Лаврешина Ирина Георгиевна, учитель начальных классов, КГУ «Основная школа №2 г. Серебрянска», Республика Казахстан, ВКО, Зыряновский район, г. Серебрянск
Всем понятно, что развивающемуся обществу нужны образованные,нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациях выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью.
Использование компетентностной модели в образовании предполагает принципиальные изменения в организации образовательного процесса, в управлении им, в деятельности учителей и преподавателей, в способах оценивания образовательных результатов учащихся по сравнению с учебным процессом,основанном на концепции «усвоения знаний»
Принципиально изменяется позиция учителя, преподавателя. Он перестает быть вместе с учебником носителем «объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивирование учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовывать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия, «развивающую среду», в которой становится возможным выработка каждым учащимся на уровне его развития его интеллектуальных и прочих способностей, определенных компетенций в процессе реализации им своих интересов и желаний. Меняется также смысл термина «развитие». Сравнивая традиционный и компетентностный подходы в образовании, отмечаем следующее: при традиционном подходе осуществляетсяоценивание приобретенных ЗУНов в терминах единиц содержания: «Чему учим, то и измеряем». Учебный процесс оценивается учителем путем сравнения с неким эталоном, оценка определяется через число допущенных ошибок. Оценивается по пятибалльной системе. При компетентностном подходе единицей измерения потенциала выпускника является не только сумма ЗУНов, а круг задач, потенциально решаемых выпускником, способность к самостоятельному приобретению знаний.Задача учителя-обеспечение соответствия методов обучения и процедур оценивания.Основная цель оценивания- развитие познавательной активности и мотивации к изучению предмета
Реализация компетентностного подхода предполагает введение инноваций в организацию учебного процесса. Компетенциям невозможно научить, их только можно формировать у учащихся на основе приобретения знаний, умений, навыков, развития личностных качеств.
В целом освоенность тех или иных компетенций в учебном процессе можно оценивать как по результату решения проблемных ситуаций (в соответствии с заранее разработанными критериями успешности достижения этих результатов), так в самом процессе их применения, использования опять же по известным критериям. Как известно, важнейшее место в исследованиях сформированности функциональной грамотности школьников уделено блоку «Решение проблемы».Организаторами исследования предполагается, что решение проблем должно находить свое место в содержании и программах всех учебных предметов.Это связано с тем, что в условиях реальной жизни компетентность в решении проблем является основой для дальнейшего обучения, для эффективной профессиональной деятельности, участия в жизни общества, организации своей личной жизни.
Анализ заданий, связанных с решением проблем, позволяет определить их характерные особенности. Все задания подобного типа представляют собой описание некоторых практических, жизненных ситуаций. В каждой из них содержится проблема, решение которой требует от учащихся использование предметной информации, полученной в процессе обучения, учитывать и извлекать информацию из текстов, графиков, диаграмм, таблиц, используя при этом интеллектуальные умения различного вида.
Как мы решаем эту проблему? В качестве примера приведем анализ заданий, посвященных исследованию комплекса умений, связанных с анализом и пониманием текстов- «Компетентность чтения и компетентность «Решения проблем». При работе с текстовым материалом А.Алексин «Самый счастливый день» 4 класс учащимся нужно продемонстрировать сформированность умений:1) найти в тексте предложение, наиболее полно отражающее его содержание 2) определить смысл прочитанного текста- «Компетентность решения проблем»
На вопрос учителя какое предложение наиболее полно отражает содержание рассказа и основную мысль, содержащуюся в тексте? учащиеся ответили: «Они страдали вместе, вдвоем. Это было прекрасно»
Учитель: Как сформулируете основную мысль рассказа? Ответы учащихся: самый счастливый день в жизни мальчика-мир и взаимопонимание в его семье. Для детей счастье, когда их родители не сорятся, и любят своих детей. Сформированность умений вырабатывать свою точку зрения, извлекать нужную информацию из текста (компетентность «Решение проблем») проверялась с помощью вопроса: какой день для вас является самым счастливым? Ответы учащихся: «Когда в семье все добрые, не сорятся, а улыбаются». «Когда исполняются желания мои и родителей».
