НАВИГАЦИЯ
ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Шаронова Галина Ивановна, учитель-логопед, МОУ "СОШ №3, г. Ухта, Республика Коми

 

Тема занятия: «Твёрдые и мягкие согласные»

Демонстрационный материал к уроку Твёрдые и мягкие согласные.docx (15 КБ)

Конспект занятия Твёрдые и мягкие согласные.docx (21 КБ)

Презентация "Твёрдые и мягкие согласные"

Аудиофайл mp3  "Дождь"

Аудиофайл mp3 "Ветер"

Цель : Научить учащихся  слышать твёрдое и мягкое звучание согласных ,учить детей выбирать гласные первого или второго ряда при написании согласных в словах.

 Ход занятия.

-Здравствуйте,  дети.

Сегодня. А какое сегодня число?+……….

-Запишем в тетради.

-Что вы видите на экране?  (если буквы, то почему в скобках?)

-Все ли звуки  записаны одинаково? +Твёрдые и мягкие звуки.

-Среди записанных звуков есть гласные? + нет

-Значит какие твердые и мягкие звуки записаны? +согласные

 Сформулируйте  ТЕМУ  УРОКА: Твердые и мягкие согласные звуки.

ЗАПИШИТЕ на одной строчке твердые звуки, а на другой мягкие.

Как мы показываем звуки? +скобками

А мягкие звуки?+запятой

Скажите, звуки мы видим  или слышим?

_ Значит ОДНА ИЗ ЗАДАЧ нашего занятия 1 СЛУШАТЬ ЗВУКИ и….

- а мы слышим  одинаковые звуки?

_Значит, мы их не просто слышим, но ещё и что различаем..

Уточните ЗАДАЧУ: СЛЫШАТЬ И РАЗЛИЧАТЬ…посмотрите на тему урока, какие будем различать звуки +тв и мяг

 ТВ И МЯГКИЕ СОГЛ ЗВ.

-А мы только говорим на занятиях и слушаем? + пишем?)

-чем мы кодируем на бумаге звуки? + буквами

А мы пишем отдельные звуки. Вот так как вы сейчас в скобочках?     +нет слова

Значит,  какая наша ещё задача? + уметь записывать твёрдые и мягкие    звуки с помощью букв в словах.

-Хорошо. Вот я  записала пары слов.  У меня есть слоговые схемы слов.

Чем отличаются схемы?+ Согласными  звуками .В одной схеме первый звук твёрдый, а в другой  первый согласный звук мягкий.

-Что повлияло на твёрдость и мягкость согласных звуков?+гласные

-Что нам нужно выяснить сегодня ? + какие гласные нужны для твердости согласных и для мягкости?

- Сформулируйте  цель нашего занятия: выяснить какие гласные нужны для записи твёрдых согласных звуков, а какие  гл нужны для  записи мягких   согласных звуков?

1. Чтобы прийти к цели нужно срочно отправиться в путь. Ответы на все вопросы мы с вами сможем найти в Стране Букв и Звуков.

Мы отправимся в путь наземным транспортом или воздушным?

-Какой……транспорт вы знаете?

- Встаньте …расправьте крылья и полетели  у-у-у

Приземляемся в аэропорту Страны Букв и Звуков.. Садитесь

Обратите внимание на нашем пути стоит красный дом

.-Какие буквы и звуки  в нём живут?

+гласные

Сколько этажей в этом доме? +два

Какие гласные живут на верхнем  этаже?+а о у ы э

Посмотрите в ваши индивидуальные карты-это гласные какого ряда?-верхнего

Назовите буквы и звуки  нижнего  этажа+я ё ю и е  

Это гласные какого ряда? +нижнего

Какой можно сделать вывод?

ВЫВОД: все  гласные делятся на гласные верхнего и нижнего ряд

2. Но буква и звук э уехали за границу.  И приедет  к нам на следующее занятие. ОНИ  присылали  нам  письма.

К следующему  занятию вам домашнее задание объяснить значение этих иностранных слов. ДАЮ ЛИСТ СО СЛОВАМ-

 Где можно найти такую информацию?

+В толковом словаре, в интернете. Спросить у взрослых.

-Уверена вы на отлично  выполните домашнее задание.

3. Давайте запишем  в тетради гласные  буквы верхнего ряда, а под ними гласные нижнего ряда. СЛАЙД

4. В Стране Букв и Звуков подул ветер (озвучка) и рассыпались буквы. Соберите  букву из их  элементов..

-Аня, у тебя какая буква получилась?=

Подставьте к вашей букве Гласные верхнего ряда   .

Прочитайте слоги.

