You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!
Хижняк Надежда Николаевна, учитель ИЗО и черчения, КГУ «Средняя школа №23» акимата города Усть-Каменогорска, руководитель изостудии «Колорит» «Дома детского творчества» города Усть-Каменогорска
Краткая аннотация: В докладе раскрываются особенности эстетического развития учащихся в учреждениях дополнительного образования в сравнении со средней школой. Говорится о роли занятий изобразительной деятельностью в развитии и воспитании подрастающего поколения. Приводится пример из педагогической практики по теме «Гравюра на картоне».
ОСОБЕННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Эстетическое развитие подрастающего поколения имеет в современном мире важное значение и предполагает не только овладение простейшими умениями и навыками в изобразительном искусстве, но и развитие, формирование творческих способностей детей.
Школьный курс предмета «Изобразительное искусство», проводимый один час в неделю, не в полной мере может удовлетворить потребности учащихся в ознакомлении их с языком различных видов искусства, особенностями некоторых материалов и техник. Поэтому всё большим спросом детей и их родителей пользуются досуговые организации. Одной из таких организаций, которая сможет помочь родителям и детям являются учреждения дополнительного образования.
Дополнительное образование – это составная (вариативная) часть общего образования. Это мотивированное образование, позволяющее учащимся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, реализовать себя, самоопределиться профессионально. Современная система дополнительного образования функционирует на основе нормативных документов республики Казахстан, определяющих цели и задачи дополнительного образования, в том числе и эстетического развития. Это Закон РК «Об образовании», «Концепция развития образования в РК до 2015года», «Национальный план действий на 2012 – 2016г по развитию функциональной грамотности школьников» и др.
Одним из важнейших специалистов, непосредственно реализующего программы дополнительного образования в области художественного развития детей, является педагог. Именно он занимается развитием талантов и способностей школьников в области художественно – прикладной деятельности. Поэтому именно он использует все особенности дополнительного образования в своей работе с детьми. Учитывая особенности эстетического развития учащихся в дополнительном образовании, мною была написана модифицированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для работы в изостудии «Колорит».
- Каковы же эти особенности? (в сравнении со школой)
Все эти особенности учтены мною при составлении модифицированной программы «Изобразительное искусство и художественный труд». Данная программа способствует эстетическому развитию учащихся и для этого предусматривает использование элементов педагогических технологий, различные методы и приёмы работы (репродуктивный метод, метод индивидуального и дифференцированного обучения, проблемный метод, наглядный метод, метод вживания в образ, метод коллективной работы, ситуации успеха, элементы технологии РО, ЛОО, ТРИЗ).
Для успешной реализации программы, необходимо методическое обеспечение, поэтому было составлено электронное методическое пособие для детей и учителей по теме « Гравюра на картоне». Эта техника была выбрана не случайно.
О том, как выглядит и создаётся рисунок, знает каждый. А что такое гравюра и как её выполняют, знают не все. В школе нет возможности на практике ознакомить учащихся с печатной графикой. Этот пробел можно устранить на занятиях изобразительной деятельности в организациях дополнительного образования. Самой доступной для этого техникой является гравюра на картоне. Конечно, её немного упростили, адаптировали для работы с детьми, выбрали удобный и доступный способ создания.
Что такое гравюра и как она создаётся? Гравюра в переводе с французского «вырезать, составлять рельеф» - это вид графического тиражируемого изображения (печатной графики), вид высокой печати. Этапы создания гравюры на картоне:
Почему я использую гравюру на картоне для развития учащихся:
Эстетическое развитие на занятиях изобразительной деятельности в учреждениях дополнительного образования необходимо для самореализации учащихся. Познавая новое, дети развиваются, становятся лучше, осмысливают окружающий мир с позиции красоты, добра, гармонии. А мы, педагоги, им в этом поможем.
ЛИТЕРАТУРА