Хижняк Надежда Николаевна, учитель ИЗО и черчения, КГУ «Средняя школа №23» акимата города Усть-Каменогорска, руководитель изостудии «Колорит» «Дома детского творчества» города Усть-Каменогорска
Компонент: ученический
Количество часов в год: 34
Пояснительная записка
Новые социально-экономические и политические условия предъявляют свои требования к образованию и воспитанию подрастающего поколения. В законе об образовании РК и в Концепции 12-летнего образования говорится, что одной из целей модернизации общего образования является гуманистическая направленность, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала, приобщение его к достижениям отечественной и мировой культуры. Для такой конкурентноспособной личности характерно : креативность, активность, социальная ответственность, обладание развитым интеллектом, высокий уровень профессиональной грамотности, устойчивая мотивация познавательной деятельности.
В ГОСО и типовых учебных программах по ИЗО говорится, что художественное образование и эстетическое воспитание подрастающего поколения предполагает не только овладение простейшими умениями и навыками в изобразительной деятельности, но и развитие, формирование творческих способностей детей, формирование духовного мира подрастающего поколения, адаптация к последующим этапам их трудовой и учебной деятельности.
Актуальность данной программы состоит в том, что количество часов, отведённых по учебному плану, не позволяют в полной мере реализовать вышеназванные задачи. Кроме того не всегда есть возможность реализации принципа индивидуализации и дифференциации на уроке во время учебного процесса.
Данная программа, учитывая требования времени, предназначена для развития задатков детей в различных видах художественно – эстетической деятельности и помощи ребёнку в понимании, что он способный и творчески активный.
Она базируется на знаниях учащихся, их жизненном опыте, расширяет их знания и умения в области разных видов и жанров искусства и поэтому необходимо объединение изобразительного искусства и художественного труда. В работе с детьми, используются различные методы и приёмы работы, межпредметная связь.
Программа является продолжением ранее реализованной модифицированной программы «Изобразительное искусство и художественный труд» (городской КЭС 2011г).
Программа предназначена для обучения всех желающих без предварительного отбора, рассчитана на учащихся 5-6 классов, 1 час в неделю, 34 часа в год, два года обучения и осуществляется за счёт часов вариативной части учебного плана, состоит из теоретического и практического блоков. Наполняемость групп 7-10 человек. Программа была опробированна на базе учащихся 5-х классов КГУ «Сш№23» в 2014-2015, 2015-2016 учебных годах и показала, что реализация этой программы позволит углубить теоретические знания по изобразительным терминам, расширит практические навыки работы, внесёт новое в разнообразие применяемых материалов, приёмов, техник работы, которые не применяются на уроках ИЗО. Это способствует развитию у учащихся чувства композиции, познавательного интереса, воображения, наблюдательности, эстетического вкуса.
Цель программы: формировать способности учащихся видеть, чувствовать, воспринимать и передавать красоту окружающего мира через свою художественную деятельность, посредством разнообразия приёмов художественного творчества.
Задачи программы:
Прогнозируемый результат
№ |
Ключевые компетенции реализации программы |
Формирование у учащихся ключевых компетенций |
|
Ценностно-смысловые общекультурные |
Восприятие искусства и понимание красоты окружающего мира. Поиск предметов искусства в повседневной жизни. |
|
Личностного самосовершенствования |
Уметь оценить себя, развитие рефлексии и креативного мышления. |
|
Учебно-познавательные |
Развитие творческого потенциала и подхода учащихся, воображения |
|
Информационные |
Умение находить самостоятельно, анализировать и использовать информацию из разных источников. |
|
Коммуникативные |
Самопрезентация. Уметь показать себя и свои возможности, участвуя в конкурсах. |
Структура программы первого года обучения
1)Теоретический блок - 7часов (изучение терминологии, материаловедение, историческая информация по искусству.
2)Практический блок - 27часов (графика, живопись, художественный труд, оформительское искусство).
Содержание программы первого года обучения
Теоретический блок (7часов)
Практический блок (27 часов)
Календарно-тематический план первого года обучения (Приложение 1)
Смотрите в Приложении 1
Требования к знаниям и умениям учащихся первого года обучения
Должны знать:
Должны уметь:
Структура программы второго года обучения
1)Теоретический блок 9часов (изучение терминов по ИЗО, материаловедение, сообщения по ИЗО в бумажном и электронном вариантах)
2) Практический блок 25 часов (графика, живопись, художественный труд)
Содержание программы
Теоретический блок (10час)
Практический блок (24ч)
Календарно-тематический план второго года обучения (Приложение 2)
Смотрите в Приложении 2
Требования к знаниям и умениям учащихся второго года обучения
Должны знать:
Должны уметь:
Планируемый результат обучения
В результате освоения первого года обучения по данной программе, учащиеся научатся видеть, чувствовать, воспринимать красоту окружающего мира и передавать её в своих произведениях. Учащиеся смогут самостоятельно создавать произведения, большинство из которых найдут практическое применение в качестве подарков или выставочных работ.
Диагностический материал (Приложение 3)
Сравнительная диагностика уровня развития художественно-эстетических способностей учащихся в области ИЗО.