 И  запишите  слоги

Как звучат согласные в слогах?= твёрдо

Какой можно сделать вывод: гласные верхнего ряда  обозначают твёрдость  (предшествующего –или-перед ним стоящего) согласного звука

5. По дороге дальше  пойдём .Встаньте. Маршируйте и повторяйте за мной:

Ы-ы-ы наши ноженьки быстры-2 раза

И-  только камни впереди -2 раза. Садитесь.

Что мы видим на нашем пути?

+ Камни.

Какое качество  мы у него  подмечаем. Какой он камень?=ТВЕРДЫЙ

Кто сидит на камне?

+сор.ка,  вор..на, гаг.ра , ко р. ва

Какое слово четвёртое лишнее? +почему -

Запишите  с новой строки птиц по слогам.

Как напишем первое слово?

Какой знак препинания  будем писать после слов ?

Что в конце поставим?

Вы ничего не заметили общего в этих словах?+согласные звуки твёрдые.

А в записи слов гласные какого этажа, какого ряда, вы использовали?= верхнего

Каким цветом в русском языке подчёркиваем буквы, которые обозначают  твёрдые согл. звуки.=синим

Подчеркните.

6. Отправляемся дальше в путь. Ведь мы на полпути от цели. СЛАЙД.

Но в Стране Букв и Звуков пошёл дождь, да это не дождь, а ливень.

Буквы промокли, их размыло. Изогнуло. Не узнать. (РАЗДАЮ).

Ваша буква обозначает согл звук?+да

7. Подставьте к ней  по  очереди гласные нижнего ряда.

Произнесите слоги?

Как звучат согл. звуки в слогах?+мягкие

Какой можно сделать вывод:

ВЫВОД :Гласные нижнего ряда обозначают мягкость согласных звуков.

8. Встаньте. Впереди река .На чём переплывём речку? Назовите  водный  вид транспорта. ПЛЫВЁМ

Вокруг нас плавают рыбы. Назовите их. Подскажу вам их .

А рак рыба?==нет .Его тело не покрыто чешуёй

ЛЕЩ, ХЕК, ЛИНЬ, ЛЮР

Что вы можете сказать  о первых звуках в названиях рыб?===они мягкие

А  какие гласные обозначили мягкость предшествующего  согл. звука?

==Гласные нижнего ряда

Запишите названия рыб. Подчеркните буквы , обозначающие  мягкие согл. звуки. Каким карандашом?==зелёным

Что кроме гласных нижнего ряда смягчает согл.звуки?=мягкий знак

А  звук Щ+? Что вы о нём знаете?= он всегда мягкий

Есть ещё в русском языке всегда мягкие звуки?=Й+ч

9. А вот и берег.  Прислушайтесь..

идут звери, … узнаете  кто, отгадав загадки.

-Серенький зверек под лавку прыг –скок.             + Мышка. 

-В лесу живёт, любит мёд.  Собирает шишки- это косолапый                      +Мишка

Запишите слова.

Проверим. Чем отличается написание этих слов?        +гласными ы-и

Почему вы выбрали ы-в слове Мышка?  +м звучит твёрдо.

Почему выбрали гласную нижнего  ряда в слове Мишка?+ М+ звучит мягко

Мышка и  Мишка устали и решили отдохнуть. Вот камень и подушка.  Кто на что сядет? Как вы считаете?    +Мишка на мягкую подушку, а мышка на твёрдый камень, так  как первый звук ………

-Проверим…..СЛАЙД

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: Мишку и Мышку мы  сейчас угостим. Мышку тем, что начинается с твёрдого согласного звука. А Мишку тем, что начинается с мягкого согласного  звука.

Мышка и Мишка говорят нам спасибо. А мы давайте оглядимся….ИЛИ ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ

Посмотрим налево, посмотрим направо….Посмотрим ввех, вниз, прямо.

Видите цель нашего урока к которой мы шли ,летели и плыли…

Выяснить……

Мы пришли к цели?...+да

Так давайте запишем (или заполним)  пары слов

(Какую гласную нужно выбрать на письме, если слышишь твёрдый звук

И если слышишь мягкий  звук. Какую гласную пишем)

Почему одни согласные твердые, а другие согласные звуки мягкие?

От чего это зависит?

+от гласной которая стоит после согласной

ЕСЛИ слышим  твёрдый согласный звук, то гласную какого ряда пишем на письме. +верхнего

А если слышим мягкий  согласный  звук. То какую букву выбираем на письме?+гласную нижнего ряда

Урок окончен.

А  детей Мышка и Мишка угощают конфетами.

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину