Гапеева Екатерина Андреевна, 3 Б класс, МОУ СОШ №15, город Тверь, Тверская область, Россия
Научный руководитель: Егорова Анна Борисовна, учитель иностранных языков, английский язык, МОУ СОШ №15, город Тверь, Тверская область, Россия
Презентация "Цыплёнок против кролика. Пасха в Европе и в России: что мы заимствовали друг у друга?"
Информационный буклет "Кролик против цыплёнка" (обложка)
Информационный буклет "Кролик против цыплёнка" (страница)
1.Введение и актуальность
Пасха. Празднично кругом.
Чистотой сверкает дом.
Вербы на столе и пасха...
Так светло и так прекрасно!
Яйца крашеные всюду,
И кулич стоит на блюде...
Мама в фартуке из ситца
Приглашает всех садиться
И отведать угощение
В честь Христова воскресения.
(Автор: Галина Антипина)
В прошлом году в моём школьном расписании появился новый предмет – английский язык. Он меня очень заинтересовал. Мне захотелось больше узнать о традициях и обычаях Англии, и особенно о праздниках.
Скоро весна, а главный весенний праздник – Пасха. Я знаю, что символом Пасхи в России является цыплёнок, но стала замечать, что на поздравительных открытках и в магазинах (в качестве сувениров) продаются не только цыплята, но и кролики. Я поинтересовалась у мамы. Она объяснила, что мы живём в век интернета, границы стираются и всё больше и больше традиции других стран проникают в нашу культуру, приживаются и даже замещают наши традиции, поэтому я и решила заняться этой темой.
Так что же общего между ними и нами? А в чем – принципиальное различие? Мы можем позаимствовать из культуры Европы и Америки что-то, чтобы отпраздновать в этом году Пасху весело, нестандартно и оригинально? А что, напротив, им бы не мешало взять у нас? Обо всем этом – в моём исследовании!
2. Цель и задачи
Цель моей работы узнать представления младших школьников о традициях Пасхи в Западной Европе.
Задачи:
· Изучить и проанализировать сходства и различия католической и православной Пасхи с помощью литературных источников и интернета
· Высказать гипотезу (знакомы ли мои сверстники с Западной Пасхой), провести анкетирование, обработать данные и проанализировать результаты, подтвердить или опровергнуть гипотезу
· Дать краткий обзор о традициях и пасхальных играх в Западной Европе и на основе этого составить информационный буклет и подарить его нашей школьной библиотеке
3. ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ
Школьники Твери не знакомы с символикой Пасхи и пасхальными играми в Западной Европе и используют пасхальные европейские символы лишь механически (без осмысления этого).
Метод исследования – метод анкетирования, сбора информации (беседа с учащимися, взрослыми, интернет).
4.Этапы работы
- изучение литературы и интернет ресурсов по теме «Пасха в Западной Европе и в России»;
- составление анкет с вопросами по теме исследования;
- обработка полученных сведений и материалов.
- составление информационного буклета «Пасха в Европе»
5.Изучение материала по теме «Пасха в Западной Европе и России»
Сходства и отличия православной и католической Пасхи:
Сходства:
1 Дата празднования
Пасха – весенний праздник, но только нет точной даты празднования ни в одной стране. Дата устанавливается ежегодно и зависит от дня весеннего равноденствия. Обычно разница между католической и православной Пасхой (как и при праздновании Рождества) составляет 13 дней, но может доходить и до 4 или 5 недель.
2 Великий пост
Пасха - религиозный праздник. Люди всех стран соблюдают пост перед Пасхой. Он длится 40 дней. Люди духовно очищаются, не едят мяса, не пьют, не посещают увеселительные мероприятия.
Различия:
1 Отношение к празднику
Отношение к этому празднику у всех народов совершенно разное. Англия и Германия воспринимают Пасху как очередной выходной и возможность побыть со своими родными. Для них это не только весёлый праздник с угощениями и развлечениями, но и двухнедельные весенние каникулы у школьников и четыре выходных дня у взрослых. В нашей стране Пасха - это прежде всего религиозный праздник. С самого детства, для нас, православных, Пасха ассоциируется с посещением церкви, а не с выходным днём.
2 Ветки вербы и пальмовые ветки
В воскресенье (которое у нас называют вербным, а в Англии – пальмовым) все люди идут в церковь и освещают там ветки вербы или пальмовые ветки. Это отличие скорее связано с климатическими условиями стран.
3 Символ Пасхи – пасхальное яйцо
Пасхальные яйца – один из символов Пасхи. Англичане дарят друг другу сладкие шоколадные яйца. В России же дарят друг другу крашеные куриные яйца. К ритуалу окрашивания яиц мы относимся с большой ответственностью. Даже скорлупу от пасхальных яиц не принято выбрасывать в мусор. Ее подмешивают в корм курам и другой домашней птице, чтобы лучше неслись и не болели. Кроме этого, огромное внимание в нашей стране уделяют самому обряду украшения пасхального яйца. В отличие от западных, разноцветных, красят их у нас в основном в красный цвет (символизирующий Кровь Иисуса Христа и одновременно – великую радость Воскресения). Когда же основа высохнет, на яйцо наносят орнамент. В принципе, символ праздника во всех странах - один и тот же. Яйцо - как символ возрождения. Мне, как и любому ребёнку, интереснее было бы получить шоколадное, а не куриное яйцо. Моим родителям моё предложение понравилось. Теперь на Пасху мы не только будем красить куриные яйца, но и покупать шоколадные!!!
4 Русские куличи и английские булочки с изюмом
Традиционно, хозяйки в России пекут к празднику Пасхи сладкий хлеб необычной, круглой формы, который называют пасхальным куличом. Верх таких хлебов принято поливать взбитыми с сахарной пудрой яичными белками и посыпать разноцветной карамелью, украшать цукатами. Последняя пятница, которую мы называем страстная (этот день самый строгий день поста), в Англии именуется хорошей – «Good Friday». В этот день принято завтракать пряными булочками с изюмом, которые украшаются сверху крестом или делаются надрезы в виде креста. Такие булочки называют «hot cross buns». Крест на булочках считается символом Воскрешения Христова, а жжение во рту от острых пряностей символизирует муки Христа. Опять же, принцип один и тот же – в обеих странах на Пасху пекут хлебобулочные изделия, но только разных размеров. Хотя и у нас на Пасху стали продавать совсем маленькие куличики, только они всё-таки повыше, чем английские булочки. Мне эта идея тоже понравилась. Мой друг интернет мне помог. Я нашла рецепт знаменитых «hot cross buns», и на Пасху мы удивим с мамой близких «оригинальными» куличиками.
5 Кролик против цыплёнка
Самым популярным пасхальным героем на Западе является пасхальный заяц. Дети верят, что это именно он раскладывает для них во дворе на Пасху шоколадные яйца и другие подарки. Обычай появился в восемнадцатом веке. Говорят, что придумали его немцы. Такие красивые яйца не могла нести обычная курица. Немцам хотелось добавить сказки. Так в Саксонии приносил яйца петух, в Баварии – кукушка, в Гессене – лиса, в Эльзасе – аист. Вот и заяц тоже начал нестись. Со временем он вытеснил прочих конкурентов и стал главным символом католической Пасхи.
По русским традициям рядом с крашеными яйцами чаще восседает курица. Она – прообраз матери, которая высиживает и оберегает своих птенцов, являясь символом доброй семьи, защищающей любви. Заботливая наседка хранит и пасхальные яйца. В русских народных сказках тоже часто фигурирует зайчик, который приносит всяческие сладкие гостинцы послушным деткам. Но на Пасху у нас больше принято дарить друг другу цыплят, утят, гусят и других маленьких птичек (которые появляются обычно с яйца), хотя и кролики тоже появились на наших прилавках.
6 Пасхальные игры
Пасха не проходит без традиционных пасхальных игр. С праздничными яйцами связаны главные пасхальные развлечения. Всех не перечесть. Яйца катают с горки или по траве, кидают в друзей, бьют друг об друга острым или тупым концом, в них даже бросают монетками. Все это можно увидеть в Пасху в любом европейском городе на центральной площади.
Как правило, нужно сделать так, чтобы яйцо противника разбилось раньше собственного или бросить его так, чтобы оно укатилось дальше других.
В Англии и Германии известна веселая игра. 100-200 яиц раскладывают на некотором расстоянии друг от друга. По сигналу участники начинают их собирать. Выигрывает тот, у кого урожай больше.
Самым любимым детским развлечением остается «охота за яйцами». Смысл игры заключается в том, чтобы найти все яйца, предварительно спрятанные в доме или в саду. Есть и ещё одна интересная игра: на сырых яйцах пишется имя ребенка, а потом яйца подбрасывают в сите. Выигрывает тот ребенок, чье яйцо, дольше всех не разобьется. Что же касается нашей страны, то такие же игры с яйцами (катание яиц, охота на яйца и т.д.) были и на Руси Девушки водили хороводы и даже гадали на Пасху!
Но почему же мы, подрастающее поколение, знаем только одну забаву – битву с яйцами? Почему все остальные канули в лету? Выясняется, наши предки праздновали Пасху гораздо интереснее. Жаль, что мы не так бережно передаём традиции другим поколениям. Мне хочется надеяться, что где-то в глухих русских деревнях люди встречают Пасху по - другому, с размахом и разнообразием пасхальных игр.
7 Украшение города
Задолго перед Пасхой на многих площадях европейских городов открываются Пасхальные ярмарки, где можно купить вещи, сделанные своими руками. Мосты и фонтаны украшаются разноцветными яйцами, символизируя пасхальные ручьи – обновление и весну радости. Во многих двориках можно увидеть кусты и деревья, украшенные яйцами, на подобии Рождественской ёлки. У нас, в России, города, к сожалению, не украшают к празднику. Может заимствовать эту идею у Запада и начать украшать самим? Я предлагаю начать с нашей школы: украсить фойе школы и близлежащую территорию разноцветными самодельными яйцами - создать праздничное настроение!!!
8 Праздничная одежда
Праздничное настроение у жителей Европы проявляется и в одежде. В Германии и Великобритании люди стараются встретить Пасху в обновках. Во многих европейских городах проходят Пасхальные парады, на которых можно увидеть женщин в красивых платьях и шляпках, украшенных разноцветными яйцами.
АНАЛИЗ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ АНКЕТЫ
На тему «Пасха в Западной Европе» я составила анкету и предложила ответить на неё ученикам 3-х, 8-х и 10-х классов нашей школы
Были предложены следующие вопросы
Диаграмма показывает, что половина опрошенных ребят -53%- знакомы с символикой католической Пасхи, 30% - затруднились ответить, а 17% - дали неверный ответ. Среди неверных ответов чаще всего дети называли курицу, козу, медведя, волка, собаку и даже зебру. Ответ «курица» мне понятен, дети перепутали с нашей православной Пасхой, а откуда появились остальные животные - загадка.
2.Знаете ли вы пасхальные игры (если да - то какие?)
Большая часть учащихся (а именно 55%) не знают никаких пасхальных игр.
Большинство детей дали развёрнутый ответ на второй вопрос. Дети знают такие пасхальные игры, как «охота за яйцами», «битва яиц». Я считаю, они написали эти игры только потому, что в России они тоже широко известны. Почему же их не познакомить с другими пасхальными играми, и не поиграть в них на нашу Пасху?
3.Традиционная еда на Пасху
Здесь мы видим, что половина опрошенных детей (53%) знают, что англичане едят на Пасху. Но следует отметить, что никто не написал про шоколадные яйца или булочки с изюмом. В основном дети упоминали куриные яйца, кексы и куличи. Я эти ответы считала за верные, потому что они тоже едят яйца (правда шоколадные) и булочки с изюмом, которые русские дети называют кексы или куличи. 12% детей дали неверные ответы. Они спутали Пасху с Рождеством и Масленицей и писали про блины и индейку!
4 Украшают ли города на Пасху? (если да – то как?)
Диаграмма показывает, что только 6% опрошенных детей знают, что на Пасху улицы украшаются разноцветными яйцами, которые можно увидеть на деревьях и мостах. Большинство детей не знают ответа на вопрос, а некоторые спутали Пасху с Рождеством и писали про красные чулочки, ангелочки, мишуру, гирлянды и ветки ели.
6. Подтверждение гипотезы
Проанализировав полученные в ходе анкетирования данные, мы видим, что наша гипотеза о том, что школьники Твери не знакомы с особенностями Пасхи в Западной Европе, подтвердилась. Отвечая на вопросы, они вспоминают либо нашу православную Пасху, либо путают её с другими праздниками (Рождеством, Масленицей).
7.Заключение. Выводы и рекомендации.
Из этого краткого обзора пасхальных игр и традиций можно сделать вывод-Пасха как праздник со своими играми, традициями, угощениями, символами - одинакова в любом уголке Земли. Мы живём в 21 веке, перед нами открыты горизонты. У нас есть все возможности получать информацию и общаться с друзьями и близкими в любой точке мира. Мы, сами того не замечая, заимствуем у других стран их традиции, увлечения, еду. Разве это плохо?
Мы все – разные люди, живём в разных странах. Отношение к данному празднику тоже разное. Католики воспринимают Пасху празднично, торжественно. Это проявляется и в украшении города, в одежде, в развлечениях. Для нас, православных, это скорее религиозный праздник, более сдержанный, сугубо личный для каждого.
Но есть нечто, в чём и русские, и католики едины. Это - вера в добро, любовь, воскресение души, надежда на лучшее будущее. И как бы мы, все вместе, не праздновали Пасху, мы едины в своей радости, улыбках, открытости. И это, наверное, самое главное!
8. Рекомендации
Исходя из выше сказанного, мы предлагаем следующие рекомендации:
-Больше интересоваться культурой и традициями страны изучаемого языка.
-Постараться донести до современного поколения важность страноведческого аспекта при изучении иностранного языка.
-Развить у молодого поколения желание беречь и сохранять традиции родного края и не бояться заимствовать традиции и обычаи других стран.
-Данную работу можно использовать на уроках окружающего мира в начальной школе, на уроках иностранного языка в среднем и старшем звене.
9.Список используемой литературы
1. М. Вострышев «Светлая Пасха» ООО «ТД Алгоритм»», 2016
2. Дорогое яичко к Христову дню// Начальная школа - №2, 2001
3. К.И. Панкеев «Русские праздники» М.,1998
4. интернет ресурс