Горбунова Юлия Анатольевна, учитель самопознания, педагог-психолог, КГУ «Средняя школа №5» города Риддер, Восточно-Казахстанская область, Республика Казахстан
Аннотация
Статья «Модель социального партнерства между образовательным учреждением и семьей в нравственно-духовном воспитании ребенка» знакомит с интеграцией предмета Самопознание в воспитательный процесс. Рассматривает работу Школы для родителей в образовательном учреждении.
Нельзя воспитывать ребенка, не воспитывая его родителей.
П.П. Блонский
Воспитывая детей, родители и учителя воспитывают
будущую историю своей страны, а значит, и историю мира.
А.С. Макаренко
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. В настоящее время перед педагогами республики Казахстан поставлена задача перехода от концепции функциональной подготовки к концепции развития гармоничной личности совершенного характера, живущей в единстве мыслей, слова и дела. С.А. Назарбаева отмечает: «Дети, их настоящее и будущее – это наша общая забота. Мы все, и каждый из нас в отдельности, несем ответственность за то, какой выбор сделают наши сыновья и дочери- пойдут ли они дорогою добра, будут ли они приносить пользу людям, помогать слабым, жить в гармонии с окружающим миром, созидать и творить, или же встанут на путь разрушения. Правильный выбор помогут им сделать уроки самопознания, уроки Любви».
В настоящее время наша школа развивается по модели общественно-активной школы, то есть школы, которая ставит своей целью не просто предоставление образовательных услуг учащимся, но и привлечение родителей и общественных организаций к решению социальных и других проблем, стоящих как перед школой, так и перед обществом. В основе деятельности такой организации лежат три базовых направления: «демократизация», «партнерство» и «добровольчество». Все эти направления тесно связаны и призваны совместить микросреду внутри школы с окружающей реальной действительностью, создавая единое воспитательное пространство для всех её участников.
Сегодня школа успешно сотрудничает с городским историко-краеведческим музеем, библиотекой имени Гоголя, Домом Дружбы, молодежным центром развития «РОСТ», городским кабинетом ЗОЖ, Советом ветеранов и клубом «Память», Западно-Алтайским государственным заповедником, центром «Незабудка», Ассоциацией предпринимателей «Кедр» и многими другими. Таким образом, социальная среда, освоенная школой, помогает успешно формировать личность современного школьника.
Успех воспитания учащихся во многом зависит от единства и согласованности влияния и совместных усилий школы и семьи. Именно в семье дети приобретают первые знания и понятия о жизни, людях, их взаимоотношениях друг с другом. В семье они знакомятся с нравственными ценностями, получают информацию о событиях, происходящих в окружающем мире, узнают их оценку из уст родителей и старших.
Родители призваны воспитывать детей в духе уважения и любви к труду, приучать к дисциплине, заботиться об их физическом развитии и укреплении здоровья, стимулировать их к учению и осознанному выбору профессии.
Существенную роль в приобретении детьми лучших человеческих качеств играет личный пример родителей, их труд, знания, моральный облик. Всё, что видит и чувствует ребенок в ранние годы, оставляет в его сознании глубокий неизгладимый след. Чрезвычайно велика воспитательная сила родительского примера. Дети в своем поведении копируют родителей во всём, от словесных оборотов до жестикуляций. Давно замечено, что в семьях, где взрослые добросовестно относятся к труду, доброжелательны к людям, правдивы, честны, нравственное развитие ребят происходит без каких-либо отклонений. Пример родителей является первым образцом, на который ребенок ориентируется и на основе которого овладевает различными формами человеческих отношений. Это очень важно, так как первые впечатления- самые сильные и остаются на всю жизнь. Дети постоянно ориентированы на родителей, ежедневно находятся в общении с ними. Поэтому они усваивают образ действий взрослых, их манеры, привычки, а также внутренние качества, образ мыслей, отношение к своим обязанностям и т.д. Данное общение является неповторимым, так как построено на чувстве любви и привязанности к родителям, освящено их авторитетом.
Школа является координатором воспитания детей. Она корректирует неудовлетворительное воспитание детей родителями в семье. Это возможно только при установлении совместной воспитательной работы семьи и школы, единых педагогических требований к воспитанию школьников. Задача школы – повысить уровень педагогической компетенции родителей. Для этого организована «Школа для родителей», в рамках которой проводятся занятия правового всеобуча, организуются беседы с медицинскими работниками, представителями правоохранительных органов, проводятся уроки самопознания. На таких уроках проходит родительский всеобуч по вопросам воспитания, проводятся тренинги, которые дают возможность посмотреть на отношения родителя к ребенку объективно. Педагоги на этих уроках учат родителей практическому навыку в общении с детьми, дают ответы на интересующие вопросы, предлагают буклеты и памятки. Результаты анкетирования родителей показывают, что уроки самопознания имеют значимый результат и нравятся им. После таких занятий родители с большим желанием сотрудничают со школой.
Кроме родительских общественных объединений «Попечительский совет» и «Родительский комитет», в школе действует родительская организация «Сердце матери», главная цель которой – помогать родителям учащихся школы в решении проблем. Ежегодно собирается «Конференция отцов», призванная обратить внимание представителей сильного пола к вопросам воспитания детей.
