Матыгулина Татьяна Владимировна, учитель начальных классов, высшая категория, ГОКУ "СКШИ г. Черемхово", Иркутская область
Аннотация. В статье рассматривается опыт работы по использованию личностно-ориентированного подхода в развитии коммуникативной компетенции неслышащих младших школьников.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, интерактивное обучение, личностно-ориентированный подход.
Презентация к статье Матыгулина Т.В. СКАЧАТЬ
Человек – уникальная личность и именно это является одним из основных постулатов личностно-ориентированного обучения.
Современное образование претерпевает изменения. Одним из приоритетов системы образования в школе становится достижение нового образовательного результата – формирования ключевых компетентностей учащихся.
Цель компетентностей – помочь ребёнку адаптироваться в социальном мире.
Термин “личностно-ориентированный подход” получил в настоящее время в среде научно-педагогической общественности широкое распространение. Нельзя утверждать, что данное понятие не существовало ранее. Школа всегда считала своей важнейшей задачей не только обучение, но и развитие личности, а также подчеркивала необходимость учета индивидуальных способностей и качеств личности в обучении знаниям и умениям. Для личностно-ориентированного подхода в современной системе обучения более существенной является ориентация, как на процесс обучения, так и на конечные цели (главным ставится вопрос “каким быть”, а не “кем быть”). В основе личностно-ориентированного подхода в обучении лежит признание индивидуальности, самобытности каждого ученика.
В качестве оснований личностно-ориентированного подхода, как теории в современной педагогике, называют гуманистическую педагогику, индивидуальные и дифференцированные подходы к решению педагогических проблем.
Основные положения этих подходов стали ядром концепции личностно-ориентированного образования. В частности такие:
В содержание личностно-ориентированного подхода входят положения:
Реализация личностно-ориентированного подхода в образовании требует инновационной деятельности, что предполагает реорганизацию следующих компонентов образования:
Л.С. Выготским утверждал, что успехи учащихся в учебе и в их умственном развитии во многом зависят от того, какова их “зона ближайшего развития” и насколько она учитывается педагогами, работающими с этими детьми. Поэтому личностно-ориентированный подход в обучении предоставляет каждому ученику возможность учиться в собственном темпе сообразно своим способностям и потребностям, ориентирует ученика не только на достигнутый им уровень познавательного развития, но и предъявляет регулярные требования, несколько превышающие его наличные возможности, способствует тому, что обучение постоянно ведется в индивидуальной “зоне его ближайшего развития”.
Общение является важнейшим фактором развития ребенка. Но есть особенности построения взаимоотношений с окружающими у детей с нарушением слуха.
Цель педагогики – нормализация общения ребенка с нарушением слуха с окружающими.
Задача – формирование и развитие коммуникативной компетенции как основной жизненной компетенции для ребенка с нарушениями слуха.
По мнению Л.С. Выготского, общение является важнейшим фактором развития ребёнка. По мнению учёного, физический или интеллектуальный дефект аномального ребёнка создаёт почву для возникновения препятствий в формировании и развитии общения детей с окружающими, в установлении широких социальных связей. «Дефективный ребёнок есть, прежде всего, особый ребёнок, к нему складывается исключительное, не обычное, не такое, как к другим людям, отношение. Его несчастье раньше всего изменяет его социальную позицию, социальную установку в среде. Все связи с людьми, все моменты, определяющие место человека в социальной среде, его роль и судьбу как участника жизни, все функции общественного бытия перестраиваются», - пишет Л.С. Выготский.
Коммуникативная компетенция – деятельный подход к развитию речи означает не просто речевую практику, не просто речевую активность, не речь как процесс индивидуального пользования языком, а как речевую деятельность со всеми присущими ей характеристиками.
Ведущая задача педагогического коллектива нашей школы сегодня – поиск резервов, повышения качества учебно-воспитательного процесса, в первую очередь формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Как в условиях модернизации российского образования помочь ребёнку стать компетентным? Этого можно добиться при использовании новых технологий, которые направлены на необходимость мыслительной деятельности и коммуникативность.
В нашей школе обучаются ученики с разным потенциалом и с разным запасом знаний. Поэтому задача учителя индивидуализировать процесс обучения, чтобы каждый ученик работал на уроке с интересом, а это возможно, если он выполняет посильное для него задание.
