НАВИГАЦИЯ
ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Павлова Надежда Владимировна, воспитатель дошкольных организаций, КГКП «Детский сад–ясли № 8 «Мирас» акимата г. Усть-Каменогорска», Восточно-Казахстанская область, город Усть-Каменогорск, Казахстан

 

Вашему вниманию представлен опыт работы воспитателя с детьми старшей группы по формированию основ безопасного поведения старших дошкольников, путем использования интегрированных методов обучения.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Использование интегрированных методов обучения, направленных на формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность работы состоит в том, что безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок, в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Техногенные и экологические катастрофы, террористические акты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность, особенно остро сказываются на детях. Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его уязвимости.

Поэтому, задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить их как можно раньше к встрече с различными опасными жизненными ситуациями и научить справляться с ними. В связи с этим больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Цель работы: использование интегрированных методов обучения в воспитании у детей дошкольного возраста ответственного отношения к собственной и общественной безопасности.

Задачи:

  1. Разработать систему интегрированных занятий по формированию основ безопасного поведения старших дошкольников;
  2. Обучить дошкольников умению распознавать и оценивать опасности окружающей среды;
  3. Раскрыть систему знаний об опасностях различного происхождения;
  4. Развить в детях умение применить полученные знания на практике, то есть в дальнейшей жизни;
  5. Воспитать в детях понимание того, что соблюдение правил безопасности жизнедеятельности необходимо выполнять неукоснительно и почему.

Новизна опыта состоит в использовании в образовательной деятельности по формированию навыков безопасного поведения, интегрированных методов обучения (интеграция разделов программы, т. е. их взаимопроникновение друг в друга), что способствует развитию творческих способностей детей и их коммуникативных навыков.

Ведущая педагогическая идея данного опыта заключается в гармоничном соединении образовательных областей, современных технологий с традиционными формами работы по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения.

Практическая значимость работы заключается в обобщении материалов по проблеме формирования основ безопасности жизнедеятельности   КГКП «Детский сад–ясли № 8 «Мирас» и подборке методических материалов по ОБЖ.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, моделирование, эксперимент, обобщение материалов, наблюдение.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что данная проблема исследовалась в работах (Л.Григорович, К.Белая, В.Зимонина и др.)

Л.Григорович предлагает педагогам и родителям рассматривать вместе с детьми рисунки, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься, представить ситуацию в реалии, сделать вывод о не правильном поведении персонажа [4, с. 22].

К.Белая и В.Зимонина дают подробные рекомендации педагогам и родителям, предлагая конспекты занятий, целевых прогулок, бесед, записи игр театрализованные представления [2, c.22].

Значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б. разработавшие программу и учебно-методическое пособие «Основы безопасности детей дошкольного возраста» [1, c.20].

Анализ литературы показывает, что большинство исследователей предлагают использовать игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности, такими, как дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые оболочки занятий, игровые персонажи.

При решении данной проблемы руководствовалась нормативными документами ГОСО РК Дошкольное воспитание и обучение от 13-05-2016.г, Закон РК об Образовании (с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.12.2015 г.), в которых затрагивается данное направление.

В настоящее время система работы по ознакомлению детей с правилами безопасности раскрыта в программе: Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения  РК от «12» августа 2016 года №499 – раздел «Основы безопасного поведения» [10, c.77]. В данной программе предлагаются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов, как в совместной деятельности взрослого и детей, так в самостоятельной деятельности дошкольников.

Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, использовала диагностические беседы, задания. Диагностика знаний, умений и навыков детей старшего дошкольного возраста выявила, что каждый четвертый воспитанник группы имеет низкий уровень знаний правил дорожного движения, не знает как вести себя в экстремальной ситуации, не проявляет интереса к проблеме безопасности и сохранению здоровья. Полученные результаты обусловили необходимость разработки системы методической работы по обеспечению

безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста с учетом педагогических условий.

Опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, составила перспективный план работы, выделила те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику (ОУД, моделирование, игра, эксперимент, чтение, беседа, мультфильм).

Цель разработанного перспективного плана – систематизировать имеющиеся методические рекомендации и разработки по ОБЖ,  внести в содержание работы использование наиболее эффективных форм и методов организации обучения детей знаниям о правилах безопасного поведения в бытовых условиях и экстремальных условиях, обеспечивающих их жизнь и здоровье.

