Султанова Карина Артуровна, 4 «д» класс, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7, город Туймазы, Республика Башкортостан
Научный руководитель: Челпанова Ольга Максимовна, учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7, город Туймазы, Республика Башкортостан
Исследовательская работа "На лицо ужасные, добрые внутри..." Султанова Карина Артуровна
Введение
«Из всех существующих в мире загадок тайна куклы -
самая загадочная; без понимания сущности куклы
невозможно понять и человека»
М.Е. Салтыков-Щедрин
В этом нет никакого секрета. Кукла – это атрибут любой девочки. Так было во все времена.
Были куклы и у княжны Ольги, и у княжны Татьяны, и у княжны Марии, и младшей княжны Анастасии. Такими же были куклы у девочек зарубежных правителей. Это куклы лучших компаний Арман Марсель, Зимон и Хальбиг.
А в крестьянских семьях российских деревень своим деткам родители мастерили тряпичные куклы.
И каждая малышка очень любила свою куклу и берегла свою маленькую подружку.
У моей бабушки тоже была кукла.
И у моей мамы была кукла.
А это моя кукла. На лицо ужасные, добрые внутри. Этой строчкой из знакомой песни можно рассказать о последнем увлечении девочек. Особенно девочек, таких, как я. В этом заключается актуальность работы.
Цель исследования: выяснить, какие они – куклы Хай?
Для достижения поставленной цели нам предстоит решить ряд следующих задач:
Теоретические задачи:
1. Определить, что же такое кукла?
2. Узнать, как выглядела первая кукла?
3. Познакомиться с куклой на Руси.
4. Выяснить, какие куклы были в царской семье Романовых?
5. Представить кукольную индустрию с XIX века.
6. Познакомиться со знаменитой куклой XX века.
7. Расширить знания о кукле серии Монстр Хай.
Гипотеза: кукла Монстр Хай по-своему особенна и у нее есть свое назначение.
Практические задачи:
1. Посетить ряд детских магазинов и изучить ассортимент кукол.
2. Провести анкетирование среди девочек 3-х классов и представителей старшего поколения с целью выяснить, какие куклы имели представители трех поколений.
3. Проанализировать мнение детей-обладателей куклы Хай.
4. Взять интервью у психолога центра реабилитации целью выяснить, так ли ужасны куклы Хай.
5. Создать сборники для девочек о школьниках из Школы Монстров, журнал мод для красавиц Хай.
Объект исследования: кукла Монстр Хай.
Предмет исследования: Монстр Хай в жизни девочки.
Методы исследования:
1. Изучение литературы.
2. Наблюдение и сравнение.
3. Опрос.
4. Анкетирование.
5. Интервью.
Теоретическая значимость работы заключается в накоплении и систематизации материала по теме исследования.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов, психологов и всеми, кого интересует данная тема.
Базу исследования составили девочки 3-х классов МБОУ СОШ № 7.
Глава I. Кто она? Кукла разных времен
Появился человек. Появились игрушки. И первой из них стала кукла. Кто она – кукла?
I. 1. Словарь говорит. Кукла – это…
Ученые до сих пор не пришли к единому мнению. Слово «кукла» появилось от латинского «cuculla» или от древнеславянского корня «кук».
Если открыть словарь русского языка С.И.Ожегова, то там объясняется, что кукла – это детская игрушка в форме фигурки человека [2, с. 710].
В словаре В. Даля дается такое толкование слова: кукла - это сделанное из тряпья, кожи, дерева и прочего подобие человека, а иногда и животного [1, с. 119].
А словарь Д.Н. Ушакова утверждает: «Кукла - подобие человека, животного, сделанное из какого-н. материала для забавы детей или для театральных представлений» [3, с. 261].
Ученые-археологи и искусствоведы куклой называют любую фигурку человека.
I. 2. История древней куклы
Более 30 тысяч лет назад, по мнению археологов, появились первые куклы.
Куклы первоначально использовали в ритуалах. Такие куклы изготавливали из природного материала: костей животных, камня, глины, дерева.
В 1889 году при раскопках древнеримской гробницы обнаружили возможно самую древнюю куклу-игрушку. Ее хозяйка – древнеримская девочка Креперейя Трифена (II век н.э.). Кукла выполнена из слоновой кости. Руки и ноги куклы подвижные, натуральные пропорции. Тонкие черты лица, прическа в соответствии с древнеримской модой. У куклы имеется приданое – сундучок с нарядами, драгоценностями, гребнями и зеркальцем [8], (Приложение 1).
