
В дальнейшей работе я планирую проводить игры, с целью развития связной устной и письменной речи, с использованием прилагательных и глаголов; выработки у детей навыка составления самостоятельного рассказа, ведения диалога.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что организация и проведение игры – задача достаточно сложная и важная. От того, насколько тщательно спланирована игра, продуманы все структурные элементы игры, организованно общение детей, подобран дидактический материал, поддерживается эмоциональный настрой, атмосфера творчества и поиска, зависит успех ее использования как метода обучения для активизации речевой деятельности детей. Игровой метод имеет право на существование и дальнейшее развитие, так как оказывается эффективным для решения некоторых проблем формирования диалогической речи. Однако он не является целостной системой обучения речи.
Игра будет иметь коррекционную направленность в том случае, если её использование будет соответствовать специфическим образовательным потребностям и занимать определённое место в комплексном коррекционно – развивающем воздействии.
Чтобы научиться диалогу со сверстниками, ребенок должен приобрести положительный опыт взаимодействия хотя бы с одним партнером. Именно с такого общения в диалоге начинается развитие диалогической речи.
Электронные ресурсы