На этапе разработки содержания образовательной деятельности, продумала и организовала предметно -  пространственную развивающую образовательную  среду в группе, которая включает: уголок безопасности, подборка литературы, подборка иллюстрационного материала, видеотека, дидактические игры.

Работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности проводилась по следующим направлениям:

1.Ребенок и другие люди.

Вместе с детьми рассматривали иллюстрации из альбома «Безопасность», выясняли, где дети поступили правильно, а где нарушили правила. Научились разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях.

Тренинг по сказке «Золотой Петушок», в котором отрабатывалось защитное поведение ребенка в случае насильственных действий. Сначала предложила детям разыграть сценку, где один из детей изображает лису, а другой - петушка. При этом лиса старается насильно тащить петушка, а петушок кричит, призывает на помощь. Заканчивается ситуация счастливым концом, петушок  вырывается и убегает или ему приходит на помощь кот.

Для профилактики терроризма была проведена беседа по плакату «Внимание! Терроризм». Детям было донесено, что любой бесхозный предмет, обнаруженный в общественном месте, может представлять опасность». Для закрепления данной темы были разыграны ситуации «Найден неизвестный предмет» (в автобусе, около дома).

2.Ребенок и природа

Беседуя с детьми о взаимосвязях и взаимодействии всех природных объектов, подвела детей к тому, что  Земля — наш общий дом, а человек — часть природы. Для этой цели использовала иллюстративный материал «Экологические цепочки», «Что (кто), как растёт?»; провела дидактическую игру «Кто, где    живёт», рассказала детям экологическую сказку «Что такое лес?» (этажи леса), познакомила детей со стихотворением Б. Заходера «Все на свете друг другу нужны».

Провела беседу о  загрязнения окружающей среды. Показала детям видео фильм «Последствия загрязнения окружающей среды». Ухудшение экологической ситуации представляет определенную угрозу здоровью человека. Чтобы научить детей практически ответственно и бережно относиться к природе мы отправились в «путешествие в лес». В ходе этих занятий закрепили знания детей о съедобных и не съедобных грибах. Ребята практически учились ответственному и бережливому отношению к природе, выбирали запрещающие знаки, обосновывали свой выбор.

Как известно, одним из факторов экологической безопасности является работа по восстановлению и улучшению окружающей среды.  Для этого создала соответствующие условия для самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды (уход за комнатными животными и растениями, подкормка птиц, уборка мусора на участке, посадка молодых кустарников).

3.Ребенок дома

В ходе беседы «Каждому опасному предмету своё место», уточнили знания детей о правилах пользования колющими, режущими предметами.  Закрепили эти правила  дидактическими играми «Мои безопасные игрушки», «Каждой вещи своё место». Посмотрели мультфильмы «Фиксики», «Смешарики», где любимые герои рассказывали и показывали различные ситуации, происходящие с ними и способы и правила выхода из них. Используя методическое пособие Шарыгина Т. А. «Осторожные сказки» [11, c.11], провели анализ поступков героев в различных ситуациях.  

Для закрепления правил по пожарной безопасности, провела экскурсию по детскому саду к стенду «Пожарная безопасность». Познакомила с пожарным щитом (его содержимым и назначением). Используя моделирование различных проблемных ситуаций,   практически отработала с детьми правила поведения в экстремальных ситуациях в быту (например, уметь пользоваться телефоном в случаях возникновения пожара, получения травмы; уметь привлечь внимание прохожих и громко позвать на помощь при пожаре).

4.Здоровье ребенка

Объясняя детям, что здоровье — это одна из главных ценностей жизни, подвела к тому, что каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, играть с ребятами во дворе, не мучиться бесконечными насморками. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неуспеваемости, плохого настроения. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму.

По традиции каждодневно использую различные формы организации физической активности, рассказываю о значении профилактики заболеваний и провожу разные виды закаливания.

Расширяя знания детей о профессии врача, закрепила знания детей о том, что врачи  лечат заболевших людей, помогают им побороть болезнь и снова стать здоровыми. Объясняя, почему необходимо своевременно обращаться к врачу, использовала примеры из жизни, из художественных произведений, закрепляла знания  сюжетно-ролевыми играми, рисованием «Дети на зарядке». Так же провела беседу о  пользе витаминов, их значении для жизни, взаимосвязи здоровья и питания. Дети закрепили полученные знания, слепив из солёного теста «Корзину здоровья».