Куклу в Древнем Риме девочки получали в раннем детстве вдень праздника, посвященного Сатурну. Для девочки служила талисманом. С этой куклой девочка не расставалась до дня свадьбы. В день свадьбы куклу возлагали на алтарь богини любви Венеры. Но девушка умерла незамужней и по обычаю куклу похоронили с Креперейей.
Такая трогательная история о древней кукле [5].
I. 3. Кукла на Руси
А на Руси были куклы-обереги. Их выполняли из природных материалов, которые можно было собрать в лесу. Чтобы она избавила хозяйку от болезней и бед, надо было такую куклу взять в руки и сказать: "Отвернись злом, повернись добром" [3], (Приложение 2).
I. 4. Куклы царской семьи Романовых
В июне 2010 года в Сергиевом Посаде в музее игрушек было торжественное открытие первых залов Александровского дворца. Вещи, связанные с императорскими детьми, практически утрачены [6], (Приложение 3).
«Куклы российской императорской семьи и зарубежных правителей были почти одинаковыми», – объясняет Лана Горбунова, – потому что им поставляли игрушки лучшие производители [8]. Это куклы компаний Арман Марсель, Зимон и Хальбиг.
Малышки получали дорогие подарки. Подарки привозили из-за границы родственники, друзья царской семьи. Дорогие подарки дарили гости.
Дорогие куклы – это предмет роскоши. Их хранили в закрытых шкафах и доставали только по особым случаям. Фарфоровые куклы с длинными локонами и закрывающимися глазами были одеты (как и маленькие хозяйки) в кружева, шелк, батист, в шляпки с цветами и бантами.
Для игры были куклы попроще – недорогие немецкие куклы, куклы из папье-маше, композита и мастики из Англии и российского производства, включая кустарные. Случалось, что покупали отдельные головы, а туловища мастерили барышни.
Для кукол заказывали богатое приданое из Франции, Германии, создавали русские мастерицы, шили сами хозяйки вместе с мамой. Императрица учила девочек, как правильно наряжать и ухаживать за фарфоровыми воспитанницами за и их нарядами.
Как дети подросли, Александра Федоровна учила цесаревен шить, вышивать, вязать спицами, мастерить своими руками наряды для кукол и подарки [2].
I. 5. Куклы советского детства
Страна Советов, СССР, Советский Союз. Страна, которой теперь не существует. Но еще в памяти бабушек свежи воспоминания о куклах того периода. Кукла Маша, кукла Даша. Кукла врач, кукла-стюардесса (Приложение 4).
Достоинства советской куклы:
1) доброта;
2) верная подруга;
3) изготовлена из безопасных для здоровья материалов;
4) долговечность;
5) прочность.
Недостатки советской куклы:
1) выглядели не реалистично;
2) небогатый гардероб.
Кукольные принадлежности, которые девочки использовали в игре были похожи на настоящие. «Всё это делалось для того, чтобы девочка в простой и незатейливой форме игры могла спокойно овладеть навыками, которые пригодятся ей во взрослой жизни», — подчеркивает основатель музея «Куклы советского периода Оксана Токмакова из города Усолье-Сибирское [1].
I. 6. Загляденье! Кукла Барби. Хит XX века
Середина XX века. Появилась авторская кукла. Шикарные платья, упругие локоны, очаровательные туфельки. Загляденье! Так появилась кукла Барби (Приложение 5). Родилась она в Нью-Йорке в 1959 году. А полное ее имя – Барбара Миллисент Робертс. И за куклу Барби 1959 года рождения сегодня коллекционеры готовы заплатить 10 тысяч долларов. Барби считается самой популярной куклой в мире. Каждую секунду на планете продаётся 2 куклы Барби [7].
В 2009 году у каждой девочки в возрасте 3—11 лет в США было восемь кукол Барби; во Франции, Германии и Англии — по пять; а в России — только одна.
Почему именно Барби?
Дочь Барбара и сын Кеннет. Это дети семьи Хендлер. Именно они являются создателями компании Mattel. Mattel – это мировой гигант игрушечной индустрии, где и родилась великолепная Барби.
