You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!
Петухова Светлана Николаевна, учитель химии первой категории и биологии без категории, КГУ «Большенарымский сельский лицей» села Улкен Нарын, Катон-Карагайского района, ВКО
"История и методы изучения клетки. Клеточная теория". Петухова С.И.
Использование элементов технологии развития критического мышления на уроках биологии способствует не только достижению более высокого уровня развития познавательных умений, но и стимулирует учебную мотивацию учащихся, активность на уроке и интерес к предмету, расширяет кругозор, помогает развивать творческий потенциал.
Технологическая карта урока биологии по технологии РКМ
Класс: 9 «Б»
|
Дата проведения: _________ 201__ год Учитель биологии и химии Петухова С. Н. |
Тема урока |
"История и методы изучения клетки. Клеточная теория" |
Цель и задачи урока |
Цель: Изучить историю открытия клетки, основные положения клеточной теории и методы изучения клетки. Задачи образовательные: Знать историю открытия клетки, учёных внесших вклад в изучении строения клетки, методы, использующиеся в цитологии для изучения клетки, изучить основные положения клеточной теории. Задачи развивающие: Продолжить формирование умений и навыков использования различных информационных источников, уметь сравнивать, анализировать, делать выводы. Задачи воспитательные: показать общебиологическое значение клеточной теории. |
Ключевые понятия |
Клетка, микроскопирование, микроскоп, ученые: Ханс Янсен, Робер Гук, Антони ван Левенгук, Роберт Броун, Маттиас Шлейден, Теодор Шванн. |
||||||||||
Ожидаемые результаты |
В ходе урока обучающиеся должны знать: основные положения клеточной теории и методы изучения клетки, ученых внесших вклад в открытие и изучение строения клетки. |
||||||||||
Ресурсы |
А-4, А-3, маркеры, интерактивная доска, мультимедийный проектор, таблица «Общая схема строения растительной и животной клеток». |
||||||||||
Задания |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Форма и стратегии |
||||||||
Организационный момент. Приветствие, доброжелательная обстановка Целеполагание |
Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности обучающихся к уроку, оглашение темы урока учителем (она написана на доске заранее). Совместное определение с учащимися целей и задач урока. Учитель корректирует учащихся. |
В тетради дети записывают тему урока. Учащиеся ставят цели. |
|
||||||||
1 этап: Вызов 1) Актуализация знаний (Индивидуальная работа)
|
1. Учитель заранее готовит текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает найти допущенные ошибки. (в тексте представлен материал: представители царств живой природы, классификация царств, уровни организации жизни) 2. Мы с вами изучили признаки живых организмов. На интерактивной доске записано всего несколько признаков, только вот буквы все перепутались. Найдите и запишите в тетради эти признаки: жидрастьмораз – раздражимость; таниепи – питание; гуциясаремоля – саморегуляция; сорт – рост; витиераз – развитие; леднасвенстность – наследственность; ханеиды – дыхание; мноразниеже – размножение. |
Учащиеся анализируют информацию, находят ошибки, исправляют их. Учащиеся выполняют задание, записывают правильные ответы в тетрадь
|
«Лови ошибку»
«Зарядка для ума» |
||||||||
2 этап: Осмысление 1) Изучение нового материала (Групповая работа)
2) Оценивание (формативное) |
1) учитель выдает отрывки из текста, цитаты, события их необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку (Информация о истории открытия клетки и методах исследования клетки) Учитель вместе с учащимися анализирует правильность выполнения задания
2) Учитель дает задание. Работа с текстом: выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в виде грозди: (§1 «Биология». Учеб. для 9 кл. естест. - мат. направления общеобразоват. шк. – Ж. Б. Шилдебаев, Ж. Ж. Кожантаева, Л. Е. Аманжолова - Алматы: Мектеп, 2013 г – 336с.) Учитель слушает, корректирует работу учащихся. Учитель вместе с учащимися разрабатывает критерии оценивания и выступления групп: Время Правильность изложения Логика изложения Речь Эмоциональность |
Учащиеся читают отрывки текса событий и располагают их в хронологическом порядке
Обсуждают правильность выполнения задания, исправляют ошибки. Учащиеся читают текс параграфа, заполняют схему Учащиеся защищают кластер Учащиеся оценивают работу других групп
|
«Перепутанные логические цепи»
«Кластер»- гроздь винограда |
||||||||
3 этап: Рефлексия 1) Применение и первичное закрепление усвоенных знаний |
Выполнить тестовую работу в тетради и поставить себе оценку. 1. Впервые увидел и описал клетки растений: А. Р. Вирхов; В. Р. Гук; С. К. Бэр; Д. Левенгук. 2. Усовершенствовал микроскоп и впервые увидел одноклеточные организмы: А. М. Шлейден; В. А. Левенгук; С. Р. Вирхов; Д. Р. Гук. 3. Создателями клеточной теории являются: А. Ч. Дарвин и А. Уоллес; В. Т. Шванн и М. Шлейден; С. Г. Мендель и Т. Морган; Д. Р. Гук и Н. Г. 4. Клеточная теория неприемлема для: А. грибов и бактерий; В. вирусов и бактерий; С. животных и растений; Д. бактерий и растений. 5. Клеточное строение всех живых организмов свидетельствует о: А. единстве химического состава; В. многообразии живых организмов; С. единстве происхождения всего живого; Д. единстве живой и неживой природы. А теперь смотрим правильные ответы (на интерактивной доске). ОТВЕТЫ: 1-В, 2-В, 3-В, 4-В, 5-С Исправьте ошибки и поставьте оценки, согласно критериям: 5 – всё правильно; 4 – одна ошибка; 3 – две ошибки; 2 – три ошибки. |
Учащиеся отвечают на вопросы теста
|
Тестирование
|
||||||||
2) Обобщение информации и подведение итогов |
Ответьте на вопросы: - Что я узнал на уроке? - Чему научился? - Где мне пригодятся эти умения и знания? Учитель предлагает провести рефлексию и заполнить таблицу
В графу "+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу "–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу "интересно” (?) учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно. |
Учащиеся проводят анализ и отвечают на вопросы
Учащиеся заполняют таблицу
|
«Плюс – минус – интересно»
|
||||||||
Вывод |
Учитель подводит итог урока: Клетка — элементарная единица живого, обладающая всеми признаками организма: она способна размножаться, расти, развиваться, обмениваться веществом и энергией с окружающей средой, реагировать на изменения, происходящие в этой среде. Изучение клетки стало возможным с момента создания микроскопа. Клеточная теория оказала огромное влияние на развитие биологии и на формирование современной естественнонаучной картины мира. Наука, изучающая строение и отправление клеток, называется цитологией. За последнее десятилетие она достигла больших успехов, что в значительной мере связано с разработкой новых методов исследования клетки. |
Учащиеся записывают вывод в тетрадь |
|
||||||||
Д/з |
§1 [«Биология». Учеб. для 9 кл. естест. - мат. направления общеобразоват. шк. с. 3] Составьте по 5 вопросов по параграфу. «тонкий»? – фактический ответ «толстый»? – обстоятельный ответ, развернутый. |
Записывают домашнее задание |
«Толстые и тонкие вопросы» |