На уроках необходимо делать ориентир на самостоятельную работу учеников, создавая проблемные речевые ситуации. Детям с низким речевым развитием задавать вопросы, создавать провокационные ситуации, которые побуждают учеников к речи (при затруднении включаться в совместную деятельность). Предлагать детям творческие работы: придумать, составить предложения, слова. Использовать дидактические материалы, варьирующие для учащихся с разной успеваемостью. (Ребусы, кроссворды, составь слово, назови картинку, прочитай)
Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков учащимся. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыками самостоятельного движения в информационных полях, формированием у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для преодоления возникающих в жизни проблем.
Оптимальным средством формирования и развития коммуникативной компетентности школьников является интерактивное обучение.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.
За счет активного использования в учебном процессе интерактивных методов обучения и информационно-коммуникационных технологий возможно достижение образовательных результатов, необходимых для жизни в информационном обществе, а именно:
Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное – оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.
В младших классах результат достигается за счёт усиления речевого и общего развития неслышащих учащихся. Коммуникативная направленность определяется в основном содержанием учебного процесса, видами, методами и формами речевой деятельности неслышащих учащихся младших классов. В начальном звене закладывается прочный фундамент развития коммуникативной компетенции.
Где речь оказывается необходимой «для других», здесь действуют такие факторы, как
Фактор, имеющий важное значение на всех годах обучения - развитие слухового восприятия неслышащих школьников, учитывая значимость устной речи в развитии неслышащего ученика, важность устной коммуникации неслышащих со слышащими в современном обществе, возникла необходимость формирования коммуникативной компетенции глухих школьников, потому что наши неслышащие не стремятся в среду слышащих, а остаются в среде себе подобных.
Основными задачами по формированию навыков коммуникативной компетенции у детей с нарушением слуха являются:
Проблемы, стоящие перед педагогами чрезвычайно сложны, так как у неслышащих школьников часто отсутствуют мотивы общения, при наличии общения отсутствуют средства общения. Если есть средства, то их сложно реализовать, наконец, очень узок круг участников общения. Поэтому коллектив школы практикует создание речевой среды и условия для самовыражения неслышащих учеников в рамках речевой деятельности.
Устная форма словесной речи неслышащего, несмотря на то, что мы обеспечены звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования, индивидуальными слуховыми аппаратами и специальной программой формирования произношения и развития слухового восприятия, всё ещё остаётся труднодоступной значительной части наших воспитанников.
Тем не менее, при соответствующих организационно – методических условиях на слухо – зрительно – тактильно – вибрационной основе, с использованием специальной методики обучения методов, ориентированных на устную коммуникацию у неслышащих школьников до известной степени формируются речевой слух и словесная речь в устной форме при удовлетворительной внятности.
К настоящему времени в системе обучения неслышащих учеников навыкам коммуникативной компетенции применяем все формы учебного диалога: на предметных уроках, индивидуальных занятиях, музыкальной ритмике.
Необходима система работы по формированию коммуникативной компетентности, коммуникативных умений и навыков у детей с нарушенным слухом.
Принцип речевой коммуникации должен пронизывать всю работу по речевому развитию в школе. В связи с этим программа предусматривает общение детей на уроках не только с учителем, но и друг с другом. На уроках детей учат расспрашивать друг друга в искусственно созданных ситуациях, когда разговор не содержит новой для них информации, в этом плане клуб общения имеет преимущества, так как детям интересно общаться, они хотят общаться с новыми людьми.
Чтобы процесс общения был интересным для неслышащих обучающихся, коллектив школы создаёт мотивированную ситуацию словесного общения.
Существенную помощь в этом оказывают:
Основная цель мероприятий состоит в практической реализации произносительных навыков школьников с нарушенным слухом посредством театрального искусства, воспитании активной творческой личности, так как театральная деятельность интересна, любима, наиболее близка и доступна школьнику, поскольку в основе её лежит игра, которая, по убеждению Л.С. Выготского, является корнем всякого детского творчества.
Коллектив школы в процессе обучения старается учесть один из основных мотивов учащихся – стремление к общению, побуждающий к совместной деятельности.
Сегодня мы убеждены в том, что значимость умения общаться, чрезвычайно важна и определяет в большей степени дальнейшее развитие неслышащего школьника, так как коммуникативная компетенция – это умение принимать и передавать информацию в основе общечеловеческой культуры.
Данные исследования подтверждают низкий уровень развития навыков общения, а, следовательно, коммуникативной компетенции учащихся и указывают на необходимость более серьёзного отношения к данной проблеме.
Рекомендации педагогам, классным руководителям и воспитателям при планировании работы по развитию общения и коммуникативной компетентности на уроках, внеклассных занятиях обязательно содержание работы должно включать:
Можно сделать следующий вывод:
Список литературы