«Растим фотомодель»... так говорят некоторые мамы, покупающие своим девочкам куклу Барби. Ведь у Барби идеальные пропорции "идеальной фотомодели". Часто девочки пытаются сравнить свое тело с тельцем "идеальной фотомодели". Тут-то и появлялся стресс.
Дочка Барбара часто играла с плоской картонной куклой, у которой был набор бумажных костюмов. А почему бы сделать куклу-манекенщицу, похожую на маму. Так, по мнению мамы-Рут, дочка Барбара подготовится к неизбежному будущему, пока она маленькая.
С Барби появились дома с мебелью, яхты и другие принадлежности «хорошей» жизни. В игре девочки делали первые открытия, учились быть активными и творческими.
I. 7. Чем удивить детское поколение XXI века?
XXI век. Современные дети, которых нельзя ничем удивить. Кукла Барби да и другие уже становятся неинтересны.
Май 2011 года. Впервые в продаже и в России появились Монстер Хай. Их разработала компания Mattel, где когда-то родилась кукла Барби – любимица всех девочек.
Компания Mattel считает, что новая серия кукол монстров – это обычная погоня за модой. Играть такими куклами будет интересно детям и подросткам, которые увлекаются вампирами и прочей нечистью [10]. Мистика во все времена привлекала людей.
Проект Monster High включает в себя: песню Fright Song, видеоклип на эту песню, мультсериал Monster High, а писательница Лизи Харрисон создала книги о приключениях героев.
Каждая кукла имеют свою легенду (Приложение 7).
Тело кукол серии Хай оригинальное. Ростом куклы серии Монстр Хай чуть меньше Барби, но они намного подвижнее Барби. У всех «монстряшек» голова увеличена: глаза – большие, нос – маленький, губы – пухлые. подвижность хорошая. У кукол по одиннадцать шарниров на теле, которые заставляют двигаться шею, локти, плечи, колени, ступни, бедра у мальчиков, и локти, плечи, шею, колени, бедра и запястья у девочек. У каждой куклы свой оттенок кожи, может иметь тату, пирсинг, разные украшения.
Эти «монстряшки» и красивы, и уродливы одновременно. Внешне напоминают Барби (компания-создатель та же), но при этом клыки, шрамы, красные глаза и другие особенности.
Почему же дети так полюбили монстров?
Причину этого профессор Мичиганского университета, Эрик Рабкин, видит в том, что люди, преодолевая страх от ужастиков, подсознательно считают, что в реальности они тоже справятся с пугающими событиями. То есть, один раз пережив страх из-за нереального события, человек не испугается схожей ситуации в жизни. Поэтому дети любят жуткие сказки и разнообразных монстров. Они просто подсознательно пытаются себя обезопасить [4].
Наши героини как говорится: «Они решили уйти из мира устаревших ужасов своих родителей, и окунуться в ужасы современной школы».
В «Школе монстров» учатся дети знаменитых злодеев. Это и дочь графа Дракулы, Дракулаура, и сын медузы Горгоны, Дьюс Горгон, и Фрэнки Штейн – дочь Франкенштейна многие другие. У каждого из них своя история. Герои попадают в разные, но очень жизненные ситуации. Герои, как и мы, тоже ходят в школу, а значит, и проблемы у нас похожи. Вроде мистические герои и одновременно обычные школьники.
Звездным детям досталось много от родителей, но они не так чудовищны.
В чем популярность этих созданий:
1) своей непохожестью. Все необычное всегда к себе притягивает;
2) «монстряшки» добрые, чуткие, толерантные. Хотя родители – знаменитые злодеи;
3) в продаже не одна кукла, а целая коллекция. Каждая – дополняет друг друга. Развивает сюжетную игру, помогает фантазировать, мечтать;
4) «монстряшек» можно переодеть, поменять образ – сделать прически и покрасить волосы, сшить и связать одежду;
5) и главное – Монстер Хай – это просто дань моде.
Обитатели школы Монстр Хай – чудовища, но они нестандартные. «Монстряшки» обладают привлекательностью, неповторимой внешностью, положительными чертами характера. Несомненно, это доброта, преданность, честность, забота о других, бережное отношение к окружающей среде.
Нестандартные чудовища призваны показать нам, что мы должны ценить свою уникальность, чужую уникальность, не страдать от комплексов по поводу реальных и придуманных недостатков своей внешности.
Выводы по главе I
В этой главе мы подобрали и изучили литературу по данной теме.
Узнали, что такое кукла, какая она была в далеком прошлом.
Куклы изначально использовали в ритуалах.
Уже у древней римской девочки кукла имела подвижные руки и ноги. Уже тогда она была с приданым.
А на Руси были куклы-обереги.
В куклы играли и великие княжны семьи Романовых. И у них были куклы, которые держали в закрытых шкафах. Они были знаменитых компаний Арман Марсель, Зимон и Хальбиг.
Для игры были куклы попроще. Цесаревны учились правильно наряжать и ухаживать за ними, а как подросли, своими руками мастерили наряды для кукол.
В середине XIX началось массовое производство кукол. Так появились абсолютно одинаковы Маши, Лизы, Оли, Кати.
В 1959 году появляется первая авторская кукла Барби. Революция в мире игрушек.
Потом были куклы Беби Борн (Baby Born), Winx (Винкс), Bratz (Братц).
И в 2011 году впервые в Россию попадает линейка Монстер Хай. Это куклы-монстры – обыкновенная погоня за модой.
В «Школе монстров» учатся дети знаменитых злодеев. У каждой куклы своя легенда. Ростом они меньше Барби. Но намного подвижнее за счет 11 шарниров.
Монстры и красивы, и уродливы одновременно. Они добрые, толерантные, чуткие, умеют дружить, уникальные, умеют быть самим собой.
Любимой игрушкой девочек всегда была кукла. Неважно, из чего она сделана [2, с. 41]. Неважно, какая она.
Во все времена, независимо, какой она была, кукла учила дружить, готовила маленьких девочек становиться взрослыми.
Глава II. На лицо ужасные, добрые внутри…
Изучив литературу, мы решили провести практическую работу с целью исследовать влияние кукол проекта Монстер Хай на девочек и поставили перед собой следующие задачи:
1. Посетить ряд детских магазинов и изучить ассортимент кукол.
2. Провести анкетирование среди девочек 3-х классов и представителей старшего поколения с целью выяснить, какие куклы имели представители трех поколений.
3. Проанализировать мнение детей-обладателей куклы Хай о ней.
4. Взять интервью у психолога центра реабилитации целью выяснить, так ли ужасны куклы Хай.
5. Создать сборники для девочек о школьниках из Школы Монстров, журнал мод для красавиц Хай.
II. 1. Что предлагают магазины детских игрушек?
Сегодня в городе много магазинов с детским ассортиментом. Для нашего исследования мы выбрали 2 крупных магазина: «БЕГЕМОТиК», который расположился в центре города по улице Мичурина и недавно открытый магазин по улице Комарова «Сказка».
Ассортимент кукол широкий. Девочки могут выбрать куклу Барби (Приложение 8), Bratz (Братц) (Приложение 9), Winx (Винкс) (Приложение 10), Ever After High (Эвер Афте Хай) (Приложение 11). Среди них можно встретить и отечественные куклы (Приложение 12). Мы можем выбрать любимых кукол серии Монстер Хай (Приложение 13). Выбирай любую!
Изучили цены на эти куклы. На одну куклу можно потратить от 500 рублей до 4000 рублей. Почему такие разные цены?
Изучили страну-производителя. Российские куклы стоят 900 рублей до 4000 рублей, брендовые куклы из Китая мы купим от 1500 рублей до 3500 рублей. И куклы-подделки из Китая можно взять за 400 рублей (Приложение 14).
Вывод. Нам предлагают магазины игрушек куклы разных серий. Многие магазины переходят на российского производителя. Цены доступные, зависят от страны-производителя. Выбирайте!
II. 2. Куклы бабушкиного и маминого детства
Куклы были всегда. С давних времен. Были они и у наших бабушек и мам. А какие они? Бабушкины и мамины куклы.
В анкетировании согласились принять участие 15 бабушек и 19 мам нашего класса.
Результаты нас немного удивили. Все бабушки и мамы любили играть куклами – 100%. У каждой бабушки и мамы была хотя бы одна кукла – 100%. О кукле Барби советские бабушки и не слышали. У бабушек куклы были тряпичные, их шили сами или старшие сестры – 11 бабушек – 73 %, 4 бабушки (27%) имели деревянную куклу. Такую куклу им подарили или сделал умелец-сосед в подарок (Приложение 15).
Мамам повезло больше. 11 мам (58 %) имели настоящие советские куклы из пластмассы. Звали Маша, Катюша, Даша, стандартно. Стандартный рост, разные волосы, красивая одежда. У 6 мам (32%) куклы тряпичные или бумажные, или куклы-пупсики. Не каждая советская семья могла купить куклу из пластмассы. А вот 2 мамам (10 %) ОЧЕНЬ повезло. У них были настоящие куклы из ГДР (Приложение 16). Им привезли их из Москвы.
Для всех бабушек и мам кукла была подружкой или дочкой. Бабушки и мамы с ними учились дружить, учились ухаживать за ними. Не нравилась одежда – меняли – шили или вязали обновы.
Так наши бабушки и мамы готовились к взрослой жизни.
II. 3. Дети XXI века и современные куклы
А играют ли сейчас девочки в куклы в век Интернета? И какие куклы предпочитают наши сверстницы?
Мы провели анкетирование среди девочек 3-х классов МБОУ СОШ № 7. Всего 47 девочек. Мы получили следующее:
а) 10 девочек (21 %) любят куклу Барби –;
б) 8 девочек выбирают (17%) Winx (Винкс);
в) 9 девочек (19 %) выбирают Монстер Хай;
г) 9 девочек (19 %) предпочитают Bratz (Братц) –
д) изготовленные самостоятельно – 4 (9 %);
е) другие серии – 7 (15 %).
По нашему исследованию видно, что в лидерах у современных девочек куклы: Винкс, Братц, Монстер Хай и Барби (Приложение 17).
II. 4. Что думают о кукле Хай девочки?
Мы решили узнать мнение девочек о своих куклах Монстер Хай. Почем они выбрали именно эту серию?
Девочки считают, что эти куклы их учат не сдаваться ни перед какими трудностями, воспринимать людей такими, какие они есть, не стесняться своей внешности, быть уникальной, учить дружить и находить новых друзей, любить природу (Приложение 18).
Это было мнение детей.
А что на это могут сказать специалисты? Мы пошли дальше…
II. 5. Что скажет о Монстер Хай психолог?
В центре реабилитации, который мы посещаем, нас ждала встреча с психологом. Каково мнение специалиста?
Эти игрушки и уродливы, и красивы одновременно. У них идеальная фигура, как у Барби, но при этом имеются клыки, шрамы и другие неприятности. Кукла Монстр Хай помогает найти верных друзей, уважать всех детей, независимо от их внешности (Приложение 19).
II. 6. Все об учениках Школы Монстров
Чтобы познакомить одноклассников с учениками Школы Монстров мы подготовили сборник «Ученики Школы Монстров», подготовили раскраски «Ученики Школы Монстров», собрали журнал для рукоделия.
Выводы по главе II
Наша практическая работа была запланирована с целью выяснить, как влияют куклы проекта Монстр Хай на девочек.
В результате проделанной работы нами получены следующие результаты.
Сегодня в городе много магазинов по продаже детских игрушек. Ассортимент брендовых серий разнообразен. Все чаще встречаются куклы российской фирмы «Весна» (г. Киров).
Цены на куклы в магазинах отличаются незначительно. Самая дешевая – кукла-подделка. Кукла-бренд – стоит в 3-5 раз больше.
Хорошего качества российские куклы. В зависимости от размера и функций колеблется и цена.
У бабушек в детстве не было разнообразия кукол. Это были тряпичные или деревянные куклы изготовленные взрослыми или старшими братьями и сестрами.
Мамам повезло больше. У них уже были настоящие советские куклы из пластмассы. И даже настоящие куклы из ГДР. Некоторые продолжали играть тряпичными куклами, бумажными куклами или куклами-пупсиками.
У современных девочек выбор огромный. В лидерах продаж куклы: Винкс, Братц, Монстер Хай и Барби.
Среди красивых на внешность кукол появилась серия Монстров. Но это только снаружи. А внутри они очень добрые, умеют дружить, преодолевают трудности, не стесняются своей внешности, любят природу.
Психолог ничего плохого в увлечении девочек куклами серии Монстер Хай не видит. Красоту следует рассматривать, прежде всего, внутреннюю.
Чтобы привлечь внимание одноклассников мы разработали увлекательные сборники.
Заключение
Таким образом, мы провели исследовательскую работу с целью выяснить, какие они – куклы серии Монстр Хай?