Хорошей базой для воспитания отзывчивости, толерантности, гуманности, как у детей, так и у взрослых являются благотворительные акции и марафоны, которые проходят в школе. Например, ежегодно ко Дню рождения Сары Алпысовны проводится благотворительная акция «Большое сердце вместит в себя заботу о многих». К акции подключаются родители учащихся, сами ученики, индивидуальные предприниматели города, депутат округа. По итогам акции оказывается помощь учащимся школы, детям из приюта «Светоч», учащимся школы села Поперечное, ветеранам микрорайона. Дети, ощущая заботу взрослых, чутко откликаются на хорошие начинания. Поэтому у нас стали традиционными уроки самопознания для родителей. Информации, рекомендации, изречения и цитаты о воспитании, воспитательных проблемах, общечеловеческих и жизненных ценностях, – всё это даёт возможность родителям применять полученные сведения на практике. Это также даёт возможность понять родителям, что они сами должны быть такими, какими хотят видеть своих детей. Педагогическое просвещение родителей способствует повышению их педагогической культуры. В нашей школе, для повышения качества образования и воспитания, созданы необходимые условия для формирования, развития и становления личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей таких, как Истина, Праведное поведение, Любовь, Внутренний покой, Ненасилие. Задача учителя, классного руководителя через интеграцию ценностей в организуемый им педагогический процесс способствовать воспитанию гражданина и патриота своей страны, духовно богатого человека, обладающего высокими нравственными качествами. Только в процессе взаимодействия педагога, родителя и учащегося можно успешно решить проблему нравственно- духовного развития личности.
Традиционными стали родительские лектории, тренинги, деловые игры «Счастье ребенка в семейном воспитании», «Семья- начало всех начал», «Традиции и реликвии семьи», «Материнское сердце», «Моя семья- моя радость!», «Если в твоей душе солнце, то не важно, какая погода в доме». Проводятся открытые уроки, занятия в рамках кружковой работы, раскрывающие семейные ценности и способствующие осознанию семьи как главного богатства человека: «Семейные ценности»- 4, 7 кл., «Мир в семье»- 5 кл., «Духовное богатство человека»- 6 кл., «Истоки уважения»- 8 кл., «Женщина в обществе», «Быть мужчиной», «Любовь как высшая истина»- 9 кл., «Семья: прошлое, настоящее, будущее», «В семейном кругу», «Счастье человека»- 10 кл., «Семья- основа общества»- 11 кл.
Важным моментом взаимодействия с родителями стали совместные мероприятия, такие как праздники, экскурсионные поездки; традиционным стало проведение Дня пожилого человека «А ну-ка, бабушки» с конкурсами, песнями, чаепитием.
Родители стали активнее интересоваться делами школы, участвовать в школьных праздниках. Рождаются классно-семейные традиции: совместные чаепития, спортивные мероприятия, поездки, экскурсии.
Сотрудничество родителей и школы способствует улучшению микроклимата в школе, развитию культуры общения взрослых и детей, решению многих школьных повседневных проблем.
Родители приобщаются к реальной практической жизнедеятельности детей в школе. Результатом взаимодействия классного руководителя с родителями становится постоянная забота о развитии личности ребенка, его самочувствии, состоянии души, физическом и психическом здоровье, успешности деятельности, положении в коллективе, самооценке.
В современных условиях особую актуальность приобретает проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка, привитие ребенку таких нравственных качеств, как уважение к окружающим людям, порядочность, честность, готовность к преодолению трудностей и жизненному оптимизму. Необходима серьезная целенаправленная подготовка родителей на базе учреждений общего образования с целью определения стратегии родительского воспитания, а при необходимости, ее корректировке. На школу ложится важнейшая задача повышения воспитательного потенциала семьи и развития её социализирующего ресурса, оказание своевременной квалифицированной помощи родителям в воспитании детей. Необходимо, чтобы они осознавали, что современное воспитание имеет своей целью всестороннее и гармоничное развитие личности. Мы находимся на правильном пути, ведь работа с детьми – это море вдохновения, океаны творчества и живое детское сердце в ваших ладонях. Вы вправе его держать, если у вас есть любовь, совесть, уверенность, что не дадите сердечному ритму сбиться.
Ведь дети – это наше завтра, основа будущего нашего государства!
Список использованной литературы:
1. Гребенникова И.В. Школа и семья.- М., 1985.
2. Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 5-11 кл.- М.: ВАКО, 2004.
3. Макаренко А.С. Книга для родителей.- М., 1986.
4. Мелехина Т.А. Духовно- нравственное воспитание школьников в среде социального партнерства.
5. Минияров В.М. Психология семейного воспитания.- М.: МПСИ, 2000.
6. Новые подходы в работе с родителями/ Сост. Л.А. Байкова и др.- Рязань, 1993.
7. Потаповская О.М. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. М: Планета, 2002, вып.3.
8. Журнал «Самопознание.kz», №4,2017.