Аникина Зинаида Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ "Уваровщинская сош", Кирсановский район, Тамбовская область
Предмет: русский язык
Тема: родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода
Класс: 4
УМК: «Школа России»
Автор курса: Рамзаева Т.Г.
Цель: формирование предметных умений и навыков
Задачи:
- изучить окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже;
- стимулировать активную познавательную деятельность учащихся;
- развивать орфографическую зоркость;
- воспитывать доброжелательность, ответственность, аккуратность, любовь к родному языку.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, аудиопроигрыватель (по необходимости), модель планеты и корабля, словарное слово на карточке, индивидуальные карточки для творческой работы.
Авторский медиапродукт: презентация PowerPoint
Комментарии по использованию ресурса
Урок построен в форме игры-путешествия, в котором участвует весь класс. Для наглядности я использовала модель планеты: старый глобус раскрасила гуашью, обозначив вымышленные материки и океаны. Из бумаги сделала конусы и наклеила 6 штук (горы Падежи). Пункт отправления обозначила красной точкой и пунктиром обозначила маршрут. Модель корабля на леске. Хотя урок может быть проведен только с использованием презентации, но глобус дает наглядное представление именно кругосветного путешествия, с возвратом в исходный пункт.
Презентация является не главным объектом, а всего лишь опорой, фоном для деятельности учащихся. Переход слайдов осуществляется по щелчку. На третьем слайде по щелчку появляется начало пути – пунктир.
Седьмой слайд содержит имена прилагательные без окончаний. Они появляются после ответов учащихся по щелчку мышки. Еще один щелчок откроет окончания – ого, -его в заголовке таблицы. Этот этап урока содержит в конспекте сведения о родной местности учащихся, по желанию можно изменить данные (в презентации этого не требуется).
На этапе закрепления материала я использовала игру «Подбери пару», основу которой однажды увидела в журнале «Начальная школа» довольно давно. К сожалению, ни автора, ни номера журнала назвать не могу. Если кто-то располагает этими данными, очень прошу помочь.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, в парах постоянного состава, групповая.
Ход урока.
I Оргмомент: Здравствуйте, ребята!
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять»?
II Объявление темы и целей урока. Актуализация знаний.
- Ребята, вы любите путешествовать? Предлагаю вам сегодня совершить «Путешествие по планете Прилагательное».(Слайд №1) Что интересного вы заметили в названии? ( Все слова на букву П). Правильно. Сегодня эту букву мы будем использовать на уроке чаще других, ведь вы сейчас изучаете имена прилагательные и падежные окончания прилагательных. И тема сегодняшнего урока: «Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода». Откройте тетради и запишите дату.
Обратите внимание на эпиграф (слайд №2): «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками» (И.С.Тургенев).
Как вы поняли это высказывание? Кто такие предшественники? (ответы детей)
III Каллиграфическая минутка.
В путь мы отправимся из пункта П. (Слайд №3 и показать на глобусе).Начало отметим в тетради строчкой красивых заглавных букв П. (Дети прописывают).
Пункт отправления расположен на Поле Предложений. (Слайд №4).
Одно предложение с этого поля попросилось в ваши тетради. Запишем его красиво: По полю пшеницы полз паучок.
Закройте глаза и представьте себе эту картину. Думаю, ваши образы отличаются друг от друга, не так ли? (Ответы 1-3 учащихся). Разберем это предложение по членам и обозначим, какой частью речи выражен каждый из них (1 ученик работает у доски). Ребята, чего не хватает в этом предложении для красоты речи? (прилагательных). Давайте подберем к каждому существительному подходящее по смыслу прилагательное (устно).
Пример: По бескрайнему золотистому полю спелой пшеницы полз маленький паучок. Хорошо. Стала ли воображаемая картина более полной, понятной? В этом нам помогли имена прилагательные. Выпишите из нового предложения словосочетания, поставив их в родительный падеж. Те, кто сомневается в написании окончаний имен прилагательных, оставьте пока их ненаписанными.
Наше путешествие продолжается и мы приблизились к подножию гор Падежей. (Слайд №5). Пока мы внизу, надо перевести дух, собраться с мыслями.
III Словарная работа
Обратите внимание на слово «путешествие» (Карточка со словом). Откройте словари, запишите это слово, поставьте ударение. Попробуйте догадаться, чем это слово особенно интересно? (В нем 2 корня: пут и шеств , е - соединительная гласная).(Слайд №6)
Путешествие - поездка или передвижение пешком по дальним странам, местностям.
Какое может быть путешествие?
(Далекое, длительное, интересное, увлекательное, опасное, морское,
Кругосветное...)