Из дополнительной литературы мы узнали, что кукла – это детская игрушка в форме человека. Археологические находки доказывают, что игрушки появились более 30 тысяч лет назад.
Куклы изначально использовали в ритуалах.
Уже у древней римской девочки кукла подвижная и даже имела приданое.
А на Руси были куклы-обереги.
Детям последнего русского царя дарили куклы знаменитых компаний Арман Марсель, Зимон и Хальбиг.
Для игры были куклы недорогие. Девочки учились правильно наряжать и ухаживать за ними, а как подросли, своими руками мастерили наряды для кукол.
Куклы советского детства были более скромные, приближенные к жизни.
Авторская кукла Барби родилась в 1959 году и произвела революцию в мире игрушек.
Потом были куклы Беби Борн (Baby Born), Winx (Винкс), Bratz (Братц).
В погоне за модой в мае 2011 года рождается линейка Монстр Хай. Школу монстров посещают дети знаменитых злодеев. Но они мало что переняли от родителей.
Дети-монстры и красивы, и уродливы одновременно. Они добрые, толерантные, внимательные, умеют дружить, умеют быть самим собой. Они остаются уникальными несмотря на свои недостатки.
Любимой игрушкой девочек всегда была кукла. Во все времена, независимо, какой она была, кукла учила дружить, готовила маленьких девочек становиться взрослыми.
Наше практическое исследование показало, что в магазинах детских игрушек можно подобрать куклы разных серий. Все чаще встречаются куклы российского производства. Цены также отличаются. Брендовые куклы стоят намного дороже.
И бабушки, и мамы также имели свои игрушки. В эпоху бабушек – это были тряпичные или деревянные куклы.
У мам выбор оказался больше. Это были куклы эпохи советского детства.
Современные дети могут выбрать куклы из огромного числа серий.
Среди девочек встречаются такие, которые из огромного многообразия выбрали именно из Школы монстров.
Беседы с девочками показали, что в куклах они, прежде всего, увидели доброту, умение дружить и любить, не бояться своих недостатков. Быть собой!
Психолог реабилитационного центра еще раз нас убедил, что монстры не такие уж и страшные.
Гипотеза: кукла Монстр Хай по-своему особенна и у нее есть свое назначение. Гипотеза подтвердилась.
Список использованных источников и литературы
1.В. Даль. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание: ок. 1500 ил./ В.И. Даль. – М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006. – 348, [4] с.: ил., с. 119
2.Нуждина Т.Д. Мир вещей. Энциклопедия для малышей. Чудо – всюду/ Художники Г.В.Соколов, В.Н.Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К0» 1998. – 287 с., ил. (Серия: «Мои первые книжки»)
3.Ожегов С.И.; Шведова Н.Ю.: Толковый словаь русского языка: М.: Оникс, 2008. – 928 с., с. 710
4.Ушаков Д.И. Толковый словарь современного русского языка. Д.Н. Ушаков – М.: «Аделант», 2013. – 800 с., с. 261
1. http://articles.ircity.ru/3902/# Ностальгия по прошлому: «Куклы советского детства»
2. http://babiki.ru/blog/dizainerskie/26664.html
3. http://festival.1september.ru/articles/575938/
4. http://www.kids-price.ru/article/toys/Monster_High/
5. http://www.kukla-mia.ru/znachenie_kukly_kak_igrushki_i_simvola/
6. http://www.liveinternet.ru/users/3092214/post266739684
7. http://pochemuha.ru/istoriya-kukol-istoriya-sozdaniya-kukly
8. http://samogoo.net/samaya-drevnyaya-kukla.html
10. http://womas.ru/vse_o_detjah/pochemu_detjam_nravjatsja_kukly_monstry.htm
Понятийный аппарат
Археолог – это историк, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам.
Ассортимент – состав однородной продукции по видам, сортам и маркам.
Бренд – это целый набор признаков, отличающих компанию от остальных и делающих её легко узнаваемой среди потребителей.
Линейка – то же, что и серия.
Серия - ряд однородных предметов, имеющих какой-либо общий, объединяющий признак.
Толерантность – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.
Уникальный - единственный в своём роде, неповторимый, существующий в одном экземпляре
Приложение 1
Кукла Креперейи – самая древняя кукла
Далее смотрите в скачиваемом файле... Исследовательская работа "На лицо ужасные, добрые внутри..." Султанова Карина Артуровна