Работа над произведением В Драгунского «Арбузный переулок» 4 класс. С целью демонстрации учащимися сформированности умения найти в тексте предложение, наиболее точно отражающее какое-либо человеческое качество, переживание, мысль, учителем были заданы вопросы:
1)Почему папа рассказал Дениске историю из своего детства?(Ответы учащихся: только папин рассказ заставил Дениску понять, что мы должны ценить то, что у нас есть)
2)В каком предложении отражены переживания и чувства папы? (Ответы ребят: «Он смотрел в окно, и глаза у него были такие, как будто он видит, что -то такое, чего не я ни мама не видим…»)
3) Почему у папы были «такие глаза», и он ушел из комнаты? (Папе было трудно вспоминать, он сравнивал прошлое и настоящее, и ему стало грустно)
С целью выяснения сформированности умения определять причины поступков людей- компетентность «Решения проблем» учащимся был задан вопрос: почему Дениска так отреагировал на рассказ папы (Ответы учащихся: жизненная ситуация, произошедшая с отцом, заставила Дениску сделать правильный вывод)
Сравним, как решали проблемы первоклассники и как решают проблемы эти же дети в 4 классе: что произойдет, если дети перестанут ходить в школу?Первоклассники отвечали: будут пакостить, и лезть куда попало. Они будут глупыми, не научаться писать и считать» Ответы четвероклассников: не будет образованных, грамотных людей, развитие общества остановится. Конец света станет не сказкой, а действительностью. Пока человек учится, он не превратится в обезьяну
Приведем примеры заданий, используемых на уроках русского
языка, направленные на формирование компетенции «Решение проблем»
Во время каллиграфической минутки учащимся предлагается решить какую-то жизненную проблему, своими словами объяснить выход из сложившейся ситуации. Затем детям было предложено 3-4 пословицы: необходимо выбрать одну, отражающую основную мысль-решение проблемы. Записать пословицу, соблюдая правила орфографии, выполнить всевозможные задания в зависимости от темы урока. Если изучается тема «Словосочетание», то задание может быть следующее: выпиши словосочетание, выполни разбор словосочетания.
Другой вариант. Решена определенная жизненная ситуация. Вывод обозначен пословицей. Учащимся необходимо передать смысл данного суждения своими словами -одним предложением, выразив свое отношение.Работа над предложением может быть следующая: синтаксический разбор предложения, выполнение морфологического разбора слов разных частей речи и т.д. Во всех случаях запись предложений сопровождается комментированным письмом и работой над орфографией.
Важную роль в формировании компетенции «Решение проблем» играет уровень развития способности «действовать в уме». От уровня развития этой «способности во многом зависит успешность обучения детей в школе, особенно в младших классах. Для тренировки способности действовать в уме рекомендуется использовать задания трех типов:1) алгоритмические, в которых ребенок должен действовать строго в соответствии с заданным правилом или алгоритмом; 2) комбинаторные, в которых ребенку нужно перебрать различные варианты решения и выбирать из них подходящие; 3) эвристические, в которых малышу предстоит искать различные стратегии решения.
Исследования показывают, что если у ребенка слабо развита способность «действовать в уме», то он стремится уйти от обсуждения моральных проблем. Свои рассуждения он строит с помощью осуждения человека, связанного с конфликтной ситуацией. При развитой способности «действовать в уме» дети младшего школьного возраста обнаруживают самостоятельность в решении моральных проблем, у них появляется независимость суждений, а также стремление к самостоятельному построению задачи на моральную тему.
В практической деятельности в целях развития способности «действовать в уме» мы используем развивающие игры. Типы заданий:1) алгоритмический: «Придумай слово», «Ребусы», «Выбери способ», «Словесный узор», «Перемещение по стрелке».2) комбинаторный: «Анаграммы», «Волшебный квадрат», «Сколько способов», «Дуплеты», «Упрямая буква», «Слова-родственники», «Комбинатор»3) эвристический: «В лабиринтах замка», «Раздели фигуру» и т.д.
На уроках русского языка при изучении темы «Склонение имен существительных» использование игры «Вставь букву» позволяет не только развивать способность «действовать в уме», но и определить тип склонения имен существительных. Образец задания: Четырехбуквенные слова: мо(…)ка-(ответ: ре);щу (…)рп- ( ответ: ка), зи(…)зь-( ответ: ма).Нужно догадаться какие здесь должны быть буквы и вписать их вместо пропусков, определить склонение имен существительных, составить словосочетания, предложения с данными словами.
В качестве языкового материала используем на уроках русского языка задачи, направленные на развитие у детей способности рассуждать («Компетентность решения проблем»). Задание для учеников- дать правильный ответ, сформулировать самостоятельно. Текст задачи может быть написан с орфографическими ошибками, т.е. учащимся предстоит решить орфографическую задачу, найти решение и выполнить, предложенное педагогом задание. Три мушкетера привизли королеви потвезки. Каждый мушкетер привез по 8 кг. Сколька кг подвесок привизли три мушкетера каралеви? Задание: исправь ошибки, найди ответ на вопрос задачи, выполни синтаксический разбор первого предложения, выполни разбор по составуслова подвески.
В результате такой организации процесса учения основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение таких умений, которые позволяли бы учащимся определить свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.
Список использованной литературы:
1. Барташников А.А., Барташникова И.А..Учись мыслить6 Игры и тексты для детей 7-10 лет.-Харьков: «ФОЛИО». 1998-174 с
2. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. Управление современной школой. Завуч.-2008.-№1.-с18
3. Пашкевич А. В. Создали систему оценивания ключевых компетенций учащихся. Управление современной школой.Завуч. -2011.-№4-с.81