5.Ребенок на улице

Продолжая знакомить детей с правилами поведения на улице, научила детей различать некоторые дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Ознакомила детей с работой милиционеров-регулировщиков, которые следят за порядком на тех перекрестках, где нет светофоров. Все команды регулировщика, отработали практически. Посмотрели диафильм  С. Михалкова «Дядя Степа — милиционер», мультфильмы «Спасик и его друзья», «Уроки тетушки Совы».

Практически были отработаны с детьми ситуации, закрепляющие правила  поведения в общественном транспорте. Разыграли и обсудили проблемную ситуацию «Если ты потерялся».

В течение всего времени велась тесная взаимосвязь с родителями. Родители принимали активное участие в конкурсе рисунков, оказывали  помощь в изготовлении атрибутов для игр,  тематических альбомов по ОБЖ.

Итогом проделанной работы было: Система интегрированных ОУД по ОБЖ для старших дошкольников; Интегрированное открытое ОУД для коллег и родителей «Вместе справимся с бедой»; Выступление на педагогическом совете из опыта работы «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»; Выставка для коллег методической копилки по данной теме. Наработанный материал успешно используется педагогами ДОУ.

Результативность опыта.

Таблица 1.

Сравнительная таблица уровней сформированности знаний и умений

по ОБЖ у старших дошкольников

Период

диагностики

К

ДК

НДК

Начало опыта

(4) 18%

(12) 55%

 (6) 27%

Конец опыта

(19) 82%

(4) 18%

0%

Средний уровень роста

27%

 

 

Анализируя сравнительные данные  Таблицы 1. и диаграммы  видно, что по сравнению с началом опыта, количество детей, имеющих высокий уровень представлений по ОБЖ, увеличилось на 27% и составляет на конец опыта 82 % от группы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста путем использования интегрированных методов обучения является актуальным, доступным и эффективным.

Данный опыт не исчерпывает всех аспектов изучаемого мною вопроса и открывает перспективы для дальнейшей работы. Целесообразным представляется разработка новых интегрированных занятий с использованием педагогических технологий, разработка консультативной помощи педагогам и родителям по основам безопасности, подборка методического материала.

Работа по данной проблеме была интересной и познавательной. В ходе реализации опыта я узнала многое о методике ознакомления дошкольников с основами безопасности жизнедеятельности, научилась разрабатывать перспективный план и интегрированные ОУД, а также пополнила свою методическую копилку. В своей дальнейшей педагогической работе непременно буду  использовать накопленный материал для обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста и в других образовательных областях.

Считаю, что тема моей экспериментальной деятельности тесно связана с поисковой темой ДОУ «Комплексный подход к сенсомоторному   развитию ребенка как фактор формирования его  познавательно – коммуникативной компетентности».

Использование интегрированных методов обучения, способствует интенсивному приобретению  новых знаний, умений и навыков у дошкольников, развитию общей сенсомоторики, познавательных процессов,  творческих способностей, развития речи, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста /– СПб.: Детство-Пресс, 2010. - 136 с.
  2. Белая  К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А.. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада/– М.: Просвещение, 2004. – 94 с.
  3. Васильева, Ц. Учим правила безопасности /Дошкольное воспитание/. - 1985. - №2. – С.65-68.
  4. Григорьев Л. А. Экологические уроки прошлого и современности. – М., 1991.
  5. ГОСО РК  Дошкольное воспитание и обучение от 13-05-2016.г
  6. Евдокимова, Е.С. Технология проектирования в ДОУ/– М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
  7. Закон РК об Образовании (с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.12.2015 г.)
  8. Методическое руководство к Типовой учебной программе дошкольного воспитания и обучения . – Астана, 2016 г. – 185  с.
  9. Степененкова, Э.Я. Дошкольникам о правилах дорожного движения. Пособие для воспитателя детского сада/– М.: Просвещение, 1979. – 80 с.
  10. Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения  РК от «12» августа 2016 года №499, 123 стр
  11. Шарыгина Т. А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей. – М., 2003.

 

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину