Яковлева Екатерина Алексеевна, 4 «А» класс, МАОУ Гимназия № 13, г. Екатеринбург, Свердловская область, Россия
Научный руководитель: Дорожкина Вероника Петровна, учитель математики, МАОУ Гимназия № 13, г. Екатеринбург, Свердловская область, Россия
Все люди, независимо от того любят они или нет математику, ежедневно применяют её в своей жизни, даже не замечая этого. Выходя из дома в школу, на работу или в гости, мы продумываем оптимальный маршрут, находясь в магазине, рассчитываем затраты.
Основными математическими действиями (сложением, вычитанием, умножением и делением) занимается арифметика. Это основа всей математики. Именно этой науке поэт Вадим Шефнер посвятил своё стихотворение «Арифметика», показав, что она важна во многих профессиях.
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь.
И при этом, и при этом,
Вы заметьте-ка,
Очень важная наука
А-риф-ме-ти-ка!
Почему корабли
Не садятся на мель,
А по курсу идут
Сквозь туман и метель?
Потому что, потому что,
Вы заметьте-ка,
Капитанам помогает
А-риф-ме-ти-ка!
Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Надо прежде всего
Арифметику знать.
И на свете нет профессии,
Заметьте-ка,
Где бы нам не пригодилась
А-риф-ме-ти-ка!
Математика необходима для того, чтобы стать специалистом во многих профессиях.
– портной должен уметь раскроить ткань с минимальными отходами;
– прораб должен обеспечить стройку всеми необходимыми материалами в достаточном количестве;
– спортсмен должен уметь распределить свои силы для достижения наилучшего результата;
– повар должен продумать меню и заранее заказать необходимые продукты.
А для успешной учёбы надо не только много знать, но и логически мыслить, догадываться.
Одним из условий для успешной учёбы является связь обучения с реальной жизнью. Этой связи можно добиться использованием загадок, вопросов, задач в стихотворной форме, которые развивают познавательный интерес.
Цель моего реферата – показать, что математика может быть увлекательной, и в этом помогают задания в стихах.
Стихотворение Самуила Маршака «От одного до десяти. Весёлый счёт» - одно из любимых и популярных детских произведений для обучения малышей счёту. Ребенок может читать самостоятельно или слушать прочтение данного произведения взрослыми, при этом незаметно он моментально запоминает цифры от 1 до 10, без усилий и с удовольствием.
В книге Маршака «От одного до десяти. Весёлый счёт», изданной в 1962 году, содержатся стихотворения, которые учат читателя жизненным вещам. К таким стихотворениям можно отнести такие как «Потому что кошки не едят из ложки», «А не ляжете в кровать - носом будете клевать», «Семь ночей и дней в неделе», «Красный свет - проезда нет, жёлтый - будь готов к пути, а зеленый свет – кати».
Иллюстратором к данной книге является Владимир Конашевич. На его рисунках цифры оживают и в книге появляются несуществующие в тексте забавные человечки. Они везут цифры в тележке, удерживают единиц от драки, грустят, когда они оказываются зачёркнутыми, с радостью подталкивают цифры к нолям, пьют чай за кукольным столиком, разъезжают на игрушечном самосвале, кормят кошек молоком и производят множество других весёлых и полезных действий.
Вот отрывки из этой книги:
А вот это цифра два.
Полюбуйся, какова
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
А за двойкой - посмотри –
Выступает цифра три.
Тройка третий из значков. -
Состоит из двух крючков.
Цифра шесть - дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
У восьмерки два кольца
Без начала и конца.
Цифра девять иль девятка, -
Цирковая акробатка:
Если на голову встает,
Цифрой шесть девятка станет.
Из разных чисел можно составить даже математические стихи. Они могут получиться лирические, а могут и весёлые. Вот примеры таких стихов:
140 10 01.
126 138
140 3 501.
116 14 20 !
15 14 21
136 17 !
Ребенок с детства слушает сказки, где героям часто задаются загадки. Такие сказки любят дети и взрослые. Этот вид народного творчества помогает развивать смекалку, расширяет кругозор.
В загадках отражается окружающая нас реальность. От того, как мы ее воспринимаем, зависит нахождение правильного ответа. Такие фольклорные произведения тренируют память, внимание и сообразительность, учат пониманию того, что можно по-разному сформулировать одну и ту же мысль. Например:
Да и та без башмака?
Выросла лепешка.
Два конца,
Посередине гвоздик.
Ручки – кольцом,
Ножки – острые.
Скрестить из-за клочка бумаги?
По пять сыновей,
Одно имя всем.
Им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
Пилою, ложкой, топором.
Шляпка одна,
Нужен, коль станет
Обедать семья.
