Павлова Надежда Владимировна, воспитатель дошкольных организаций, КГКП «Детский сад–ясли № 8 «Мирас» акимата г. Усть-Каменогорска», Восточно-Казахстанская область, город Усть-Каменогорск, Казахстан
Вашему вниманию представлен опыт работы воспитателя с детьми старшей группы по формированию основ безопасного поведения старших дошкольников, путем использования интегрированных методов обучения.
Актуальность работы состоит в том, что безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок, в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Техногенные и экологические катастрофы, террористические акты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность, особенно остро сказываются на детях. Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его уязвимости.
Поэтому, задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить их как можно раньше к встрече с различными опасными жизненными ситуациями и научить справляться с ними. В связи с этим больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Цель работы: использование интегрированных методов обучения в воспитании у детей дошкольного возраста ответственного отношения к собственной и общественной безопасности.
Задачи:
Новизна опыта состоит в использовании в образовательной деятельности по формированию навыков безопасного поведения, интегрированных методов обучения (интеграция разделов программы, т. е. их взаимопроникновение друг в друга), что способствует развитию творческих способностей детей и их коммуникативных навыков.
Ведущая педагогическая идея данного опыта заключается в гармоничном соединении образовательных областей, современных технологий с традиционными формами работы по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения.
Практическая значимость работы заключается в обобщении материалов по проблеме формирования основ безопасности жизнедеятельности КГКП «Детский сад–ясли № 8 «Мирас» и подборке методических материалов по ОБЖ.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, моделирование, эксперимент, обобщение материалов, наблюдение.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что данная проблема исследовалась в работах (Л.Григорович, К.Белая, В.Зимонина и др.)
Л.Григорович предлагает педагогам и родителям рассматривать вместе с детьми рисунки, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься, представить ситуацию в реалии, сделать вывод о не правильном поведении персонажа [4, с. 22].
К.Белая и В.Зимонина дают подробные рекомендации педагогам и родителям, предлагая конспекты занятий, целевых прогулок, бесед, записи игр театрализованные представления [2, c.22].
Значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б. разработавшие программу и учебно-методическое пособие «Основы безопасности детей дошкольного возраста» [1, c.20].
Анализ литературы показывает, что большинство исследователей предлагают использовать игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности, такими, как дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые оболочки занятий, игровые персонажи.
При решении данной проблемы руководствовалась нормативными документами ГОСО РК Дошкольное воспитание и обучение от 13-05-2016.г, Закон РК об Образовании (с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.12.2015 г.), в которых затрагивается данное направление.
В настоящее время система работы по ознакомлению детей с правилами безопасности раскрыта в программе: Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения РК от «12» августа 2016 года №499 – раздел «Основы безопасного поведения» [10, c.77]. В данной программе предлагаются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов, как в совместной деятельности взрослого и детей, так в самостоятельной деятельности дошкольников.
Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, использовала диагностические беседы, задания. Диагностика знаний, умений и навыков детей старшего дошкольного возраста выявила, что каждый четвертый воспитанник группы имеет низкий уровень знаний правил дорожного движения, не знает как вести себя в экстремальной ситуации, не проявляет интереса к проблеме безопасности и сохранению здоровья. Полученные результаты обусловили необходимость разработки системы методической работы по обеспечению
безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста с учетом педагогических условий.
Опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, составила перспективный план работы, выделила те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику (ОУД, моделирование, игра, эксперимент, чтение, беседа, мультфильм).
Цель разработанного перспективного плана – систематизировать имеющиеся методические рекомендации и разработки по ОБЖ, внести в содержание работы использование наиболее эффективных форм и методов организации обучения детей знаниям о правилах безопасного поведения в бытовых условиях и экстремальных условиях, обеспечивающих их жизнь и здоровье.
На этапе разработки содержания образовательной деятельности, продумала и организовала предметно - пространственную развивающую образовательную среду в группе, которая включает: уголок безопасности, подборка литературы, подборка иллюстрационного материала, видеотека, дидактические игры.
Работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности проводилась по следующим направлениям:
1.Ребенок и другие люди.
Вместе с детьми рассматривали иллюстрации из альбома «Безопасность», выясняли, где дети поступили правильно, а где нарушили правила. Научились разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях.
Тренинг по сказке «Золотой Петушок», в котором отрабатывалось защитное поведение ребенка в случае насильственных действий. Сначала предложила детям разыграть сценку, где один из детей изображает лису, а другой - петушка. При этом лиса старается насильно тащить петушка, а петушок кричит, призывает на помощь. Заканчивается ситуация счастливым концом, петушок вырывается и убегает или ему приходит на помощь кот.
Для профилактики терроризма была проведена беседа по плакату «Внимание! Терроризм». Детям было донесено, что любой бесхозный предмет, обнаруженный в общественном месте, может представлять опасность». Для закрепления данной темы были разыграны ситуации «Найден неизвестный предмет» (в автобусе, около дома).
2.Ребенок и природа
Беседуя с детьми о взаимосвязях и взаимодействии всех природных объектов, подвела детей к тому, что Земля — наш общий дом, а человек — часть природы. Для этой цели использовала иллюстративный материал «Экологические цепочки», «Что (кто), как растёт?»; провела дидактическую игру «Кто, где живёт», рассказала детям экологическую сказку «Что такое лес?» (этажи леса), познакомила детей со стихотворением Б. Заходера «Все на свете друг другу нужны».