Смотрите в Приложении 3
Тесты по итогам первого года обучения
А) цвет
Б) объём, форма
В) линия, штрих, точка
2. Цветовой строй картины
А) колорит
Б) контраст
В) композиция
3. Выбрать производные цвета
А) оранжевый, синий, фиолетовый
Б) оранжевый, зелёный, фиолетовый
В) красный, зелёный, жёлтый
4. Как называется писание, рисование, начертание букв?
А) рисунок
Б) живопись
В) шрифт
5. Изображение людей, природы при непосредственном наблюдении
А) рисование с натуры
Б) рисование по памяти
В) рисование по воображению
6. Как называется сочинение картины?
А) ритм
Б) композиция
В) колорит
7. Одноразовый цветной оттиск
А) гравюра
Б) монотипия
В) пуантиль
8. Части казахской национальной одежды
А) баскур
Б) камзол, чапан
В) шанырак
9. Искусство складывания из бумаги
А) аппликация
Б) коллаж
В) оригами
10. Рисование на природе
А) эскиз
Б) пленэр
В) пейзаж
11. Соединение в одном произведении различных техник, материалов, фактур
А) коллаж
Б) граттаж
В) монотипия
12. Изменение размеров предметов в пространстве
А) пропорция
Б) линейная перспектива
В) воздушная перспектива
13. Искусство проектирования и украшения предметов
А) дизайн
Б) коллаж
В) оригами
14. Части конструкции юрты
А) сырмак, алаша
Б) калпак, саукеле
В) шанырак, кереге
15.Изменение цвета в пространстве
А) линейная перспектива
Б) воздушная перспектива
В) пейзаж
Тесты по итогам второго года обучения
1.Виды графики
А) рельефная, круглая
Б) печатная, компьютерная
В) монументальная, декорационная
2. Выразительные средства живописи
А) объём
Б) линия, штрих
В) цвет
3. Законы передачи пространства на плоскости
А) перспектива
Б) композиция
В) гармония
4. Родственная гармония
А) чёрный, белый, серый
Б) жёлтый, оранжевый, красный
В) красный, жёлтый, синий
5. При смешивании каких красок можно получить коричневый цвет
А) красный и зелёный
Б) красный и жёлтый
В) жёлтый и синий
6. Выбери произведение, относящееся к портретному жанру
А) Галимбаева «Дастархан»
Б) Дузельханов «Девушка в саукеле»
В) Тельжанов «Кокпар»
7. Частично освещённая поверхность предмета
А) полутень
Б) тень
В) свет
8. Соотношение величин элементов в художественном произведении
А) композиция
Б) перспектива
В) пропорция
9. Выбери архитектурные стили
А) готика, барокко, классицизм
Б) ксилография, литография
В) гризайль, монотипия
10. Резкое отличие, противоположность двух величин
А) перспектива
Б) компоновка
В) контраст
11. В переводе с греческого означает «гармония», «соразмерность»,
присутствует в человеке, в бабочке
А) симметрия
Б) композиция
В) монотипия
12. Вид графического искусства, в котором изображение получается путём оттиска на бумагу с печатной формы
А) граттаж
Б) гравюра
В) коллаж
13. Выбери зооморфные орнаменты
А) гул, арпабас, ай
Б) кошкар муйиз, ботагоз
В) жулдыз, кайнар
14. Процесс украшения предметов
А) декорирование
Б) печатание
В) вырезывание
15. Выбери материалы графики
А) пластилин, глина
Б) гуашь, акварель
В) уголь, тушь, маркер
Список используемой литературы для педагога
1.Закон РК об образовании
2.Концепция 12-летнего образования
3.Государственный общеобязятельный стандарт дошкольного и среднего образования, 2012
4.Типовая учебная программа по ИЗО 5-6 класс, МОН РК,2013
5.Агеева И.Д.- Занимательные материалы по изобразительному искусству.- М:«Творческий центр»,2006
6.Докучаева Н.Н.- Мастерим бумажный мир.- С-Петербург: «Диамант», 1997
7.Колякина В.И.- Методика организации уроков коллективного творчества.-М:«Владос», 2004
8.ЛогвиненкоГ.М.- Декоративная композиция.- Москва :«Владос», 2005
9.Омирбекова М.Ш.- Традиционная культура казахов.- «Алматыкитап», 2004
10.ПожарскаяА.В. и др.,-Изобразительное искусство 2-8 класс. Создание ситуации успеха. Коллекции интересных уроков.-Волгоград: «Учитель», 2010
11. Популярная художественная энциклопедия.- М: «Советская энциклопедия» 1986 12.Рутковская А.А.- Рисование в начальной школе.- М: «Олма-пресс» 2003
13.Сокольникова Н.М.- Основы живописи 5-8 класс.- Обнинск: «Титул» 2001
14.Шорохов Е.В.- Основы композиции.- М: «Просвещение», 1979
15.Ячменёва В.В.- Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет.- Москва: «Владос» 2003
Список используемой литературы для учащихся
1.Графические орнаменты/рабочая тетрадь под редакцией Дорофеевой А.М, «Мозаика-синтез»,2007
2.Крылова О.Л.- Коллаж» практич. пособие для детей.- Алматы: «Онер»1993
3.Никологорская О.А.-Игры с красками и бумагой.-М: «Школьная пресса»,2003
4.Орнаменты и узоры./ отв. ред. Дорогова Н.Б. М: «Росмэн» 2007 5.Энциклопедический словарь юного художника.-М: «Педагогика» 1983