А на крыше суп да ложки.
День и ночь в мешке таится.
Если к ней щекой прижаться,
То цветные сны приснятся.
Свои четыре уголка.
И тебя, как ночь настанет,
Все равно к себе притянет.
Загадка – это логическое упражнение, при выполнении которого ребенок учится выделять существенные признаки предмета, а так же определять предмет по нескольким перечисленным признакам. Загадки могут быть различной степени сложности. В дошкольном возрасте все дети любят отгадывать загадки об окружающем мире, в которых присутствуют разные числа.
А на ней три волоска.
Волосок – тонкий,
Голосок – звонкий. (Балалайка)
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Вышивают шелком круг.
Мастер в шелке знает толк.
Покупайте, мухи, шелк! (Паук)
Во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук)
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем - миллион. (Муравейник)
Получился … (дикобраз).
На уроках В начальной школе также могут быть использованы загадки, так как интересны детям, расширяют кругозор детей, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание, память, мышление.
При изучении геометрического материала целесообразно использовать загадки в стихах о геометрических фигурах, в связи с тем, что они активизируют мыслительную деятельность детей, повышают интерес к обучению.
Есть прямой, но не вопрос.
И тупой есть, но не ножик.
Это что таким быть может? (Угол).
Меж собою все равны.
С прямоугольником он брат,
Называется... (квадрат)
Три угла, три стороны.
Этого для них довольно.
Мы увидим …(треугольник.)
В целом мире лучше нету. (Шестиугольник)
И Луна, и колобок. (Шар)
Знакомая наружность.
Идет по краю круга.
Зовут ее …(окружность).
С двух сторон да крепко сжал.
То, скажите вы мне дружно,
Что получится? (Овал).
И в него навек сложились. (Куб)
Делать дуги и круги. (Циркуль)
Для ребят постарше будет интересна загадка Корнея Чуковского:
Две ноги на трёх ногах,
А четвёртая в зубах.
Вдруг четыре прибежали
И с одною убежали.
Подскочили две ноги,
Ухватили три ноги,
Закричали на весь дом -
Да тремя по четырём!
Но четыре завизжали
И с одною убежали.
В конце ХVIII века эта задача звучала так.
Две ноги сидели на трёх, а когда пришли четыре и утащили одну, то две ноги, схватив три, бросили их в четыре, чтобы четыре оставили одну. Что это такое?
Ответ. Повар сидел на табурете, имеющем три ножки, пришла собака и утащила куриную ножку. Повар бросил табурет в собаку, чтобы она оставила куриную ногу.
Младшие школьники часто быстро утомляются на уроках. Поэтому, с целью снятия мышечного напряжения, используют различные физминутки с устным счётом. Одновременно со снятием усталости, повышается и внимание учащихся. Такие стихи помогают решить и другие задачи: закрепление табличных случаев сложения, деления, умножения и вычитания.
Три окошка, дом с крыльцом.
Наверху ещё окно,
Чтобы не было темно.
Посчитай окошки
В домике у кошки.
(4 окошка)
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто успел их сосчитать?
(4 жука)
И одна к ним прилетела.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело?
(7 ворон)
В каждой - по одной лягушке.
Если было б пять кадушек,
Сколько было б в них лягушек?
(5 лягушек)
(10 чаек)
Пригласила пять подружек.
Вот ватрушки, надо их
Разделить на шестерых.
Всех ватрушек тридцать шесть,
Сколько каждой можно съесть?
(6 ватрушек)
В учебнике не всегда можно найти задачу, интересную для детей, особенно если перед этим уже были решены две – три задачи. Здесь сказывается и усталость, и нежелание обучающегося, и однообразие форм работы и формулировок задач, и другие факторы. В такие моменты уместно использовать задачи в стихах. Используя такие задачи, учитель автоматически снимает нервное напряжение у обучающихся и активизирует их внимание.
Росли четыре яблока.
В три раза больше на одной.
А сколько яблок на другой?
(1 яблоко и 3 яблока)
И еще две тачки.
В каждой по две кошки
И по две собачки.
Сколько было тачек,
Кошек и собачек?
(2+2=4, 4х4=16)
Лежали, грели спинки.
А с ними 5 ягнят
Копытцами стучат.
Играют, отдыхают.
И не подозревают,
Что ребятишки в классе
Их ножки сосчитают.
Сколько же ножек?
(3+5=8, 8х4=32)
Но имеет восемь ног.
Сколько нужно пар сапог,
Чтоб обулся осьминог?
(8:2=4)
Волчьи следы по дороге считали.
Стая большая волков здесь прошла.
Каждая лапа в снегу их видна.
Оставили волки 120 следов.
Сколько, скажите, здесь было волков?