Провела беседу о загрязнения окружающей среды. Показала детям видео фильм «Последствия загрязнения окружающей среды». Ухудшение экологической ситуации представляет определенную угрозу здоровью человека. Чтобы научить детей практически ответственно и бережно относиться к природе мы отправились в «путешествие в лес». В ходе этих занятий закрепили знания детей о съедобных и не съедобных грибах. Ребята практически учились ответственному и бережливому отношению к природе, выбирали запрещающие знаки, обосновывали свой выбор.
Как известно, одним из факторов экологической безопасности является работа по восстановлению и улучшению окружающей среды. Для этого создала соответствующие условия для самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды (уход за комнатными животными и растениями, подкормка птиц, уборка мусора на участке, посадка молодых кустарников).
3.Ребенок дома
В ходе беседы «Каждому опасному предмету своё место», уточнили знания детей о правилах пользования колющими, режущими предметами. Закрепили эти правила дидактическими играми «Мои безопасные игрушки», «Каждой вещи своё место». Посмотрели мультфильмы «Фиксики», «Смешарики», где любимые герои рассказывали и показывали различные ситуации, происходящие с ними и способы и правила выхода из них. Используя методическое пособие Шарыгина Т. А. «Осторожные сказки» [11, c.11], провели анализ поступков героев в различных ситуациях.
Для закрепления правил по пожарной безопасности, провела экскурсию по детскому саду к стенду «Пожарная безопасность». Познакомила с пожарным щитом (его содержимым и назначением). Используя моделирование различных проблемных ситуаций, практически отработала с детьми правила поведения в экстремальных ситуациях в быту (например, уметь пользоваться телефоном в случаях возникновения пожара, получения травмы; уметь привлечь внимание прохожих и громко позвать на помощь при пожаре).
4.Здоровье ребенка
Объясняя детям, что здоровье — это одна из главных ценностей жизни, подвела к тому, что каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, играть с ребятами во дворе, не мучиться бесконечными насморками. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неуспеваемости, плохого настроения. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму.
По традиции каждодневно использую различные формы организации физической активности, рассказываю о значении профилактики заболеваний и провожу разные виды закаливания.
Расширяя знания детей о профессии врача, закрепила знания детей о том, что врачи лечат заболевших людей, помогают им побороть болезнь и снова стать здоровыми. Объясняя, почему необходимо своевременно обращаться к врачу, использовала примеры из жизни, из художественных произведений, закрепляла знания сюжетно-ролевыми играми, рисованием «Дети на зарядке». Так же провела беседу о пользе витаминов, их значении для жизни, взаимосвязи здоровья и питания. Дети закрепили полученные знания, слепив из солёного теста «Корзину здоровья».
5.Ребенок на улице
Продолжая знакомить детей с правилами поведения на улице, научила детей различать некоторые дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Ознакомила детей с работой милиционеров-регулировщиков, которые следят за порядком на тех перекрестках, где нет светофоров. Все команды регулировщика, отработали практически. Посмотрели диафильм С. Михалкова «Дядя Степа — милиционер», мультфильмы «Спасик и его друзья», «Уроки тетушки Совы».
Практически были отработаны с детьми ситуации, закрепляющие правила поведения в общественном транспорте. Разыграли и обсудили проблемную ситуацию «Если ты потерялся».
В течение всего времени велась тесная взаимосвязь с родителями. Родители принимали активное участие в конкурсе рисунков, оказывали помощь в изготовлении атрибутов для игр, тематических альбомов по ОБЖ.
Итогом проделанной работы было: Система интегрированных ОУД по ОБЖ для старших дошкольников; Интегрированное открытое ОУД для коллег и родителей «Вместе справимся с бедой»; Выступление на педагогическом совете из опыта работы «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»; Выставка для коллег методической копилки по данной теме. Наработанный материал успешно используется педагогами ДОУ.
Результативность опыта.
Таблица 1.
Сравнительная таблица уровней сформированности знаний и умений
по ОБЖ у старших дошкольников
Период диагностики |
К |
ДК |
НДК |
Начало опыта |
(4) 18% |
(12) 55% |
(6) 27% |
Конец опыта |
(19) 82% |
(4) 18% |
0% |
Средний уровень роста |
27% |
Анализируя сравнительные данные Таблицы 1. и диаграммы видно, что по сравнению с началом опыта, количество детей, имеющих высокий уровень представлений по ОБЖ, увеличилось на 27% и составляет на конец опыта 82 % от группы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста путем использования интегрированных методов обучения является актуальным, доступным и эффективным.
Данный опыт не исчерпывает всех аспектов изучаемого мною вопроса и открывает перспективы для дальнейшей работы. Целесообразным представляется разработка новых интегрированных занятий с использованием педагогических технологий, разработка консультативной помощи педагогам и родителям по основам безопасности, подборка методического материала.
Работа по данной проблеме была интересной и познавательной. В ходе реализации опыта я узнала многое о методике ознакомления дошкольников с основами безопасности жизнедеятельности, научилась разрабатывать перспективный план и интегрированные ОУД, а также пополнила свою методическую копилку. В своей дальнейшей педагогической работе непременно буду использовать накопленный материал для обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста и в других образовательных областях.
Считаю, что тема моей экспериментальной деятельности тесно связана с поисковой темой ДОУ «Комплексный подход к сенсомоторному развитию ребенка как фактор формирования его познавательно – коммуникативной компетентности».
Использование интегрированных методов обучения, способствует интенсивному приобретению новых знаний, умений и навыков у дошкольников, развитию общей сенсомоторики, познавательных процессов, творческих способностей, развития речи, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
ЛИТЕРАТУРА