Китайская пословица гласит: « Путешествие в тысячу ли начинается с одного шага» (ли- это китайская мера длины). Как вы понимаете эту пословицу? (Трудно сделать первый шаг перед дальней дорогой, но если уж его сделать, то отступать не надо) А в эпиграфе встречалось однокоренное словок слову «путешествие». Найдите его. (Предшественниками)
IV Работа по теме урока. Ну, что ж мы с вами передохнули, собрались с силами и теперь попробуем перейти через горы Падежи. Я предлагаю вам совершить восхождение на гору с названием Падеж родительный. (Слайд №7). Попробуем?
Для этого нам нужно посмотреть на таблицу: как ого ?
Мы отправились в путь от порога нашего родн... Дома, нашей школы, которая стоит в самом начале красив... Села Большая Уваровщина. Дорога лежит через горы и поля дальн... Края, на берег син... Моря. В прилагательных нет окончаний. Какие окончания просятся в эти слова? Подсказка – в вопросе!
(Ученик называет окончания ого и его).
(По щелчку мыши открываются те же окончания). Вы правильно угадали. В родительном падеже прилагательные мужского и среднего рода имеют окончания -ого, -егo.(Щелчок)
Давайте откроем учебники на странице 131 и поработаем с упражнением 295 по цепочке. Если мы его выполним, верно, то переход через горную вершину состоится. (Работа с учебником).
Yфизкультминутка (с повторением изученного).
Молодцы, дети. Мы преодолели горный массив и теперь можно отдохнуть. Нас ждет Привал путешественников. (Слайд №8). Отдыхать будем активно. Необходимо встать и выйти из-за парт. У нас 3 ряда. Будем выполнять разминку для туловища и ума.
Вы стоите ко мне лицом. Руки на пояс. Быстро найдите перед собой существительное женского рода в единственном числе. Чей ряд быстрее назовет, тот и будет склонять это существительное. Одновременно делаем наклоны вправо и влево. (Например: И.п доска, Р.п доски., Д.п доске., В.п доску, Т.п. Доской, П.п. О доске. Поворот направо. Задание то же, существительные мужского рода в единственном числе (Например: цветок) Упражнение - приседания на каждый падеж.
Поворот направо; существительные женского рода во множественном числе (Например: тетради) Упражнение - руки к плечам, вращения вперед и назад. Поворот направо - существительные среднего рода в единственном числе. (Например - окно)
Упражнение в равновесии стоять на одной ноге. Поворот направо - сесть за парты.
VI Закрепление изученного
Мы попали на Парное побережье.(Слайд №9) Почему оно так называется? Да просто здесь мы поиграем в парах. И игра называется «Подбери пару». (Слайд №10)
На доске записаны 2 столбика слов; в первом - имена прилагательные, во втором - имена существительные. Необходимо составить логические словосочетания и записать их в тетрадь в родительном падеже. Каждое слово можно использовать только 1 раз
Приветливый Приятный Полотняный Полосатый Прекрасный |
Путешествие Портфель Парикмахер Полотенце Почтальон |
А еще я хочу обратиться к ребятам, которые сомневались в выборе окончаний словосочетаний на Поле предложений: вы догадались, какие окончания должны там быть? (Проверка с мест)
VII Творческое задание. В порту нас ждет корабль и путешествие из сухопутного превращается в морское. Теперь, чтобы преодолеть пучину моря, надо проявить старание, упорство и фантазию. Мы сейчас попробуем за 5 минут сочинить сказку. Это задание так и называется «Попробуем придумать» (Слайд №11).
Каждому ряду на парту я кладу карточки со словами. Это существительные мужского и среднего рода. Используя все слова, придумать небольшой текст-сказку. Работаем группами по 4-5 человек.
(Выборочное чтение сказок: 2-3 человека)
VIII Итог урока. Рефлексия (Пока дети сочиняли сказку, корабль перемещается к исходному пункту) (Слайд № 12)
Ребята, море Понимания очень велико (Слайд №13), в нем можно встретить много неизведанных островов, материков, подводных течений... Сегодня мы узнали лишь один маршрут. Ваш корабль- учебник русского языка. Берегите и любите его.
Я очень рада, что сегодня вы хорошо работали. А что вам особенно запомнилось из нашего путешествия? (Ответы детей). Какие окончания вы будете писать у прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже? (-ого, -его).
Наш корабль вернулся к исходному пункту, на его борту появились отметки на букву сегодняшнего урока. Какие это отметки? Кто считает, что поработал на уроке на «5», ему было все понятно и интересно? Эту же отметку я поставлю в журнал.
А вы получайте радость от работы, от познания, ведь работа – это счастье. Об этом говорит поэт Валерий Брюсов в стихотворении из упражнения № 296 учебника. Его вы выполните дома, вставляя пропущенные окончания в имена прилагательные. А можете сделать дополнительное задание (по желанию): сочить небольшую сказку, в которой встречались бы имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже.
Спасибо вам за работу. Урок окончен.