(120:4=30)
Похвалялися друг дружке:
«Съела я 5 комаров,
8 мошек, 6 жуков!»
«Ну, а я в 2 раза больше
Съела комаров,
И в два раза больше
Съела я жуков!».
Сколько насекомых съела
Первая лягушка?
А сколько насекомых
Тогда ее подружка?
Быстро посчитайте
И дружно отвечайте!
(5+8+6=19, 5х2+8+6х2=30)
Учила мудрая сова
Считать, где птиц поболе:
— Справа ты видишь 4 гнезда,
В каждом гнезде по 4 птенца.
Слева гнезд — 8,
А птичек — по 3,
Где ж птенцов больше?
Скорее скажи.
(4х4=16, 8х3=24)
Целыми семьями их выводили.
Всего было 5 гусиных семей,
В каждой семье по 12 детей,
Папа и мама, и бабушка с дедом.
Сколько гусей собралось за обедом?
(12+4=16, 16х5=80)
Гостинцы в корзинке внучка несла.
Шла не спеша по знакомой тропинке,
Грибы собирала, их клала в корзинку.
Все расстоянье прошла незаметно,
В час проходя по два километра,
За три часа до старушки дошла.
Сколько она километров прошла?
(6 км)
Но полю и роще проходит маршрут.
Смотрите, какая кругом красота!
Весь путь прошагали за три часа.
Двенадцать всего километров прошли.
С какой они скоростью шли?
(4 км/ час)
(16+8+8+24=56 птиц)
Взвесив их, урожай подсчитали.
Дети собрали 16 корзин.
8 корзин увезли в магазин,
3 детскому саду отдали,
Все остальные же в школу послали.
Сколько же яблок для школы дадут,
Когда все корзины они развезут?
По 7 кг в каждой корзине.
Сколько же яблок уже в магазине?
Сколько, скажите, детсаду отдали?
И сколько всего килограммов собрали?
(16 – 8 – 3 = 5 (корзин) – в школу
7х5 = 35 (кг) – в школу
7х8 = 56 (кг) – в магазин
7х3 = 21 (кг) – в детсад
7х16 = 112 (кг) – всего яблок)
Одна из важнейших задач начального обучения - развитие у детей логического мышления. Такое мышление проявляется в том, что при решении задач ребенок соотносит суждения о предметах, отвлекаясь от особенностей их наглядных образов, рассуждает, делает выводы. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения нужны для изучения учебного материала не только в начальных классах, но и на более старших ступенях обучения
Сели на палки.
Если на каждой палке
Сядет по одной галке,
То для одной галки
Не хватит палки.
Если же на каждой палке
Сядет по две галки,
То одна из палок
Будет без галок.
Сколько было галок?
Сколько было палок?
Ответ: Галок на 1 больше, чем палок. Галок чётное число. Итого 4 галки и 3 палки.
То одна в избытке груша.
Если дать по паре груш,
То не хватит пары груш.
Сколько Груш? И сколько груш?
Ответ: эта задача аналогична предыдущей. Девочек – 3, груш – 4.
Учтите, случай редкий:
Сидела белка на сосне,
На самой средней ветке.
Потом вскочила вверх на пять,
Потом спустилась на семь.
(Вы все должны запоминать,
Как на уроке в классе.)
Затем проворно белка вновь
Вскочила на четыре,
Потом еще на девять
И села на вершине.
Сидит и смотрит с высоты
На пни, березки и кусты.
А сколько веток у сосны,
Мы с вами вычислить должны.
Ответ: Белка поднялась на 5 – 7 + 4 + 9 = 11 веток. Так как она сидела на средней ветке, то внизу тоже 11 веток. Значит, у сосны 11 + 11 + 1 = 23 ветки.
Имевший небольшой бассейн,
Узрел, что бывшие в нём раки
Клешней лишились после драки.
Тогда он раков стал считать:
С клешнёю левой было пять,
У четверых имелась правая,
Без оной трое раков плавали,
Два рака левой не имели
И двое в драке уцелели.
Над раками своими плача,
Хусейн вам задаёт задачу:
Какое наименьшее число
В бассейне раков быть могло?
Ответ. Для быстрого решения этой задачи надо нарисовать раков:
Делаем проверку:
У четверых имелась правая,
Без оной трое раков плавали.
Итого: 7 раков
В программе начальной школы геометрический материал является частью курса математики. На уроках дети знакомятся с геометрическими фигурами, легко запоминают их названия. В процессе практических действий с геометрическими фигурами дети выделяют их свойства, сравнивают их, изображают на бумаге. Такая работа даёт наглядность материалу по математике, приучает к пространственному мышлению. В дальнейшем это поможет легче осваивать стереометрию, черчение, разбираться в чертежах, схемах, планах. Кроме того, геометрические задачи могут помочь в развитии глазомера.
Что такое треугольник,
А уж вам-то как не знать…
Но совсем другое дело –
Быстро, точно и умело
Треугольники считать.
Например, в фигуре этой
Сколько разных? Рассмотри!
Все внимательно исследуй
И по краю, и внутри!
Ответ: на данном рисунке 20 треугольников. Рисунок можно выбирается с учетом возраста обучающихся.
Как зайцы нашли свои уши
Три зайца ушки потеряли.
Как же быть без ушек серым?
Делать что в своей печали?
Тотчас зайки побежали,
Только лапки засверкали,
По проталинкам, по кочкам…
Вдруг под низеньким кусточком
Часть пропажи отыскалась!
Трое ушек перед ними,
Перед зайками моими.
Впрочем, зайки не тужили,
Трое ушек разделили.
И с ушами снова стали:
С парой ушек каждый зайка!
Как зайки разделили ушки?
Ответ: надо нарисовать трёх заек так, чтобы у каждого зайки было по два уха, а у всех трёх вместе только три уха.
Задачи-шутки – это задачи «с подвохом», где есть обычное условие, обычный вопрос и нестандартный ответ. Существует много видов загадок с подвохом: простые для детей, посложнее на развитие логики, шуточные, трудные.
Чтобы вызвать у детей интерес к задачам-шуткам, им лучше задавать смешные рифмованные задачки с подвохом. Это позволит детям не только напрячь ум, но и разлечься. Рифмованные задачки представляют из себя вопрос, на который следует быстро ответить в рифму. Но рифмованный ответ всегда неправильный.
Это позволяет развить у детей чувство юмора, приучить, не воспринимать на веру всё, что говорят взрослые. Это очень сильно развивает мышление ребёнка, потому что если ответ не правильный, до правильного нужно догадаться самому, да ещё и распознать сам факт ошибки. Для начала детям можно дать загадки с подвохом:
После таких загадок, можно перейти к задачам:
«Пять плюс пять, конечно, …» (Не два, а десять)
У собачки лапок – … (Не пять, а четыре)
Лапок у нее лишь … (Не три, а две)
В дневнике получишь … (Не пять, а два)
«Двойка больше, чем …» (Не четыре, а один)
Становясь старше, обучающиеся с удовольствием задают друзьям рифмованные загадки с подвохом, и вместе веселятся.
Нередко люди в своем мышлении используют готовые шаблоны, в то время как задачи-шутки разрушают выстроенные ими логические цепочки. Они пытаются произвести какие-то вычисления, обосновать свой ответ, а правильное решение лежит на поверхности, но оно не очевидно. Неожиданный ответ удивляет и веселит. Вот примеры таких задач-шуток.
Эта задача из книги «Старинные занимательные задачи»:
- три гвоздя нашли.
Следом четверо пойдут
- много ли гвоздей найдут?
(Ответ: скорее всего ничего не найдут).
А эту задачу – шутку сочинил Корней Чуковский:
И задумался старый Кондрат:
«Сколько мышат и котят
Ребята несут в Ленинград?»
Ответ: (Глупый, глупый Кондрат!
Он один и шагал в Ленинград.
А ребята с лукошками,
С мышками и кошками
Шли навстречу ему - в Кострому.)
В начале работы я поставила цель – показать, что математика может быть увлекательной, и в этом помогают задания в стихах.
Для достижения этой цели я просмотрела различные книги по математике и воспользовалась ресурсами сети Интернет. В результате я нашла огромное количество заданий в стихах на внимательность, на логику, вычислительных задач и задач – шуток. Вопросы и задачи, наиболее интересные с моей точки зрения и соответствующие курсу начальной школы, я включила в реферат.
Считаю, что своей цели я добилась. А закончить свой реферат я хочу такими словами:
Пусть математика сложна,
Её до края не познать.
Откроет двери всем она,
В них надо только постучать.
2. Маршак С.Я. От одного до десяти. Весёлый счёт. – М.: Детская литература, 1987.
3. Митрофанова В. В. Русские народные загадки. – Л.: Наука, 1978.
4. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение, 1985.
5. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука, 1988.
Интернет-источники:
1. http://detochki-doma.ru/zagadki-s-podvohom-s-otvetami-smeshnyie/
2. http://zagadki.info/aut/kornej-chukovskij.html
3. http://zagadki.info/zag/paltsy.html
4. http://kog-pdubschool.edu.tomsk.ru/wp-content/uploads/file/poesia.doc
5. http://nashol.com/2011102661237/didakticheskie-igri-na-urokah-matematiki-kovalenko-v-g-1990.html